Отчет руководителя ШМО учителей начальных классов
МКОУ «Большезадоевская СОШ» за 2021 -2022 учебный год
Методическое объединение учителей начальных классов в 2021-2022 учебном году работало над основной темой: «Повышение качества учебно-воспитательного процесса в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» и ставило цель: совершенствование педагогического мастерства в сфере формирования универсальных учебных действий в рамках ФГОС – 2 путём внедрения в учебно-воспитательный процесс современных образовательных технологий.
Руководствуясь нормативными документами, программами и стандартами образования, учитывая объективный уровень состояния учебного процесса, уровень воспитанности и развития учащихся, квалификацию педагогического коллектива и круг актуальных нерешённых проблем, методическое объединение ставило перед собой следующие задачи.
Задачи:
1. Внедрение в практику работы всех учителей МО современных образовательных технологий для развития познавательной активности и творческих способностей обучающихся, УУД;
2. Применение информационных технологий для развития познавательной активности и творческих способностей учащихся;
3. Активизировать работу с одаренными детьми по участию в олимпиадах и конкурсах всероссийского и международного значения;
4. Осуществление психолого-педагогической поддержки слабоуспевающих учащихся;
5. Продолжить просветительскую работу с родителями по вопросам обучения и достижения учащихся, разработать тематику классных собраний на основе родительского спроса;
6. Применять мониторинговую систему отслеживания успешности обучения каждого ребенка, его роста. Сохранить у детей желание учиться дальше и сформировать у них основы умения учиться (через ситуацию успеха, портфель достижений);
7. Активно использовать здоровьесберегающие, информационные компьютерные технологии в образовательном процессе. Продолжить изучение и применение элементов современных инновационных психолого-педагогических технологий.
Ожидаемые результаты работы:
рост качества знаний обучающихся;
овладение учителями МО системой преподавания предметов в соответствии с новым ФГОС;
создание условий в процессе обучения формирования у обучающихся ключевых компетентностей, УУД.
Направления работы МО учителей начальных классов
на 2021-2022 учебный год:
1. Аналитическая деятельность:
Анализ методической деятельности за 2020-2021 учебный год и планирование на 2021-2022 учебный год;
Анализ посещения открытых уроков;
Изучение направлений деятельности педагога (тема самообразования);
2. Информационная деятельность:
Изучение новинок в методической литературе в целях совершенствования педагогической деятельности;
Продолжение знакомства с ФГОС начального общего образования и среднего образования;
Пополнение тематической папки «Методическое объединение учителей начальных классов»;
3. Консультативная деятельность:
Консультирование педагогов по вопросам тематического планирования;
Консультирование педагогов с целью ликвидации затруднений в педагогической деятельности;
Консультирование педагогов по вопросам в сфере формирования универсальных учебных действий в рамках ФГОС
Организационные формы работы:
1. Заседания методического объединения;
2. Методическая помощь и индивидуальные консультации по вопросам преподавания предметов начальной школы, организации внеклассной деятельности;
3. Взаимопосещение уроков педагогами;
4. Выступление учителей начальных классов на МО, практико-ориентированных семинарах, педагогических советах;
5. Повышение квалификации педагогов на курсах. Прохождение аттестации педагогов
В методическом объединении начальных классов – 7 учителей
№ | ФИО учителя | Класс | Образование | Категория | УМК |
1. | | 1 «а» | среднее спец | первая | «Школа России» |
2. | | 1 «б» | среднее спец | _ | «Школа России» |
3. | | 2 | среднее спец | _ | «Школа России» |
4. | | 3 «а» | среднее спец | высшая | «Школа России» |
5. | | 3«б» | высшее | _ | «Школа России» |
6. | | 4«а» | среднее спец | высшая | «Школа России» |
7. | | 4«б» | среднее спец | _ | «Школа России» |
В коллективе налажена атмосфера сотрудничества, взаимопомощи, поддержки , взаимопосещение уроков, совместная разработка урока, праздников, экскурсий, планирований. Учителя не только требовательны к себе, но и друг к другу(анализ открытых уроков и мероприятий,),правильно реагируют на критику. Педагоги постоянно работают над задачей формирования творчески работающего коллектива учителей. За этот год проведено 5 заседаний ШМО.
