Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет)
Вершина детства.
Именно так называют младший школьный возраст (от 6-7 до 10-11 лет).
Ребенок сохраняет много детских качеств: легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх.
Но уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении.
Анатомо-физиологическое созревание организма:
- Увеличение веса мозга (от 90% веса мозга взрослого человека в 5 лет до 95% веса мозга взрослого в 10 лет);
- Усиливается специализация полушарий головного мозга;
- К 7 годам происходит морфологическое созревание лобного отдела коры больших полушарий. Это создает возможности для осуществления целенаправленного произвольного поведения, планирования.
- К 6-7 годам возрастает подвижность нервных процессов и наблюдается равновесие процессов возбуждения и торможения, хотя процессы возбуждения преобладают.
- Возрастает функциональное значение второй сигнальной системы.
- Развивается костно-мышечная система. Но развитие крупных мышц опережает развитие мелких.
Сфера социальных
отношений .
У младшего школьника
Выделяется особый
Сфера социальных
тип социальных отношений,
опосредованных задачей:
отношений .
У дошкольника две сферы
Ребенок-взрослый-задача;
социальных отношений:
Учитель – это взрослый,
социальная роль которого
Ребенок-взрослый;
Ребенок-дети.
связана с предъявлением
равных и обязательных
Они связаны игровой
для выполнения
деятельностью. Игра не
требований, с оценкой
оказывает влияния на
качества
взаимоотношения
учебной работы.
с родителями.
Социальная ситуация развития – это система отношений ребёнка с окружающей действительностью
Понятие «социальная ситуация развития» было введено Л.С. Выготским для характеристики развития личности ребенка внутри определенного возрастного этапа на основе конкретно-исторической системы его отношений с окружающей действительностью.
В структуре социальной ситуации развития выделяют следующие компоненты: объективные условия (статус детства); социальную роль;
ведущий тип деятельности
Социальная ситуация развития младшего школьника
Ученик.
В связи с изменением
социальной роли
у ребенка появляются
новые права и
обязанности.
Ведущим типом
деятельности становится
учебная деятельность
ОБЪЕКТИВНЫЕ УСЛОВИЯ
Младший школьный возраст –
это особый
период в жизни ребенка,
который выделился
исторически сравнительно
недавно. Его не было у тех
детей, которые вообще
не посещали школу, его не
было у тех, для которых
начальная школа была
первой и последней ступенью
образования.
Появление этого возраста
связано с введением системы
всеобщего обязательного
неполного и полного
среднего образования.
Ведущая потребность
В этом возрасте активно развивается мотивационная сфера , появляются потребности, связанные с учебной деятельностью :
- потребность точно выполнить требования учителя;
- потребность в высокой отметке;
- в одобрении успехов со стороны взрослых;
- потребность быть лучшим учеником;
- потребность в общении со сверстниками.
Ведущими в этом возрасте являются
познавательные потребности .
Ведущая деятельность
Младший школьник активно включен в разные виды деятельности – игровую, трудовую, занятия спортом и искусством.
Ведущее значение - учение.
Учебная деятельность – это деятельность, непосредственно направленная на усвоение знаний и умений,
выработанных человечеством.
Центральная задача младшей школы – формирование умения учиться .
Полноценная учебная деятельность включает в себя:
- умение выделять и удерживать учебную задачу;
- умение самостоятельно находить и усваивать общие способы решения задач;
- умение адекватно оценивать себя и свою деятельность;
- умение владеть рефлексией и саморегуляцией деятельности;
- умение использовать законы логического мышления;
- умение владеть и пользоваться разными формами общения, в том числе теоретическими;
- уметь участвовать в коллективно распределенных видах деятельности;
- умение использовать высокий уровень
самостоятельной творческой активности.
Этапы адаптации.
1 этап: организм реагирует напряжением всех своих систем (2-3 недели);
Признаки дезадаптации.
2 этап: неустойчивое приспособление организма;
Функциональные нарушения нервной системы (наблюдается у 70% детей) ; Астенический синдром (встречается у 53% детей);
3 этап: устойчивое приспособление, требующие меньшего напряжения всех систем организма.
Гипердинамический синдром ( имеют 39% детей);Соматовегетативные расстройства (имеют 39% детей);
Реакции страха (наблюдаются у 19% детей).
Степени адаптации ребенка
к обучению в школе
Факторы, влияющие на адаптацию ребёнка к школе.
Трудности, возникающие на начальном этапе обучения.
Неспособность справиться с учебной нагрузкой;
Трудности, связанные с соблюдением режима дня; трудности, возникающие в межличностных отношениях между детьми и во взаимоотношениях с учителем; трудности, связанные с изучением учебного материала.
