Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Муромский промышленно-гуманитарный колледж»
Рассмотрено на заседании
методической комиссии
Руководитель
__________ С.В.Лабутов
План урока
Производственного обучения.
Тема 3: «Основные слесарные операции».
Тема урока 3.2. «Гибка металла»
Автор
Орлов А.М.,
мастер производственного обучения,
высшая квалификационная категориия
Муром, 2021
План урока
производственного обучения
Орлов Александр Михайлович, мастер производственного обучения по профессии «Автомеханик»
1. Тема МДК 01.01.: “Слесарное дело и технические измерения”.
2. Тема урока: “Гибка металла”.
3. Тип урока: изучение трудовых приемов и операций.
4. Учебно-производственные работы выполняются в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта по профессии 190631.01 «Автомеханик».
п/п | Перечень работ | Сложность, разряд | Рабочая норма времени | Ученическая норма времени |
I. | Изготовление уголка | | | |
1 | Разметка заготовки | 2 | 2 мин | |
2 | Гибка уголка в тисках в угол 90 градусов | 2 | 5 мин | |
3 | Проверка качества | 2 | 3 мин | |
II. | Изготовление скобы | | | |
1 | Разметка заготовки | 2 | 3 мин | |
2 | Гибка заготовки в оправке на ¼ диаметра | 2 | 4 мин | |
3 | Гибка заготовки в оправке на ½ диаметра | 2 | 4 мин | |
4 | Гибка в оправе хвостовика заготовки в противоположную сторону относительно скобы. | 2 | 4 мин | |
5 | Проверка качества | | | |
III. | Изготовление квадрата | | | |
1 | Разметка заготовки | 2 | 5 мин | |
2 | Гибка первого угла заготовки в угол 90° в оправке | 2 | 3 мин | |
3 | Гибка второго угла заготовки в угол 90° в оправке | 2 | 3 мин | |
4 | Гибка третьего угла заготовки в угол 90° в оправке | 2 | 3 мин | |
5 | Гибка четвёртого угла заготовки в угол 90° в оправке | 2 | 3 мин | |
5. Цели урока:
Обучающие – изучить правильные приемы гибки металла в тисках и с помощью различных приспособлений с соблюдением требований безопасности труда.
Развивающие – развивать творческое мышление обучающихся, находить пути совершенствования своего труда;
- развивать навыки производительного труда, разбираться в практических ситуациях и самостоятельно осуществлять найденные решения.
Воспитательные – формировать у обучающихся стремление к постоянному развитию профессиональных способностей и мастерства, стремление к самоконтролю;
-формировать самостоятельность и уверенность в своих силах;
-развивать интерес к профессии;
-воспитывать у обучающихся бережное отношение к слесарному инструменту.
Материально-техническое оснащение урока: металлические заготовки, разметочный инструмент, слесарные молотки, тиски, круглогубцы, измерительные приборы, эталоны изделий, плакат “Гибка металла”, инструкционно - технологические карты, таблица критериев оценки.
Место проведения: слесарная мастерская.
