СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основы организации воспитания детей раннего и дошкольного возраста в ДОО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лекционный материал по предмету "Теоретические и методические основы процесса воспитания детей раннего и дошкольного возраста" для студентов педагогических колледжей по специальности "Дошкольное образование"

Просмотр содержимого документа
«Основы организации воспитания детей раннего и дошкольного возраста в ДОО»

Тема 1.1 Основы организации воспитания детей раннего и дошкольного возраста в ДОО

План:

  1. Воспитание в структуре педагогического процесса ДОО.

  2. Цель, задачи, направления воспитания детей раннего и дошкольного возраста.

  3. Ценности и целевые ориентиры воспитательной работы.

  4. Современные тенденции развития дошкольного образования в области воспитания детей раннего и дошкольного возраста.


1. Воспитание в структуре педагогического процесса ДОО


В Федеральном Законе № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в РФ» (пункт 2 статьи 2) под воспитанием понимается деятельность, направленная на  развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.

Воспитание – это специально организованное взаимодействие педагога и детей, направленное на духовное развитие дошкольников, накопление социального опыта, формирование личностных качеств. В современной научной литературе воспитание часто рассматривается как создание оптимальных условий для развития и саморазвития личности.

Существуют два основных подхода к воспитанию - авторитарный и гуманистический.

Для авторитарного подхода характерны строгое подчинение детей воле педагога, подавление самостоятельности, инициативы, индивидуальности воспитанников.

Основными признаками гуманистического подхода являются признание самоценности личности, демократический стиль общения, установка на развитие детского творчества, неформальные межличностные отношения. Цель воспитания в гуманистической педагогике — наиболее полное культурное развитие человека, способного к духовному и физическому саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации. Результат воспитания — личность, развивающаяся в гармонии с собой, природой и социумом, личность, ориентированная на ценности мировой и национальной культуры, на творческую самореализацию в мире этих ценностей, нравственную саморегуляцию и адаптацию в изменяющейся социокультурной среде. Воспитание должно пробудить стремление личности к саморазвитию, культурному и личностному росту, развить духовные потребности и гуманные чувства.

Как общественное явление воспитание направлено на передачу накопленного человечеством исторического культурного опыта от поколения к поколению. Воспитание всегда выражает историческую потребность общества в подготовке поколения, способного реализовывать определенные общественные функции и социальные роли. В процессе воспитания происходит интериоризация (Л. С. Выготский), присвоение личностью культурно-исторического опыта, что приводит к повышению уровня культурного развития.

В начале XX в. в рамках идей разностороннего гармоничного развитии личности воспитание дошкольников было разделено на умственное, нравственное, эстетическое, физическое, трудовое. Такой подход прослеживался вплоть до 1990 – х гг. и впоследствии получил название функциональный. Суть его заключается в том, что каждая сторон воспитания рассматривалась как отдельное направление педагогической работы своей содержательной и процессуальной направленностью.

В разные периоды делался акцент на значимости той или иной стороны воспитания. Так, в 1920 -1930 –е гг. на первое место было поставлено трудовое воспитание, в 1950- 1960-е гг. акцентировалось нравственное воспитание, в 1970-е гг. Прослеживался комплексный поход, т.е. объединение отдельных сторон, например, нравственно-трудовое, нравственно-эстетическое воспитание.

В конце XX в. произошло кардинальное изменение целевых установок воспитания в связи с трансформацией социально-экономических условий жизни, общественных ценностей. Акцент с разностороннего гармоничного развития детей был перенесен на разностороннее приобщение к миру культуры, а приоритетными направлениями стали саморазвитие, самоутверждение, самореализация личности в разных видах деятельности. Популярными стали пользоваться понятия «гуманистический характер воспитания», «гуманные отношения между участниками образовательного процесса» и т.п. В центре воспитательного процесса оказалась уникальная, неповторимая личность воспитанника. В связи с этим воспитание пополнилось новыми направлениями: духовное, моральное, правовое, экологическое, экономическое воспитание и др.

В настоящее время прослеживается тенденция к объединению воспитания и обучения, использованию средств воспитания и обучения в единстве и взаимном дополнении. Ведущим объединяющим началом служит стратегическая направленность на образование детей.

