ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»
УТВЕРЖДАЮ:
Руководитель направления профессиональной переподготовки «Педагогика»
______________/Г.А. Игнатьева (подпись) (ФИО)
«______» __________2018 г.
СОГЛАСОВАНО:
Директор
__________/В.Л. Сучкова (подпись, печать) (ФИО)
«30» марта 2018г.
ОТЧЕТ
о прохождении стажировки
(2017 - 2018 учебный год)
Слушателя : Покаляевой Ирины Петровны
(ФИО)
Место прохождения стажировки:
МОУ Сароустинская ОШ Воскресенского района Нижегородской области _________________________с.Староустье ул. Школьная д5_______________________
(наименование образовательного учреждения)
Цель стажировки:
Овладение профессиональными компетенциями осуществления образовательного процесса в основной школе с учетом специфики предмета «Математика», закрепление на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в результате теоретической переподготовки, приобретение практического опыта профессии учителя математики в условиях реального педагогического процесса.
Обеспечение благоприятных условий для достижения учащимися базового уровня подготовки по математике, соответствующего Федеральному Государственному Стандарту образования.
Оптимизация учебного процесса с помощью современных технологий и средств обучения.
Результаты стажировки
1. Результаты посещения уроков– оформление одного посещенного урока в виде технологической карты.
Технологическая карта посещения урока математики 6 класс по теме «Отношения»
учителя математики МОУ Воздвиженской СОШ Братчиковой Е.В.
В основу данного инструмента положен метод «опорных вопросов». Данный инструмент задает определенную логику анализа урока, соответственно в первой колонке обозначены вопросы, ответы на которые с нашей точки зрения позволят продвинуться в понимании технологии проектирования уроков, ориентированных на реализацию системно – деятельностного подхода.
Технологическая карта включает колонки:
- опорные вопросы,
- комментарии (предполагается, что педагоги, посетившие учебное занятие фиксируют в данной колонке свои мысли-ответы на поставленные вопросы) – анализ с позиции внешнего наблюдателя,
- примечания (здесь записываются ответы - комментарии учителя, проводящего учебное занятие) – анализ с позиции разработчика.
Мотивационно – ориентировочный этап |
Опорный вопрос к этапу урока | Общая характеристика этапа |
Каково назначение данного этапа учебного занятия? | Основная задача данного этапа - создание проблемной ситуации, противоречия между имеющимся учащимся опытом в виде ЗУНов, моделей поведения, эмоционально – ценностных отношений и недостаточностью данного опыта для эффективных действий в предлагаемой новой ситуации. Здесь возникает учебно-познавательный мотив, направляющий мыслительную деятельность обучающихся и происходит ориентировка в системе действий. |
Опорные вопросы к структуре и содержанию мотивационно – ориентировочного этапа | Комментарии | Примечания |
Какие приемы использовал учитель для актуализации опыта учащихся (решения предметных задач, осуществления учебной деятельности, жизненного опыта)? | Психологическая установка убрала напряжение открытого урока, дети почувствовали поддержку учителя. | Психологическая установка на урок: урок начинается со слов учителя: “Улыбнёмся друг другу, дети. Сядьте удобно, закройте глаза, положите головы на парты”. Под тихую мелодичную музыку дети тихо повторяют за учителем: - Я в школе на уроке, - Сейчас я начну учиться. - Я радуюсь этому. - Внимание моё растёт. - Я как разведчик, всё замечу. - Память моя крепка. - Голова мыслит ясно. - Я хочу учиться. - Я очень хочу учиться. - Я готов к работе. - Я работаю! |
Учащиеся выдвигали гипотезы и пришли к мнению, что в математике отношения тоже могут быть, но что понимать под ними? Был составлен «кластер». Множество версий создало почву для постановки цели урока и составления плана работы на уроке. | Для актуализации был использован прием «Удивляй» Вопрос: «Что понимают под понятием «отношения», есть ли в математике такое понятие?». |
Как учитель фиксировал успешность практического действия учащихся на освоенном предметном материале? | Можно было использовать прием «Лови ошибку», это добавляет интриги и побуждает к деятельности. | Успешность практического действия учащихся на освоенном предметном материале учитель фиксировал через фронтальную беседу с классом по пройденному ранее материалу и устному счету. |
Каким образом учитель создал конструктивный конфликт «знания – не знания», «умения – неумения», «понимания – не понимания» в уже знакомом учащимся предметном материале? | С помощью диалога учителя и созданных групп была проведена связь с понятием частного чисел и их отношением. Диалог позволяет организовать работу со всеми обучающимися, снять напряженность от незнания каких-то вещей. | Формулирование проблемы, создание способов решения проблемы |
Кем и каким образом было зафиксировано учебное затруднение, представляющее главный вопрос урока? | С помощью диалога и наводящих вопросов учитель смог выявить затруднения обучающихся и подвести их к необходимым выводам. Множество гипотез показало обучающимся, что существует конфликт между «знаю» и «не знаю». | Побуждение к деятельности и поиску необходимой информации. Формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия. |
Операционно - исполнительский этап |
Опорный вопрос к этапу урока | Общая характеристика этапа |