№ п/п Название этапа | Задачи этапа | Деятельность мастера п/о | Деятельность обучающихся |
1. Организационный этап урока. | Подготовка обучающихся к работе на уроке. | Предъявление единых педагогических требований: -приветствие; - выявление отсутствующих на уроке; - проверка внешнего вида (соответствие требованиям ТБ, внутреннего распорядка). | Отвечают на приветствие. Дежурный докладывает о явке обучающихся на занятие. Приводят в соответствие внешний вид, рабочее масто |
Психологическая установка на восприятие материала урока | Организация внимания и готовности обучающихся к уроку (устранение отвлекающих факторов: посторонний шум, лишние предметы на рабочем месте). | Демонстрация готовности к восприятию урока. |
2. Вводный этап урока | Подготовка к основному этапу урока. | Сообщение темы урока: «Гибка металла. Гибка металла механизированным и ручным способом с помощью приспособлений. Демонстрирует виды деталей подвергнутые слесарной операцией «Гибка». Просит обучающихся сформулировать цели урока. В ходе урока Вы должны научиться: 1. Определять материалы способные подвергаться пластической деформации 2. Производить расчёты припусков 3. Производить гибку металла плоского и круглого сечения в тисках с применением оправок. 4. Производить гибку металла плоского и круглого сечения в различных приспособлениях. 5. Контролировать качество выполненной работы 6. Определять ошибки, приводящие к браку детали. 7. Составлять алгоритм трудовых действий (технологическую последовательность) Вводный инструктаж по теме урока. | Записывают тему урока в тетрадь. Формулируют цели урока Слушают инструктаж |
2.1. Мотивация | Обеспечение возникновения у обучающихся внутреннего побудителя деятельности, придающего ей личностный смысл, соответствующий требованиям и будущей профессии. Обеспечение самоосмысления через постановку цели урока | Для формирования практических навыков гибки металла проведём экспресс-опрос. 1. Назовите виды гибки металла? 2. Назовите инструмент и приспособления используемые при гибки металла? 3. Какими свойствами металла должен обладать материал подвергающийся гибки? | Осмысливают значимость материала данного урока в формировании профессионального опыта. |
| | Для формирования практических навыков гибки металла проведём экспресс-опрос. 1. Назовите виды гибки металла? 2. Назовите инструмент и приспособления используемые при гибки металла? 3. Какими свойствами металла должен обладать материал подвергающийся гибки? 4. | |
2.2. Входной контроль. | Актуализация опорных знаний Реализация связей: 1. Межпредметных (производственное – обучение – спецпредметы: техническое черчение, материаловедение, охрана труда). 2. Внутрипредметных (материал предыдущих и данного уроков). | Вопросы базовых дисциплин или предыдущих уроков. Входной тест с эталонами ответов. Самоконтроль Результаты теста занесите в «Лист самооценки» | Отвечают на вопросы теста. Сравнивают свои ответы с эталоном. Определяют коэффициент усвоения. Ставят оценки в «Лист самооценки» |
2.3. Коррекция опорных знаний. | Выявление пробелов и внесение исправлений и поправок в опорные знания обучающихся. | Разбор вопросов, вызвавших затруднения у обучающихся. Организация взаимопомощи. | Определяют и восполняют пробелы в знаниях. Сильные обучающиеся помогают более слабым. |
2.4 Формирование ориентировочной основы учебно-производственной деятельности. | Обеспечение восприятия и осмысления способов действий. Формирование умений, сотавление алгоритма трудовых действий. | Проанализируем каждую из операций. Смотрим учебный элемент «Гибка заготовки на прессе» 1. Размечаем место изгиба заготовки. 2. Устанавливаем заготовку на верхнюю часть матрицы так, чтобы ось матрицы совпадала с риской изгиба. 3. Вращаем винт пресса на котором закреплён пуансон (подвижная часть) по часовой стрелке, чтобы матрица и пуансон совместились и изогнули заготовку в угол 90°. 4. Извлечь заготовку и произвести визуальный и мерительный осмотр. Смотрим учебный элемент «Гибка заготовки в трубогибе» 1. Поместить изгибаемую заготовку одним концом между двух роликов трубогиба и зафиксировать её струбциной. 