Современные цели дошкольного образования предполагают организацию образовательного процесса в соответствии с принципами личностно ориентированного образования:

- ориентация на ценностные отношения определяет постоянство профессионального внимания педагога к формирующемуся отношению воспитанника к социокультурным ценностям (человеку, природе, обществу, труду, познанию) и ценностным основам жизни – добру, истине, красоте;

- принцип субъективности представляет педагогу максимально содействовать развитию способности ребенка осознавать свое «Я» в связи с другими людьми и миром, осмысливая свои действия, предвидеть их последствия для других людей и своей судьбы, производить осмысленный выбор жизненных решений;

- принцип принятия ребенка как данности определяет признание за дошкольником права быть таким, какой он есть, ценности его личности; предполагает сохранение уважения к личности каждого ребенка вне зависимости от его успехов развития, положения, способностей;

- принцип соответствия воспитательного вмешательства характеру стихийного процесса становления, развития личности (закон золотого совпадения определяет поиск «оптимального соотношения воспитательного вмешательства в жизни растущего человека с активностью воспитуемого»).

Данные принципы определяют выбор таких приемов и методов воспитания, при которых ребенок ощущает потребность узнавать что-то новое, лучше понимать себя и явления окружающего мира, проявлять стремление к самостоятельным поступкам, настойчивость в осуществлении задуманного.

Структура воспитательного процесса представляет собой взаимосвязь основных элементов: целей и содержания, методов, средств и достигнутых результатов. Центр воспитательного процесса образует развивающее взаимодействие педагога и детей, основанное на их сотрудничестве и взаимном уважении. Воспитание является долговременным, непрерывным процессом, переходящим в самовоспитание.

Дошкольное детство — уникальный этап в развитии, качественно отличающийся от последующих жизненных периодов, что проявляется особенностях био- и социогенеза, способах познания и мышления, в деятельности и отношении ребенка с предметным и социальным миром, в самосознании. Воспитание дошкольников ориентируется как на общие закономерности воспитательного процесса, так и на своеобразие развития ребенка в период дошкольного детства.

Теоретические основы процесса воспитания дошкольников определяют следующие положения и идеи:

— самоценность дошкольного детства и его существенное значение для последующего развития личности;

— развитие личности ребенка как процесс социального наследования, активного присвоения доступного социально-культурного опыта, отраженного в предметах культуры, знаниях, умениях, ценностях и т. п.;

— амплификация развития ребенка как создание условий для разностороннего освоения культурного опыта и развития способностей;

— определяющая роль деятельности в воспитании. Воспитание дошкольника происходит в системе взаимосвязанных видов детской деятельности при ведущей роли игры;

— развитие личности ребенка происходит в условиях проявления субъектной активности, субъектного опыта, становления субъектной позиции;

— обусловленность воспитания дошкольников взаимодействием всех субъектов воспитательного процесса, детского сада и семьи, школы и других социальных институтов;

— непрерывность воспитательного процесса, наличие единых линий развития и воспитания ребенка на всех ступенях дошкольного возраста и сохранение содержательной преемственности в воспитании при переходе на ступень младшего школьного возраста.


2. Цель, задачи, направления воспитания детей раннего и дошкольного возраста


Цель воспитания — ввести дошкольника в мир культуры, способствовать разностороннему развитию его способностей, психическому и физическому здоровью, стимулировать и сохранять индивидуальность. Воспитание в дошкольном детстве направлено на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру.

Воспитание направлено на целостную личность ребенка (ее активность, самостоятельность, гуманистическую направленность), вхождение его в современный мир, приобщение к культуре. Задача воспитания состоит в становлении у детей базиса личностной культуры, развитии в дошкольном детстве основ культурного отношения к природе, рукотворному миру, обществу, к собственной жизни. (Это касается как ценностных ориентаций, так и средств познания, деятельности, общения.) Обеспечить базис личностной культуры — значит помочь ребенку в присвоении ценностей (красота, добро, истина), способов взаимодействия с людьми и проявлении эмоционально-оценочного отношения к миру.

Цели и задачи воспитания детей дошкольного возраста на современном этапе изложены в Федеральной рабочей программе воспитания, являющейся структурным элементом Федеральной образовательной программы дошкольного образования.

