От качества урока математики к качеству воспитания
Учитель математики Н.В. Пономарева
Учитель математики всегда должен помнить,
что, встречаясь даже с очень одаренным учеником,
он готовит из него не математика,
а прежде всего всесторонне развитую личность.
Кожабаев К.Г.
Воспитание на уроке
На него работает все – и стиль общения, и дидактическая структура, и методические приемы. Каждый ученик за время учебы в школе получает около 11000 уроков. Если вычесть отсюда «пропуски по болезни» (приблизительно 15 процентов), получим в среднем 9400 уроков на каждого школьника.
Цели
- воспитание культуры личности;
- отношение к математике как к части общечеловеческой культуры;
- понимание значимости математики для научно-технического прогресса;
- воспитание активности, самостоятельности, ответственности, трудолюбия;
- воспитание нравственности, культуры общения;
- воспитание эстетической культуры;
- патриотическое воспитание;
- воспитание графической культуры школьников.
Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии
На доске написано следующее задание: сумму квадратов чисел от 10 до 14 нужно разделить на 365. Попробуйте сосчитать устно.
Задача . Рабочий делает за смену 8 деталей, а его ученик в 2 раза меньше. Сколько деталей сделают они вдвоем за смену?
Беседа. Как вы думаете, почему ученик работает медленнее, чем рабочий?
В каждом деле необходимо умение. А чтобы его приобрести, нужно немало потратить труда и времени. Чем больше ученик проявляет усердия, тем быстрее станет настоящим мастером.
Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания.
Эпиграф
1. "... мы проиграли русским за школьной партой". Дж. Кеннеди.
2. «Арифметика и геометрия нужны каждому воину». Платон.
3. «Человек на то имеет разум и науку, чтобы обезопасить себя от всякого бедствия» К.Э. Циолковский
Задача. В классе 30 учеников. Сколько граммов хлеба окажется в пищевых отходах после посещения классом столовой, если каждый оставит полкусочка хлеба, а масса всего кусочка 50 г?
Беседа. Погублена целая буханка! А сколько их за неделю выбросил класс?
А ведь в школе не один класс и школа не одна в городе! Сколько же хлеба мы выбрасываем. Это неуважение к труду многих людей, к хлебу, потому что хлеб в жизни человека всему голова, как вы понимаете эту народную мудрость?
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Задача 1 .Максимальная скорость советского истребителя военного времени “ЯК-3” 650 км/ч, а немецкого истребителя “Мессершмидт-109” на 185 км/ч меньше скорости “ЯК-3” и на 20 км/ч больше истребителя “Фокке-Вульф-190-А”. Найдите скорости немецких истребителей и сравните их со скоростью “ЯК-3”.
Задача 2. Сколько дней длилась блокада Ленинграда, если известно, что 100 дней город жил без воздушной тревоги, что составляет 1/9 часть всего срока блокады.
Задача 3 .Узнать, сколько дней продолжалась война, поможет вам удивительный квадрат. Выберите из каждой строки и каждого столбца по одному числу, найдите сумму выбранных четырех чисел, и вы получите ответ на вопрос.
413
218
569
374
474
195
221
567
630
0
26
979
256
349
282
375
Например:
218+569+349+282=1418
474+569+349+26 =1418
Предлагаю и вам попробовать посчитать
Задача 4 . На орбитальной станции «Мир» совершено 78 выходов в открытый космос. В выходах участвовали: 29 российских космонавтов; 3 астронавта США; 2 астронавта Франции; 1 астронавт Европейского космического агентства (гражданин Германии). Суммарную длительность пребывания в открытом космосе каждого из космонавтов можно представить в виде ряда: 77ч 46мин., 41ч 59мин., 31ч 48мин., 44ч 00мин., 41ч 18мин., 38ч 33мин., 36ч 29мин., 34 ч 32 мин., 32 ч 17 мин., 30 ч 30 мин.,30ч 30 мин.,21 ч 54 мин., 19ч 39 мин., 19 ч 11 мин.
Найдите разницу между наибольшим и наименьшим числами ряда. Как называется эта статистическая характеристика?
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры — эстетическое воспитание.
Задача. В суровую зиму в лесу может погибнуть до 90% птиц. Если в лесу обитало 3400 птиц, сколько останется их после зимы? Какова основная причина их гибели?
Вторые вопросы в данных задачах формулируются с воспитательной целью.
Задача 1. Одна сигарета сокращает жизнь на 6 минут. Сколько дней из каждого года теряет человек, выкуривающий в день 20 сигарет?
ОТВЕТ: 30 дней 10 часов
Задача 2.Какую сумму мог бы сэкономить человек, бросивший курить только за один год, если стоимость одной пачки сигарет 102 рубля, а выкуривает он ее за два дня?
ОТВЕТ: 18615 руб.
Вы блестящий учитель, у вас прекрасные ученики!
ВСЕМ ПОКА-ПОКА!!!