- Основные направления коррекционной работы по формированию речи у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта
Общение — главнейший фактор общего психического развития детей. Значимость общения в детском возрасте особенно высока, именно в общении развивается речь, происходит социальная адаптация. Социальная адаптация, подразумевающая необходимость в ходе совместной деятельности налаживать и поддерживать взаимоотношения с педагогами, сверстниками, коллегами требует развитых навыков общения.
Речевое развитие у младших школьников с интеллектуальными нарушениями имеет специфические особенности: несформированность автоматизированной речи, фонематического слуха, речевой артикуляции, номинативная составляющая речи, затруднения понимания логико-грамматических конструкций, замедленность темпа речи.
Бесспорна необходимость коммуникативной направленности развития речи учащихся специальных школ, о необходимости сочетания лексической работы с практической деятельностью ребенка, использования в коррекционно-развивающих целях разнообразных игр и игровых приемов.
В коррекционной работе основополагающим направлением коррекции речевого развития детей с нарушением интеллекта является формирование словаря (Л. С. Выготский, Т. А. Власова, М. Ф. Гнездилов, Р. Е. Левина, А. Р. Лурия и др.). Следует акцентировать внимание на важности раскрытия обобщающей функции слова, расширения лексического запаса за счет усвоения названий предметов, действий, признаков и качеств, которые могут быть наглядно продемонстрированы и восприняты детьми непосредственно ( В. Г. Петрова, А. В. Ястребова и др.). Целесообразнозно и эффективно включение лексической работы в трудовую (А. Н. Граборов, Г. М. Дульнев, С. А. Зыков и др.) и игровую деятельность аномальных детей (Е. И. Кузьмина, Н. В. Тарасенко, Л. Н. Усачева и др.). Необходимо проводить работу по формированию словаря учащихся специальных школ во внеурочное время (В. В. Воронкова, Г. М. Дульнев, А. Г. Зикеев, С. А. Зыков, В. Г. Петрова, Л. Ф. Спирова и др.).
Для расширения словаря детей с нарушением интеллекта используется система специальной педагогической стимуляции (С. Ш. Айтметова, Г. М. Дульнев, В. Г. Петрова и др.). Традиционно коррекция основана преимущественно на мнемической деятельности и построена таким образом, что активная роль в учебном процессе отводится педагогу.
Основные направления коррекционной работы.
Обследование речи
Цель: 1) Выявить уровень сформированности речи детей, провести количественный и качественный анализ полученных данных;
2) На основе анализа полученных данных наметить пути основных направлений развития речи, разработать индивидуальные и фронтальные планы коррекционной работы.
2. Развитие речевого внимания, слуховой памяти
Цель:
1) Учить различать неречевые звуки (различение физических звуков-ударов, звонков, звучащих предметов);
2) Учить различать по тембру голоса детей;
3) учить слушать понимать обращенные фразы, инструкции.
3. Развитие мелкой моторики
Цель: 1) Развивать тонкую моторику пальцев рук посредством пальчиковой гимнастики;
2) Учить играть в мелкие настольные игры (мозаики, шнуровки, пазлы, разрезные картинки, выкладывание узоров из палочек, спичек);
3) Учить работать на листе бумаги (обводки шаблонов, трафаретов, штриховки, графические диктанты).
4. Развитие двигательной функции всех частей артикуляционного аппарата
Цель:
1) Укреплять мышцы губ, языка, небной занавески;
2) Учить расслаблять и напрягать мышцы языка, губ; удерживать
артикуляционную позу; переключаться с одной артикуляционной позы на другую;
3) Развивать силу, подъем языка; четкость, плавность артикуляционных движений.
5. Развитие общих речевых навыков
Цель:
1) Формировать правильное физиологическое и речевое дыхание;
2) Развивать силу, высоту, тембр, диапазон, полётность голоса;
3) Развивать темпо-ритмическую и мелодико-интонационную выразительность голоса и речи в целом.
6. Развитие фонематического слуха, навыков фонематического анализа, синтеза, представлений
Цель:
1) Учить различать слова близкие по звучанию, выделять звуки, определять наличие звука в слове, определять место звука в слове, придумывать слова с заданным звуком; анализировать звуко-слоговой состав слова, составлять схему слова.
7. Развитие звукопроизношения
Цель:
1)Продолжать работу по постановке, автоматизации, дифференциации нарушенных звуков на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятиях;
2) Развивать кинестетические ощущения отрабатываемых звуков;
3) Уточнять их артикуляцию;
4) Учить характеризовать автоматизируемые звуки.
8. Формирование слоговой структуры слова
Цель: 1) Учить делить слова на слоги неосознанно (четкое проговаривание слов, проговаривание с ритмичными движениями руки, отстукивание, отхлопывание);
2) Учить сознательному анализу слов (считать и называть количество слогов, выкладывать количество слогов схемами, называть 1-й, 2-й, 3-й, последний слог, находить и называть место заданного слога).
9. Развитие словаря
Цель: 1) Обогащать пассивный и активный словарь номинативной,
предикативной, атрибутивной лексикой, категориальными обобщениями в соответствии с программными требованиями.
10. Формирование грамматических представлений
Цель: 1) Учить понимать и употреблять грамматические формы и конструкции соответственно нормам русского языка;
2) Учить навыкам словоизменения и словообразования.
11. Развитие связной речи
Цель: 1) Распространять бытовую фразу до сложного предложения, учить связно высказывать свои мысли;
2) Учить составлять предложения по картине;
3) Учить пересказу по демонстрируемому действию, по серии сюжетных картин, по сюжетной картине, с элементами творчества;
4) Учить составлять рассказы по демонстрируемому действию, по серии сюжетных картин, по сюжетной картине, с элементами творчества;
5) Учить описательному и сравнительному рассказу.
12. Развитие психических процессов
Цель: 1) Развивать зрительно-пространственную ориентировку, память, внимание, мыслительные процессы, волевые качества.
Основные направления коррекционной работы с детьми дошкольного возраста, имеющими общее недоразвитие речи
Технология комплексного коррекционно-развивающего воздействия будет эффективной при следующих условиях:
• в основу ее создания положить принцип системной взаимосвязи логопедии, олигофренопедагогики и психолингвистики;
• при проведении коррекционной работы учесть и реализовать потенциальные возможности учащихся;
• органично сочетать учебный процесс с логопедическими занятиями;
• учитывать логическую взаимосвязь формирования лексики ребенка, особенностей его познавательной деятельности, общего развития его речи, закономерностей формирования словаря в онтогенезе.
Литература
Бгажнокова, И.М. Психология умственно отсталого школьника. - М.: Просвещение, 1987. - 96 с.
Лурия, А Р. Основы нейропсихологии Учебное пособие М: Академия, 2006 г. 384 с.
Петрова, В. Г. Речь умственно отсталых школьников.- В кн.: Особенности умственного развичия учащихся вспомогательной школы М, 1965, гл. V.
Рубинштейн, С.Я. Психология умственно отсталого школьника. - М.: Просвещение, 1986. - 190 с.
Рубинштейн, С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. - М.: ЭКСМО - ПРЕСС, 1999. - 414 с.