Общая цель воспитания в ДООличностное развитие каждого ребёнка с учётом его индивидуальности и создание условий для позитивной социализации детей на основе традиционных ценностей российского общества, что предполагает:

1) формирование первоначальных представлений о традиционных ценностях российского народа, социально приемлемых нормах и правилах поведения;

2) формирование ценностного отношения к окружающему миру (природному и социокультурному), другим людям, самому себе;

3) становление первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с традиционными ценностями, принятыми в обществе нормами и правилами.

Общие задачи воспитания в ДОО:

1) содействовать развитию личности, основанному на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;

2) способствовать становлению нравственности, основанной на духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести;

3) создавать условия для развития и реализации личностного потенциала ребёнка, его готовности к творческому самовыражению и саморазвитию, самовоспитанию;

4) осуществлять поддержку позитивной социализации ребёнка посредством проектирования и принятия уклада, воспитывающей среды, создания воспитывающих общностей.

Данные задачи определяют направления воспитания детей в ДОО.

Патриотическое направление воспитания Цель патриотического направления воспитания — содействовать формированию у ребёнка личностной позиции наследника традиций и культуры, защитника Отечества и творца (созидателя), ответственного за будущее своей страны.

В основе патриотического направления воспитания лежат Ценности Родина и природа. Чувство патриотизма возникает у ребёнка вследствие воспитания у него нравственных качеств, интереса, чувства любви и уважения к своей стране — России, своему краю, малой родине, своему народу и народу России в целом (гражданский патриотизм), ответственности, ощущения принадлежности к своему народу.

Патриотическое направление воспитания базируется на идее патриотизма как нравственного чувства, которое вырастает из культуры человеческого бытия, особенностей образа жизни и её уклада, народных и семейных традиций.

Работа по патриотическому воспитанию предполагает: формирование «патриотизма наследника», испытывающего чувство гордости за наследие своих предков (предполагает приобщение детей к истории, культуре и традициям нашего народа: отношение к труду, семье, стране и вере); «патриотизма защитника», стремящегося сохранить это наследие (предполагает развитие у детей готовности преодолевать трудности ради своей семьи, малой родины); «патриотизма созидателя и творца», устремленного в будущее, уверенного в благополучии и  процветании своей Родины (предполагает конкретные каждодневные дела, направленные, например, на поддержание чистоты и порядка, опрятности и аккуратности, а в дальнейшем — на развитие всего своего населенного пункта, района, края, Отчизны в целом).

Духовно-нравственное направление воспитания Цель духовно-нравственного направления воспитания — формирование способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, индивидуально-ответственному поведению.

В основе духовно нравственного направления воспитания лежат Ценности жизнь, милосердие, добро. Духовно-нравственное воспитание направлено на развитие ценностно смысловой сферы дошкольников на основе творческого взаимодействия в детско-взрослой общности, содержанием которого является освоение социокультурного опыта в его культурно-историческом и личностном аспектах.

Социальное направление воспитания Цель социального направления воспитания — формирование ценностного отношения детей к семье, другому человеку, развитие дружелюбия, умения находить общий язык с другими людьми.

В основе социального направления воспитания лежат Ценности семья, дружба, человек и сотрудничество. В дошкольном детстве ребёнок начинает осваивать все многообразие социальных отношений и социальных ролей. Он учится действовать сообща, подчиняться правилам, нести ответственность за свои поступки, действовать в интересах других людей. Формирование ценностно-смыслового отношения ребёнка к социальному окружению невозможно без грамотно выстроенного воспитательного процесса, в котором проявляется личная социальная инициатива ребёнка в детско-взрослых и детских общностях.

Важной составляющей социального воспитания является освоение ребёнком моральных ценностей, формирование у него нравственных качеств и идеалов, способности жить в соответствии с моральными принципами и нормами и воплощать их в своем поведении. Культура поведения в своей основе имеет глубоко социальное нравственное чувство — уважение к человеку, к законам человеческого общества. Конкретные представления о культуре поведения усваиваются ребёнком вместе с опытом поведения, с накоплением нравственных представлений, формированием навыка культурного поведения.

