Цунтинский район
МКОУ «Шапихская СОШ»
Открытий урок
по математике
в 5 классе
на тему:
«Уравнение»
Провел учитель математики
Алибахарчиев Аслудин Абдулмажидович
2019-2020 уч. г.
Тема урока: «Уравнение» Дата 17.10.2020 г.
Цели урока:
1.Продолжить формировать умения и навыки решать уравнения, применяя знания при решении задач.
2. Развивать логическое мышление, познавательный интерес, а также навыки контроля и самоконтроля.
3. Приучать школьников к эстетическому оформлению записи, умению выслушивать и умению общаться.
Тип урока: урок закрепления и совершенствования знаний.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация, раздаточный материал.
Урок проводится по учебнику: Н.Я. Виленкин и др. «Математика 5».
Ход урока.
Организационный момент.
Постановка целей урока.
Прозвенел опять звонок
Начинается урок
Будем мы писать, считать, уравнения решать.
На уроке работай старательно, и успех тебя ждет обязательно.
Тема нашего урока «Уравнение». Мы продолжим с вами отрабатывать навыки решения уравнений, задач, готовиться к контрольной работе.
3.Проверка домашнего задания (Слайд № 1)
Ребята обменяйтесь тетрадями с соседом и карандашом выявите ошибки, если они имеются, поставьте оценку, затем просмотрите свою работу, спросите, если что- то не понятно.
№ 445, а) у = 145; б) у = 25; в) у = 53; г) у = 20.
№ 447, а) (х – 10) + 14 = 81,
х – 10 = 81 – 14,
х – 10 = 67,
х = 67 + 10,
х = 77, 77 гриба – было в корзине.
Ответ: 77 гриба.
Актуализация опорных знаний и устная работа.
1.Как найти неизвестное слагаемое?
2.Как найти неизвестное уменьшаемое?
3.Как найти неизвестное вычитаемое?
4. (Слайд № 2) Перед вами записаны уравнения, числа и буквы. Вам надо решить устно уравнения, среди чисел найти верный ответ и в черновик записать рядом стоящую букву.
а) х + 17 = 60; д) 59 + х = 59;
б) у – 51 =60; е) 88 – х = 78;
в) 60 = у + 51; ж) х – 0 = 82;
г) 62 = 100 – у; з) 0 + х = 24.
111; 10; 43; 9; 0; 82; 38; 77; 24.
о ц м л д ы о р !
(Слайд № 3) Молодцы! Кто правильно решил, тот получил слово - молодцы! Поднимите руки, у кого все решения верные. (учитель фиксирует у себя результаты)
5. (Слайд № 4) Придумайте задачу которая решалась бы с помощью уравнения и решите ее. х + 15 =45.
6. (Слайд № 5) Угадайте корень уравнения а) х + х = 42; б) 25 + у + у + у = 25
5. Математический диктант.
Запишите в тетрадях число, классная работа, мат. дик – т.
Лес как вы знаете поглощает углекислый газ и выделяет кислород необходимый человеку. Лес еще работает как фильтр, очищая воздух от сажи и пыли. В таблице (Слайд № 6) приведены данные о количестве (кг) выделяемого кислорода в год. Используя данные таблицы, выполните следующие задания.
1 гектар | Кол-во выделяемого кислорода в год (кг) |
Дубовый лес | 830 |
Березовый лес | 725 |
Осиновый лес | 575 |
Сосновый лес | 540 |
Еловый лес | 500 |
1.На сколько наибольшее число больше наименьшего числа?
2.Найти сумму чисел, которые оканчиваются цифрой 5.
3.Уменьшаемое – сосновый лес, разность – еловый лес. Найти вычитаемое.
4.Первое слагаемое – еловый лес, сумма – березовый лес. Найти неизвестное слагаемое.
5.Вычитаемое – осиновый лес. Разность – сосновый лес. Найти уменьшаемое.
