смоленское областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «ДУХОВЩИНСКАЯ ШКОЛА- ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
Отчет по индивидуальному плану по самообразованию
Тема ««Воспитание толерантного отношения к окружающим
как основа формирования коммуникативной культуры личности»
Воспитатель: Тарасов О.В.
«Быть ниже самого себя – невежественность,
а быть выше самого себя – не что иное, как мудрость»
Сократ.
Актуальность выбранной темы:
Наиболее эффективным способом формирования толерантности является воспитание, которое способствует формированию у детей навыков критического осмысления и выработки суждений, независимого мышления. Учащиеся учатся проявлять терпимость, т.е. признают то, что люди различаются по интересам, положению, по внешнему виду и обладают правом жить в мире, сохраняя свою индивидуальность. Следовательно, вывод можно сделать такой: толерантный путь – это путь человека, который хорошо знает себя, комфортно чувствует себя в окружающей среде, понимает других людей, всегда готов прийти на помощь, с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам и традициям. А интолерантный путь – это путь человека, который думает о своей исключительности, с низким уровнем воспитанности, чувством дискомфорта существования в социальной среде, желанием власти, неприятия иных культур, взглядов и традиций.
Роль педагога при этом очень высока. Педагог может и должен:
воспитывать в духе мира;
признавать способности каждого и уважать чувство и позицию каждого;
быть примером для детей;
уметь слушать;
поддерживать эмоциональные привязанности;
развивать у учащихся чувство взаимного расположения;
давать возможность учащимся самостоятельно решать проблемы;
избегать жестких иерархических отношений;
не допускать проявлений авторитаризма;
поощрять совместную деятельность.
В процессе диагностики межличностных отношений мною был выявлен ряд проявлений интолерантных отношений:
1. неуважительное отношение как к сверстникам, так и к взрослым;
2. оскорбление;
3. нетерпимость к мнению других, отличающегося от их собственного;
4. замечать недостатки других и громко говорить о них;
5. эпизоды коллективной травли тех, кто не похож на них.
Изучение детей также включало выявление следующих показателей: статусное положение, уровень благополучия взаимоотношений, социометрический статус уровень развития коммуникативных навыков. Анализ результатов диагностик показал, что коммуникативные навыки воспитанников развиты слабо. Многие воспитанники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве.
Цель изучения данной темы - развитие коммуникативных способностей, навыков межличностного взаимодействия в коллективе;
снятие тревожности и опасения быть не понятым;
формирование культуры общения.
Работа по данной теме строилась на следующих принципах:
- учитывать психологические особенности, межличностные отношения детей;
- обеспечивать реализацию личности каждого ребенка, не допускать подавления, ущемления одних детей другими;
- добиваться правильной позиции лидеров;
- создавать ситуации, стимулирующие взаимопомощь детей, ситуации успеха через успех другого, успех группы;
- добиваться самокритичности и обьективности детей, при анализе итогов совместной работы обращать внимание на оценку взаимоотношений детей, комфортность каждого в групповой работе, показать значимость действий каждого в достижении общих результатов.
Результатом работы могут быть следующие показатели:
-дети овладевают умениями: работы в группе, выхода из конфликтов, ведения переговоров, критического осмысления, толерантного поведения;
-дети понимают и принимают общечеловеческие ценности: человеческая жизнь, права человека, основные свободы, гуманизм;
-вырабатывается понимание основных принципов толерантности: разнообразие людей украшает и обогащает жизнь; конфликт – это процесс, который нужно уметь решать конструктивно; для демократии очень важна социальная ответственность;
-формируются основные нравственные качества: толерантность, самоуважение, самодисциплина, сострадание, гражданственность;
-снижается межличностная напряженность;
-приобретается опыт гуманного, партнерского взаимодействия с педагогами, своими сверстниками.
Главным результатом будет способность ребёнка перенести самостоятельно приобретённые знания, умения в новые ситуации, принимать и совершенствовать себя.
Воспитание у детей толерантного отношения к окружающим осуществлялось мною через различные мероприятия:
Кл. час «Способы решения конфликта» Цель: освоение учащимися правил конструктивного общения посредством технологии дебатов.