Познавательное направление воспитания Цель познавательного направления воспитания — формирование ценности познания. В основе познавательного направления воспитания лежит Ценность познание. В ДОО проблема воспитания у детей познавательной активности охватывает все стороны воспитательного процесса и является непременным условием формирования умственных качеств личности, самостоятельности и инициативности ребёнка. Познавательное и духовно-нравственное воспитание должны осуществляться в содержательном единстве, так как знания наук и незнание добра ограничивает и деформирует личностное развитие ребёнка.

Значимым является воспитание у ребёнка стремления к истине, становление целостной картины мира, в которой интегрировано ценностное, эмоционально окрашенное отношение к миру, людям, природе, деятельности человека.

Физическое и оздоровительное направление воспитания Цель физического и оздоровительного воспитания — формирование ценностного отношения детей к здоровому образу жизни, овладение элементарными гигиеническими навыками и правилами безопасности. В основе физического и оздоровительного направления воспитания лежат Ценности жизнь и здоровье.

Физическое и оздоровительное направление воспитания основано на идее охраны и укрепления здоровья детей, становления осознанного отношения к жизни как основоположной ценности и здоровью как совокупности физического, духовного и социального благополучия человека.

Трудовое направление воспитания Цель трудового — воспитания формирование ценностного отношения детей к труду, трудолюбию и приобщение ребёнка к труду. В основе трудового направления воспитания лежит Ценность труд.

Трудовое направление воспитания направлено на формирование и поддержку привычки к трудовому усилию, к доступному напряжению физических, умственных и нравственных сил для решения трудовой задачи; стремление приносить пользу людям. Повседневный труд постепенно приводит детей к осознанию нравственной стороны труда. Самостоятельность в выполнении трудовых поручений способствует формированию ответственности за свои действия.

Эстетическое направление воспитания Цель эстетического направления воспитания — способствовать становлению у ребёнка ценностного отношения к красоте. В основе эстетического направления воспитания лежат Ценности культура, красота.

Эстетическое воспитание направлено на воспитание любви к прекрасному в окружающей обстановке, в природе, в искусстве, в отношениях, развитие у детей желания и умения творить. Эстетическое воспитание через обогащение чувственного опыта и развитие эмоциональной сферы личности влияет на становление нравственной и духовной составляющих внутреннего мира ребёнка. Искусство делает ребёнка отзывчивее, добрее, обогащает его духовный мир, способствует воспитанию воображения, чувств. Красивая и удобная обстановка, чистота помещения, опрятный вид детей и взрослых содействуют воспитанию художественного вкуса.


3. Ценности и целевые ориентиры воспитательной работы


Основу воспитания на всех уровнях, начиная с дошкольного, составляют традиционные и конституционные ценности российского общества. Традиционные ценности — это нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые от поколения к поколению, лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны, укрепляющие гражданское единство, нашедшие свое уникальное, самобытное проявление в  духовном, историческом и культурном развитии многонационального народа России (Пункт 4 Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно нравственных ценностей, утверждённых Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809).

К традиционным ценностям российского общества относятся следующие: жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколении, единство народов России.

Вся система ценностей российского народа находит отражение в содержании воспитательной работы ДОО, в соответствии с возрастными особенностями детей.

Ценности Родина и природа лежат в основе патриотического направления воспитания. Ценности милосердие, жизнь, добро лежат в основе духовно-нравственного направления воспитания. Ценности человек, семья, дружба, сотрудничество лежат в основе социального направления воспитания. Ценность познание лежит в основе познавательного направления воспитания. Ценности жизнь и здоровье лежат в основе физического и оздоровительного направления воспитания. Ценность труд лежит в основе трудового направления воспитания. Ценности культура и красота лежат в основе эстетического направления воспитания.

Целевые ориентиры воспитания следует рассматривать как возрастные характеристики возможных достижений ребёнка, которые коррелируют с портретом выпускника ДОО и с традиционными ценностями российского общества.

Деятельность воспитателя нацелена на перспективу становления личности и развития ребёнка. Поэтому планируемые результаты представлены в виде целевых ориентиров как обобщенные «портреты» ребёнка к концу раннего и дошкольного возрастов. В соответствии с ФГОС ДО оценка результатов воспитательной работы не осуществляется, так как целевые ориентиры основной образовательной программы дошкольного образования не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Вместе с тем они являются «маяком» для осуществления воспитательной работы педагогами ДОО.