№ заседания | Тема |
Заседание № 1 | «Организация методической работы учителей начальных классов на 2021 – 2022 учебный год» |
Заседание № 2 | «Технология оценивания образовательных достижений учащихся как средство оптимизации учебного процесса. Адаптация первоклассников к школе» |
Заседание № 3 | «Создание образовательного пространства для самореализации учителя и обучающихся» |
Заседание № 4 | «Создание развивающей образовательной среды: актуальные проблемы» |
Заседание № 5 | «Подведение итогов работы МО начальных классов в 2021-2022 учебном году» |
Тематика заседаний отражала основные проблемные вопросы, стоящие перед МО. Заседания были тщательно продуманы и подготовлены. На заседаниях МО изучены все методические письма, оказывалась своевременная методическая помощь. Выступления и выводы обосновывались на практических результатах.
Учителя начальных классов регулярно проходили курсы повышения квалификации и стараются повысить профессиональный уровень.
№ | ФИО учителя | Название курсов | Год прохождения |
1. | | «Реализация ФГОС при обучении детей с ОВЗ» «Реализация требований обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО в работе учителя» | 2021г. 2022г. |
2. | | «Реализация требований обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО в работе учителя» | 2022г. |
3. | | «Реализация ФГОС при обучении детей с ОВЗ» | 2021г. |
В текущем учебном году прибыл молодой специалист, за которым был закреплен учитель-наставник, который оказывал квалифицированную помощь, посещая её уроки и приглашая на свои. Помогал составлять тематический план, вместе готовили и подбирали дидактический материал, наглядные пособия, тексты контрольных работ и диктантов.
С целью расширения и углубления профессионально - методических знаний и умений, занимаются самообразованием, совершенствованием уровня педагогической подготовки. Они заинтересованы в эффективности каждого урока – в достижении намеченной цели, выполнении программы.
№ п/п | ФИО учителя | Тема самообразования |
1 | | «Рол Формирование общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности у мл.шк. в условиях реализации ФГОС |
2 | | Повышение качества урока через использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения |
3 | | Формы и методы организации учебной деятельности по ФГОС |
4 | | Формы и методы организации учебной деятельности по ФГОС |
5 | | Мотивация учения школьников |
6 | | Выявление и развитие способностей обучающихся к творческой и познавательной деятельности |
7 | | Развитие познавательных способностей у мл.шк. в условиях реализации стандартов второго поколения |
Все учителя начальных классов вели преподавание согласно ФГОС по утверждённым рабочим программам и календарно-тематическим планам. Методическое объединение успешно решает проблемы повышения качества знаний учащихся путём применения инновационных образовательных технологий. Работа ведётся по УМК «Школа России».
В период адаптации учителя первых классов вели работу по сплочению детского коллектива, формированию коммуникативных навыков учащихся. В начале года была проведена педагогическая диагностика стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе. Для учителей первого класса остаются актуальными задачи по формированию детского коллектива, духовно-нравственному воспитанию учащихся, выработке навыков сознательной дисциплины, повышению учебной мотивации.
Процесс информатизации современного общества обусловил необходимость разработки новой модели системы образования, основанной на применении современных информационно-коммуникативных технологий. Внедрение ИКТ в профессиональную деятельность всех педагогов является неизбежным во всех начальных классах в наше время. Все учителя это прекрасно понимают и активно применяют ИКТ в своей работе: презентации, электронные образовательные ресурсы, интернет ресурсы. Это делает уроки более наглядными и динамичными, более эффективными с точки зрения обучения и развития учащихся, облегчает работу учителя на уроке, развивает специальные навыки у детей с различными познавательными способностями. Учителя начальных классов успешно работают на интерактивных образовательных онлайн-платформах «Яндекс Учебник», «Учи.ru», «Инфоурок» и др.