2. Перемещаем ручку трубогиба так, чтобы изгибаемая поверхность заготовки облегала неподвижный ролик трубогиба. Возвращаем ручку в обратное положение и извлекаем заготовку. Производим визуалный осмотр Смотрим учебный элемент «Гибка уголка» После просмотра показа операции гибки уголка, скобы и квадрата мастером производственного обучения составим алгоритм(технологическую последовательность) выполнения вышей предстоящей работы: 1. Разметить место изгиба заковки с расчётом вычета толщины заготовки из общего размера. 3. Закрепить заготовку в тисках, чтобы риска изгиба находилась параллельно губкам. 4. Взять слесарный молоток и лёгкими ударами сгибаем заготовку под угол 90 градусов при этом ударяем по центру плоскости сгибаемой поверхности, а не по её краям и рёбрам. 5. Извлечь заготовку из тисков и произвести визуальный и измерительный осмотр. . Смотрим учебный элемент «Гибка скобы» 1. Разметить место конечного изгиба заготовки. 3. Установить и зажать в тисках заготовку вместе с оправкой строго в перпендикулярном положении так, чтобы край заготовки находился чуть ниже оси оправки, а верхняя часть оправки находилась чуть выше уровня губок. 4. Слесарным молоткгом изогнуть лёгкими ударами незажатую часть заготовки до губок. Получиться изгиб приблизительно ¼ диаметра. 5. Ослабить затяжку тисков и переместить изогнутую часть из горизонтального положения в вертикальное вместе с оправкой. 6. Зажать заготовку и повторить предыдущую операцию по гибки до тех пор, пока изгиб не достигнет ½ радиуса. 7. Ослабить затяжку тисков и переместить изогнутую часть из горизонтального положения в вертикальное вместе с оправкой. 8. Лёгкими ударами молотка отгибаем отгибаем лапку заготовки в противоположную сторону от изогнутой части. 9. Извлечь заготовку из тисков и произвести визуальный и измерительный осмотр. Смотрим учебный элемент «Гибка квадрата» 1. Разметить места изгиба заготовки 2. Зажать заготовку и оправку в тисках, так чтобы оправка имела вылет чуть выше губок тисков, а риска изгиба находилась параллельно плоскости оправки. 3. Лёгкими ударами молотка изогнуть её первый угол под 90° 4. Переустановить заготовку так, чтобы изогнутая часть оказалась снизу оправки. Повторить предыдущий процесс гибки. 5. Переустанавливая заготовку по оправке, производим гибку оставшихся двух углов. | Воспринимают, осмысливают способы действий. Составляют алгоритм (технологическую последовательность) выполнения работы. Делают анализ выполнения операций. Конкретизируют выполнение поставленной задачи. |
2.5. Проверка понимания алгоритма действий | Определение возможности допуска обучающихся к самостоятельной работе. | Контроль уровня полученных знаний. Вопросы по технологии, методам, приёмам, способам выполнения учебно-производственного задания. | Сравнивают свои ответы с эталонами. |
3. Основной этап урока. Самостоятельная работа обучающихся, текущий инструктаж. | Обеспечение самореализации через саморегуляцию и самоосмысление. | Ориентировочная основа действий при выполнении учебно-производственного задания усвоена. Прежде чем вы начнёте выполнять задание повторите правила ТБ и требования ОТ при выполнении работ по гибке металла механизированным и ручным способом. Начинаем основной этап урока – самостоятельную работу. На рабочем месте каждого из вас есть «технологические карты» , по которым вы должны выполнить практические работы. На выполнение практических работ – 20 минут. Целевые обходы. Первый обход: проверить организацию рабочих мест, соблюдение правил ТБ. Особое внимание уделить слабым обучающимся. Третий обход: проверить правильность ведения самоконтроля. Обратить внимание на выполнение приёмов по выполнению технологических операций обучающимися. Четвёртый обход: проверить правильность соблюдения технических и технологических условий в работе. Приять приём практической работы – оценивание. Оценить и выдать дополнительно задания наиболее успевающим обучающимся. Коллективное текущее инструктирование. Пятый обход: проверить правильность ведения промежуточного (межоперационного) контроля. | Осмысливание необходимости безопасных способов выполнения работ. Самоконтроль организации рабочего места, соблюдение правил ТБ. Самоконтроль правильности выполнения трудовых приёмов. Самокоррекция, самооценка. |
