2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания (5 мин) | - Сегодня у нас с вами урок-лекция, тема которого обозначена на слайде «Основные этапы жизни и творчества Александра Сергеевича Пушкина (1799-1837)». По ходу урока вы будете заполнять таблицу, которая находится у вас на партах. (приложение 1). - Ребята, посмотрите на тему урока и скажите, о ком мы сегодня будем вести разговор? | Слушают учителя и отвечают на вопросы. | Умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (К.), логические (П.) |
3. Актуализация знаний. Постановка цели (10 мин) | - Ребята, скажите, что вам известно об Александре Сергеевиче Пушкине? - Какие его произведения вы читали? О чём они? - Каких героев вы помните? - Какое ваше самое любимое произведение А.С. Пушкина? - Востребованы ли на сегодняшний день произведения А.С. Пушкина? | Размышляют над вопросами учителя и отвечают на них. | Умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (К.), смыслообразование (Л.), общеучебные (П.) |
4. Первичное усвоение новых знаний. Первичная проверка понимания (7 мин) | - Действительно, имя А.С. Пушкина – гениального русского поэта – известно далеко за пределами нашей родины. С Пушкина начинается расцвет русской литературы, выдвинувший её на одно из первых мест в мировой литературе. Мы с детства знакомимся с Пушкиным: читаем его сказки, стихи, поэмы, прозу. Александр Твардовский писал о Пушкине: «Он входит в нашу жизнь в самом начале её и уже не покидает нас до конца». - ДЕТСТВО (1799-1811) Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве 26 мая 1799 года. Отец поэта, отставной майор Сергей Львович Пушкин, принадлежал к старинному, но обедневшему дворянскому роду. Мать, Надежда Осиповна, была внучкой Ибрагима Ганнибала. Отец поэта слыл острословом, увлекался литературой и любил декламировать из Мольера, собрал большую библиотеку, преимущественно из сочинений французских авторов, легко писал стихи по-французски, а иногда и по-русски. Он играл в любительских спектаклях, которые обычно сам и устраивал. Пушкины часто принимали у себя видных литераторов или встречались с ними в других домах (познакомились с Н.М. Карамзиным, с В.А. Жуковским). Домашнее воспитание Пушкина было обычным для большинства дворянских семей. Родители читали детям французские книги и разговаривали дома только по-французски. В раннем детстве поэт почти не говорил по-русски и не знал русского языка. Его первыми учителями родного языка были бабушка Марья Алексеевна («ума светлого и по своему времени образованного»), и няня Арина Родионовна (крепостная крестьянка, отпущенная на волю, но не пожелавшая уйти от «господ»), и дядька Никита Козлов, прошедший с Пушкиным весь его жизненный путь. В отличие от своих сверстников Пушкин был наделён необыкновенными творческими способностями. Атмосфера родительского дома стала превосходной умственной школой для пытливого ребёнка. Она развила поэтическое воображение, обогатила ум и чувства поэта знанием великих достижений мировой культуры. - После детского периода А.С. Пушкин начинает обучение в Царскосельском лицее. Об этом периоде жизни поэта нам подробнее расскажет один из учеников, который готовил сообщение на данную тему. -Давайте оценим сообщение одноклассника. Да, сообщение было хорошим. Ребята, вы не забываете заполнять нашу таблицу? | Слушают учителя. ЛИЦЕЙ (1811-1817) - В 1811 году Пушкин поступил в только что открывшийся Царскосельский лицей, куда его привёз дядя Василий Львович. Тогда Александру было 12 лет. На лицей возлагались большие надежды: он должен был готовить воспитанников для государственной деятельности и приравнивался к российским университетам. Лицей был основан в грозную для России пору: огромная французская армия стояла у западных границ страны. Вскоре началась Отечественная война 1812 года. Через Царское Село шли войска. После войны 1812 года в русском обществе усилилось политическое брожение. Все ждали значительных перемен в общественной жизни. Разговоры о свободе не прекращались. После заграничных походов вернулись русские офицеры, и лицеисты стали с ними встречаться. Пушкин познакомился с П.Я. Чаадаевым. Пушкин рано осознал, что крепостное право – зло и его нужно отменить, уничтожить, чтобы все люди были свободными. Пушкину хотелось скорее принять непосредственное участие в многообразной и кипучей общественно-литературной жизни. Поэтому он стал тяготиться пребыванием в лицее, закрытом учебном заведении. В лицее педагоги поощряли литературное творчество. Вскоре в лицее обнаружилось много стихотворцев: Кюхельбекер, Дельвиг, Яковлев..., но первенство Пушкина признавали все. Именно Пушкину предложили написать стихотворение и прочесть его на экзамене 8 января 1815 года в присутствии знатных вельмож. Лицеисты знали, что среди именитых гостей будет сам Державин – первый поэт 18 века. В оде «Воспоминания в Царском Селе» Пушкин прославил победу русского оружия в Отечественной войне 1812 года. Державин был растроган и хотел обнять Пушкина. Особое место среди лицейских стихотворений занимает цикл любовных элегий, обращённых к Екатерине Бакуниной – сестре лицеиста А.П. Бакунина. Эту первую свою робкую влюблённость поэт помнил потом всю жизнь. Лицейская лирика отразила сложный путь рождения гениального поэта. Герой лицейских произведений ещё очень условен. Постепенно поэзия Пушкина стала опираться на реальные предметы и явления жизни. Уже в лицейской лирике звучат политические мотивы. Таким образом, лицейский период – пора ученичества и поисков самостоятельного пути – запомнился Пушкину и патриотическим подъёмом 1812 года, и тесной лицейской дружбой, и первыми волнениями сердца, и свободолюбивыми мечтами, и началом его поэтической славы. 31 мая 1817 года Пушкин заканчивает Лицей. Отвечают на вопросы учителя. | Общеучебные (П.), логические (П.), смыслообразование (Л.) |