(Слайд № 7) Проверь себя! (Самопроверка)
1. 830 – 500 = 330; 2. 725 +575 = 1300; 3. 540 – х = 500, х = 40; 4.500 + х = 725, х = 225; 5. х – 575 = 540, х = 1115.
Поставьте себе оценку. (учитель фиксирует у себя результаты)
Выполнение упражнений.
(Слайд № 8) Найди ошибки и реши правильно.
Ученик решал уравнение (х – 24) + 37 = 49, и получил вот такое решение
х – 24 =49 +37,
х – 24 =86,
х = 86 -24,
х =72.
Ребята посмотрели на его решение и дружно засмеялись. Чем же был вызван смех ребят?
Один ученик решает самостоятельно у доски, остальные решают в тетрадях любым способом, который вам больше нравится. (Сверяются решения)
х -24 = 49 -37.
х -24 =12,
х = 12 +24,
х = 36.
2. Работа с книгой. Решить самостоятельно № 376 г) с последующей проверкой.
х = 55.
3. А сейчас разгадав ребус, вы ребята, узнаете, чем мы будем заниматься далее.
(Слайд № 9) Ребус (Задача)
Решим задачу № 377, уравнение составит у доски (ученик), а решать полученное уравнение будем самостоятельно в тетрадях. Кто сможет решите двумя способами.
(наиболее подготовленные учащиеся решают двумя способами)
(х + 39) - 43 =27,
х = 31.
Ответ: 31 литр.
Проверка знаний, умений, навыков.
Проведение самостоятельной работы с элементами теста в двух вариантах.
Вариант – 1.
1. Решите задачу с помощью уравнения.
Маша задумала число. Если его вычесть из числа 172, то получится 145. Какое число задумала Маша?
а) 27 б) 72 в) 37
2.Решить уравнение 44 + (у – 85) = 105.
а) 145 б) 146 в) 164
3. Найдите значение выражения, предварительно упростив его.
(256 – х) – 156, если х = 44
а) 65 б) 56 в) 44
Вариант –
Решите задачу с помощью уравнения.
Если из задуманного числа вычесть 137, то получится 153. Найти задуманное число.
а) 290 б) 300 в) 390
2.Решить уравнение 69 + (87 – х) =103
а) 54 б) 35 в) 53
3. Найдите значение выражения, предварительно упростив его.
238 – (38 + х), если х = 78
а) 200 б) 122 в) 72
(Слайд № 10) Проверь себя! (Самопроверка) Проверив свою работу, поставьте себе оценку. (учитель фиксирует у себя результаты)
Вариант – 1. Вариант – 2.
1. а 1. а
2. б 2. в
3. б 3. б
8. Итоги урока. Ребята, вот и подошел урок к концу. Что ж мы повторили на уроке? А что вам понравилось больше всего? Решение уравнений – важная тема, и мы на протяжении всей школьной жизни будем к ней постоянно возвращаться. А теперь выставим оценки.
Сдайте тетради, я ещё раз все у вас проверю.
9. Домашнее задание. Сегодня домашнее задание па карточкам. Решения выполнить в тетради.
В, а р и, а н т 1. С – 9. Решите уравнения а) 138 + х + 57 = 218 б) 248 – (у + 123) =24 в) (24 – х) + 37 = 49. Угадайте корень уравнения и сделайте проверку х + 3 = 9 – х. | В, а р и, а н т 2. С – 9. Решите уравнения а) 257 – х + 124 = 149 б) 165 – (у + 112) = 37 в) 44 + (а – 85) = 105 Угадайте корень уравнения и сделайте проверку 8 – у = у + 2. |
В, а р и, а н т 3. С – 9. Решите уравнения а) 175 + х – 37 = 108 б) 243 – (у + 83) = 112 в) 69 + (87 – п) = 103 Угадайте корень уравнения и сделайте проверку х + 7 = 11 – х. | В, а р и, а н т 4. С – 9. Решить уравнения а) (х + 124) – 76 = 357 б) 375 – у + 218 = 123 в) (т – 27) + 34 = 53. Угадайте корень уравнения и сделайте проверку 7 – у = у + 1. |