Каково назначение данного этапа? | Операционно –исполнительский этап представляет собой решение поставленной на предыдущем этапе учебной проблемы, реализуется в форме совместно – распределенной учебной деятельности, предполагающей разные формы учебного сотрудничества и учебной коммуникации |
Опорные вопросы к структуре и содержанию операционно-исполнительского этапа | Комментарии | Примечания |
В какой форме была сформулирована цель учебного занятия (прогностическая модель ожидаемого результата; гипотеза, предположение и др.)? | Столкнувшись с нехваткой знаний, ребята самостоятельно сформулировали цель урока. Обучающиеся самостоятельно составили план действий и обсудили средства достижения этой цели. | Учитель предложил сформулировать цель урока обучающимся. |
Была ли построена и кем ориентировочная основа предстоящей учебной деятельности? | Обучающиеся самостоятельно составили план действий и обсудили средства достижения этой цели. | Прием "Послушать – сговориться – обсудить" Учитель предложил обсудить план работы. |
Насколько адекватно выполняемым учебным действиям использовались на учебном занятии различные формы работы – фронтальной, парной, групповой, комбинированной и каким образом осуществлялся их выбор? | Отмечалась активная работа групп, выполнено много разнообразных практических задач, отмечена четкая речь обучающихся | На уроке использовалась групповая работа. Для более глубокого изучения темы по группам были розданы задания практической направленности. Продумать план решения, выбрать наиболее рациональный способ. Придумать творческую задачу по теме «Отношения». |
Поддерживались ли на учебном занятии ученические догадки, гипотезы и как осуществлялась их фиксация? | Все предположения и гипотезы по установке цели урока и плана действий учителем фиксировались на доске. На уроке придерживались плана действий, разработанных учениками. Учитель немного направлял ребят при организации учебной деятельности. | Выдвижение гипотез и запись их на доске: Кластер, Выбор рационального решения. Моделирование творческих задач. |
Соблюдалось ли в ходе данного этапа оптимальное соотношение коллективных форм учебной работы и индивидуальной деятельности? | Анализируя работу групп, видно, что работа по их созданию проводилась систематично. Ребята имели возможность проявить свою индивидуальность или внести свой вклад и в общую работу группы. | Учитель попросил распределить роли в группах, при новом задании роли можно было поменять, чтобы каждый смог выразиться индивидуально. |
Выдерживалась ли в ходе учебного занятия логика, заданная в ориентировочной основе учебной деятельности? | Учитель очень профессионально подобрал теоретический и практический материал, используя учебник и другие источники, соблюдая все логические основы занятия. | Диалог и общение «Учитель-ученик». Сотрудничество и управление учащимися в роли тьютера. |
Рефлексивно - оценочный этап |
Опорный вопрос к этапу урока | Общая характеристика этапа |
Каково назначение данного этапа? | Рефлексивно - оценочный этап обеспечивает осознание учащимися результата урока (во всех его аспектах: предметном, метапредметном и личностном), оценку степени участия каждого в решении основной задачи урока и прогноз дальнейшего движения в учебном материале |
Опорные вопросы к структуре и содержанию рефлексивно - оценочного этапа | Комментарии | Примечания |
Каким образом на учебном занятии осуществлялось выявление уровня осознания каждым учащимся степени освоенности содержания учебного материала? | Ребята учатся оценивать свою деятельность на уроке, еще раз вспоминают пройденный материал, анализируют свою успешность. Смайлы настроения так же говорят, что ребята справились с новой темой. | Учитель дал задание «Напишите перечень основных вопросов, пройденных нами в данной теме, рядом пометьте, как этот вопрос, по вашему мнению, усвоили хорошо, или не очень хорошо, или вовсе не усвоили». Необходимо сравнить полученные результаты с планом урока и обсудить успехи. Нарисуйте в тетради смайл настроения. |
Каким образом на учебном занятии осуществлялось выявление понимания учащимися смысла изученного на учебном занятии и понимания каждым степени своих личностных приращений? | С помощью фронтального опроса учитель выявил степень подготовленности класса к введению новой темы, в виде определенных заданий проводилось первичное закрепление, результаты групповой работы оценил лидер группы, была самооценка индивидуальной работы. | Фронтальный опрос, кроме того результаты работы группы озвучивались, ребята спорили, анализировали. Выполнили небольшой тест (индивидуально). |
Каков характер домашнего задания и как осуществлялось включение учащихся в определение домашнего задания и выявление способов его выполнения? | Учитель предложил ряд заданий, дети могли выбрать упражнения по уровню их подготовки, все задания, предложенные ребятам были разобраны, все оказались посильными и не вызывали затруднений. Размер домашнего задания был оптимальным. | Ребятам было предложено несколько номеров разного уровня сложности, для более подготовленных учащихся предложены задания творческого типа. |
2. Результаты самостоятельной разработки уроков
Структура визитной карточки:
Класс 6
Тема Деление обыкновенных дробей
Главный вопрос (проблема) урока (внеурочного занятия):
взаимодействие участников образовательного процесса, формирование компетенции деления обыкновенных дробей.