Традиционно рассматриваются целевые ориентиры воспитания для детей раннего и дошкольного возраста.

Целевые ориентиры воспитания детей раннего возраста (к трем годам)

Направление воспитания

Ценности

Целевые ориентиры

Патриотическое

Родина, природа

Проявляющий привязанность к близким людям, бережное отношение к живому

Духовно нравственное

Жизнь, милосердие, добро

Способный понять и принять, что такое «хорошо» и «плохо». Проявляющий сочувствие, доброту.

Социальное

Человек, семья, дружба, сотрудничество

Испытывающий чувство удовольствия в случае одобрения и чувство огорчения в случае неодобрения со стороны взрослых. Проявляющий интерес к другим детям и способный бесконфликтно играть рядом с ними. Проявляющий позицию «Я сам!». Способный к самостоятельным (свободным) активным действиям в общении.

Познавательное

Познание

Проявляющий интерес к окружающему миру. Любознательный, активный в поведении и деятельности.

Физическое и оздоровительное

Здоровье, жизнь

Понимающий ценность жизни и здоровья, владеющий основными способами укрепления здоровья — физическая культура, закаливание, утренняя гимнастика, личная гигиена, безопасное поведение и другое; стремящийся к сбережению и укреплению собственного здоровья и здоровья окружающих. Проявляющий интерес к физическим упражнениям и подвижным играм, стремление к личной и командной победе, нравственные и волевые качества.

Трудовое

Труд

Поддерживающий элементарный порядок в окружающей обстановке. Стремящийся помогать старшим в доступных трудовых действиях. Стремящийся к результативности, самостоятельности, ответственности в самообслуживании, в быту, в игровой и других видах деятельности (конструирование, лепка, художественный труд, детский дизайн и другое).

Эстетическое

Культура и красота

Проявляющий эмоциональную отзывчивость на красоту в окружающем мире и искусстве. Способный к творческой деятельности (изобразительной, декоративно- оформительской, музыкальной, словесноречевой, театрализованной и другое).


Целевые ориентиры воспитания детей на этапе завершения освоения программы


Направление воспитания

Ценности

Целевые ориентиры

Патриотическое

Родина, природа

Любящий свою малую родину и имеющий представление о своей стране — России, испытывающий чувство привязанности к родному дому, семье, близким людям.

Духовно нравственное

Жизнь, милосердие, добро

Различающий основные проявления добра и зла, принимающий и уважающий традиционные ценности, ценности семьи и общества, правдивый, искренний, способный к сочувствию и заботе, к нравственному поступку. Способный не оставаться равнодушным к чужому горю, проявлять заботу. Самостоятельно различающий основные отрицательные и положительные человеческие качества, иногда прибегая к помощи взрослого в ситуациях морального выбора.

Социальное

Человек, семья, дружба, сотрудничество

Проявляющий ответственность за свои действия и поведение; принимающий и уважающий различия между людьми. Владеющий основами речевой культуры. Дружелюбный и доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, способный взаимодействовать со взрослыми и сверстниками на основе общих интересов и дел.

Познавательное

Познание

Любознательный, наблюдательный, испытывающий потребность в самовыражении, в том числе творческом. Проявляющий активность, самостоятельность, инициативу в познавательной, игровой, коммуникативной и продуктивных видах деятельности и в самообслуживании. Обладающий первичной картиной мира на основе традиционных ценностей.

Физическое и оздоровительное

Здоровье, жизнь

Понимающий ценность жизни, владеющий основными способами укрепления здоровья — занятия физической культурой, закаливание, утренняя гимнастика, соблюдение личной гигиены и безопасного поведения и другое; стремящийся к сбережению и укреплению собственного здоровья и здоровья окружающих. Проявляющий интерес к физическим упражнениям и подвижным играм, стремление к личной и командной победе, нравственные и волевые качества. Демонстрирующий потребность в двигательной деятельности. Имеющий представление о некоторых видах спорта и активного отдыха.

Трудовое

Труд

Понимающий ценность труда в семье и в обществе на основе уважения к людям труда, результатам их деятельности. Проявляющий трудолюбие при выполнении поручений и в самостоятельной деятельности.

