-Приветствует учащихся. Проверяет готовность класса к уроку. - Проводит проверку домашнего задания в форме фронтального опроса по вопросам в конце параграфа. -Записывает тему урока на доске - Изложение нового материала. - Изложение нового материала. -Объясняет задание (Таблица представлена в приложении 1.) -Слушает и исправляет ошибки, на интерактивной доске демонстрирует правильно заполненные пункты таблицы - Изложение нового материала. - Организует первичную проверку полученных знаний путем вопросов и самостоятельной работы. -Формулирует вопрос -Формулирует вопрос - Организует первичную проверку полученных знаний путем вопросов и самостоятельной работы. -Объясняет домашнее задание. -Задает вопросы. | Оргмомент -Здравствуйте ребята. Проверьте свою готовность к уроку. На столе должны лежать учебники, тетради, дневники. Проверка домашнего задания -На прошлом уроке вы закончили тему «Тип Круглые черви, особенности их организации». Вашим домашним заданием было прочитать параграф и ответить на вопросы в конце. Давайте проверим ваши знания. Актуализация нового материала -Сегодня мы преступим с вами к новой теме и поговори о еще более высокоорганизованных червях. Запишите тему в тетрадь. «Особенности строения и жизнедеятельности кольчатых червей». Исходя из пройденных тем, давайте вместе сформулируем задачи нашего с вами урока. -Тип кольчатых червей, или кольчецов, охватывает около 9 тыс. видов, обладающих гораздо более сложной организацией, чем представители других типов червей. -Определенные черты строения личинок, очень напоминающих личиночные формы свободноживущих плоских червей, позволяют предположить, что кольчецы произошли, так же как и круглые черви, от примитивных плоских червей, сходных по строению с современными ресничными червями. Это произошло более 600 млн лет назад. -Итак, поговорим о строении кольчатых червей. Тело состоит из сегментов Для многих характерно наличие боковых подвижных выростов тела – параподий и пучков щетинок (прообраз конечностей) У некоторых на спинной части параподий расположены кожные выросты – жабры Хорошо развит кожно – мускульный мешок (состоит из: кутикулы, эпителия, кольцевой и продольной мускулатуры и внутренней выстилки тела) -Теперь рассмотрим строение систем органов на примере дождевого червя, который относится к классу малощетинковые. Для этого используя текст учебника на странице 126 заполните таблицу, представленную на доске. На выполнение задания я даю вам 7 минут, по истечению времени мы проверим то, как вы выполнили задание, дополним таблицу и исправим ошибки -Время на выполнение задания вышло. Давайте проверим, как вы заполнили таблицу. Я буду спрашивать вас по одному, тот кого я спросила зачитывает пункт таблицы, остальные внимательно слушают, дополняют свои таблицы или исправляют свои ошибки или ошибки одноклассника. -Молодцы, вы хорошо справились. Теперь познакомимся подробней с классом Малощетинковые черви. В класс малощетинковых входят кольчатые черви, обладающие основными чертами типа, но с недоразвитыми щупальцами, параподиями и жабрами. Это связано с приспособлением к жизни в песчаных грунтах водоёмов (трубочник) и в почве (дожде вые черви). Тело малощетинковых кольчатых червей сильно вытянутое цилиндрическое. Мелкие формы едва составляют 0,5 мм, наиболее крупный представитель — земляной червь из Австралии достигает в длину 3 м. На переднем конце находится небольшая подвижная головная лопасть, лишённая глаз, антенн и щупалец. Сегменты туловища внешне одинаковы, число их обычно велико (90—600). Каждый сегмент, кроме самого переднего несущего ротовое отверстие, снабжён маленькими щетинками торчащими непосредственно из стенки тела и расположенным и четырьмя пучками — парой боковых и парой брюшных. -Теперь поговорим о всем вам известных дождевых червях и о процессе оплодотворения у этих червей: Дождевые черви — гермафродиты, но оплодотворение у них перекрёстное. Два червя сближаются и обмениваются сперматозоидами, которые поступают в их семяприёмники. Затем на толе каждого червя образуется слизистая муфточка. Сокращениями мышц червь сдвигает ее к переднему концу тела. Когда муфточка проходит мимо отверстий протоков яичников и семяприёмников, внутрь её попадают яйцеклетки и сперматозоиды. Потом муфточка соскальзывает с червя и смыкается в кокон, где из оплодотворённых яиц развиваются маленькие черви. Кроме полового размножения, у малощетинковых наблюдается и бесполое: тело червя делится на две части, у передней регенерирует задний конец тела, а у задней — передний. Малощетинковые обитают в почве и пресных водоёмах, лишь крайне редко встречаясь в морях. Пресноводные формы либо ползают по дну, либо, как трубочники, сидят в вырытых в иле норках, высовывая из них в воду только заднюю половину тела. Наземные формы, как правило, ведут роющий образ жизни. Например, дождевой червь обитает в различных почвах, разрыхляя и обрабатывая их (особенно благоприятна эта его деятельность для почв огородов и садов). Эти животные, пропуская почву через свой кишечник, постоянно её улучшают, насыщая органическими остатками и перемешивая, разрыхляют, обеспечивая доступ воздуха в более глубокие слои, повышают плодородие. В ряде случаев перенос дождевых червей в почвы, где их ранее не было, повышает урожайность огородных культур. В странах с влажным климатом дождевых червей больше. Однако в переувлажнённых почвах, а также на болотах, в особенности торфяных, дождевой червь не живёт. Как вы думаете почему? Обитающие в почве кольчатые черви служат пищей для многих животных. Их поедают кроты, лягушки и некоторые пресмыкающиеся. -Исходя из сказанного, какой вывод мы можем сделать? Этап первичного закрепления материала -Вы хорошо поработали сегодня. Как вы думаете все ли задачи, поставленные нами в начале урока, мы выполнили? Чтобы проверить, как вы усвоили материал, назовите мне особенности внешнего строения кольчецов Объяснение домашнего задания - Прочитать стр125 – 128, ответить на вопросы в конце параграфа. Повторить материалы, записанные по ходу урока в тетрадь. Рефлексивный этап урока - Что нового вы сегодня узнали? Что вы бы хотели бы узнать еще? Как вы считаете, достигли ли поставленной цели? | -Проверяют свою готовность к уроку, здороваются с учителем. -Отвечают на вопросы из учебника. -Записывают в тетрадь тему урока. -Записывают в тетрадь главные положения материала -Записывают в тетрадь главные положения материала -Слушают задание, задают вопросы по выполнению. -Начинают выполнять задание -Зачитывают то, как заполнили таблицу, слушают остальные пункты, дополняют таблицу и исправляют допущенные ошибки -Записывают в тетрадь главные положения материала -Записывают в тетрадь главные положения материала Отвечают на поставленный вопрос: т.к. они не смогут дышать и погибнут -Отвечают на поставленный вопрос: Дождевые черви очень полезные животные, т.к. они обогащают землю органическими остатками, рыхлят ее, обогащают кислородом, повышают плодородность почв. -Отвечают на поставленный вопрос: 1.Двустороняяс симметрия 2.Сегментированное тело 3.Головная лопасть 4.На головной лопасти расположены органы чувств 5.Анальная лопасть 6.Имеются параподии 7.Имеется хорошо развиты кожно – мускульный мешок -Записывают домашнее задание в дневник, задают вопросы - Подводят итоги урока. |