Цель и задачи урока (внеурочного занятия) (внеурочного занятия):
Деятелъностная цель: формирование у учащихся умений делить обыкновенные дроби.
Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
Задачи:
Образовательные:
повторить основные действия (сокращение, сложение, вычитание) с обыкновенными дробями;
закрепить правило деления дробей при выполнении заданий.
Развивающие:
способствовать развитию мотивации изучения предмета;
развивать грамотную математическую речь;
активизировать мыслительную деятельность учащихся посредством участия каждого из них в процессе решения задач;
развивать коммуникативные компетенции.
Воспитательные:
воспитывать настойчивость и целеустремленность, умение оценивать;
воспитание культуры общения;
способствовать формированию математической компетентности учащихся
Планируемые результаты:
Учащийся научится делить дроби, решать уравнения с дробями, решать задачи на деление дробей
Предметные:
- Формирование умения делить две обыкновенные дроби, применять правило деления обыкновенных дробей и смешанных чисел на примерах и в текстовых задачах;
Личностные:
Формирование познавательного интереса к изучению нового, способам обобщения и систематизации знаний.
Воспитание культуры личности.
Развитие навыков сотрудничества со сверстниками и умения находить решения в спорных ситуациях.
Оценка своей деятельности по заданным критериям.
Метапредметные:
Планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Способствовать приобретению учащимися навыков общения при совместной работе.
Делать выводы на основе обобщения знаний.
- Умение придерживаться правил.
УУД:
личностные: умение ясно, точно излагать свои мысли в устной и письменной речи, креативность мышления, инициативность, находчивость, активность при решении математических задач, умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности, способствовать к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности;
регулятивные: умение определять и формулировать цель урока самостоятельно и с помощью учителя, проговаривать последовательность действий, работать по коллективно составленному плану, оценивать правильность выполнения действия на уроке адекватной ретроспективной оценки, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свои предположения;
коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им, учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию, учитывать разные мнения и координировать позиции в сотрудничестве;
познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя), добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке).
Используемые образовательные технологии (методы обучения (воспитания), методические приемы):
Технологии - технология проблемного обучения, игровые технологии, ИКТ
Методы - системно-деятельностный, словесный, наглядный,
Приемы - диалог, игра, организация помощи, взаимопомощи, неожиданное открытие, организация беседы по пройденному материалу.
Формы взаимодействия участников образовательных отношений:
На первом этапе обучающиеся быстро включились в деловой ритм.
На втором этапе была поставлена в игровой форме проблемная ситуация и с помощью наводящих вопросов дети определили цель и спланировали урок.
На третьем этапе были актуализированы знания по ранее изученным темам, Одновременно шла эффективная работа над развитием речи, мыслительных операций, о чем свидетельствовала деятельность учащихся. Работа в парах.
На четвертом этапе в процессе закрепления примеры решались с комментированием. При комментировании шла работа над речевой деятельностью, в которой они выражали суть выполняемых преобразований. Групповая работа.
Решение тренировочных упражнений позволило закрепить новые знания и оценить степень усвоения материала.
На пятом этапе физкультминутка помогла снять эмоциональное и физическое напряжение.
Шестой этап показал, что каждый ребенок смог себя проверить, осознать: все ли он понял, запомнил ли запись, решил. Считаю, что на данном этапе каждый ученик смог пережить ситуацию успеха, убедиться, что вычислительный прием им освоен, о чем свидетельствовали результаты их самооценки.
Контрольно – оценочные средства (диагностический инструментарий)
Контроль усвоения материала осуществлялся в форме самоконтроля, обратной связи, проверки ответов, по ответам,
Приемы организации рефлексии:
На этапе рефлексии и итога урока обсудили успехи и неудачи работы, эмоциональное состояние и соотнесли результат работы с поставленной целью урока.
Домашнее задание: Дифференцированно, с учетом особенностей класса. Дополнительно - творческое задание (по желанию), на формирование компетенций.
Этап (учебная ситуация) | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Познавательные | Регулятивные | Коммуникативные | Личностные |
1.Оргмомент (0,5мин)
| - Что такое? Что случилось? Почему звенит звонок? Вы готовы? Стол в порядке? Начинается урок.
Сказка в гости к нам пришла, в мир фантазий позвала. Всё про сказку мы расскажем Свои знания покажем. | Приветствие учителя. Демонстрируют готовность к уроку, проверяют наличие принадлежностей и дополнительного материала.
