СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Особенности композиции и проблематика романа Булгакова М.А. "Мастер и Маргарита"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал по роману Булгакова "Мастер и Маргарита". Время действия, система образов.

Просмотр содержимого документа
«"Особенности композиции и проблематика романа Булгакова М.А. "Мастер и Маргарита"»

Но то, что было истинно великим, Останется великим навсегда. Н.Тихонов  Роман М.А.Булгакова – значительный памятник русской художественной литературы XX века, навсегда вошедший в мировую сокровищницу.  Более 10 лет работал писатель над своим произведением, так и не завершив и не увидев его напечатанным.  История его создания – сама по себе значительный, трагедийный сюжет. Всё, что было пережито, что составляло его талант и опыт, он отдал роману «Мастер и Маргарита», ставшему поистине живой книгой.  Смех и печаль, радость и боль перемешаны в нём воедино, как в жизни.  «Мастер и Маргарита» - это поэма о нравственности, об ответственности человека за добро и зло, о «настоящей, вечной и верной любви», эта книга настраивает на думы и размышления о вечных духовных ценностях. М.А. Булгаков и его жена Елена Сергеевна 1936 г.

Но то, что было истинно великим,

Останется великим навсегда.

Н.Тихонов

Роман М.А.Булгакова – значительный памятник русской художественной литературы XX века, навсегда вошедший в мировую сокровищницу.

Более 10 лет работал писатель над своим произведением, так и не завершив и не увидев его напечатанным.

История его создания – сама по себе значительный, трагедийный сюжет. Всё, что было пережито, что составляло его талант и опыт, он отдал роману «Мастер и Маргарита», ставшему поистине живой книгой.

Смех и печаль, радость и боль перемешаны в нём воедино, как в жизни.

«Мастер и Маргарита» - это поэма о нравственности, об ответственности человека за добро и зло, о «настоящей, вечной и верной любви», эта книга настраивает на думы и размышления о вечных духовных ценностях.

М.А. Булгаков и его жена Елена Сергеевна

1936 г.

 Последняя книга М. Булгакова «Мастер и Маргарита» вышла 26 лет спустя после написания и смерти писателя. Своим появлением роман вынуждает нас, наверное, и заново взглянуть на всю деятельность Булгакова, на его предыдущие произведения, в чем-то и на состояние литературы… Неизвестно даже, стоит ли сожалеть, что с выходом роман задержался. Ясно, во-первых, что он мог и подождать, пропустив вперед тех, кто торопился; во-вторых, на расстоянии, может быть, лучше видно, о чем он написан. Рукопись романа, 1930 г. CD- диск с записью романа, 2009 г.

Последняя книга М. Булгакова «Мастер и Маргарита» вышла 26 лет спустя после написания и смерти писателя. Своим появлением роман вынуждает нас, наверное, и заново взглянуть на всю деятельность Булгакова, на его предыдущие произведения, в чем-то и на состояние литературы… Неизвестно даже, стоит ли сожалеть, что с выходом роман задержался. Ясно, во-первых, что он мог и подождать, пропустив вперед тех, кто торопился; во-вторых, на расстоянии, может быть, лучше видно, о чем он написан.

Рукопись романа, 1930 г.

CD- диск с записью романа, 2009 г.

 «Мастер и Маргарита» - многожанровое и многоликое произведение, как само искусство: это романтика и реализм, живопись и ясновидение. Его можно назвать и бытовым, и фантастическим, и автобиографическим, и любовно-лирическим, и сатирическим. Можно сказать, что это роман тайн.  Композиция романа многоплановая: это «роман в романе». В рамках одного произведения сложно взаимодействуют два романа: повествование о жизненной судьбе Мастера и созданный им роман о Понтии Пилате.  Судьба Булгакова отражается в судьбе Мастера, а судьба Мастера – в судьбе его героя Иешуа.

«Мастер и Маргарита» - многожанровое и многоликое произведение, как само искусство: это романтика и реализм, живопись и ясновидение. Его можно назвать и бытовым, и фантастическим, и автобиографическим, и любовно-лирическим, и сатирическим. Можно сказать, что это роман тайн.

Композиция романа многоплановая: это «роман в романе». В рамках одного произведения сложно взаимодействуют два романа: повествование о жизненной судьбе Мастера и созданный им роман о Понтии Пилате.

Судьба Булгакова отражается в судьбе Мастера, а судьба Мастера – в судьбе его героя Иешуа.

4 сюжетные линии философская любовная мистическая сатирическая  Роман в романе Роман М. Булгакова Роман Мастера  Переплетение 2-х пластов времени Библейский, 1 век н. э. Современность Булгакова  ( 30-е годы 20 в.)

4 сюжетные линии

философская

любовная

мистическая

сатирическая

  • Роман в романе

Роман М. Булгакова

Роман Мастера

  • Переплетение 2-х пластов времени

Библейский, 1 век н. э.

Современность Булгакова ( 30-е годы 20 в.)

