СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности сенситивных периодов в формировании поведения и обучения

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Влияние импринтинга и сенситивных периодов на развитие биологической особи.

Просмотр содержимого документа
«Особенности сенситивных периодов в формировании поведения и обучения»

ОСОБЕННОСТИ ЧУВСТВИТЕЛЬНЫХ ПЕРИОДОВ

В ФОРМИРОВАНИИ ПОВЕДЕНИЯ И ОБУЧЕНИИ


Содержание

Введение………………….............………………………………………… …..3

1. Значение импринтинга в формировании поведения животных..................5

1.1. История открытия импринтинга...................................................................5

1.2. Значение импринтинга в развитии особи.....................................................6

2. Сенситивные периоды и их значение в развитии...........................................7

2.1. Понятие "чувствительный период"..............................................................7

2.2. Сенситивные периоды у животных..............................................................8

2.3. Сенситивные периоды у человека................................................................9

Заключение……………………………………………………… ………….....11

Список использованных источников……………………………………… …12


















Введение

Обучение и воспитание - важнейшие процессы в жизни как человека, так и животного. Доказано, что маленький ребенок, как и детеныши всех живых существ, начинает обучаться еще в утробе матери (или в яйце). Он запоминает голоса близких, различает свет и темноту, реагирует на стрессовые ситуации, происходящие во внешнем мире.

После рождения первый, кого видит детеныш, - это его мать. Именно у родителей он учится всем необходимым навыкам: передвигаться, питаться, общаться, защищаться. Если еще не рожденного птенца поместить в гнездо, где обитают птицы другого вида, после вылупления он будет издавать звуки, похожие на крик этих птиц, а не его биологических родителей. Точно так же ребенок, в раннем возрасте помещенный в другую языковую среду, будет разговаривать на языке, который он слышал все это время.

Дети-маугли, которых в раннем детстве воспитывали животные, уже не способны в полной мере обучиться и социализироваться в человеческом обществе. Особенно это касается детей старше 5-7 лет. Такие дети вряд ли начнут говорить, пользоваться столовыми приборами и носить брюки. В животной же среде такие "животные-маугли", воспитанные людьми в питомниках, не будут уметь добывать пищу, защищать себя от врагов. Они даже как полового партнера с большей вероятностью выберут человека, чем своего биологического сородича. Если котенка или щенка рано оторвать от матери, его будет довольно сложно обучить ходить в туалет в лоток, выполнять команды. Если же детеныш пробыл с матерью достаточное время, к новым хозяевам он попадает уже обученным всем навыкам "порядочного" домашнего животного.

Заметив эти и другие особенности развития животных раннего возраста, ученые пришли к следующим выводам:

  1. детеныши обучаются у особей, находящихся с ними в непосредственном контакте, независимо от биологического родства;

  2. детеныши животных, как и маленькие дети, не прикладывают волевых усилий для научения, а значит, обучение проходит путем запечатления поведения ближайших особей;

  3. у человека и у животных существуют определенные периоды, когда процесс запечатления может протекать.

Термин запечатления, или импринтинга, был предложен Конрадом Лоренцем после изучения поведения серых гусей. Периоды же, в которые происходит импринтинг, получили название чувствительных или сенситивных. Эти термины до сих пор используются как в детской психологии, так и в этологии, и в достаточно молодой науке - зоопсихологии.





















1. Значение импринтинга в формировании поведения животных

1.1. История открытия импринтинга

В этологии импринтинг - это специфическая форма обучения: фиксация в памяти признаков объектов при формировании или коррекции врождённых поведенческих актов. Результаты импринтинга отличаются исключительной прочностью, необратимостью.

Первые исследования импринтинга были проведены английским биологом Дугласом Сполдингом. В течение трех лет он опубликовал 6 статей, в которых были приведены результаты наблюдений за вылуплением цыплят и их поведением в первые дни жизни. Эти работы позволили сделать следующий вывод: в возрасте двух-трех дней цыплята следуют за любым движущимся объектом, и у них развивается прочная привязанность к нему.