Высказывают свои предположения. | |
| Умение слушать. | Вежливость. |
2Постановка формируемых результатов и задач урока .Этап мотивации. (время: 5 мин) Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне | Ребята! Вы любите мультфильм «Маша и медведь»? Наша Маша снова попала в запутанную историю, потому, что любит совать свой нос в чужие дела! Вы знаете, как она любит сундук Медведя, потому что там всегда хранятся необычные вещи, вот и в этот раз все было как обычно! Помогите Маше разобраться с содержимым сундука. (Учитель старается подвести к теме урока и цели урока. Делает необходимые записи на доске) НЕОЖИДАННО: ОРЕШЕК Знаний! Для чего? Как помочь собрать все украденные орешки? Давайте подумаем на планом урока. Попробуйте правильно соотнести нашу деятельность с очередностью выполнения заданий. Что у нас получилось? Молодцы. В путь, собирать ОРЕШКИ ЗНАНИЙ, чтобы стать еще умнее и помочь Маше. |
Работают 3 группы ( 1 группа—«Что знаем», 2 гр – «Что умеем» 3 гр - «Что еще не очень хорошо получается»
Высказывают свои предположения по теме урока и его цели ЦЕЛЬ: формирование умения применять полученные знания при решении простейших задач решении уравнений, проверить ЗУНЫ по теме «Деление», воспитывать умение управлять своим поведением. | Умение ориентироваться в своей системе знаний; -умение структурировать знания, логическое выдвижение. | Целеполагание, выдвижение версии.
Прогнозирование своей деятельности. | Умение слушать и работать в группе | Вежливость |
3. Актуализация знаний и проверка ДЗ (время: 10 мин) Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для применения полученных знаний , и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося | Повторение теории (фронтальная)
| . Отвечают по одному на вопросы, за правильный ответ получают «орех знаний» | Умение ориентироваться в своей системе знаний
Выбор эффективных способов решения. | Умение принимать учебную задачу. Владение навыками самоконтроля и саморегуляции | умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | Умение адекватно реагировать на трудности и не бояться сделать ошибку. |
1.Работаем группами ИГРА ВЕРЮ-НЕ ВЕРЮ ( в группе индивидуальная работа) 2. «Разберись с числами» ( работают 2 чел, третий оценивает результат) 3.«Исправь ошибку» В группе индивидуально по одному примеру. |
Представляют результаты своей работы на интерактивной доске. получают «орех знаний» |
4.Закрепление изученного материала (время: 6мин)
(0,5 мин) | - Подняться в гору и забрать «Орешек знаний» Получают орех за каждый правильный ответ | Выполняют вычисления с дробями, оценивают результаты своей работы.
Работа в группах. | | Контроль в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. | Умение слушать и слышать. | Формирование устойчивой мотивации к обучению. |
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА | | | | | |
5. Закрепление изученного материала. (время: 18 мин) Цель этапа: организовать закрепление решения уравнений и практических задач. | 1.Помогите Маше справиться с решением уравнений и найти еще один орешек. Попробуйте в группах обсудить решения уравнений с доски и дорешать их. Если что-то будет не понятно, вы можете задать вопрос соседу или обратиться к учителю.
Индивидуальное выполнение. Контроль учителя.
| Выполняют задания в рабочих тетрадях.
Озвучивают выводы. . № 452 (3, 4 или 5) "хорошо" №463 (2) "отлично" получают «орех знаний» | Поиск и выделение необходимой информации. структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; моделирование выдвижение гипотез и их обоснование | Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Планирование своей деятельности. уметь действовать по алгоритму. | Умение задавать вопросы, необходимые для получения наивысшего результата. | Смыслообразование
Планирование учебного сотрудничества со сверстниками |
2.Работа с задачей.
Получают памятку для работы с задачей. Можно применить «метод 6 шляп» | Решают задачу получают «орех знаний» |
6.Этап контроля и оценки. Итог урока (рефлексия деятельности) (Время: 3 мин) Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса | -Какая цель стояла перед нами в начале урока? - Можно ли считать, что мы справились? Повторили и оценили свои знания? Трудно ли было при решении уравнений и задачи? -Что нам помогло? - Где можно применить полученные знания? - Оцените свою работу на уроке с помощью орешков, полученных вами. Попробуйте выразить свое отношение к уроку в виде смайликов, расположив их на лесенке знаний. Самым главным сегодня является, что «ОРЕШЕК ЗНАНИЙ» Маша подарила каждому из вас. | Дают ответы на вопросы -Да Рабочие листы и учебник. Анализируют работу на уроке через самооценку
Отвечают
Располагают смайлики настроения на лестнице успеха. | Моделирование | Ретроспективная рефлексия. Оценка (осознание качества и уровня усвоения) | Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли и чувства | Самооценка и установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов. |
7.Домашнее задание (время 2мин)
| 1. Повторить материал § 14. 2. .Выполнить
Задания на выбор: зеленый шарик – «3» (№ 456, 463(1) ), Синий – «4» №464, 463(4), а в красном --на «5» № 464, 463(4 ) и творческая задача. Предлагаю вам порассуждать над вопросом «Как часто в жизни используются дроби?». Это может быть эссе, стихотворение, презентация, сказка. Любая творческая работа. | Записывают домашнее задание | | Умение принимать и сохранять учебную задачу | Умение задавать вопросы, необходимые для получения наивысшего результата. | Развитие творческих способностей |
4. Результаты деятельности стажера по программированию учебного процесса – представляются в виде фрагмента календарно – тематического планирования:
Алгебра 7 класс
УМК А.Г. Мерзляк
Глава 2 «Целые выражения»
Раздел «Формулы сокращенного умножения. Разность квадратов, квадрат суммы и разности двух выражений».
