СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности формирования УУД у учащихся на уроках технологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особенности формирования УУД у учащихся на уроках технологии

Просмотр содержимого документа
«Особенности формирования УУД у учащихся на уроках технологии»

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ



Главной задачей современной образовательной среды является формирование самодостаточной творческой личности, гармонично развитой и самостоятельной. Этого невозможно достичь путем простой передачи знаний и умений от учителя к ученику. Ученика надо, прежде всего, научить «любить» учиться и научить «учиться», то есть научить самостоятельно ставить учебные цели, находить пути их реализации, контролировать и оценивать полученные результаты. Ученик из пассивного объекта педагогического воздействия должен стать

«архитектором и строителем» своего образовательного пространства. Формирование системы универсальных учебных действий (УУД) является неотъемлемым фактором и средством решения столь серьезной глобальной задачи современного образования.

Так как, УУД это универсальные, то есть обобщенные действия, которые можно применить в различных предметных областях, они способствуют лучшему ориентированию формирующейся личности в социокультурной среде. Овладение УУД позволяет обучающимся самостоятельно успешно усваивать новые знания, овладевать практическими умениями. УУД обладают высокой мотивирующей способностью и создают условия развития личности и ее самореализации.

УУД должны формироваться на каждом учебном предмете. Естественно есть свои особенности в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности обучающихся. Однако, специфика формирования УУД на уроках технологии обусловлена возможностью действовать не только в плане абстрактного представления, но и в реальном материальном плане. Технологический процесс позволяет ученикам совершать наглядно видимые преобразования, организовывать самостоятельную или совместную продуктивную деятельность, формировать коммуникативные действия, развивать творческие способности.

Проблемы формирования УУД на уроках технологии рассматривали такие педагоги и психологи, как: А.Г. Асмолов, Т.А. Беляева, Т.С. Жидкина, Н.М. Конышева, И.А. Неткасова и др.

На уроках технологии создаются благоприятные условия для формирования таких важных компонентов учебной деятельности как - планирование, преобразование, оценка продукта, умение распознавать и

ставить задачи, выбор практических способов решения, достижение цели, получение практического творческого продукта и т.д.

Для организации учебной и учебно-производственной деятельности обучающихся по предмету «Технология» нужно использовать разнообразные организационные формы. Выбор той или иной формы организации зависит от множества факторов: цели и задач обучения, количество обучающихся и степень их самостоятельности, характер содержания темы или раздела, материально-техническое обеспечение кабинета «Технологии».

В процессе использования фронтальной формы организации учитель управляет учебно-познавательной деятельностью всего класса, который работает над единой задачей. Школьники учатся сотрудничать, слушать друг друга, работать в едином темпе. Такая форма, возможно, не раскрывает индивидуальные особенности и не позволяет в полной мере проявить творческие способности, однако, она создает наиболее благоприятную комфортную обстановку, раскрепощает и настраивает учеников на дальнейшее взаимодействие.

При групповой форме организации обучения учитель ставит своей основной задачей научить школьников работать в группах, то есть творчески взаимодействовать, учитывать способности и особенности каждого члена коллектива. Например, в процессе выполнения группового творческого задания, первоначально, ведущая роль принадлежит идейному организатору, который выдает идею – отправную точку. Затем инициатива переходит к обучающемуся, умеющему правильно организовать работу нескольких человек для достижения единой цели. Его задача распределить

«роли» и установить последовательность выполнения этапов работы. В дальнейшем, ведущую позицию занимают школьники, обладающие наиболее отработанными практическими умениями. На заключительном этапе (представление работы) главную роль играет школьник, обладающий навыком защиты и представления работы в наиболее выгодном свете.

Индивидуальное обучение ставит главной своей задачей развитие самостоятельности в выборе цели, постановки задач, выборе способа и средств ее решения. Данная форма учит школьника учитывать свои психолого-физиологические особенности (темперамент, тип высшей нервной деятельности, свойства памяти, внимания, мелкую моторику).

Помимо правильно выбранной формы организации учебной деятельности, не маловажно правильно использовать методы обучения – то есть способы взаимодействия учителя и обучающихся, которые направлены на достижение определенной цели посредством проработки учебного материала.

Реализация методов осуществляется в выполнении ими своих основных функций, которые в полной мере способствуют формированию УУД.

Обучающая функция позволяет сформировать новые технологические умения и навыки, дает общие знания и представления о материалах, инструментах, технологиях и отраслях производства. Мотивационная функция направлена на формирование познавательного интереса, потребностей в новых знаниях, в творчестве, в созидательном труде, в совершенствовании своих трудовых навыков. Развивающая функция ориентирована на создание особой творческой развивающей атмосферы в процессе выполнения практических заданий на уроках технологии. Воспитывающая функция помогает формировать ценностное отношение к труду, искусству, технике, широкие трудовые интересы.