Принимали участие в вебинарах:
«Формирование функциональной грамотности младших школьников» («Яндекс Учебник»)
«Готовимся к ВПР. Система заданий и упражнений» (Издательство «Просвещение»)
«Новый ФГОС НОО. Родной русский язык» (Издательство «Легион»)
«ФГОС НОО. Учимся со сказкой», «Новые методы в оценке планируемых результатов» (Издательство «Планета»)
Активно работали по обобщению и распространению личного педагогического опыта на заседаниях ШМО и педсоветах, оказывали помощь молодому учителю (Мешитовой Д.Р.)
Вся работа учителей имеет практическую направленность и ориентирована на повышение качества знаний учащихся.
В 2021-2022 учебном году обучающиеся 1-4 классов активно принимали участие в интернет олимпиадах и марафонах.
№ п/п | Мероприятие | Сроки | Результат | Ф.И.О. |
1. | Осенняя олимпиада по литературе на Учи.ру | сентябрь | призер участник | Ахмедов Ш.(4-а кл) Асадулаев Ю.(4-б кл.) |
2. | Краеведческая олимпиада «Многовековая Югра» | октябрь | призёр победитель | Долбня Д.(4-б кл) Ахмедов Ш.(4-а кл) |
3. | Олимпиада «BRICSMATH.COM» | ноябрь | призер призёр победитель | Арсланбеков А.(3-а кл.) Ахмедов Ш.(4-а кл) Гасанова М. (3-б кл) |
4. | Олимпиада по ПДД «Безопасные дороги» | ноябрь | призёр призёр победитель | Гасанов Г. (1-а кл.) Магомедова С.(1-б кл.) Бадавиев М.(3-б кл) |
5. | «Заврики»-олимпиада по английскому языку | декабрь | победитель участник | Ахмедов Ш.(4-а кл.) Сурхаев И.(1-а кл) Тиномагомедова С. (3-б кл.) |
6. | «Инфоурок» зимний сезон | январь | победитель призер участник победитель | Загирова Ф. (4-б кл) Алиомарова Х.(4-а кл.) Садикаев С.(3-б кл.) Исаев И.(4-а кл.) |
7. | «Заврики»-олимпиада по русскому языку | март | победитель участник призер | Алиомарова Х. (4-а кл) Арсланбеков А. (3-а кл.) Ахмедов Ш.(4-а кл.) Омарова А. (4-а кл.) Харцева Д.(4-а кл) |
8. | Олимпиада по окружающему миру и экологии | февраль | победитель призер участник победитель | Муршиев А.(1-б кл.) Сурхаев И.(1-а кл.) Раджабова С. (3-а кл.) Халирулаева М. 1-б кл.) |
9. | «Я люблю окружающий мир» от Яндекс.Учебника | декабрь | призер призер | Харцев Д. (4-а кл.) Омарова Ш. (4-а кл.) Алиева А. (4-а кл.) |
10. | «Я люблю математику» от Яндекс.Учебника | январь | призёр призёр | Магомедова А.(3-а кл.) Арсланбеков А.(3-а кл.) |
11. | «Финансовая грамотность и предприниматель-ство» | март | призер победитель победитель победитель победитель | Муршиев И.(1-б кл.) Сурхаев И. (1-а кл.) Арсланбеков У.(4-а кл.) Исаев И. (4-а кл.) Гаджиева Ф. (1-б кл.) |
Учащиеся 3-4 классов принимали участие в Муниципальном туре олимпиады «Юниор» среди младших школьников:
математика: Арсланбеков У. – 4кл.(призер), Бадавиев М. – 3кл.(участник);
русский язык: Асадулаев Ю. – 4кл.(участник), Абдулаева П.- 3кл.(победитель);
окружающий мир: Алиева А. – 4кл. (победитель), Магомедова А. – 3кл.(участник)
В соответствии с ФГОС в начальных классах была организована внеурочная деятельность по различным направлениям. Были разработаны программы внеурочной деятельности.