№ урока (в разделе, теме) | Тема урока | Тип урока | Основные понятия | Предметный результат | Личностный результат | Применяемые (формируемые) УУД |
| Регулятивные | Коммуникативные | Познавательные |
46 | Произведение разности и суммы двух выражений. | Урок изучения нового материала. | Формула сокращенного умножения. Правило произведения суммы и разности 2 выражений. | Формировать умение применять правило произведения суммы и разности 2 выражений. | Формировать целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики. | Введение в тему. Развитие организационных умений (целеполагание, планирование и реализация плана, саморегуляция УПД, контроль усвоения теоретических знаний). Адекватное восприятие оценки учителя и сверстников. | Развитие умений через: включение в групповую работу; взаимопомощь, рецензирование ответов; организацию взаимоконтроля и взаимопроверки на всех этапах УПД. | Приобретение учебной информации и развитие интеллектуальных умений при изучении темы. Анализируют доказательства тождеств в тексте учебника и выявляют основную идею (способ) доказательства, анализируют решение задач, приведённых в тексте учебника, систематизируют их, составляют план решения для группы упражнений учебника, анализируют, обобщают решение типовых задач и сравнивают свои решения с образцом решения из учебника и предписания для их решения. |
47 | Произведение разности и суммы двух выражений | Урок закрепления знаний | Формула сокращенного умножения. Правило произведения суммы и разности 2 выражений | Закрепить навык применения правила произведения суммы и разности 2 выражений | Формировать способность осознанного выбора и построение дальнейшей индивидуальной траектории обучения. | Постановка и формулирование целей своей учебной деятельности, выполнение плана, самоконтроль, самооценка. Вероятностное прогнозирование при решении упражнений, предвосхищение результатов своей деятельности по овладению математическими знаниями и операциями и уровня своих умений. Адекватное восприятие оценки учителя и сверстников. | Умение полно и точно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи, участвовать в обсуждении и разрешении возникающих конфликтов при разных способах решения. | Обобщают решение задач одного типа и составляют предписание, или используют готовое предписание. Сравнивают данные объекты и выбирают тождества сокращенного умножения. |
48 | Произведение разности и суммы двух выражений | Урок обобщения и систематизации знаний | Формула сокращенного умножения. Правило произведения суммы и разности 2 выражений | Обобщить и систематизировать знания и навык применения правила произведения суммы и разности 2 выражений | Развивать навыки самостоятельной работы, анализа своей работы. | Постановка и формулирование целей своей учебной деятельности, выполнение плана, самоконтроль, самооценка. Адекватное восприятие оценки учителя и сверстников. | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками через включение в работу в парах, управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка его действий. умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им, учитывать разные мнения и интересы. | Сравнивают данные объекты и выбирают тождества сокращенного умножения. |
49 | Разность квадратов двух выражений. | Урок изучения нового материала | Формула разности квадратов двух выражений | Формировать умение применять формулу разности квадратов двух выражений | Формировать ответственное отношение к обучению, готовность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. | Постановка и формулирование целей своей учебной деятельности выполнение плана, самоконтроль, самооценка. Вероятностное прогнозирование при решении упражнений, предвосхищение результатов своей деятельности по овладению математическими знаниями и операциями и уровня своих умений. Адекватное восприятие оценки учителя и сверстников. | Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, работая в группе: а) оказывают помощь товарищам, работающим на предыдущих уровнях, б) организуют взаимоконтроль, взаимопроверку на всех этапах УПД по выполненным заданиям предыдущих уровней. | Приобретение учебной информации. Сравнивают данные объекты и выбирают тождества сокращенного умножения. Проговаривают изученные формулы, справа налево и наоборот. Называют способы доказательства тождеств и используют их. |
50 | Разность квадратов двух выражений. | Урок закрепления знаний | Формула разности квадратов двух выражений | Закрепить навык применения формулы разности квадратов двух выражений. | Развивать навыки самостоятельной работы, анализа своей работы. | Постановка и формулирование целей своей учебной деятельности, выполнение плана, самоконтроль, самооценка. Адекватное восприятие оценки учителя и сверстников. | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками определение функций участников, способов взаимодействия, участвовать в обсуждении, учитывать разные мнения и координировать позиции в сотрудничестве. | Работа с дидактическим материалом, выбор заданий отработанного типа и заданий творческого характера (отличают новое от уже известного с помощью учителя), добывают новые знания, составляют собственные задания. |