4. Заключительный этап урока. Заключительный инструктаж. | Анализ и оценка успешности должности цели урока производственного обучения. | Мы заканчиваем практические работы №1,№2, прошу Вас оценить свою работу самостоятельно и выставить оценки в «Лист самооценки» 1. Подвести итоги урока производственного обучения. Проанализировать работу каждого обучающегося. 2. Сообщить оценку качества работы каждому обучающемуся. 3. Отметить, кто добился отличного качества работы. 4. Разобрать наиболее характерные недочёты в работе обучающихся и рекомендации по их устранению. | Самоанализ выполненной работы. Самокоррекция. |
4.1. Мотивация | Формирование у обучающихся ориентации на успех. | Поощрение обучающихся в процессе достижения ими поставленной цели (в том числе слабых) | Самоактуализация. Саморегуляция через достижение цели. |
4.2. Домашнее задание. | Обеспечение понимания цели домашнего задания. Обеспечение понимания содержания и способов выполнения домашнего задания. Поставка новой цели к следующему уроку. | Сообщение домашнего задания: 1. Повторить тему 3.3. «Правка металла». 2. Повторить тему 3.4. «Гибка металла» 3. Составить технологическую последовательность (карту) «Гибка квадрата в тисках» Тема следующего урока: «Резка металла». На этом уроке вы сможете изучить и освоить резку металла механизированными способами на отрезных станках, а также ручными способами: ножницами и ножёвкой. | Самоосмысление информации о целях и задачах на ближайший урок производственного обучения. |
Ход урока
I. Организационная часть (5 минут)
Рапорт старосты о наличии уч-ся. Проверка рабочей одежды и внешнего вида уч-ся.
II. Вводный инструктаж (45 минут)
-
Сообщение темы и цели урока.
-
Актуализация прежних знаний
а) учащиеся (4, 5 чел.) получают карточки с вопросами, на которые должны ответить за 15 минут.
б) учащиеся по схемам и макетам отвечают на следующие вопросы:
-
Как правильно пройти на свое рабочее место?
-
Какие правила ТБ необходимо соблюдать на рабочем месте?
-
Как правильно подготовить рабочее место к работе?
-
Когда необходимо применять правку металла и что это такое?
-
Какой инструмент необходим для правки металла?
-
Как правят металл в горячем состоянии?
-
Как правят металлические листы?
3. Формирование новых понятий и способов действий:
3.2. Рассмотреть новый материал и составить конспект:
При работе с металлом очень часто приходится выполнять еще одну операцию, связанную с его пластическим деформированием, — гибку. Ни одна работа, пожалуй, без нее не обходится. При сгибании металла его волокна испытывают одновременно и сжатие и растяжение, нужно внимательно выбирать усилия и радиусы загибов, чтобы пластическая деформация не перешла в деформацию разрыва. Она производиться механизированным или ручным способом с помощью различных приспособлений.
Не следует, например, выбирать радиус загиба меньше, чем толщина заготовки, — это может привести к тому, что на металле появятся трещины или он сомнется на внутренней стороне загиба.
Гнуть, как показывает практика, чаще всего приходится либо полосовую сталь, либо трубы. Приемы работы с этими двумя видами металла существенно различаются.
Гибка металла в тисках
Для ручной гибки металла используют слесарные тиски, слесарный молоток, деревянный молоток (киянка), плоскогубцы или круглогубцы и различные металлические оправки.
Полосовую сталь удобнее всего гнуть в слесарных тисках. Для этого нужно установить заготовку таким образом, чтобы сторона с нанесенной на нее риской места загиба была обращена к неподвижной губке тисков. Риска должна выступать над губкой примерно на 0,5 мм. Удары наносить следует тоже в направлении неподвижной губки тисков.
Для того чтобы загнуть полосу под острым углом, необходимо воспользоваться оправкой, которая соответствует требуемому углу загиба. Ее нужно зажать в тисках вместе с заготовкой, расположив полосу высокой стороной к ней, и загнуть ударами молотка.
