Ямало-Ненецкий автономный округ
Муниципальное образование Ямальский район
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Салемальская школа-интернат имени Володи Солдатова»
Отчет
воспитательной работы
по теме самообразования
«Формирование духовно - нравственных чувств у воспитанников интерната через игровые технологии»
Гичёвой Любови Александровны
За период 2019-2020 гг..
2020 год
Воспитание детей – то такое ремесло,
где нужно уметь терять время,
чтобы его выигрывать.
Жан Жак Руссо
Современное общественное развитие России поставило задачу духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобретает в сфере нравственного воспитания детей. Обществу исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли – гражданина и патриота.
Важным аспектом в содержании нравственного воспитания детей является их возрастной период. Необходимо определить возрастные психологические и физиологические особенности воспитанников, так как они непосредственно влияют на формы, методы и содержание нравственного воспитания.
«Педагог и дети учатся всю жизнь» - это известная истина. Воспитатель находится в постоянном развитии и всю свою трудовую жизнь является исследователем. Особенно большое влияние на формирование воспитательского профессионализма оказывает научно - методическая деятельность. Эта деятельность предполагает: постоянное ознакомление с современными научными исследованиями ученых в области преподавания различных дисциплин; изучение прогрессивного опыта коллег по проблемам организации различных форм организации образовательного процесса; ознакомление с новыми программами и концепциями обучения и воспитания, их оценка и др.
На сайте «1 - ое сентября» у меня открыта подписка на электронные издания:
«Классное руководство»
«Литература»
«Начальная школа»
«Здоровье школьников»
«Искусство»
Журнал «ОБЖ»
Журнал «Управление школой»,
Журнал «Школа для родителей».
В этом году добавила следующие подписные издания:
Имею личную страницу на сайтах «Инфоурок», «Мультиурок», «Видеоуроки», «Логик-лайк», НИИ "Эврика".
Согласно ФГОС ООО, организация моей воспитательной внеурочной деятельностии деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе интернат, а воспитание рассматривается как ценностно-ориентированный процесс, организуемый по следующим приоритетным направлениям:
духовно-нравственное;
общеинтеллектуальное;
социальное (общественно-полезная, проектная деятельность);
спортивно-оздоровительное;
художественно-эстетическое.
профориентация
Цель моей воспитательной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов и способностей на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
Основные задачи:
Выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей учащихся к различным видам деятельности.
Создание особого образовательного пространства для развития индивидуальных способностей и образовательных потребностей ребенка в избранных сферах внеурочной деятельности.
Развитие опыта творческой, трудовой, общественно полезной, проектной деятельности.
Развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества.
Расширение рамок общения с социумом.
Эти задачи можно решать через технологию игровых форм обучения. Не вдаваясь в обстоятельную характеристику игровой формы обучения отметим следующие ее особенности. Игра - мощный стимул обучения. Она в равной мере способствует как приобретению знаний, так и развитию необходимых качества личности. Через игру учащиеся закрепляют и углубляют свои знания, развивают мышление, память, воображение. Игра приучает учащихся трудиться, развивает сообразительность и смекалку. Учащиеся сами того не замечая включаются в работу, обучение становится приятным процессом. Немаловажно и то, что в игре воспитываются такие чувства как коллективизм, честность.
В своей воспитательной работе я руководствовалась следующими принципами
Принцип гуманистической направленности предполагает отношение к ребёнку как к ответственному субъекту собственного развития, субъект-субъектный характер отношений, оказание психолого-педагогической поддержки в самопознании, самоопределении и самореализации личности.
Принцип системности предполагает обеспечение целостности, преемственности ВУД, взаимосвязь между основными компонентами организуемой деятельности, урочной и воспитательной деятельностью, всеми участниками ВУД, опору на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности
Принцип вариативности определяет широкий спектр видов, форм и способов организации деятельности, направленных на удовлетворение потребностей обучающихся с учетом их возрастных особенностей.
Принцип добровольности предполагает свободный выбор различных видов деятельности на основе личных интересов и склонностей ребенка, способов, темпа, освоения программ внеурочной деятельности в рамках индивидуальных образовательных траекторий.
Принцип успешности и социальной значимости предполагает деятельность субъектов учебно-воспитательного процесса по формированию у обучающихся потребностей в достижении личностно-значимых и коллективных результатов, формирование позитивной самооценки, самоуважение, конструктивных способов самореализации, создание ситуации успеха в личностной и общественнополезной деятельности.
Принцип валеологической безопасности: динамическая пауза между урочной и внеурочной деятельностью не менее 30 минут, (в форме прогулки, спортивной разгрузки,дополнительного питания), проведение занятий в формах, отличных от урочных; организация деятельности в комфортных условиях; длительность одного занятия не более 40 минут.