51 | Квадрат суммы и квадрат разности двух выражений. | Урок изучения нового материала | Формулы квадрата суммы двух выражений и разности двух выражений. | Формировать умение доказывать и применять формулы квадрата суммы и квадрата разности двух выражений. | Формировать интерес к изучению темы и желание применять приобретенные знания и умения. | Введение в тему, постановка и формулирование целей своей учебной деятельности, выполнение плана, самоконтроль, самооценка. Вероятностное прогнозирование при решении упражнений, предвосхищение результатов своей деятельности по овладению математическими знаниями и операциями и уровня своих умений. | На своем уровне освоения темы: а) работая в группе, оказывают помощь товарищам, работающим на предыдущих уровнях; б) организуют взаимоконтроль, взаимопроверку на всех этапах УПД по выполненным заданиям предыдущих уровней. | На своем уровне доказывают формулы квадрата суммы и квадрата разности двух выражений, обобщают решение задач одного типа и составляют предписание, или используют готовое предписание. |
52 | Квадрат суммы и квадрат разности двух выражений. | Урок закрепления знаний | Формулы квадрата суммы двух выражений и разности двух выражений. | Закрепить навыки применения формул квадрата суммы и квадрата разности двух выражений. | Формировать умение планировать свои действия в соответствии с учебным заданием. | Постановка и формулирование целей своей учебной деятельности, выполнение плана, самоконтроль, самооценка. Адекватное восприятие оценки учителя и сверстников. | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками определение цели, функций участников, способов взаимодействия, участвовать в обсуждении. | Приобретение учебной информации. Сравнивают данные объекты и выбирают тождества сокращенного умножения, доказательства тождеств и используют их. |
53 | Квадрат суммы и квадрат разности двух выражений. | Урок закрепления знаний | Формулы квадрата суммы двух выражений и разности двух выражений. | Закрепить навыки применения формул квадрата суммы и квадрата разности двух выражений. | Развивать навыки самостоятельной работы, анализа своей работы. | Постановка и формулирование целей своей учебной деятельности, выполнение плана, самоконтроль, самооценка. Адекватное восприятие оценки учителя и сверстников. | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками определение цели, функций участников, способов взаимодействия, участвовать в обсуждении. | Приобретение учебной информации. Сравнивают данные объекты и выбирают тождества сокращенного умножения, доказательства тождеств и используют их. |
54 | Квадрат суммы и квадрат разности двух выражений. | Урок обобщения и систематизации знаний | Формулы квадрата суммы двух выражений и разности двух выражений. | Обобщить и систематизировать знания и навык применения формул квадрата суммы и квадрата разности двух выражений. | Развивать готовность к самообразованию и решению творческих задач. | Постановка и формулирование целей своей учебной деятельности, выполнение плана, самоконтроль, самооценка. Адекватное восприятие оценки учителя и сверстников. | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками определение цели, функций участников, способов взаимодействия, участвовать в обсуждении. | Приобретение учебной информации. Сравнивают данные объекты и выбирают тождества сокращенного умножения, доказательства тождеств и используют их. |
55 | Преобразование многочлена в квадрат суммы или разности двух выражений. | Урок изучения нового материала | Формулы квадрата суммы двух выражений и разности двух выражений, полный квадрат, выделение квадрата двучлена. | Формировать умение преобразовывать многочлен в квадрат суммы или разности двух выражений. | Формировать ответственное отношение к обучению, готовность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. | Введение в тему. Постановка и формулирование целей своей учебной деятельности, выполнение плана, самоконтроль, самооценка. Вероятностное прогнозирование при решении упражнений, предвосхищение результатов своей деятельности по овладению математическими знаниями и операциями и уровня своих умений. Адекватное восприятие оценки учителя и сверстников. | На своем уровне освоения темы: а) работая в группе, оказывают помощь товарищам, работающим на предыдущих уровнях; б) организуют взаимоконтроль, взаимопроверку на всех этапах УПД по выполненным заданиям предыдущих уровней. | Анализируют текст учебника, составляют приёмы применения формул сокращенного умножения. Составляют таблицы ЗХУ |
56 | Преобразование многочлена в квадрат суммы или разности двух выражений. | Урок закрепления знаний | Формулы квадрата суммы двух выражений и разности двух выражений, полный квадрат, выделение квадрата двучлена. | Закрепить навыки преобразования многочлена в квадрат суммы или разности двух выражений. | Формировать способность осознанного выбора и построение дальнейшей индивидуальной траектории обучения. | Постановка и формулирование целей своей учебной деятельности, выбирают задачи и решают их, выполнение плана, самоконтроль, самооценка. Адекватное восприятие оценки учителя и сверстников. | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками определение цели, функций участников, способов взаимодействия, участвуют в обсуждении, рецензируют ответы товарищей по выполненным заданиям предыдущих уровней с обоснованием, оказывают помощь, работающим на предыдущих уровнях. | Работа с дидактическим материалом, выбор заданий отработанного типа и заданий творческого характера (отличают новое от уже известного с помощью учителя), добывают новые знания, составляют собственные задания. |