Враждебное отношение педагога;
Смена коллектива;
Неприятие ребенка школьным коллективом
Адаптация
Легкая
Средняя
Тяжелая
происходит
происходит
происходит
в течение
в течение
в течение
первого
первой
первого
полугодия
четверти
года
обучения
обучения
обучения
в школе
в школе
в школе
Учебная деятельность - вид деятельности, направленный на усвоение знаний, умений и навыков, способов действий
В. В Давыдов и Д.Б. Эльконин выделяют в структуре учебной
деятельности следующие компоненты:
Учебная мотивация - это то, что побуждает ученика к учебной
деятельности
Учебная задача - это то, что ученик должен освоить.
Учебные действия – это то, что ученик должен сделать,
чтобы обнаружить свойства изучаемого предмета.
Контроль – действие, с помощью которого проводится проверка
соответствия между сделанным и образцом.
Оценка – определение того, достиг ли ученик результата или нет.
Характеристики оценки и отметки
Отметка
Оценка
Имеет два значения:
Имеет 5 или более рангов.
положительное и отрицательное
Определяет результат учебного процесса.
Фиксирует факт усвоения или неусвоения материала
Носит обобщенный характер.
Дает содержательное и качественное описание:
Отражает усердие ученика.
Показывает причины усвоения или неусвоения;
Неверное оценивание учителем ведет к формированию неуверенности ученика в собственных знаниях и действиях.
Направляет ученика на устранение недостатков;
Ученик освобождается от собственной оценочной активности.
Побуждает к работе до получения положительной оценки.
Поэтому младший школьник
Затрудняется судить о том, почему учитель поставил ту или иную отметку.
по содержанию
по результату
по планированию
Действие контроля – действие сличения соотношения учебных действий
Типы действий контроля
Ориентированы на получение частного и конкретного результата;
Усвоение знаний происходит в той форме, которая применима для частных случаев через решение ряда задач усваиваются обобщенные знания и умения.
Ориентированы на раскрытие общего принципа связи элементов учебной ситуации.
Усвоение знаний отделено от их применения в конкретных условиях. Продуктом решения задачи являются обобщенные знания, умения, применяются при решении конкретных задач.
Виды учебных действий
Собственно учебные
Конкретно-практические
Типы учебных действий
Предметные
Словесные
Умственные
Моделирования
Сравнения
Сопоставления
Учебная задача решается на основе следующих учебных действий:
- Преобразование ситуации для обнаружения всеобщего отношения рассматриваемой системы;
- Моделирование выделенного отношения в графической и знаковой форме;
- Преобразование модели отношения для изучения его свойств в «чистом виде»;
- Выделение и построение серии частных конкретно-практических задач, решаемых общим способом.
- Контроль за выполнением предыдущих действий;
- Оценка усвоения общего способа как результата решения данной учебной задачи.
Полноценное проживание возраста,
его позитивные приобретения
являются необходимым основанием,
на котором выстраивается дальнейшее развитие ребенка как активного субъекта познания и деятельности.
Основные причины трудностей в обучении
Лень;
Рассеянность;
Неуправляемость;
Хронические неудачи;
Уход от деятельности;
Развитие ребенка по
игровому типу;
Развитие ребенка по
негативистской
демонстративности.
Внимание и восприятие
- Объем внимания 2-3 объекта. Распределение слабое. Переключение затруднено. Устойчивость низкая. Легко отвлекаемое внимание. Причины отвлечения: новизна обстановки, особенности наглядных пособий, однообразие деятельности, утомление.
- Объем внимания 2-3 объекта.
- Распределение слабое.
- Переключение затруднено.
- Устойчивость низкая.
- Легко отвлекаемое внимание.
- Причины отвлечения:
- новизна
- обстановки, особенности
- наглядных пособий,
- однообразие
- деятельности, утомление.
- Условия развития произвольного внимания Учебная деятельность; Изучение доступного материала; Изучение эмоционально насыщенного материала; Творческая деятельность.
- Условия развития произвольного внимания
- Учебная деятельность;
- Изучение доступного материала;
- Изучение эмоционально насыщенного материала;
- Творческая деятельность.
- Восприятие. определяется особенностями самого предмета ( младшие школьники замечают не главное, а то, что бросается в глаза); Слабая дифференцированность восприятия; Ситуативность восприятия (они узнают только привычные предметы); Большая эмоциональность восприятия.
- Восприятие.
- определяется особенностями самого предмета ( младшие школьники замечают не главное, а то, что бросается в глаза);
- Слабая дифференцированность восприятия;
- Ситуативность восприятия (они узнают только привычные предметы);
- Большая эмоциональность восприятия.
Прочитайте текст. Проверьте его. Для нахождения и исправления ошибок не требуется знания правил. Необходимы внимательность и самоконтроль.
Стары лебеди склонили перед ним горые шеи. Зимой в саду расцвели яблони. Взрослые и дти толпились на берегу. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня. В отфет я кивал ему рукой. Солнце дохотило до верхушек деревьев и тряталось за ними. На столе лежала карта на шего города.