В 1910 и 1911 годах немецкий биолог Оскар Хейнрот опубликовал статьи по этологии гусей и уток. Он определил, что гусята, выращенные людьми, не способны принять своих биологических родителей. Эти детеныши считали своими родителями людей и при любой возможности убегали к ним. Результаты Хейнрота популяризировал его ученик, австрийский зоолог, Конрад Лоренц. Он и считается основоположником термина "импринтинг". Лоренц считал, что импринтинг происходит только на определенной стадии развития животного и является необратимым.

Лоренц установил, что птицы, импринтированные на человека, не только следуют за ним, но и обращают на него своё специфичное половое поведение. Так, например, египетская горлица направляла поведение ухаживания по отношению к руке человека и пыталась спариваться с ней. Лоренц считал, что "молодое животное становится импринтированным на любой движущийся объект, который оно увидит в определенный период своего развития, и будет соответствующим образом направлять на него свое сыновнее, половое и социальное поведение".

В дальнейшем Экхард Хесс, проведя исследования "реакции следования" у утят, установил следующее: "у утят, преодолевавших препятствия, степень импринтирования была выше, нежели у утят, на пути которых этих препятствий не было". На основании этих исследований Хесс сформулировал закон усилия. Этот закон связал степень импринтирования с энергией, затрачиваемой детенышем при следовании за объектом-родителем. Однако, попытки повторить эти результаты не увенчались успехом.

1.2. Значение импринтинга в развитии особи

Считается, что объектами импринтинга могут являться родительские особи, братья и сестры, будущие половые партнеры, пищевые объекты, враги, характерные особенности места обитания (рождения) животного. Также установлено, что у животных могут запечатлеваться отдельные детали объекта или его поведение. Так, например, птенцы чайки начинают требовать пищу, когда видят объект красного цвета, похожий на клюв взрослой особи. Утята начинают следовать за любым медленно движущимся и раскачивающимся из стороны в сторону объектом.

У животных импринтинг заключается не только в реакции следования. Находить пищу, защищаться от врагов, следовать определенным правилам и нормам поведения животные также учатся, запечатлевая поведение родителей (ближайших особей). Так, если жеребенка отнять от матери и не дать ему увидеть, как она питается, он не поймет, что такое трава. И не научится ее употреблять в пищу. Котята, воспитываемые кошкой, научаются у нее ловить мышей, ходить в лоток, питаться из миски и пользоваться когтеточкой. Если же котенка отнять от матери слишком рано, возникнет больше проблем при его обучении. Животные-хищники, наблюдая за охотой старших особей, научаются добывать себе пищу. Птицы, не слышавшие в пренатальном периоде пение родителей, не смогут воспроизвести необходимые звуки.

Человек посредством импринтинга научается говорить, ходить, пользоваться бытовыми предметами. Он с младенчества запечатлевает нормы поведения в обществе и в семье. Поэтому детям, воспитанным в детском доме, так сложно в дальнейшем социализироваться и создать семью. Чем раньше ребенок попадает в принятые обществом условия жизни, тем проще ему будет стать его частью. Это происходит от того, что для запечатления определенных навыков и норм существуют свои чувствительные периоды.

2. Сенситивные периоды и их значение в развитии

2.1. Понятие "чувствительный период"

Чувствительные (сенситивные) периоды - периоды онтогенеза, во время которых организм особенно восприимчив к влияниям среды.

У развивающегося организма успешное научение и хорошее сохранение навыков наблюдается, если специфическое воздействие происходит в надлежащую фазу развития. Если такое воздействие произошло слишком рано или слишком поздно, научение не происходит. Например, если цыпленку показать объект-родитель слишком рано, импринтинг не произойдет или будет слабее, чем в пик чувствительного периода.