57 | Преобразование многочлена в квадрат суммы или разности двух выражений. | Урок обобщения и систематизации знаний | Формулы квадрата суммы двух выражений и разности двух выражений, полный квадрат, выделение квадрата двучлена. | Обобщить и систематизировать знания и навыки преобразования многочлена в квадрат суммы или разности двух выражений. | Развивать готовность к самообразованию и решению творческих задач. | Постановка и формулирование целей своей учебной деятельности, выбирают задачи и решают их, выполнение плана, самоконтроль, самооценка. Адекватное восприятие оценки учителя и сверстников. | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками определение цели, функций участников, способов взаимодействия, участвуют в обсуждении, рецензируют ответы товарищей по выполненным заданиям предыдущих уровней с обоснованием, оказывают помощь, работающим на предыдущих уровнях. | Работа с дидактическим материалом, выбор заданий отработанного типа и заданий творческого характера (отличают новое от уже известного с помощью учителя), добывают новые знания, составляют собственные задания. |
58 | Контрольная работа №4. | Урок контроля знаний | Формула разности квадратов двух выражений. Формулы квадрата суммы двух выражений и разности двух выражений, полный квадрат, выделение квадрата двучлена. | Способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. | Развивать способность к адекватной самооценке и готовность к самообразованию и решению творческих задач. | Выбирают задачи своего уровня сложности, делают выводы о качестве собственных знаний, необходимых для выполнения контрольной работы. Адекватное восприятие оценки учителя и. | | Находить ответы на вопросы, используя изученную информацию учебника, свой жизненный опыт и информацию, полученную на предыдущих уроках. |
5. Разработка итоговой проверочной работы
Итоговая контрольная работа по математике в 6 классе.
№1 а) -2* 2,5 +3,9-5; б)-21,6:(-0,12)+9,6:(8,9-11,3).
№2) а) 3(х+5)=5-2х; б)7 : 10 = 2 : х.
№3.Найдите площадь четырехугольника с вершинами в точках с координатами (-1;5), (5;5), (5;-1), (-1;-1).
№4.В саду растёт 50 яблонь. Количество груш, растущих в саду, составляет 32% количества яблонь, растущих в этом саду. Сколько груш растёт в саду?
№5. Бригада рабочих из 5 человек может выложить площадку тротуарной плиткой за 12 дней. Сколько дней потребуется на эту работу бригаде из девяти человек?
№6. В коробке лежат 6 белых и 9 синих шаров. Какова вероятность того, что выбранный наугад шар окажется: 1) белым; 2) белым или синим; 3) красным?
№7. Решите уравнение | | x | – 2 | = 6.
Спецификация
1. Назначение стартовой диагностической работы \ итоговой проверочной работы
Итоговая работа по математике проводится в конце учебного года с целью определения уровня усвоения обучающимися программы 6 класса. Работа охватывает содержание, включенное в УМК А.Г. Мерзляк для 6 класса.
2. Структура итоговой работы
Итоговая работа состоит из 2 частей и содержит 7 заданий. Из них 5 базового и 2 повышенного уровня сложности.
Распределение заданий работы по частям
. Части работы | Число заданий | Максимальный балл | Уровень задания |
Обязательная часть | 5 | 90 | Б |
Дополнительная часть | 2 | 60 | П |
Итого | 7 | 150 | |
Распределение заданий работы по уровням сложности:
В работе представлены задания различных уровней сложности по принципу «минимакс»:
обязательного базового, дополнительного повышенного.
Задания базового уровня включены в обязательную часть работы. Это задания, проверяющие усвоение наиболее важных математических понятий.
Задания повышенного уровня включены в дополнительную часть работы. Эти задания направлены на проверку умения использовать понятия и законы для решения различных задач.
No | Раздел содержания | Содержательная часть |
1 | Рациональные числа | Действия с рациональными числами. |
2 | Решение уравнений. Рациональные числа. Пропорция | Действия с рациональными числами. Уравнение с одной переменной, корень уравнения. Основное свойство пропорции. |
3 | Координатная плоскость. Геометрия на клетчатой бумаге. | Изображение чисел точками на координатной плоскости. Вычисление площади треугольника с вершинами в узлах. |
4 | Текстовые задачи | Решение текстовых задач на проценты. |
5 | Текстовые задачи. | Решение текстовых задач на прямую и обратную пропорциональную зависимости. |
6 | Задачи на перебор вариантов и вычислений вероятностей. | Решение задач на перебор вариантов и вычислений вероятностей |
7 | Нестандартные задания | Решение нестандартных заданий |
3. Время выполнения работы
На выполнение всей работы отводится 45 минут.
