СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основные направления коррекционной работы по формированию речи у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье описываются основные направления коррекционной работы по формированию речи у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта 

Просмотр содержимого документа
«Основные направления коррекционной работы по формированию речи у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта»

    1. Основные направления коррекционной работы по формированию речи у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта


Общение — главнейший фактор общего психического развития детей. Значимость общения в детском возрасте особенно высока, именно в общении развивается речь, происходит социальная адаптация. Социальная адаптация, подразумевающая необходимость в ходе совместной деятельности налаживать и поддерживать взаимоотношения с педагогами, сверстниками, коллегами требует развитых навыков общения.

Речевое развитие у младших школьников с интеллектуальными нарушениями имеет специфические особенности: несформированность автоматизированной речи, фонематического слуха, речевой артикуляции, номинативная составляющая речи, затруднения понимания логико-грамматических конструкций, замедленность темпа речи.

  1. Бесспорна необходимость коммуникативной направленности развития речи учащихся специальных школ, о необходимости сочетания лексической работы с практической деятельностью ребенка, использования в коррекционно-развивающих целях разнообразных игр и игровых приемов.

  2. В коррекционной работе основополагающим направлением коррекции речевого развития детей с нарушением интеллекта является формирование словаря (Л. С. Выготский, Т. А. Власова, М. Ф. Гнездилов, Р. Е. Левина, А. Р. Лурия и др.). Следует акцентировать внимание на важности раскрытия обобщающей функции слова, расширения лексического запаса за счет усвоения названий предметов, действий, признаков и качеств, которые могут быть наглядно продемонстрированы и восприняты детьми непосредственно ( В. Г. Петрова, А. В. Ястребова и др.). Целесообразнозно и эффективно включение лексической работы в трудовую (А. Н. Граборов, Г. М. Дульнев, С. А. Зыков и др.) и игровую деятельность аномальных детей (Е. И. Кузьмина, Н. В. Тарасенко, Л. Н. Усачева и др.). Необходимо проводить работу по формированию словаря учащихся специальных школ во внеурочное время (В. В. Воронкова, Г. М. Дульнев, А. Г. Зикеев, С. А. Зыков, В. Г. Петрова, Л. Ф. Спирова и др.).

  3. Для расширения словаря детей с нарушением интеллекта используется система специальной педагогической стимуляции (С. Ш. Айтметова, Г. М. Дульнев, В. Г. Петрова и др.). Традиционно коррекция основана преимущественно на мнемической деятельности и построена таким образом, что активная роль в учебном процессе отводится педагогу.

Основные направления коррекционной работы.

    1. Обследование речи

Цель: 1) Выявить уровень сформированности речи детей, провести количественный и качественный анализ полученных данных;

2) На основе анализа полученных данных наметить пути основных направлений развития речи, разработать индивидуальные и фронтальные планы коррекционной работы.

2. Развитие речевого внимания, слуховой памяти

Цель:

1) Учить различать неречевые звуки (различение физических звуков-ударов, звонков, звучащих предметов);

2) Учить различать по тембру голоса детей;

3) учить слушать понимать обращенные фразы, инструкции.

3. Развитие мелкой моторики

Цель: 1) Развивать тонкую моторику пальцев рук посредством пальчиковой гимнастики;

2) Учить играть в мелкие настольные игры (мозаики, шнуровки, пазлы, разрезные картинки, выкладывание узоров из палочек, спичек);

3) Учить работать на листе бумаги (обводки шаблонов, трафаретов, штриховки, графические диктанты).

4. Развитие двигательной функции всех частей артикуляционного аппарата

Цель:

1) Укреплять мышцы губ, языка, небной занавески;

2) Учить расслаблять и напрягать мышцы языка, губ; удерживать
артикуляционную позу; переключаться с одной артикуляционной позы на другую;

3) Развивать силу, подъем языка; четкость, плавность артикуляционных движений.

5. Развитие общих речевых навыков

Цель:

1) Формировать правильное физиологическое и речевое дыхание;

2) Развивать силу, высоту, тембр, диапазон, полётность голоса;

3) Развивать темпо-ритмическую и мелодико-интонационную выразительность голоса и речи в целом.

6. Развитие фонематического слуха, навыков фонематического анализа, синтеза, представлений

Цель:

1) Учить различать слова близкие по звучанию, выделять звуки, определять наличие звука в слове, определять место звука в слове, придумывать слова с заданным звуком; анализировать звуко-слоговой состав слова, составлять схему слова.

7. Развитие звукопроизношения

Цель:

1)Продолжать работу по постановке, автоматизации, дифференциации нарушенных звуков на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятиях;

2) Развивать кинестетические ощущения отрабатываемых звуков;

3) Уточнять их артикуляцию;

4) Учить характеризовать автоматизируемые звуки.

8. Формирование слоговой структуры слова

Цель: 1) Учить делить слова на слоги неосознанно (четкое проговаривание слов, проговаривание с ритмичными движениями руки, отстукивание, отхлопывание);

2) Учить сознательному анализу слов (считать и называть количество слогов, выкладывать количество слогов схемами, называть 1-й, 2-й, 3-й, последний слог, находить и называть место заданного слога).

9. Развитие словаря

Цель: 1) Обогащать пассивный и активный словарь номинативной,

предикативной, атрибутивной лексикой, категориальными обобщениями в соответствии с программными требованиями.

10. Формирование грамматических представлений

Цель: 1) Учить понимать и употреблять грамматические формы и конструкции соответственно нормам русского языка;

2) Учить навыкам словоизменения и словообразования.

11. Развитие связной речи

Цель: 1) Распространять бытовую фразу до сложного предложения, учить связно высказывать свои мысли;

2) Учить составлять предложения по картине;

3) Учить пересказу по демонстрируемому действию, по серии сюжетных картин, по сюжетной картине, с элементами творчества;

4) Учить составлять рассказы по демонстрируемому действию, по серии сюжетных картин, по сюжетной картине, с элементами творчества;

5) Учить описательному и сравнительному рассказу.

12. Развитие психических процессов

Цель: 1) Развивать зрительно-пространственную ориентировку, память, внимание, мыслительные процессы, волевые качества.

Основные направления коррекционной работы с детьми дошкольного возраста, имеющими общее недоразвитие речи

Технология комплексного коррекционно-развивающего воздействия будет эффективной при следующих условиях:

• в основу ее создания положить принцип системной взаимосвязи логопедии, олигофренопедагогики и психолингвистики;

• при проведении коррекционной работы учесть и реализовать потенциальные возможности учащихся;

• органично сочетать учебный процесс с логопедическими занятиями;

• учитывать логическую взаимосвязь формирования лексики ребенка, особенностей его познавательной деятельности, общего развития его речи, закономерностей формирования словаря в онтогенезе.

Литература

  1. Бгажнокова, И.М. Психология умственно отсталого школьника. - М.: Просвещение, 1987. - 96 с.

  2. Лурия, А Р. Основы нейропсихологии Учебное пособие М: Академия, 2006 г. 384 с.

  3. Петрова, В. Г. Речь умственно отсталых школьников.- В кн.: Особенности умственного развичия учащихся вспомогательной школы М, 1965, гл. V.

  4. Рубинштейн, С.Я. Психология умственно отсталого школьника. - М.: Просвещение, 1986. - 190 с.

  5. Рубинштейн, С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. - М.: ЭКСМО - ПРЕСС, 1999. - 414 с.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!