Для изготовления из полосовой стали скобы применяется брусок-оправка, равный по толщине проему скобы. Его нужно зажать в тисках вместе с полосой стали и легкими ударами молотка загнуть одну сторону скобы. Затем вложить брусок внутрь скобы и, снова зажав в тисках, поступить так же с другой стороной.
Для крепления труб и металлических стержней различного назначения часто используется хомут из полосовой стали. Он изготавливается на тисках. Для этого берут круглую оправку нужного диаметра, зажимают ее в тисках и двумя плоскогубцами загибают на ней полоску стали необходимой ширины и длины. Затем оправку нужно освободить из губок тисков и, зажав в них отогнутые концы хомутика, придать ему окончательную форму. Лучше наносить удары молотком не по самому хомутику, чтобы не оставить на нем забоев, вмятин и царапин, а через медную пластинку небольшой толщины, которая хорошо передает силу удара.
Полосовая гибка часто применяется при соединении металлических элементов — так называемых гибочных соединениях. Они носят самый различный характер и применяются очень широко. Соединение может быть целиком гибочным — крепежное усилие создается изгибом обоих элементов или одного. Гибочное соединение может играть вспомогательную роль и усиливать, например, резьбовое соединение, использоваться как стопорная шайба или шплинт в соединении гайка-болт.
Гибка металла с применением приспособлений
Гибка с помощью ручного пресса
С помощью ручного пресса оборудованого очень производительными штампами, можно легко придавать металлическим листам изгиб нужного профиля. На основании пресса нужно установить матрицу с заранее выбранным профилем, верхнюю, силовую часть пресса оборудовать пуансоном соответствующей матрице формы. При изготовлении штампов следует помнить, что ширина пуансона должна быть меньше ширины ручья матрицы на удвоенную толщину металлической заготовки.
Заготовки из стальных прутков удобно гнуть на простейшем приспособлении, которое представляет собой два штифта различного диаметра, ввернутые в металлическую плиту-основание. Пруток нужно вставить в промежуток между штифтами и обворачивать его вокруг штифта большего диаметра. При необходимости можно использовать молоток (если пруток слишком толстый или короткий). Недостаток этого приспособления в том, что оно позволяет получать изгибы только одного диаметра, соответствующего диаметру большого штифта. Впрочем, при желании его можно усовершенствовать, сделав штифты сменными.
В тех случаях, когда требуется изогнуть стальную полосу на ребро, используется роликовое приспособление. При работе с ним следует учесть, что верхняя прорезь бруска основания должна точно соответствовать размерам полосы. Кроме того, верхнюю часть полосы, которая будет испытывать растяжение, а также рабочий ролик нужно смазать маслом.
Гибка труб
Необходимость часто требует изготовления всякого рода трубочных соединений. Делается это вручную с помощью несложных приспособлений. Трудность этой операции заключается в том, что трубы при изгибании часто ломаются, мнутся и заготовка приходит в негодность. Чтобы этого не случилось, в трубу предварительно помещают наполнитель, в качестве которого используется мелкий сухой песок или расплавленная канифоль. В некоторых случаях можно наполнить трубу водой и заморозить, но следует учесть, что в нагретом состоянии трубы гнуться значительно легче.
Вопрос о том, нужен ли в каждом конкретном случае наполнитель, решается в зависимости от того, какого радиуса изгиб требуется сделать. Если радиус меньше 50 мм, то трубы диаметром до 20 мм можно гнуть без наполнителя в холодном состоянии. Медные и латунные трубы перед гибкой необходимо отжечь в зоне загиба.
Самое простое приспособление для гибки труб — вертикально установленная двойная плоскопараллельная пластина, имеющая кривизну необходимого загиба. Трубу зажимают в хомутике и гнут вниз по пазу пластины, ширина которого соответствует внутреннему диаметру трубы.
Для гибки в горячем состоянии удобнее всего использовать устройство со сменным фасонным вкладышем, радиус которого соответствует кривизне необходимого загиба. Трубу разогревают в зоне загиба и небольшими усилиями сверху придают ей нужную форму.