4. Условия проведения итоговой работы, включая дополнительные материалы и оборудование: чертежные инструменты.
5. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом:
Правильное решение задания №1 оценивается 10 баллами, задания № 2 – 15 баллами, № 3-4 – 20 баллами, задание № 5 – 25 баллами, задания № 6-7 – 30 баллами.
Задание считается выполненным верно, если ученик дал верный ответ: записал правильное решение, применил рациональный способ решения, изобразил правильный рисунок. Максимальный первичный балл – 150.
6. Распределение заданий стартовой \ итоговой работы по содержанию и проверяемым умениям
Таблица 1
Распределение заданий работы по темам (разделам) курса математика 6 класс
Разделы (темы) курса | Число выполняемых заданий |
Рациональные числа | 2 |
Решение уравнений | 2 |
Проценты | 1 |
Пропорции | 1 |
Геометрические фигуры | 1 |
Координатная плоскость | 1 |
Вероятность | 1 |
Текстовые задачи (нестандартные) | 1 |
Таблица 2
Распределение заданий работы по планируемым результатам
Планируемые результаты обучения (предметные, «выпускник научится») | Число выполняемых заданий |
«выпускник научится» |
1.Выполнять вычисления с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями. 2.Выполнять преобразования буквенных выражений (раскрытие скобок, приведение подобных слагаемых), решать линейные уравнения. 3.Решать текстовые задачи с помощью пропорций. 4.Изображать фигуры на плоскости. 5.Проводить несложные практические вычисления с процентами. 6.Вычислять вероятность случайных событий. 7.Решать уравнение, содержащее модуль. | 2 2 2 1 1 1 1 |
«выпускник получит возможность научиться» |
1.Оперировать на базовом уровне понятием «рациональное число». 2.Развить представления о буквенных выражениях и их преобразования, овладеть специальными приёмами решения уравнений. 3.Точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики. 4.Научиться некоторым специальным приёмам решения комбинаторных задач. | 2 2 2 1 |
7. Рекомендации по оцениванию работы
Отметка по пятибалльной шкале | «2» | «3» | «4» | «5» |
Первичные баллы | 0–50 | 51-70 | 71-90 | 91-150 |
Приложение 1
План итоговой работы по математике для учащихся 6 классов
№ | Контролируемый элемент содержания (КЭС) | Планируемый результат обучения (ПРО) | Тип задания | Примерное время на выполнение задания, мин. | Макс. балл за задание |
1 | Выполнять арифметические действия с рациональными числами. Вычислительные способности. | выполнять вычисления с рациональными числами, сочетая устные и письменные приёмы вычислений | Числовые выражения (развернутый ответ). | 6 мин | 10 |
2 | 1.Раскрытие скобок 2. Перенос слагаемых 3. Приведение подобных 4 .Нахождение корня уравнения 5.Вычислительная техника 6. Решение пропорции | Правильное решение уравнений и пропорций. | Уравнение и пропорция (развернутый ответ). | 6 мин | 15 |
3 | Изображать числа точками на координатной плоскости. Находить площадь четырехугольника с вершинами в узлах. | Умение чертить систему координат, определять координаты точек, строить точки с заданными координатами. | Задание на построение фигуры в координатной плоскости. (развернутый ответ) | 6мин | 20 |
4 | 1 Краткая запись условия и заключения. 2 Составление пропорции. 3 Решение пропорции. 4 Вычислительная техника. 5 Запись ответа. | Использовать понятия и умения, связанные с пропорциональностью величин, процентами, в ходе решения математических задач и задач из смежных предметов, выполнять несложные практические расчёты. | Задача на проценты. (развернутый ответ) | 6 мин | 20 |
5 | 1 Краткая запись условия и заключения. 2 Составление пропорции. 3 Решение пропорции. 4 Вычислительная техника. 5 Запись ответа. | Использовать понятия и умения, связанные с пропорциональностью величин , в ходе решения математических задач и задач из смежных предметов, выполнять несложные практические расчёты. | Задача на пропорции. (развернутый ответ) | 8 мин | 25 |
6 | Умение вычислять простейшие вероятности. Вычислительные способности. | Использовать при решении задач понятие вероятности случайных событий. | Задача на вероятность. (развернутый ответ) | 3 мин | 30 |
7 | Раскрытие дважды знака модуля. Вычислительные способности. | Использование модуля при решении уравнений. | Уравнение, содержащее модуль. (развернутый ответ). | 7 мин | 30 |
6. Анализ результатов стажировки:
В процессе стажировки мне удалось реализовать все поставленные цели, приобрести бесценный практический опыт работы с классным коллективом с учетом его психологической структуры и уровня развития, расширить свои знания в психологии и педагогике, сформировать умения по организации продуктивного взаимодействия с классом на уроке (установление личных контактов, навыков сотрудничества, диалогового общения). Кроме этого развивалось умение анализировать и учитывать при организации учебно-воспитательного процесса общие