 Время действия романа относится сразу к двум эпохам, разделённым почти двумя тысячелетиями. Обе линии произведения – современная (4 дня в Москве 30-х годов XX века) и евангельская (1 день в Древнем Риме) – перекликаются друг с другом, соединяясь на разных повествовательных уровнях текста. Давнее прошлое не ушло без- возвратно, а существует параллельно с современностью.

Время действия романа относится сразу к двум эпохам, разделённым почти двумя тысячелетиями. Обе линии произведения – современная (4 дня в Москве 30-х годов XX века) и евангельская (1 день в Древнем Риме) – перекликаются друг с другом, соединяясь на разных

повествовательных

уровнях текста. Давнее

прошлое не ушло без-

возвратно, а существует

параллельно

с современностью.

Определяется сюжетными линиями романа: Понтий Пилат и Иешуа Га-Ноцри философская Мастер и Маргарита любовная Воланд и его свита мистическая Москва и москвичи сатирическая

Определяется сюжетными линиями романа:

Понтий Пилат и Иешуа Га-Ноцри

философская

Мастер и Маргарита

любовная

Воланд и его свита

мистическая

Москва и москвичи

сатирическая

 В Новом Завете Библии есть 4 евангелия, 4 во многих деталях расходящихся варианта истории деяний, осуждения и казни Иисуса Христа.  Мастер создаёт 5-й, более стройный, чем все новозаветные. Но главное – в его изложении эта история становится до того по земному живой, что в её реальности невозможно усомниться.  И Иешуа, и Мастер восходят на свою Голгофу.  Иешуа Га-Ноцри в изображении Мастера нисколько не похож на сына божьего. Это странствующий философ, несущий в себе, как и Мастер, ИСТИНУ, СВОБОДУ, НЕЗАВИСИМОСТЬ и СИЛУ. Секрет этой силы даже не в смысле слов бродячего философа, не в глубочайшей его убежденности, а в том качестве, которого нет ни у Пилата, ни у Каифа, ни у любого из московских персонажей романа, исключая Мастера, - в абсолютной независимости его разума и духа. «Злых людей нет на свете», - утверждает герой Мастера.

В Новом Завете Библии есть 4 евангелия, 4 во многих деталях расходящихся варианта истории деяний, осуждения и казни Иисуса Христа.

Мастер создаёт 5-й, более стройный, чем все новозаветные. Но главное – в его изложении эта история становится до того по земному живой, что в её реальности невозможно усомниться.

И Иешуа, и Мастер восходят на свою Голгофу.

Иешуа Га-Ноцри в изображении Мастера нисколько не похож на сына божьего. Это странствующий философ, несущий в себе, как и Мастер, ИСТИНУ, СВОБОДУ, НЕЗАВИСИМОСТЬ и СИЛУ. Секрет этой силы даже не в смысле слов бродячего философа, не в глубочайшей его убежденности, а в том качестве, которого нет ни у Пилата, ни у Каифа, ни у любого из московских персонажей романа, исключая Мастера, - в абсолютной независимости его разума и духа. «Злых людей нет на свете», - утверждает герой Мастера.

 Понтий Пилат - римский прокуратор (наместник) Иудеи в конце 20-х - начале 30-х гг. н. э., при котором был казнен Иисус Христос.  Понтий Пилат - один из главных героев романа Булгакова

Понтий Пилат - римский прокуратор (наместник) Иудеи в конце 20-х - начале 30-х гг. н. э., при котором был казнен Иисус Христос.

Понтий Пилат - один из главных героев романа Булгакова "Мастер и Маргарита". На первый взгляд, Понтий Пилат у Булгакова - человек без биографии, но на самом деле вся она в скрытом виде присутствует в тексте.

 Силы ада в романе «Мастер и Маргарита» играют необычную сатирическую роль. Они не столько сбивают с праведного пути добрых и порядочных людей, сколько выводят на чистую воду и наказывают уже состоявшихся грешников.  Недаром Булгаков вводит в роман буйную свиту Воланда. Нечистая сила учиняет в Москве немало безобразия. Однако союз нечисти с Воландом необходим писателю для более серьёзных и важных целей. Воланд олицетворяет нормы христианской морали. Это первый дьявол в мировой литературе, наказывающий за несоблюдение заповедей Христа.

Силы ада в романе «Мастер и Маргарита» играют необычную сатирическую роль. Они не столько сбивают с праведного пути добрых и порядочных людей, сколько выводят на чистую воду и наказывают уже состоявшихся грешников.

Недаром Булгаков вводит в роман буйную свиту Воланда. Нечистая сила учиняет в Москве немало безобразия. Однако союз нечисти с Воландом необходим писателю для более серьёзных и важных целей.

Воланд олицетворяет нормы христианской морали.

Это первый дьявол в мировой литературе, наказывающий за несоблюдение заповедей Христа.

 Булгаковский Воланд – князь тьмы и повелитель теней – не сеет зло, а только обнажает его при свете дня, делая всё тайное явным.  Его законное время – лунные ночи, когда и совершается в романе всё самое невероятное и самое поэтичное, что противостоит безрадостной прозе московского бытия: полёты Маргариты, великий бал сатаны, а в финале – скачка Мастера и Маргариты с Воландом и его рыцарями туда, где ждёт героев их вечный приют и покой.

Булгаковский Воландкнязь тьмы и повелитель теней – не сеет зло, а только обнажает его при свете дня, делая всё тайное явным.

Его законное время – лунные ночи, когда и совершается в романе всё самое невероятное и самое поэтичное, что противостоит безрадостной прозе московского бытия: полёты Маргариты, великий бал сатаны, а в финале – скачка Мастера и Маргариты с Воландом и его рыцарями туда, где ждёт героев их вечный приют и покой.

 «Любовь выскочила» перед ними, «как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила … сразу обоих!»  Бережно и умиротворенно ведется рассказ о настоящей любви, которая способна превратить женщину в ведьму. Ведьма просыпается в Маргарите с появлением надежды вновь увидеть Мастера, пусть даже совершенно невероятной ценой. «Ах, право, дьяволу бы я заложила душу, чтобы только узнать, жив он или нет!» - думает она. Силой своей любви Маргарита спасает Мастера, и их ожидает вечный покой.  Мастер – это воплощение идеи Булгакова о настоящем творчестве, которое всегда есть преодоление бесчеловечности, порыв к свету и добру. В реальной жизни Мастер, человек редкого таланта, безукоризненной честности и душевной чистоты. Он получает вечный покой вместе с Маргаритой и восставшей из пепла рукописью сожженного им романа. «Рукописи не горят» - утверждает Воланд.

«Любовь выскочила» перед ними, «как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила … сразу обоих!»

Бережно и умиротворенно ведется рассказ о настоящей любви, которая способна превратить женщину в ведьму. Ведьма просыпается в Маргарите с появлением надежды вновь увидеть Мастера, пусть даже совершенно невероятной ценой. «Ах, право, дьяволу бы я заложила душу, чтобы только узнать, жив он или нет!» - думает она. Силой своей любви Маргарита спасает Мастера, и их ожидает вечный покой.

Мастер – это воплощение идеи Булгакова о настоящем творчестве, которое всегда есть преодоление бесчеловечности, порыв к свету и добру. В реальной жизни Мастер, человек редкого таланта, безукоризненной честности и душевной чистоты. Он получает вечный покой вместе с Маргаритой и восставшей из пепла рукописью сожженного им романа. «Рукописи не горят» - утверждает Воланд.

Но то, что было истинно великим, Останется великим навсегда.  Н.Тихонов  Роман Булгакова “Мастер и Маргарита” - это великая книга, потому что в ней высказаны великие идеи: о величии человека и об аморальности власти как проявления насилия над человеком; о красоте любви и людей, способных на любовь; о сострадании и милосердии, отваге и верности своему призванию как высших человеческих качествах, о неразрывности добра и зла, жизни и смерти…  Такие рукописи действительно не горят!..

Но то, что было истинно великим,

Останется великим навсегда.

Н.Тихонов

Роман Булгакова “Мастер и Маргарита” - это великая книга, потому что в ней высказаны великие идеи: о величии человека и об аморальности власти как проявления насилия над человеком; о красоте любви и людей, способных на любовь; о сострадании и милосердии, отваге и верности своему призванию как высших человеческих качествах, о неразрывности добра и зла, жизни и смерти…

Такие рукописи действительно не горят!..

А. Ахматова. «Памяти М. А. Булгакова»   Вот это я тебе, взамен могильных роз,  Взамен кадильного куренья;  Ты так сурово жил и до конца донес  Великолепное презренье.  Ты пил вино, ты как никто шутил  И в душных стенах задыхался,  И гостью страшную ты сам к себе впустил  И с ней наедине остался.  И нет тебя, и все вокруг молчит  О скорбной и высокой жизни,  Лишь голос мой, как флейта, прозвучит  И на твоей безмолвной тризне.  О, кто поверить смел, что полоумной мне,  Мне, плакальщице дней погибших,  Мне, тлеющей на медленном огне,  Всех потерявшей, все забывшей, -  Придется поминать того, кто, полный сил,  И светлых замыслов, и воли,  Как будто бы вчера со мною говорил,  Скрывая дрожь предсмертной боли.

А. Ахматова.

«Памяти М. А. Булгакова»

Вот это я тебе, взамен могильных роз,

Взамен кадильного куренья;

Ты так сурово жил и до конца донес

Великолепное презренье.

Ты пил вино, ты как никто шутил

И в душных стенах задыхался,

И гостью страшную ты сам к себе впустил

И с ней наедине остался.

И нет тебя, и все вокруг молчит

О скорбной и высокой жизни,

Лишь голос мой, как флейта, прозвучит

И на твоей безмолвной тризне.

О, кто поверить смел, что полоумной мне,

Мне, плакальщице дней погибших,

Мне, тлеющей на медленном огне,

Всех потерявшей, все забывшей, -

Придется поминать того, кто, полный сил,

И светлых замыслов, и воли,

Как будто бы вчера со мною говорил,

Скрывая дрожь предсмертной боли.