Установлено, что период, в течение которого может произойти импринтирование, значительно меняется под влиянием жизненного опыта животного. Гитон установил, что у изолированных цыплят реакция следования сохранялась дольше, чем у цыплят, которые держались группой. Таким образом он смог показать, что цыплята импринтировались друг на друга. В зависимости от условий содержания птенцов менялся период, когда они не проявляли страха перед новыми объектами.

Имеющиеся у ученых данные позволили им предположить, что существует не один тип сенситивного периода. Исследования импринтинга показали, что поведение животного может быть изменено под влиянием его раннего опыта. Так, сенситивный период для полового импринтинга возникает позже, чем для сыновнего. Известно, что критические периоды для научения имеют место и во многих других ситуациях. Так, например, недоедание приводит к остановке роста крыс, если оно происходит в раннем периоде их жизни. Хесс обнаружил, что когда у трехдневных цыплят реакция клевания определенных предметов подкрепляется пищей, она с трудом поддается угашению. Если же такой опыт поставить с более молодыми или более взрослыми особями, после прекращения подкрепления они начинают клевать предметы, которые предпочитали до проведения опыта. Существуют свои периоды для научения птиц пению, человека - языку, домашних животных - правилам поведения.

2.2. Сенситивные периоды у животных

Периоды научения тем или иным навыкам различны у человека и животных. У разных видов животных эти периоды так ж отличаются. У собак, например, чувствительный период приходится на возраст между 3 и 10 неделями жизни. В течение этого периода у щенков развиваются нормальные социальные контакты. Если щенка изолировать сразу после рождения и держать в таких условиях более 14 недель, то у него не сформируется нормальное социальное поведение. Подобно некоторым птицам, собаки легко воспринимают людей как социальных партнеров, и поэтому у щенка может образоваться прочная длительная связь со своим хозяином, если привязанность возникла в оптимальные сроки соответствующего чувствительного периода. У приматов тесный контакт между матерью и ее детенышем также имеет очень большое значение для нормального развития социальных взаимоотношений.

Чувствительный период для полового импринтинга у гусей и уток точно соответствует периоду родительской заботы у этих птиц: у гусей он более длительный, чем у уток. Обычно птенцы способны к импринтированию до тех пор, пока они являются членами семейной группы. Как правило, чувствительный период заканчивается к тому времени, когда у молодых возникает возможность встреч и общения с птицами не только своей семьи. По мнению Бейтсона, половой импринтинг дает возможность животному ознакомиться и запомнить особенности своих близких родственников, а впоследствии выбрать такого полового партнера, который будет лишь слегка отличаться от его родителей и семейных собратьев. Бейтсон полагает, что для того, чтобы птица могла распознать своего родственника, она должна научиться узнавать своих семейных собратьев не сразу после рождения, а только тогда, когда они приобретут признаки молодого животного, и это обеспечит надежное опознавание их облика, когда они станут взрослыми.

Так, например, период полового импринтирования у кряквы начинается примерно на четвертой неделе жизни утенка и продолжается около месяца; он совпадает со временем, когда утенок начинает принимать облик взрослого животного. У перепела половое импринтирование происходит в первые несколько недель после вылупления, и через три недели оперение цыпленка становится таким же, как у взрослого. У цыпленка домашней курицы взрослое оперение появляется намного позже, и чувствительный период для полового импринтирования продолжается у него от пятой до шестой недели жизни Считается, что половой импринтинг может предупреждать близкородственное спаривание особей.

2.3. Сенситивные периоды у человека

Чувствительные периоды в жизни человека растянуты на более долгий период, чем у животных. Это связано с большей продолжительностью жизни и более долгим периодом полового созревания. Как и у животных, на жизнь человека большое влияние оказывает "сыновний" импринтинг. Дети, лишенные контакта с матерью, сложнее социализируются, чаще проявляют агрессию к себе и другим людям. У них выше риск совершить преступление или суицид. Воспитанники детских домов и дети из неблагополучных семей, зачастую испытывают расстройство привязанности, не могут завести друзей и создать семью. У ребенка, который не импринтировался с матерью до 1,5 лет, может развиться психогенный аутизм.