Проведение серии профилактических бесед: «Нормы толерантного поведения», «Профилактика различных видов экстремизма в российском обществ; «Терроризм – угроза обществу»
Просмотр документальных фильмов, телевизионных передач, направленных на формирование установок толерантного отношения в молодежной среде;
- Просмотр презентаций «День народного Единства»;
Организация встречи с сотрудниками правоохранительных органов «Ответственность несовершеннолетних граждан за разжигание национальной, расовой или религиозной вражды;
Доверительные беседы «Учимся понимать друг друга»
Беседы – рассуждения «Что такое толерантность?»
Уроки толерантности» «Черты характера», «Жить вместе», «Видеть чужую боль», «Какого ты рода племени?», «Пусть будет добрым ум у вас, а сердце добрым будет»
Тест «Толерантны ли вы?»
Упражнения на развитие толерантности: «Взаимные презентации», «Аплодисменты», «Хорошо – плохо», «Найди отличия», «В чем наше сходство», «На какого сказочного героя я похож», «Это здорово», «Кто похвалит себя лучше всех, или Памятка на черный день», Упражнение «Учимся ценить индивидуальность»
Упражнение-тренинг "Мы так похожи" Игра «Хромая курица».
Учащиеся активно принимали участие во всех проводимых общешкольных мероприятиях. С каждым из учащихся проводились индивидуальные беседы с учетом индивидуальных особенностей каждого.
На занятиях использовала игры на преодоление отчужденной позиции в отношении к сверстникам
Иногда ребенок испытывает страх, что его недооценивают, отвергают. Это порождает либо стремление утвердиться любым способом через агрессивную демонстрацию своей силы, либо уход в себя и игнорирование окружающих. Подчеркнутое внимание и доброжелательность сверстников могут снять этот страх. С этой целью проводила игры, в которых дети должны говорить друг другу приятные слова, давать ласковые имена, видеть и подчеркивать в другом только хорошее, стараться сделать что-нибудь приятное для товарищей. Приведу несколько примеров подобных игр: «Добрые волшебники», «Волшебные очки», «Комплименты».
Игры на становление общности и причастности
Чтобы привлечь внимание ребенка к другим детям, научить прислушиваться и присматриваться к ним использовала игры: «Испорченный телефон», «Зеркало».
Кроме выше перечисленных игр и упражнений для совершенствования коммуникативных навыков воспитанников использую различные методы и приемы, такие как:
- чтение художественной литературы для выражения детьми эмоциональных сопереживаний;
-проведение нравственно-этических бесед, направленных на формирование этических и моральных норм поведения и развитию самоконтроля и самооценки;
Для того чтобы научить детей совершать добрые поступки, дела в группе «появилась» копилка «Добрых дел». В этой копилке хранятся добрые поступки и хорошие дела. В конце каждой недели мы подводим итог и выясняем, кто из ребят совершил больше всех хороших поступков и замечательных дел.
Организация совместной продуктивной деятельности
Формирование межличностных отношений начинается с совместной продуктивной деятельности детей, где им нужно согласовывать свои действия и договариваться с другими. Однако при враждебном, отчужденном отношении к другому, когда ребенок не видит сверстника, пытается продемонстрировать свои преимущества, не хочет учитывать его интересы, деятельность детей не может стать по-настоящему совместной и не может их объединить. Дети с трудностями в общении, сосредоточенные на себе (как агрессивные, так и замкнутые), не готовы к объединению вокруг общего продукта. Совместную деятельность я организовывала в парах, где непопулярный ребенок имеет возможность работать вместе с популярным.
Среди эффективных форм взаимодействия с детьми по развитию навыков общения можно отметить:
- Игровые и бытовые ситуации «Идем в гости», "Отмечаем день рождения" (здесь и этикет и культура общения, встречи гостей и сближении детей)
Проанализировав полученные результаты и сравнив их с имеющимися данными первичной диагностики можно сделать выводы о наметившихся позитивных изменениях.
Дети стали дружными, добрыми, заметно снизилась агрессивность многих проблемных детей, они научились самостоятельно разрешать конфликты.
ЛИТЕРАТУРА.
1. «Практикум по психодиагностике и исследованию толерантной личности»
М.: МГУ им Ломоносова 2003 г.
2. Шептенко П., ВоронинаГ. и др.
«Учитель + ученик: понять, принять, помочь»
М.: Барнаул 1995
3. М.И. Рожков, Л.В. Байбородова, М.А. Ковальчук «Воспитание толерантности у школьников» Учебно-методическое пособие — Ярославль: Академия развития, 2003.
4. С.Д. Щеколдина «Тренинг толерантности» — М: «Ось-89», 2004.