Эстетическое

Культура и красота

Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, поступках, искусстве. Стремящийся к отображению прекрасного в продуктивных видах деятельности.


Совместная деятельность взрослого и ребёнка является основной формой решения конкретных задач воспитания. Воспитание в образовательной деятельности осуществляется в течение всего времени пребывания ребёнка в ДОО.




4. Современные тенденции развития дошкольного образования в области воспитания детей раннего и дошкольного возраста


Тенденциями развития дошкольного образования в области воспитания на современном этапе являются:

  • усиление воспитательной функции,

  • индивидуализация образования,

  • признание ребенка субъектом образования,

  • поддержка инициативы,

  • приобщение к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Для усиления воспитательной функции в дошкольном возрасте можно предпринять следующие шаги:

  • Организовать детско-взрослые сообщества на основе социально значимых целей, партнёрства и сотрудничества. В рамках этой деятельности ребёнок учится выстраивать взаимоотношения с другими людьми и своё поведение в соответствии с общим делом. 

  • Расширить воспитательный потенциал дополнительного образования в дошкольном учреждении. Дополнительные образовательные программы физкультурно-спортивной и краеведческой направленности помогают развивать личностные качества ребёнка. 

  • Использовать развивающую предметно-пространственную среду. При её грамотном проектировании объекты положительно воздействуют на эмоциональное состояние ребёнка, способствуют его психологической безопасности. 

  • Организовать взаимодействие педагогов детского сада и семьи по воспитанию ребёнка дошкольного возраста. Активное включение родителей в совместный воспитательный процесс позволяет реализовать все поставленные задачи и повысить уровень партнёрских отношений. 

  • Использовать разнообразные виды детской деятельности (коммуникативную, трудовую, познавательно-исследовательскую, продуктивную, музыкально-художественную). Ведущая роль принадлежит игре, в которой дошкольники отражают различные стороны социальной жизни и регулируют взаимоотношения со сверстниками.

Индивидуализация образования. Традиционно в дошкольной педагогике рассматриваются два близких, но не тождественных понятия. Индивидуальный подход – организация педагогом учебно-воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей ребенка, выявление проблемных (чаще всего) или сильных сторон в развитии ребенка (реже; как правило, под сильными сторонами подразумеваются способности, склонности к чему-либо) и определение путей коррекции (чаще) или дальнейшего развития.

Индивидуализацияпроцесс создания и осознания индивидом собственного опыта, в котором он проявляет себя в качестве субъекта собственной деятельности, свободно определяющего и реализующего собственные цели, добровольно возлагающего на себя ответственность за результаты своей деятельности.

Краткий сравнительный анализ двух подходов:

Индивидуализация образования

Индивидуальный подход

Цель: содействие максимальному раскрытию и самораскрытию потенциальных возможностей развития личности

Цель: организация процесса передачи суммы знаний, умений, навыков с учетом индивидуальных особенностей ребенка; обеспечение своевременной коррекции недостатков в развитии

Способы общения: признание права выбора; совместное обсуждение целей и деталей; акцент на достоинствах и сильных сторонах личности

Способы общения: прямое обучение в соответствие с целями, поставленными взрослыми; требование и оценка результата

Тактика: сотрудничество и партнерские отношения

Тактика: диктат и опека

«Хороший ребенок» инициативный, самостоятельный, способный ясно сформулировать свои цели, желания, творческий

«Хороший ребенок» следующий заданному (предложенному) взрослым способу (образцу) выполнения действия

Убеждение: ребенок учится самостоятельно в процессе взаимодействия с окружающим миром; самое ценное для полноценного и своевременного развития – приобретение ребенком собственного опыта

Убеждение: ребенок учится лучше и научится большему под непосредственным руководством взрослого; усвоение опыта взрослых наиболее ценный способ развития

Вывод: индивидуализация распространяется на каждого ребенка; от педагога ожидается большая гибкость и открытость новым идеям, способность к импровизации, постоянному осмыслению происходящего

Вывод: индивидуальный подход распространяется на небольшую часть детей группы; от педагога требуется умение выявить стороны, требующие усиленного внимания (проблемы и недостатки в развитии) и знание нормы (стандарт, требование программы)