Память
Преобладает непроизвольное запоминание.
На быстроту и прочность запоминания оказывают влияние эмоции и чувства.
Способы формирования приемов запоминания.
Многократное прочитывание;
Чередование прочитывания с воспроизведением;
Возвращение к прочитанным частям текста с целью уяснения их содержания;
Мысленное припоминание прочитанного;
Сопоставление развернутого и свернутого плана;
Выделение смысловых единиц;
Переход от одних элементов текста к другим и их сопоставление;
Оформление результатов группировки в виде письменного плана.
Ребенок запоминает:
- 10% информации - через чтение;
- 20% - через слух;
- 30% - через зрительное восприятие;
- 50% - зрительное восприятие + слух;
- 80% - воспринимает и воспроизводит информацию;
- 90% - воспринимает информацию, воспроизводит и закрепляет в деятельности.
Развитие интеллекта в младшем школьном возрасте
Интенсивное развитие интеллекта.
Развитие мышления приводит к качественной перестройке восприятия и памяти.
К началу подросткового возраста школьники должны уметь:
- самостоятельно рассуждать;
- делать выводы;
- сопоставлять, анализировать, находить частное и общее;
- устанавливать простые закономерности.
Мышление
Ступени овладения понятиями:
Ступени усвоения отношений
Усвоение единичных и общих представлений ( выделяются функциональные признаки предмета);
1 ступень – рассматривается отдельно каждый случай выражения понятий;
Перечисление известных признаков и свойств, не отличая существенные от несущественнного;
2 ступень – делаются обобщения, которое относится к рассматриваемым случаям;
Выделение общих и существенных признаков у ряда единичных предметов.
3 ступень – полученное обобщение применяется к разным случаям.
Этапы анализа.
Частичный – анализируют отдельные части предмета.
Комплексный – анализируют все части предмета.
Системный – анализируют части и свойства предмета в определенной системе.
Этапы синтеза.
Простой, суммирующий – перечисляются признаки.
Широкий и сложный – выделяются новые знания о действительности
Стадии в развитии мышления младших школьников:
На 1-й стадии (1-2 классы) мышление во многом похоже на мышление дошкольников: анализ учебного материала производится по преимуществу в наглядно-действенном и наглядно-образном плане. Обобщения и понятия этой стадии сильно зависят от внешних характеристик предметов и фиксируют те свойства, которые лежат на поверхности. Например, один и тот же предлог «на» выделяется второклассниками успешнее в тех случаях, когда его значение конкретно, чем когда его значение более абстрактно («на днях», «на память»).
На 2-й стадии (3-4 классы) дети овладевают родовидовыми соотношениями между отдельными признаками понятий, формируется аналитико-синтетический тип деятельности, осваивается действие моделирования. Начинает формироваться формально-логическое мышление. Большое внимание уделяется формированию научных понятий.
Воображение
1-я стадия - воссоздающее (репродуктивное) воображение. Воссоздаваемые образы весьма приблизительно характеризуют объект, бедны деталями, малоподвижны.
2-я стадия характеризуется значительной переработкой образного материала и созданием новых образов – это продуктивное воображение. От опоры на конкретные предметы к слову, дающему простор фантазии.
Развитие речи
Задачи развития речи:
Обеспечение хорошей языковой среды;
Создание на уроке ситуации общения;
Обеспечение правильного усвоения достаточного лексического запаса, грамматических структур;
Проведение специальной работы по развитию речи на различных уровнях (произношение, словарный запас, синтаксис)
Развитие желания говорить правильно;
Развитие аудирования.
Линии овладения речью:
Развитие звукоритмической и интонационной стороны речи;
Овладение грамматическим строем предложения;
Развитие лексики
Эмоционально-волевая сфера
Первоклассники эмоционально возбудимые, отзывчивые и не могут понять эмоциональное состояние по выражению лица.
В младшем школьном возрасте формируются высшие чувства (нравственные, интеллектуальные и эстетические чувства)
Эмоционально стабильные ученики обычно положительно относятся к учёбе. При отрицательном отношении к учителю у детей наблюдается тревожность, несдержанность, повышенная чувствительность, возможны аффективные состояния, проявляющиеся в грубости, вспыльчивости, эмоциональной неустойчивости.
Развивается произвольность и самоконтроль. Ребёнок овладевает своим поведением. Он более точно и дифференцированно понимает нормы поведения дома и в общественных местах. Улавливает характер взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, начинает более сдержанно выражать свои эмоции.
Нормы поведения превращаются во внутренние требования к себе, что порождает переживания мук совести.
Развитие эмоционально-волевой сферы
- Новый уровень самосознания - самопознание и формирование «Я-концепции», самооценка и системе притязаний, самоконтроль и саморегуляция.
