Просмотр содержимого документа
«Особенности учебных заданий по русскому языку и литературе, направленных на формирование УУД.»
Особенности учебных заданий по русскому языку и литературе, направленных на формирование универсальных учебных действий
Презентацию подготовила
учитель русского языка и литературы
Ананичева Марина Анатольевна
Задача современной системы образования
«… формирование совокупности УУД, обеспечивающих компетенцию “научить учиться”, способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин».
Виды универсальных учебных действий
Русский язык и литература как школьные предметы выполняют особую роль, являясь не только объектом изучения, но и средством обучения всем школьным дисциплинам.
Поэтому именно на этих уроках есть возможность наиболее эффективно организовать работу по формированию и развитию личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных действий.
Познавательные УУД
включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирования изучаемого содержания
Примеры заданий, формирующих познавательных УУД
- найти нужную информацию в словаре, в сети ИНТЕРНЕТ;
- составить план статьи, опорный конспект;
- сформулировать главную мысль произведения;
- преобразовать текст в таблицу, схему;
- на основании таблицы составить связный текст по изучаемой теме.
Коммуникативные УУД
обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками
Примеры заданий, направленных на формирование коммуникативных УУД
- составь задание для партнера;
- напиши отзыв о работе товарища;
- составь кроссворд по изученной теме;
- «Отгадай, о ком говорим» (магнитофонный опрос) и т.д.
Для формирования коммуникативных УУД можно использовать активные формы обучения:
«Мозговой штурм»
Перепутанные логические цепи
«Ролевая игра»
«Карусель»
«Синквейн»
Перекрестная дискуссия
«Кластер»
«Последнее слово за мной»
Тонкие и толстые вопросы
«Взаимоопрос»
Регулятивные УУД
обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения
Формирование регулятивных УУД
- заучивание материала наизусть в классе;
- взаимный диктант (по методике М.Г. Булановской);
Личностные УУД
личностное развитие предусматривает формирование образа мира, ценностно-смысловых ориентаций и нравственных оснований личностного морального выбора; развитие самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам
Формирование личностных УУД
- участие в проектах: выбор интересной для обучающегося темы, распределение ролей в группе, определение своего вклада в коллективную работу;
- подведение итогов урока: рефлексия в конце урока помогает оценить самого себя;
- оценка события, происшествия