Индивидуализация – обучение, при организации которого учитывается вклад каждого ребенка в процесс обучения. Индивидуализация основывается на предпосылке, что не может быть двух детей, которые учатся и развиваются совершенно одинаково – каждый ребенок приобретает и проявляет собственные знания, отношение, навыки, личностные особенности и т.д. В противовес восприятию ребенка как «пустой корзины», которую воспитатель «наполняет» информацией, индивидуализация рассматривает ребенка и воспитателя так, как будто бы они вместе закладывают основы личности, в том числе начала ключевых компетентностей, природосообразных дошкольному детству (социальной, коммуникативной, деятельностной, информационной и здоровьесберегающей).

Индивидуализация образования основана на поддержке детей в развитии их потенциальных возможностей, стимулировании стремления детей самостоятельно ставить цели и достигать их в процессе познания. Внимания педагогов направлено на обеспечение активного участия ребенка в учебном процессе.

Признание ребенка субъектом образования. Сегодня ребёнок рассматривается, как «саморазвивающаяся система», а взрослому отводится роль создателя комфортных условий воспитания и обучения, при которых ребёнок чувствует свою успешность, свое интеллектуальное совершенство, что делает образовательный процесс продуктивным. В таких условиях педагогическое воздействие на ребёнка перерождается в педагогическое взаимодействие с ним, пронизанное идеей стимулирования инициативности и самостоятельности ребенка, исключающее авторитарный подход.

Педагог должен уметь принять, понять и использовать личный опыт ребенка, его потребности, мотивы, интересы, умения и привычки, позицию в группе и коллективе, чтобы помочь ребёнку в формировании его познавательной и общественной активности, самостоятельности, субъектности. К сожалению, принятие позиции ребенка часто носит формальный характер. Мы считаем ребёнка субъектом образовательного процесса, а фактически, всю инициативу берём на себя.

В педагогике определения этим понятиям даны различными авторами по разному, но сущность у них одна. Сначала человек проявляет интерес к чему-либо или к какой-либо деятельности, затем становится активным преобразователем этой деятельности и становится партнёром, включаясь в общую деятельность.

Субъект — человек как носитель всего объективного и субъективного: активности, инициативности, распорядитель, творец своей собственной предметно-практической деятельности.

Позиция субъекта деятельности характеризуется отсутствием жёстких стереотипов осуществления деятельности, творческими проявлениями, обусловленными возможностью выбора путей и средств достижения цели.

Субъектность возникает на определенном уровне развития личности и представляет ее новое системное качество. Субъектность личности проявляется в том, что она творит, создает принципиально новые возможности, порождает то, что для непосредственной природы лежит за гранью возможного.

Таким образом, субъектность можно рассматривать как основу личности, как интегральную способность человека выстраивать жизнь в соответствии с собственными целями и ценностями. Она проявляется в активной творческой позиции человека при решении жизненных задач, в способности к саморегуляции и саморефлексии собственной деятельности.

Понятие «становление субъектности старшего дошкольника» рассматривается через такие критерии субъектности как активность, опосредствованность, автономность, креативность.

На практике это можно наблюдать в проявлении активности познавать и преобразовывать действительность; любознательности; самостоятельности; способности инициировать деятельность, общение; проявлении способности управлять своим поведением; достигать цели; в успешном взаимодействии в общности детей и со взрослым; ценностном отношении к себе и др.

Основными субъектами образовательной среды детского сада являются дети, педагоги и родители. При этом под ведущими субъектами образовательной среды детского сада мы подразумеваем детей и педагогов, что обусловлено предметом исследования.

Поддержка детской инициативы. Инициатива – (от латинского initium - начало) почин, первый шаг в каком-либо деле; внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивости; руководящая роль в каких-либо действиях.

Самостоятельность – обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение.

Развитие детской инициативы и самостоятельности в условиях детского сада осуществляется с помощью:

  • создания условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

  • создания условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

  • не директивной помощи детям, поддержки детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.) - обращение ребенка к взрослым на основе собственного побуждения.