- Нарастание самостоятельности ребенка, его эмансипация от родителей. Более важное значение приобретают его собственные действия, поступки и проявления; он уже вынужден отвечать за себя сам, одновременно становясь объектом оценки с точки зрения интеллектуальных, социальных и физических возможностей. Все это толкает вперед развитие самооценки ребенка. Адекватность самовосприятия нарастает.
Эмоциональная сфера характеризуется усилением сдержанности и осознанности в проявлениях эмоций и повышением эмоциональной устойчивости .
Активно развиваются высшие чувства :
- интеллектуальные (любознательность, удивление, сомнение, интеллектуальное удовольствие);
- нравственные (чувство товарищества, дружбы, долга, сочувствия, негодования от ощущения несправедливости);
- эстетические .
Развитие эмоционально-волевой сферы
Ведущие потребности:
- Потребность в общении с людьми , во взаимопонимании и сопереживании, которые порождают целую группу личностных мотивов-сообщений ребенка о своем эмоциональном состоянии, рассчитанных на сопереживание взрослого (одобрение; сообщения о чувствах симпатии, расположения и антипатии; попытки расспросить взрослого о нем самом).
- Сильна потребность в игровой деятельности , хотя содержание игры меняется.
- Потребность во внешних впечатлениях , заставляющая ребенка проявлять любопытство к внешним сторонам предметов и явлений, к разным новым видам деятельности.
Развитие личности младшего школьника
- Зависит от школьной успеваемости, оценки ребёнка взрослыми.
- Сильно подвержено внешнему влиянию.
- Закладывается фундамент нравственного поведения , происходит усвоение моральных норм и правил поведения .
- Начинает формироваться общественная направленность личности .
Условия формирования личности:
- учитель - эталон, образец для подражания;
- субъективные условия - личностные особенности школьника (повышенная внушаемость, высокая подражательность, повышенная эмоциональность и реактивность);
- сверстники (значимость этого условия возрастает в конце младшего школьного возраста, когда сверстники становятся эталоном в поведении);
- семья (воздействует на формирование характера школьника).
Особую значимость приобретает стремление к самоутверждению и притязание на признание со стороны учителей, родителей и сверстников (в первую очередь в связи с учебной деятельностью, ее успешностью).
Значимыми становятся мотивы установления и сохранения положительных
взаимоотношений
со сверстниками .
Ответственность как оценка результатов своих действий должна занимать самое высшее положение в иерархии всех мотивов школьника.
Развитие самосознания.
Ребенок начинает понимать, что он - индивидуальность, которая подвергается социальным воздействиям: он обязан учиться и изменять себя, присваивая знания, идеи, которые существуют в обществе, умения и др.
В учебной деятельности складываются и развивается:
- представления о себе;
- самооценка;
- навыки самоконтроля и саморегуляции (переход от конкретно-ситуативной к обобщенной самооценке).
- самопознание;
- личностная рефлексия как способность самостоятельно установить границы своих возможностей ("могу или не могу решить эту задачу?", "чего мне не хватает для ее решения?")
(И.В. Шаповаленко).
Характер младших школьников
Импульсивны - с клонны незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, не подумав и не взвесив всех обстоятельств, по случайным поводам).
Причина – потребность в активной внешней разрядке при возрастной слабости волевой регуляции поведения.
Основные психологические новообразования
Рефлексия –чувственно переживаемый процесс осознания своей деятельности
Произвольность
Внутренний
Этапы формирования произвольности.
план действий
Рефлексия
Выполнение задания в соответствии со словесными указаниями учителя;
Этапы формирования внутреннего плана действий .
Самостоятельное выполнение учеником в соответствии с собственными интересами и потребностями.
Этапы формирования рефлексии:
Внешнее практическое действие с реальными предметами;
Выполнение действия с заместителями предметов (изображениями);
Временная остановка предметной деятельности для анализа алгоритма действий; Восстановление последовательности выполненных действий;
Выполнение действия в плане «громкой речи»;
Изучение последовательности действий с точки зрения эффективности, соответствия поставленной задаче; Формирование результатов рефлексии, гипотезы о предстоящей деятельности;
Выполнение действия в умственном плане
Проверка гипотез на практике в последующей предметной деятельности.
Основные новообразования личности:
- формирование личностной рефлексии (способности самостоятельно установить границы своих возможностей);
- формирование осознанной и обобщенной самооценки;
- осознанность и сдержанность в проявлении чувств, формирование высших чувств;
- осознанность волевых действий, формирование волевых качеств.
Центральное психологическое новообразование младшего школьного возраста - ориентация на группу сверстников.
(И.В. Дубровина)
Все достижения, особенно самопознание внутренних психических актов и состояний (рефлексия), свидетельствуют о переходе ребенка к следующему возрастному периоду, который завершает детство.