В психологию и педагогику понятие "сенситивного периода" ввел русский ученый Л.С. Выготский. Он выделил возрастные периоды в жизни человека, когда те или иные свойства психики, знания и умения приобретаются в большей мере. Периоды эти ограничены по времени, а значит, пропустив этап психического развития, в будущем придется затрачивать больше усилий и времени, чтобы восполнить пробел. Некоторые психические функции могут так и не развиться.

По Выготскому можно определить основные чувствительные периоды развития ребенка:

0-1 год. Период формирования привязанностей. В это время у ребенка закладывается ощущение "безусловного доверия". Он запечатлевает близких родственников, учится общаться и реагировать на внешние раздражители так, чтоб его потребности были удовлетворены.

1—3 года. Период восприятия речи, пополнения словарного запаса. Если в этом возрасте с ребенком разговаривать на нескольких языках, высока вероятность, что он свободно будет на них общаться.

3—4 года. Этот период наиболее благоприятен для ознакомления со знаковым обозначением цифр и букв, подготовке к письму.

4—5 лет. В этот период увеличивается активность ребенка в восприятии письма, цвета, формы, размера предметов. Происходит интенсивное социальное развитие.

5—6 лет. Этот период очень важен для привития ребенку социальных навыков и поведения;

8—9 лет. В этот период языковые способности вторично достигают пика. Он также имеет большое значение для развития воображения и культурного образования.

Чувствительный период для полового импринтинга у человека совпадает с началом полового созревания. Считается, что первый опыт человека откладывает отпечаток на дальнейшую половую жизнь. Так, например, подросток, застигнутый в парке женщиной, может запечатлеть состояние влечения с этим местом. В последствии эта ситуация может развиться в эксгибиционизм.

Некоторые исследователи высказывали предположение, что люди стараются выбирать себе таких супругов, которые были бы с социальной, психологической и физической точек зрения похожими на них самих. Вместе с тем существуют определенные данные, свидетельствующие и о том, что если будущие супруги проводят вместе свое раннее детство, то брак их оказывается неблагополучным. Возможно это происходит из-за того, что, импринтированные в раннем возрасте, люди не испытывают друг к другу полового влечения.


Заключение

Процесс формирования поведения и обучения неразрывно связан с понятиями "импринтинг" и "чувствительный периоды". И у человека, и у животных, есть основные виды импринтинга: "сыновний" и половой. Они позволяют детенышу запечатлеть родителя и выжить, а особи-подростку найти полового партнера, отличного от особей его семьи. Кроме этого, существуют и другие чувствительные периоды: на место обитания, на пищевые объекты, на научение определенным навыкам. У человека и животных эти периоды отличаются по длительности и направленности. Однако можно с уверенностью сказать, что все эти стадии развития важны. Если пропустить какой-то из периодов, восстановить пробел в развитии будет очень сложно. А иногда даже невозможно.




















Список использованных источников

  1. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии [Текст]/Л. С. Выготский. - СПб.: СОЮЗ, 1997, 224 с.

  2. Дьюсбери Д. А. Поведение животных: Сравнительные аспекты. - М., Мир. 1981. – 480 с.

  3. Мак-Фарленд Д. Поведение животных / Психобиология, этология и эволюция. Москва: Мир, 1988. - 520 с.

  4. Хайнд, Роберт. Поведение животных : синтез этологии и сравнительной психологии / Хайнд Р..  - Москва : Мир, 1975. - 856 с.

  5. Запечатление — Википедия ru.wikipedia.org/wiki/Запечатление

  6. Импринтинг — ПсихоЛогос www.PsychoLogos.ru/Импринтинг