Инициатива ребенка состоит из трех составляющих:

- побуждающий мотив к новой деятельности


Первая составляющая: участие взрослого очень велико, т.к. взрослый активно участвует в создании этого мотива, постепенно выращивая у ребенка умение мотивировать себя самостоятельно и находить в окружающем мире что–то интересное для себя.

- принятие ребёнком самостоятельных решений


Инициатива осуществляется путем создания ситуации, когда он вынужден принимать самостоятельные решения. Сначала это маленькие самостоятельные решения, и чем старше ребенок, тем больше задача, тем больше Самостоятельности в принятии решения.

- руководящая роль ребёнка в каких-либо действиях


Разворачивание деятельность так, чтобы от первого этапа, где мы демонстрируем ребенку, как эта деятельность может осуществляться,

Постепенно подводим к ситуации, когда ребенок принимает на себя в этой деятельности руководящую роль.

Виды и направления детской инициативы:

- творческая инициатива – предполагает включенность ребенка в сюжетную игру как основную творческую деятельность, где развиваются воображение, образное мышление;

- инициатива как целеполагание и волевое усилие – предполагает включенность ребенка в разные виды продуктивной деятельности – рисование, лепку, конструктивное моделирование, где развиваются произвольность, планирующая функция речи;

- коммуникативная инициатива – предполагает включенность ребенка во взаимодействие со сверстниками, где развиваются эмпатия, коммуникативная функция речи;

- познавательная инициатива – предполагает любознательность, включенность в экспериментирование, простую познавательно-исследовательскую деятельность, где развиваются способности устанавливать пространственно-временные, причинно-следственные и родовидовые отношения.

Условия развития детской инициативы и творческого самовыражения:

- формирование установок «Я могу», «Я сумею»; давать простые задания (снимать страх «не справлюсь»), развивать у детей инициативу.

- создание ситуации успеха для каждого ребенка: «Это очень просто, я тебе помогу»;

- давать задания интересные или такие, в которых у человека есть личный интерес что-то делать.

- предвосхищающая положительная оценка «Ты очень творческий ребенок, у тебя все получится!»

- поддерживать инициативы (быть готовым платить за ошибки и неудачи). Научить грамотно реагировать на собственные ошибки («Смотри, ошибочка!»).

Необходимым условием развития инициативного поведения является воспитание в условиях развивающего, не авторитарного общения.

Педагогическое общение, основанное на принципах любви, понимания, терпимости и упорядоченности деятельности, станет условием полноценного развития позитивной свободы и самостоятельности ребенка.

Приобщение к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства — задача, определённая федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования.

Начинать работу по приобщению воспитанников к социокультурным нормам желательно:

- с создания для детей теплой, уютной, доброжелательной атмосферы в детском саду. Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен доверительным общением, содержательной деятельностью, радостью открытий, добрыми друзьями, любимыми играми, самостоятельным творчеством;

- с воспитания любви к родной семье;

- с воспитания любви к детскому саду, родной улице, родному краю, своей малой Родине.

Решить задачу приобщения к социокультурным нормам помогают следующие методы и формы:

Тематические недели. Например, «Моя Россия», «Мой любимый город», «Знакомство с народной культурой и традициями», «Моя семья». В конце недели проводится праздник, в котором дети совместно с родителями читают стихотворения, поют песни, встречаются со сказочными персонажами. 

Беседы. В них дети знакомятся с основными эстетическими категориями: правда — ложь, храбрость — трусость, щедрость — жадность и другими. Для этого используется материал из сказок, фольклорных и литературных произведений, бытовых жизненных событий. 

Дидактические игры. Они помогают учить детей находить характерные признаки в явлениях окружающего мира, делать выводы. 

Знакомство с русской культурой. Детей знакомят с национальными игрушками, народными праздниками, с работами известных художников, композиторов, значимыми событиями в истории страны, в том числе с государственными символами. 

Экскурсии. Например, на почту, в магазин, пожарную часть, детскую библиотеку, показ презентации «Путешествие по городу». 

Также совместно с родителями можно организовывать совместные проекты: «Моя семья», «Город, в котором я живу», «Моя родословная». 

Таким образом, эффективное планирование и организация воспитательной работы в современных дошкольных учреждениях является актуальной, требует постоянного совершенствования, адаптации, развития в современном обществе и играет важную роль в повышении качества образования и развития детей.