По уже сложившейся традиции, в школе с 17 по 27 января 2022 года учащиеся начальной школы приняли активное участие в проведении Декады наук. Декада наук проводилась с целью развития познавательного интереса, индивидуальных, творческих и интеллектуальных способностей учащихся. Каждый ребенок стал активным участником всех событий недели.
Класс | ФИО учителя | Мероприятие |
1 «а» | | Открытый урок по теме «Буквы Ф, ф, звуки ф, ф» |
1 «б» | | Мероприятие «Светофор – надежный наш помощник» |
2 кл | | Урок–сказка по математике на тему «Решение задач» |
3 «а» | | Открытый урок по русскому языку «Род имен существительных» |
3 «б» | | Мероприятие «Чтение книг и наука – надежное средство от скуки» |
4 «а» | | Открытый урок по окружающему миру «Жизнь древних славян» |
4 «б» | | Викторина «Знатоки природы» |
Проводимые уроки и мероприятия отмечались разнообразием приемов и методов обучения, форм организации. Учителя относятся к подготовке с большой ответственностью, стараются работать творчески, так как современные уроки и внеклассные мероприятия – это творчество самого учителя, его стремление к проявлению профессиональной индивидуальности. В тоже время каждый ученик начальной школы является активным участником всех событий в классном коллективе. Он может попробовать себя в разных ролях, пробовать свои силы в различных видах деятельности. Мастерить, выдвигать идеи, реализовывать их, рисовать.
Одно из направлений в методической работе учителей – это организация работы с одаренными и способными учащимися. В школе отработана система организации работы по участию обучающихся в различных конкурсах. Обучающиеся школы принимают участие во многих всероссийских, международных и муниципальных конкурсах. Участие обучающихся в различных конкурсах вызывает положительную мотивацию, формирует активную жизненную позицию, повышает интерес к изучению предмета, способствует развитию творческого мышления.
Участие в образовательных событиях:
Международный день учителя;
Праздник Осени
День народного единства;
День матери в России
Новый год в школе
День Неизвестного Солдата;
День Героев Отечества;
8 Марта в школе: конкурс рисунков, акция по поздравлению мам, бабушек, девочек,
Весенняя неделя добра.
Экологическая акция «Чистый двор»
День космонавтики: конкурс рисунков.
Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (день пожарной охраны)
Весенний День здоровья.
День Победы: акции «Бессмертный полк», концерт , проект «Окна Победы»
Торжественная линейка «Последний звонок»
Педагоги начальной школы постоянно занимаются решением проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся при организации образовательного процесса. Учителя внедряют образовательные программы и технологии, интегрирующие образовательные и оздоровительные компоненты, направленные на сохранение и повышение работоспособности, минимизацию утомительности обучения, обеспечение возрастных темпов роста и развития детей; с учетом индивидуальной образовательной траектории учащихся, обеспечивают надлежащие гигиенические условия в соответствии регламентациями СанПиНов.
С целью предотвращения перегрузки учащихся и сохранения их здоровья, учителя используют различные приемы и методы.
Основными задачами педагогов являются: исследование и оценка состояния здоровья детей и резервов здоровья в процессе учебной деятельности; формирование установки на здоровый образ жизни; сохранение и укрепление здоровья детей через приобщение к здоровому образу жизни; проведение уроков с учётом здоровьесберегающих технологий.
Итоги успеваемости по начальным классам в 2021-2022 учебном году
Учебная программа 1-4 классов на 2021-2022 учебный год были составлены на основе ФГОС НОО. По окончании текущего учебного года, в рамках ВШК, были подведены итоги прохождения программного материала, выполнение норм проведения контрольных работ, диктантов, тестирования и других форм контроля учащихся. В результате анализа выявлено, что программный материал пройден по всем предметам и во всех классах. Все контрольные работы проведены согласно тематическому планированию в полном объеме. Учебный план на 2021-2022 учебный год выполнен, учебные программы пройдены.