Нагревать трубу можно паяльной лампой, газовой горелкой или в кузнечном горне. Необходимо нагревать только тот участок, на котором должен быть произведен загиб. При изгибе трубы на 45° должен быть нагрет участок длиной в три диаметра трубы, при изгибе на 90° — в четыре. Вообще радиус закругления всегда должен быть не менее трех диаметров трубы.
До какой температуры нужно нагревать трубы перед тем, как их изогнуть? Как ее измерить? Никаких приборов для измерения температуры нагрева не требуется, она определяется визуально. Стальные трубы следует нагревать до ярко-красного цвета, алюминиевые — до тех пор, пока от трубы не начнет обугливаться приложенная к ней бумага.
Нужно отметить, что гибка труб, особенно большого диаметра ручным способом, — операция малопроизводительная и тяжелая. Если есть возможность обойтись без изогнутых труб, то лучше ею воспользоваться.
Гибка металла – это придача новой формы заготовке (или ее части) механическим или ручным способом с помощью специальных приспособлений.
Для ручной гибки металла используют слесарный молоток, деревянный молоток (киянка), плоскогубцы или круглогубцы и различные металлические оправки.
Тонкую проволоку изгибают круглогубцами, проволоку большего диаметра – в струбцине или на соответствующей оправке. Арматурную сталь изгибают с помощью трубы, надетой на конец стержня. Гибку тонколистового металла и проволоки выполняют в тисках по уровню губок или с применением специальных приспособлений – оправок. Чтобы не помять заготовку, на губки надевают накладные угольники из более мягкого металла. Гибку выполняют деревянным молотком (киянкой) или слесарным молотком, но удары наносят не по заготовке, а по деревянной колодочке, она оттягивает металл, не оставляя на нем вмятин. Заготовку закрепляют так, чтобы линия сгиба была на уровне уголков, губок тисков или ребра оправки. Легкими ударами киянки или молотка сначала отгибают край заготовки, а затем – всю намеченную область.
При гибке заготовок большой длины используется металлическая полоса или деревянный брусок. Длинные листы следует гнуть на гибочной машине.
Трубы при изгибании деформируются и сплющиваются, поэтому перед изгибанием их заполняют сухим песком, а концы уплотняют деревянными пробками. Затем трубу нагревают над огнем и осторожно, постепенно изгибают на оправке. В трубу также можно вставить толстую стальную спираль. После охлаждения и контроля высыпают песок или извлекают спираль.
Обычно заводы выпускают проволоку в рулонах. Заготовки нужной длины отрезают кусачками. Отрезанный кусок проволоки перед обработкой необходимо выпрямить. Чтобы придать заготовке из проволоки нужную форму, ее подвергают гибке. Гибку проволоки выполняют с помощью плоскогубцев и круглогубцев. Плоскогубцами зажимают и сгибают проволоку под нужным углом. Детали сложной формы получают с помощью круглогубцев. Для изготовления изделий в форме колец применяют цилиндрические оправки.
Техника безопасности при гибке металла. При гибке металла в холодном и горячем состоянии, чтобы избежать ушибов и ранений, необходимо прочно укреплять металл и трубы на станках; следить за исправностью ограждений, электрооборудования, проводов, пусковых устройств и защитного заземления.
Техника безопасности при ручной гибке:
-
При работе надежно закрепите заготовку с оправкой в тисках.
-
Работать можно только исправным инструментом.
-
При отрезании заготовки нельзя подносить проволоку близко к лицу.
-
Нельзя держать левую руку близко к месту сгиба заготовки.
-
На руке, удерживающей заготовку, должна быть надета рукавица.
-
Не стойте за спиной работающего и не работайте, если кто-то стоит за вами
3.3. Разобрать рабочие чертежи и схемы. Технические требования.
3.4. Разобрать технологическую последовательность выполнения работы в соответствии с заданием (таблица №1).