Я в своей работе создаю проблемные, поисковые исследовательские ситуации на видах деятельности, чтобы моделировать ситуации успеха с учётом индивидуальных способностей учащихся с целью включения их в творческий поиск решения учебно-воспитательных задач. Стараюсь использовать на своих занятиях элементы развивающего обучения. Это помогает в моих воспитанниках развить интеллектуально – творческую личность.
Создаю условия для того, чтобы каждый воспитанник смог проявить себя как личность, раскрыть свой талант.
На дистанционной конференции воспитателей Ямальского района прослушала доклады разных воспитателей по обмену опытом в работе с воспитанниками интерната.
«Гражданско-патриотическое воспитание направленно мною на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота Родины и способной выполнять гражданские обязанности.
Воспитательная работа организуется по направлениям, в течение всего учебного года воспитанники должны освоить программы по шести, тесно связанным между собой направлениям: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, общеинтеллектуальное, профориентационное направление, духовно-нравственное, социальное (общественно полезная и проектная деятельность).
Занятия и мероприятия проводила в смешанных группах, состоящих из воспитанников разного возраста.
В этом учебном году принимала активное участие к конкурсах и тестировании:
«Мы за ЗОЖ», «Противопожарная безопасность» 3 участника, результатов пока нет.
Подготовила дважды Лауреата на Всероссийском информационном портале «Лидер».
Приняла участие во Всероссийском тестировании «ПедЭксперт Февраль 2020». Направление: Оценка уровня квалификации педагогов.
Н
Социальное (общественно-полезная, проектная
деятельность)
аправления внеурочной воспитательной деятельности
Духовно-нравственное
Направления внеурочной деятельности
Спортивно-оздоровительное
Общеинтеллектуальное
Художественно-эстетическое
Профориентационное направление:
По этим направлениям были проведены следующие мероприятия:
Естественно, для каждой возрастной группы цели, задачи, формы и методы работы по этим направлениям будут несколько отличаться, в итоге ведя к совершенствованию личности ребенка, его развитию и саморазвитию.
Духовно-нравственное воспитание и направление.
Участие в конкурсах развивающих патриотизм и духовную культуру: «Я и ЗОЖ».
Духовно-нравственное, художественно-эстетическое направление:
Классные часы: «Кусочек блокадного хлеба»
«В человеке все должно быть прекрасно»
«Как встречают Новый год в разных странах»
« Поговорим о родителях»
«Что такое режим дня в интернате и нужно ли его соблюдать?…»
Беседы: «Человек как и правила ПДД»
« Смех продлевает жизнь»
«Неизвестные современный профессии»
Мои открытые мероприятия
1.Поле чудес «Правила дорожные знать каждому положено».
2.«День Матери» - музыкально игровая программа для мам.
3.Конкурсно - игровая программа«Большие маневры» для воспитанников 5-7 классов, февраль в рамках месячника к 23 февраля.
Общеинтеллектуальное.
«Укрепляем память » - Игровой тренинг мл. гр. детей.
Результат моей работы по гражданско-патриотическому воспитанию повысил интерес учащихся к истории своего Отечества, осведомленность о политических событиях в стране, возрос интерес и уважение ребят уважающих культуру и традиции русского народа.
Итак, я проанализировала воспитательную работу за прошедший учебный год. Много проделано работы за прошедший год, но предстоит еще большая работа с детьми в следующем учебном году. Воспитать нравственные качества личности невозможно за один год, нужно время. Кому–то, чтобы стать добрым и отзывчивым, честным и справедливым, скромным и любящим Родину нужно сделать один шаг, а кому–то придется преодолеть долгий путь.
Таким образом, подведя итоги своей воспитательной работы с воспитанниками и коллективом родителей, сформировались задачи на следующий учебный год:
продолжить работу по привитию учащимся навыков сознательного приобретения знаний, самостоятельному восстановлению пропущенного учебного материала;
работать над культурой поведения во время урока и на переменах для достижения желаемого результата;
разработать программу и предложить для реализации по духовно – нравственному воспитанию.
активизировать самоуправление в семье, подобрать действительно дело по душе каждому ребёнку;
приобщать всех родителей к проведению мероприятий с учащимися.
С начала учебного года буду подобрать тесты и анкеты, не только для детей, но и для родителей. Чтобы проверить, насколько ученик готов к выбору профессии.
Проводить мероприятия посвященные выбору будущей профессии подключая к участию всех старшеклассников.
Я продолжу работу по формированию у детей положительного отношения к экологическим проблемам, к школе, к учению; приобщению учащихся к творчеству, народным традициям; профилактике вредных привычек, противоправного поведения учащихся и дорожно-транспортного травматизма.
Воспитатель: _____________ Гичева Л.А.