Так как успех обучения в главной степени зависит от направленности и внутренней активности обучающегося, от характера их деятельности, то именно степень самостоятельности и творчества деятельности должны служить важным критерием выбора метода. Для оценки эффективности того или иного метода в процессе формирования УУД на уроках технологии, наиболее приемлемо использовать классификацию методов по характеру деятельности обучаемых (с учетом степени самостоятельности и творчества), которую предложили И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин. И.Я. Согласно данной классификации можно выделить пять методов обучения. Следует отметить, что в каждом из последующих методов степень активности и самостоятельности в деятельности нарастает.

  1. Объяснительно-иллюстративный метод предполагает объяснение преподавателя, наглядное иллюстрирование учебного материала, демонстрацию опытов и трудовых операций, экскурсию на предприятие, производство. Степень самостоятельности и творчества обучающихся при этом минимальна, однако, метод наиболее информативен и создает предпосылки к дальнейшему творческому переосмыслению полученного материала.

  2. Репродуктивный метод включает подбор заданий для учащихся на воспроизведение: теоретических знаний, способов практической деятельности, решений технических задач, опытов, технологических умений. Степень самостоятельности деятельности выше, чем в предыдущем методе, однако, степень творчества остается минимальной. В результате выполнения таких заданий формируются

«знания-копии», которые являются необходимым этапом для дальнейшего совершенствования УУД.

  1. Проблемное изложение подразумевает использование как можно большего разнообразия источников и средств информации для изложения материала, вначале которого ставится проблема, формулируется познавательная задача. Затем, преподаватель предлагает систему доказательств, различные точки зрения и различные подходы к решению поставленной задачи. Степень самостоятельности деятельности

здесь гораздо выше, присутствует и творческая составляющая. Обучающиеся становятся свидетелями и участниками научного поиска.

  1. Частично-поисковый (эвристический) метод направлен на организацию активного поиска решения выдвинутых в обучении или самостоятельно сформулированных познавательных задач либо под руководством педагога, либо на основе эвристических программ указаний. Данный метод характеризуется высоким уровнем самостоятельности и творчества деятельности учеников. Формирование УУ происходит активно от момента постановки цели до ее практического достижения.

  2. Проектный метод обучения направлен на выработку самостоятельных исследовательских умений: постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов. Он способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет теоретические знания, полученные в ходе учебного процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам. Данный метод характеризуется наивысшей степенью самостоятельности деятельности обучающихся и позволяет максимально раскрыть их творческие способности.

На уроках технологии в рамках проектного метода реализуется проектная деятельность, которая, на сегодняшний день, считается ведущей в обучении технологии. Г.В. Пичугина отмечает, что в проектной деятельности разработаны универсальные средства постановки и решения проблем, и эта особенность проектной деятельности является существенной для формирования метапредметных результатов образования.

В настоящее время активно исследуются возможности проектной деятельности с целью поиска методов и средств формирования УУД в технологическом образовании. В процессе овладения учащимися проектной деятельностью формируются УУД – структурные компоненты умения самоорганизации учебной деятельности: целеполагание, анализ ситуации, планирование, волевая регуляция, рефлексия, самоконтроль, коррекция.

Таким образом, можно сказать, что проектная деятельность один из немногих видов школьной работы, позволяющий преобразовать академические знания в реальный жизненный, и даже житейский опыт обучающихся в реальном времени, сохраняя знания и умения, полученные на этих уроках в копилку сформированных навыков.

В конце данной работы хочется выделить несколько основных факторов, показывающих специфику предмета «Технология» и его значимость для формирования УУД:

  • ключевой ролью предметно-преобразовательной деятельности как основы формирования системы универсальных учебных действий;

  • значением УУД моделирования и планирования, которые являются непосредственным предметом усвоения в ходе выполнения различных заданий по предмету «Технология» (так, в ходе решения задач на конструирование обучающиеся учатся использовать схемы, карты и модели, задающие полную ориентировочную основу выполнения предложенных заданий и позволяющие выделять необходимую систему ориентиров);

  • специальной организацией процесса планомерно-поэтапной отработки предметно преобразовательной деятельности обучающихся в генезисе и развитии психологических новообразований младшего школьного возраста – умении осуществлять анализ, действовать во внутреннем умственном плане;

  • рефлексии как осознании содержания и оснований выполняемой деятельности;

  • широким использованием форм группового сотрудничества и проектных форм работы для реализации учебных целей дисциплины.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!