В начальных классах на конец учебного года обучалось -132 уч-ся,1 класс безотметочное обучение и 2 ученика на домашнем обучении. Обучение велось по программе «Школа России»
Класс | Кол-во уч. | % успев. | % качества | Ср.балл | СОУ |
1 «а» | 22 | - | - | - | - |
1 «б» | 22 | - | - | - | - |
2 кл | 23 | 91 | 35 | 3,4 | 50 |
3 «а» | 16 | 100 | 56 | 3,8 | 63 |
3 «б» | 15 | 100 | 47 | 3,7 | 59 |
4 «а» | 19 | 100 | 63 | 3,9 | 63 |
4 «б» | 15 | 100 | 60 | 3,8 | 60 |
Итоги ВПР по русскому языку за 2021-2022 уч. год
Учитель | Класс | Всего уч-ся | Писало | На «5» | На «4» | На «3» | На «2» | Успев. | Кач-во зн. | Ср. балл | СОУ |
| 4 а | 19 | 19 | 2 | 7 | 9 | 1 | 94,74% | 47,37% | 3,53 | 52% |
| 4 б | 15 | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | |
ИТОГО | | 34 | | | | | | | | | |
В целях повышения качества образования были составлены списки слабоуспевающих учащихся. Составлены графики дополнительных занятий. В школе проводились мониторинги обученности по предметам, личностного роста каждого учащегося и коррекции знаний по результатам.
Многие учителя имеют персональные сайты и странички в социальной сети работников образования, где размещают регулярно свои публикации. О чем свидетельствуют полученные сертификаты, дипломы и благодарственные письма.
Понятно, что большую роль в работе учителя играет кабинет, его учебно-методическая база. Все учителя начальных классов имеют постоянно закрепленные за ними кабинеты. В кабинетах имеется учебно-методическая литература, дидактический материал, материал для индивидуальной работы.
Таким образом, работу коллектива начальной школы можно считать «удовлетворительной».
Но наряду с имеющимися положительными результатами в работе педагогического коллектива начальной школы имеются недостатки:
- недостаточное количество взаимопосещенных уроков;
- не велась работа по обмену опытом;
- низкая активность участия педагогов в профессиональных конкурсах.
Рекомендации:
1. Создать условия для активизации участия учителей в профессиональных конкурсах муниципального, регионального и всероссийского уровней.
2. Отслеживать работу по накоплению и обобщению передового педагогического опыта.
3. Рекомендовать педагогам школы обобщить свой педагогический опыт на школьном, районном уровне.
4. Руководителю ШМО способствовать созданию единой системы обучения и воспитания в школе, обеспечивающей потребности каждого ученика в соответствии со склонностями, интересами и возможностями.
Исходя из вышеизложенного, перед учителями начальных классов поставлены следующие задачи на 2022 - 2023 учебный год:
уделять особое внимание совершенствованию форм и методов организации уроков;
вести работу в соответствии с индивидуальным темпом и уровнем развития учащихся;
спланировать взаимопосещение уроков с учетом индивидуальных потребностей учителей;
продолжить работу с мотивированными детьми;
каждому учителю в обязательном порядке к повышению своего педагогического мастерства через систему курсов повышения квалификации, посещение районных семинаров, посещение уроков коллег;
работать над индивидуальной темой по самообразованию;
повышать уровень качества знаний обучающихся за счет освоения современных педагогических технологий, способствующих развитию личности каждого ребенка;
совершенствовать методический уровень педагогов в овладении новыми педагогическими технологиями; стимулировать активное использование ИКТ в организации учебно-воспитательного процесса.
Руководитель ШМО начальных классов: