СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности реализации межпредметных связей при обучении математике младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Просмотр содержимого документа
«Особенности реализации межпредметных связей при обучении математике младших школьников»

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Для нашего времени характерна интеграция наук, стремление получить как можно более точное представление об общей карти­не мира. Эти идеи находят отражение в концепции современного школьного образования. Но решить такую проблему невозможно в рамках одного учебного предмета. Поэтому в теории и практике обучения наблюдается тенденция к интеграции учебных дисцип­лин- интегрированные уроки, которые позволяют учащимся достигать межпредметных обобщений и при­ближаться к построению модели общей картины жизни. В совре­менной науке все более усиливается тенденция к синтезу знаний, к осознанию и раскрытию общности объектов познания.

Потребность в синтезе научных знаний обусловлена все уве­личивающимся количеством комплексных проблем, стоящих пе­ред человечеством: проблеял, решение которых возможно лишь с привлечением знаний из различных отраслей науки. Ставится во­прос о формировании нового, интегрированного способа мышления, характерного и необходимого для современного человека. Та­кой подход в обучении способствует выработке системы знаний, развивает способность к их переносу.

Интеграция вопросов из различных учебных дисциплин и объединение в одном задании знаний из разных областей является реализацией межпредметных связей в обучении. Именно они наи­более эффективно решают задачу уточнения ц обогащения кон­кретных представлений учащихся об окружающей действительно­сти, о человеке, о природе и обществе и на их основе - задачу формирования понятий, общих для разных учебных предметов, которые являются объектом изучения разных наук. Усваивая их на одном уроке, ученик углубляет свои знания о признаках опорных понятий, обобщает их» устанавливает причинно-следственные свя­зи.

Взаимосвязь с уроками окружающего мира. .

Человек неотделим от природы. Он учится у природы. И при­ятно осознавать, что эта книга не имеет последней страницы. Вспоминаются замечательные строки писателя Леонида Леонова: «Человек, который понимает природу, благороднее, чище. Он не сделает дурного поступка* он прошел душевный университет». .

Школа должна сделать всё необходимое, чтобы природа для ребят была открытой книгой и чтобы они умело пользовались ею. Поэтому нужно работать над внедрением экологических знаний не только на уроках природоведения. Решение задач на экологиче­скую тему развивает у учащихся интерес к природе, воспитывает пытливых, любознательных людей, понимающих, что человек - это тоже часть природы и что от природа зависит здоровье ,чело­века. (Приведём пример: в сутки автомобиль способен выбросить в воздух примерно 20кг выхлопных газов. Сколько выхлопных га­зов могут выбросить в воздух 8 автомобилей за 10 суток?).

Целенаправленное осуществление связи уроков математики и окружающего мира позволяет углубить знания по этим предметам и в то же время дает возможность повысить воспитательные и раз­вивающие функции уроков математики.

Используя разные масштабы для составления чертежа к зада­че учащиеся не только приобретают навыки пользования масшта­бом, но и понимают практическое значение потребности выражать меньшие единицы измерений величин в большие и большие - в меньшие.

После ознакомления на уроке окружающего мира с темой «Формы земной поверхности» на уроках математики создаются условия для составления задач, содержание которых знакомит учащихся не только с названием гор, но и с их числовой характе­ристикой. После того, как учащиеся ознакомятся со следующими темами, на уроках математики можно составить серию задач уг­лубляющих знание этих тем.

На уроке обучающиеся выполняют математические действия, используя различные способы задания и описания алгоритмов, че­редуя эту работу с получением информации в форме беседы о жи­вотных, о событиях, о родном крае (Центр нашей области удалён от Москвы на 3482 км. Скорость пассажирского поезда 80 км/ч. За какое время можно преодолеть это расстояние, если во время пути будет 8 остановок по 15 минут и две остановки по 35 минут. Ско­рость самолёта 2500 км/ч. Сколько времени можно сэкономить, летя на самолёте от Москвы до Кемерово без пересадки?). Это да­ет возможность усилить воспитательный эффект, осуществить межпредметные связи, повысить познавательную активность де­тей.

Программой предусмотрено ознакомление учащихся с неко­торыми величинами и их измерением. Без величин нельзя изучать природу, реальную действительность. Знания о величинах и их измерениях являются отражением объективных законов природы. Чтобы глубже их осознать, понять их материальные истоки, мы обращаемся к истории измерений некоторых величин. На уроках математики дети узнают, как в нелегком диалоге с природой чело­веку в далекие исторические времена приходилось постепенно по­стигать не только искусство счета, но и измерений, В связи с изго­товлением простейших орудий труда, со строительством жилищ и добыванием пищи с незапамятных времен возникает необходи­мость измерять расстояние, а затем площади, емкости, массу, вре­мя. Подобно тому, как при счете человек пользовался вначале пальцами ног и рук, так и при измерении расстояний он прибегал к рукам и ногам. И о том, что самыми древними «часами», которые к тому же никогда не ломались и не останавливались, оказалось солнце, А ночью определяли время по звездам, люди заметили, что

звезды; медленно перемещаются, кроме одной звезды, она затем получила название Полярной.

Взаимосвязь уроков математики с филологией.

Именно в начальной школе учащиеся впервые знакомятся с языком математики. Поэтому работе с ого знаками следует уделять особое внимание. Кроме того, в математике, как и в любом другом языке, существуют определенные правила синтаксиса и семанти­ки. Синтаксис устанавливает правила использования математиче­ских знаков в выражениях, равенствах, неравенствах, других пред­ложениях математического языка. Семантика определяет смысло­вое значение каждого математического знака.

Основной акцент в начальном обучении математике должен быть поставлен на понимание младшими школьниками смысла математических понятий, на умение устанавливать семантические отношения между понятиями, терминами и символами. Большая часть математических знаков наглядно отражает смысл математи­ческих понятий. Анализ таких знаков помогает не только понять причины того или иного обозначения данного понятия, выявить основы образования математического знака, но и способствует бо­лее глубокому и прочному усвоению содержания математических понятий. Работа со значением математического знака непременно должна присутствовать при изучении каждого математического понятия. Она может осуществляться в самых различных формах. Некоторые из них - написание математических сочинений, сказок и составление загадок. Сочинения нацелены на раскрытие призна­ков, свойств того или иного математического объекта или явления, а также описание какого-либо акта математической деятельности. Сочинения могут быть основаны на наблюдениях учащихся, на их личных впечатлениях или на анализе справочной и научно- популярной литературы.

Сказки требуют глубокого анализа смысла математических понятий, вычисления из существенных свойств., прогнозирования возможных трансформаций математических объектов и т.д. Работа над математической сказкой начинается с выбора ее героев и сюжета. Герои математических сказок - различные математические объекты: геометрические фигуры, числа, цифры и др. Анализ свойств выбранных в качестве героев сказки математических объ­ектов способствует оценке их возможных приключений. Так, например, приключения Колобка могут быть связаны с изменением формы, названия, с процессом нахождения числовых значений, характеризующих его величину (площади, периметра и т.п.) А числами могут производиться какие-то сказочные арифметические действия, изменение их «внешнего вида» (цифрового обозначения) и др.

Целью загадок является такое описание математического объ­екта, его свойств, чтобы данный объект можно было узнать, ука­зать его термин или символ. Для этого от учащихся требуется вы­делить существенные свойства описываемого понятия или матема­тического объекта, затем дать им словесную характеристику, не называя объект. Например: эту цифру можно поставить с ног на «голову», но значение числа не изменится.

Рассмотренные формы работы предполагают обращение младшего школьника к своему опыту, отражение собственного понимания семантического смысла математических терминов и символов, что способствует более глубокому осознанию сущности математических понятий. Данные виды работы ориентированы на развитие творческих способностей, воображения, на формирова­ние положительных эмоций и мотивационной сфере обучения ма­тематике.

В газете «Первое сентября. Начальная школа», Ш 31, 2001 г. в статье «Осень и математика» авторы предлагают многофункцио­нальные учебные задания по математике для учащихся 3-4 класса.

Структура заданий:

  • четверостишие об осени;

  • фамилии поэтов и соответствующие им числа;

  • логико-математическое упражнение.

Среди фамилий поэтов одна принадлежит автору четверости­шия, другие даны для создания условий выбора. Дети слышат и запоминают имена русских поэтов и на уроках математики. Одно из чисел является ответом к упражнению. Условия математиче­ских заданий предполагают развитие умения сравнивать объекты (числа, выражения, фигуры и т.д.), находить связи между ними, формулировать гипотезы и применять их для нахождения неиз­вестного числа.

Взаимосвязь уроков математики с технологи ей. Опыт показывает, что хорошие результаты дает включение учащихся в подготовку материалов (пособий) к предстоящему уроку. Эти материалы дети изготавливают на уроках технологии. Одна из важнейших задач, которых - формирование у школьников элементов конструкторских знаний, умений и способностей. Для их развития, успешности конструкторской деятельности необхо­димо хорошее знание форм предметов, умение расчленять слож­ные фигуры на простые и, наоборот, иметь представление о при­менении этих форм в изделиях и устройствах различных видов - плоскостных и объемных.

Наиболее благоприятные условия для достижения поставлен­ных целей могут быть созданы при органичном соединении обу­чения математике и работы с бумагой и картоном, которая позво­ляет осуществлять как плоскостное, так и объемное моделирова­ние.

Экономическое воспитание особенно важно в современных условиях. Экономические сведения помогут лучше понять особен­ности труда в промышленности, сельском хозяйстве, в сфере тор­говых отношений и т.п., и, кроме того, осознать важность профес­сий.

Включение межпредметных связей в учебный процесс прида­ст качественную специфику всем компонентам учебно-познавательной деятельности ученика; способствует систематиза­ции, углублению знаний учащихся.

















РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Э.В. Кулакова, Л.П. Акимова, ГОБО ВО «ЦЛПДО» городского округа город Воронеж

Активизация познавательной деятельности учащихся - одна из основных задач в процессе учения. Приучить детей думать, проникать в суть явлений, повысить их внимание к слову, сделать их активными участниками учебного процесса - сложная задача. Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению зна­ний, к отупляющей, одурманивающей, никому не нужной, вредной для здоровья и для умственного развития ребенка зубрежке. Дети должны быть путешественниками, открывателями и творцами этом мире. Наблюдать, думать, рассуждать, переживать радости труда и гордиться созданием, творить красоту, радость доя люд и находить в этом творении счастье. Среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес, возникающий в процесс учения. Игра вызывает у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогает им усвоить любой учебный мат риал. В практике творчески работающего учителя, так правил присутствуют: а) дидактические игры, заключающие в себе вопрос, задании призыв к действию; б) игры для обобщения, осознания правила, которые изучили; в) на этапе закрепления учебного материала занимательные упражнения различной трудности, что дает возможность oсуществлять индивидуальный и дифференцированный подход, обеспечить участие в работе учащихся с разным уровнем знаний.

Особую роль для развития познавательных способности учащихся играют задачи. В процессе их изучения формируются основные математические понятия, совершенствуются вычислительные навыки, развиваются мышление и речь учащихся.

Выделяют следующие основные приемы решения задач дл развития творческой личности:

а) составление задач по модели;

б) установление соответствия между содержанием задач схематическим рисунком;

в) выбор из данных задач той, которая соответствует рисунку чертежу;

г) выбор из нескольких схематических рисунков того, который соответствует условию данной задачи;

д) составление задачи по рисунку;

е) дополнение данными условия задачи;

ж) придумывание задачи по опорным словам;

з) составление обратной задачи.

Развитию познавательных способностей помогает проектная технология. Проект в младших классах — это трудно, но все-таки это увлекательно, познавательно и интересно.

Во время выполнения проекта:

  • учитель не должен быть впереди детей, но сам должен быть очень увлечен;

  • дети сами выбирают тему, составляют план, •

  • проект будет успешным только с привлечением родителей к работе над проектом.

Класс работает над проектом на тему «Экология на уроке ма­тематики». На каждом уроке математики используются задания на экологическую тему. Конечный этап выполнения проекта - празд­ник на тему «Есть мать одна по имени "Природа"», где происхо­дит защита проектов.

Использование на уроках различных видов заданий н упраж­нений на экологическую тему является не только эффективным средством развития познавательных способностей учащихся и ин­тереса к предмету, но также имеет огромное воспитательное зна­чение.

Занимательные задания, вопросы и уроки, построенные в иг­ровой технологии, желательно проводить в системе с первого класса, чтобы у одних учащихся пробудить, а у кого-то закрепить желание заниматься математикой.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!