СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности учебных заданий по русскому языку и литературе, направленных на формирование УУД.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Русский язык и литература как школьные предметы выполняют особую роль, являясь не только объектом изучения, но и средством обучения всем школьным дисциплинам. Поэтому именно на этих уроках есть возможность наиболее эффективно организовать работу по формированию и развитию личностных, регулятивных и коммуникативных универсальных действий.

Просмотр содержимого документа
«Особенности учебных заданий по русскому языку и литературе, направленных на формирование УУД.»

Особенности учебных заданий по русскому языку и литературе, направленных на формирование универсальных учебных действий Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы  Ананичева Марина Анатольевна

Особенности учебных заданий по русскому языку и литературе, направленных на формирование универсальных учебных действий

Презентацию подготовила

учитель русского языка и литературы

Ананичева Марина Анатольевна

Задача современной системы образования «… формирование совокупности УУД, обеспечивающих компетенцию “научить учиться”, способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин».

Задача современной системы образования

«… формирование совокупности УУД, обеспечивающих компетенцию “научить учиться”, способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин».

Виды универсальных учебных действий  личностные   регулятивные   познавательные   коммуникативные

Виды универсальных учебных действий

  • личностные

  • регулятивные

  • познавательные

  • коммуникативные

 Русский язык и литература как школьные предметы выполняют особую роль, являясь не только объектом изучения, но и средством обучения всем школьным дисциплинам.  Поэтому именно на этих уроках есть возможность наиболее эффективно организовать работу по формированию и развитию личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных действий.

Русский язык и литература как школьные предметы выполняют особую роль, являясь не только объектом изучения, но и средством обучения всем школьным дисциплинам.

Поэтому именно на этих уроках есть возможность наиболее эффективно организовать работу по формированию и развитию личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных действий.

Познавательные УУД включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирования изучаемого содержания

Познавательные УУД

включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирования изучаемого содержания

Примеры заданий, формирующих познавательных УУД  найти нужную информацию в словаре, в сети ИНТЕРНЕТ;   составить план статьи, опорный конспект;   сформулировать главную мысль произведения;   преобразовать текст в таблицу, схему;   на основании таблицы составить связный текст по изучаемой теме.

Примеры заданий, формирующих познавательных УУД

  • найти нужную информацию в словаре, в сети ИНТЕРНЕТ;

  • составить план статьи, опорный конспект;

  • сформулировать главную мысль произведения;

  • преобразовать текст в таблицу, схему;

  • на основании таблицы составить связный текст по изучаемой теме.

Коммуникативные УУД обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками

Коммуникативные УУД

обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками

Примеры заданий, направленных на формирование коммуникативных УУД  составь задание для партнера;   напиши отзыв о работе товарища;   составь кроссворд по изученной теме;   «Отгадай, о ком говорим» (магнитофонный опрос) и т.д.

Примеры заданий, направленных на формирование коммуникативных УУД

  • составь задание для партнера;

  • напиши отзыв о работе товарища;

  • составь кроссворд по изученной теме;

  • «Отгадай, о ком говорим» (магнитофонный опрос) и т.д.
Для формирования коммуникативных УУД  можно использовать активные формы обучения:   «Мозговой штурм» Перепутанные логические цепи «Ролевая игра» «Карусель» «Синквейн» Перекрестная дискуссия «Кластер» «Последнее слово за мной» Тонкие и толстые вопросы «Взаимоопрос»

Для формирования коммуникативных УУД можно использовать активные формы обучения:

«Мозговой штурм»

Перепутанные логические цепи

«Ролевая игра»

«Карусель»

«Синквейн»

Перекрестная дискуссия

«Кластер»

«Последнее слово за мной»

Тонкие и толстые вопросы

«Взаимоопрос»

Регулятивные УУД обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения

Регулятивные УУД

обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения

Формирование регулятивных УУД  «преднамеренные ошибки»;   заучивание материала наизусть в классе;   взаимный диктант (по методике М.Г. Булановской);   взаимоконтроль и т.д.

Формирование регулятивных УУД

  • «преднамеренные ошибки»;

  • заучивание материала наизусть в классе;

  • взаимный диктант (по методике М.Г. Булановской);

  • взаимоконтроль и т.д.
Личностные УУД личностное развитие предусматривает формирование образа мира, ценностно-смысловых ориентаций и нравственных оснований личностного морального выбора; развитие самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам

Личностные УУД

личностное развитие предусматривает формирование образа мира, ценностно-смысловых ориентаций и нравственных оснований личностного морального выбора; развитие самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам

Формирование личностных УУД  участие в проектах: выбор интересной для обучающегося темы, распределение ролей в группе, определение своего вклада в коллективную работу;   подведение итогов урока: рефлексия в конце урока помогает оценить самого себя;   оценка события, происшествия

Формирование личностных УУД

  • участие в проектах: выбор интересной для обучающегося темы, распределение ролей в группе, определение своего вклада в коллективную работу;

  • подведение итогов урока: рефлексия в конце урока помогает оценить самого себя;

  • оценка события, происшествия