5. Первичное закрепление и контроль (8 мин) | - Кто знает, что ждало А.С. Пушкина после окончания лицея? - ПЕТЕРБУРГ (1817-1820) Прошли лицейские годы, и с ними окончилась юность Пушкина. Полный творческих замыслов поэт вступил в новую пору своей жизни. Видные русские литераторы и поэты: Карамзин, Жуковский, Батюшков, Вяземский – прочили Пушкину поэтическую славу. Служба в Коллегии иностранных дел, куда был зачислен молодой коллежский секретарь Александр Пушкин по выходе из лицея, не обременяла его. Первоначально поэт уехал в Михайловское, но в августе 1817 года вернулся в Петербург и поселился с родителями на окраине столицы. Пушкин с увлечением отдался поэзии, искусству, политическим спорам, игре воображения, дружеским встречам. Пушкин сблизился с самыми передовыми людьми своего времени, вошёл в круг вольномыслящей молодежи, которая мечтала об ограничении власти царя конституцией. Пушкин охотно читал здесь свои политические стихи, знал, что в этом обществе поймут пламенные порывы его мятежного сердца. В кругу этих политических споров возникает вольнолюбивая лирика Пушкина. Одним из самых значительных стихотворений была написанная в 1817 году ода «Вольность». В первых строках Пушкин определяет цель оды – «На тронах поразить порок». Он призывает свято соблюдать закон, которому одинаково подвластны и народ, и царь. Одним из самых смелых политических стихотворений Пушкина стала «Деревня», где он гневно осудил крепостничество. Прекрасная природа противопоставлена картине позорного рабства, несовместимого с ней. Пушкин по праву может быть назван поэтом декабристов, потому что идеи передовой дворянской молодежи были его, Пушкина, идеями, вошли в его сознание. В это время были заложены основы его оптимистического мировоззрения. Пушкинское творчество выросло и развилось в годы подъёма дворянского освободительного движения и расцвета декабристских идей. - Про следующий период жизни А.С. Пушкина нам расскажет один из учеников. | - А.С. Пушкин после окончания лицея жил в Петербург. ЮЖНАЯ ССЫЛКА (1820 - 1824) До правительства дошли вольнолюбивые стихи Пушкина и резкие эпиграммы на царя. И вот уже Александр I упрекает директора лицея Энгельгардта в том, что бывший Царскосельский воспитанник «наводнил Россию возмутительными стихами», и приказывает генерал – губернатору Милорадовичу арестовать поэта. В апреле 1820 года Милорадович пригласил к себе Пушкина и доверительно сообщил ему об опасности. Поэт ответил губернатору, что бумаги его сожжены, но что он может восстановить стихи по памяти, и тут же написал все вольнолюбивые стихотворения. Милорадович просил царя простить молодого поэта, который пленил его своим благородством. Друзья приложили немало усилий, чтобы облегчить участь поэта. Хлопотали все – и Карамзин, и Жуковский, и Чаадаев. Наконец царь уступил: Пушкин направлялся в южные губернии под начальство генерала И.Н. Инзова. 6 мая 1820 года Пушкин выехал в южную ссылку. После шумной петербургской жизни Пушкин почувствовал в Екатеринославе скуку. К тому же он тяжело заболел. В то время в Екатеринослав приехала семья прославленного героя Отечественной войны 1812 года генерала Раевского. Путь её лежал на кавказские воды. Инзов согласился отпустить Пушкина для лечения, и поэт вместе с Раевскими поехал на юг. Живые и разнообразные южные впечатления широко вошли в пушкинские стихотворения и поэмы. Открылся новый, романтический период в творчестве Пушкина, звучат раздумья о жизни, о судьбе человека, о его надеждах и мечтах. Осенью 1820 года Пушкин переехал из Крыма в Кишинёв на место службы. Он с радостью окунулся в атмосферу политических, философских и литературных споров. Здесь служили офицеры, будущие декабристы. Пушкина встретили в Кишинёве дружески. Летом 1823 года ссыльного Пушкина перевели в Одессу под начало графа М.С. Воронцова. Воронцов стремился сделать из Пушкина усердного чиновника. Но очень скоро Воронцов направил в Петербург несколько писем с просьбой определить поэту новое место ссылки. Он мотивировал эту просьбу «испорченностью». Пушкина, его «неисправимостью». Вскоре Пушкину было предписано немедленно выехать в новую ссылку – село Михайловское (слайд 23), имение родителей. Так завершился южный период жизни Пушкина. На юге сформировался пушкинский романтизм, и на юге же наметилось его преодоление. 1821 год – поэма «Кавказский пленник» - в ней автор поставил перед собой цель воспроизвести характер молодого человека своего времени, не удовлетворённого действительностью и охвачённого жаждой свободы. 1824 год – «Цыганы» - автор стремился создать обобщённый характер молодого человека начала 19 века. | Умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (К.), целеполагание (Р.), смыслообразование (Л.), общеучебные (П.) |
7. Рефлексия (4 мин) | Подведем итоги нашего сегодняшнего урока. - Назовите годы жизни А.С.Пушкина. - Сколько периодов выделяют в его жизни и в творчестве? - Кто был первыми учителями родного языка? - Где учился А.С.Пушкин? - Молодцы, я вижу вашу заинтересованность в творчестве А.С. Пушкина. Всем спасибо а урок, все свободны! | - 1799-1837. - 9. - Первыми учителями родного языка были бабушка Марья Алексеевна, няня Арина Родионовна, и дядька Никита Козлов. - В царскосельском лицее. | Умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (К.) |