3.5. Рассмотреть применяемые инструменты, приборы и приспособления.
3.6. Показать приемы работы.
3.7. Предупредить о возможных ошибках при выполнении работы (таблица №2).
3.8. Обратить внимание на приемы самоконтроля.
3.9. Разобрать вопросы рациональной организации рабочего места.
3.10.Провести инструктаж по правилам техники безопасности и обратить внимание учащихся на опасные приемы работ.
3.11. Сообщить учащимся критерии оценок.
4. Закрепление материала вводного инструктажа:
-
Показать правильную организацию рабочего места
-
Воспроизвести правильные приемы при гибке металла.
-
Как правильно гнуть проволоку?
-
Как правильно гнуть листовой металл?
-
Для чего необходима последовательность при выполнении работы.
-
Как проверить правильность выполнения работ.
-
Предложить нескольким учащимся повторить рабочие приемы перед группой; убедиться в понимании.
-
Показать типичные ошибки при гибке металла.
III. Упражнение учащихся и текущее инструктирование (5 часов)
-
Распределение уч-ся по рабочим местам.
-
Выдача практических заданий.
-
Выдача уч-ся технологической документации соответствующей практическому заданию.
4. Самостоятельная работа уч-ся под руководством мастера п/о.
5. Целевой обход рабочих мест уч-ся.
6. Текущее инструктирование:
Обход рабочих мест учащихся с целью проверки:
а) соблюдения последовательности технологического процесса;
б) правильного использования инструмента и оборудования;
в) организации рабочего места;
г) соблюдения учащимся правил безлопастного труда;
д) качества выполнения работы.
IV. Заключительный инструктаж (10 мин.)
-
Подведение итогов урока с анализом:
-
Провести оценку качества работы уч-ся.
-
Указать на ошибки, допущенные в процессе урока.
-
Уборка и сдача рабочих мест.
-
Рефлексия:
-
Какое значение для тебя лично имеют знания и умения, полученные на уроке?
-
Ты помогал другим или тебе помогали?
-
Что вызвало наибольшие затруднения?
-
Домашнее задание: по учебнику “Общий курс слесарного дела” повторить:
1. Правила и способы выполнения работ при гибке металла.
2. Прочитать материал об инструментах, применяемых при гибке металла.
Таблица №1
Учебные задания. |
1 | Гибка листового и полосового материала. |
2 | Гибка прямоугольной скобы с применением простейших приспособлений. |
3 | Гибка ушка круглогубцами |
4 | Гибка хомутика в круглых оправках. |
5 | Гибка металла круглого сечения с применением приспособлений. |
Таблица №2
Типичные дефекты при гибке, причины их появления и способы предупреждения |
Дефект | Причины | Способ предупреждения |
При изгибании уголка из полосы он получился перекошенным | Неправильное закрепление заготовки в тисках | Закреплять полосу так, чтобы риска разметки точно располагалась по уровню губок тисков. Перпендикулярность полосы губкам тисков проверять угольником |
Размеры изогнутой детали не соответствуют заданным | Неточный расчет развертки, неправильно выбрана оправка | Расчет развертки детали производить с учетом припуска на загиб и последующую обработку. Точно производить разметку мест изгиба. Применять оправки, точно соответствующие заданным размерам детали |
Не хватает длины заготовки для получения нужного размера детали | Неправильная длина заготовки | Заготовку необходимо сделать на 10-15 мм больше, чем требуется по чертежу, а по итогам работы кусачками убрать лишнее. |
При изгибании хомутика остаются вмятины и забоины | Не подкладывают кусок железной полосы | Между полотном и деталью подкладывать кусок железной полосы. |
Вмятины (трещины) при изгибании трубы с наполнителем | Труба недостаточно плотно набита наполнителем | Трубу при заполнении наполнителем (сухим песком) располагать вертикально. Постукивать по трубе со всех сторон молотком |