СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытое музыкальное занятие "Музыка здоровья"

Нажмите, чтобы узнать подробности

музыкальное занятие со здоровье сберегающимия

Просмотр содержимого документа
«Открытое музыкальное занятие "Музыка здоровья"»




Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №8 «Колосок» села Нины Советского района»










Отчет из опыта работы

на тему:



«Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»














Подготовила:

музыкальный руководитель Лактионова Оксана Георгиевна




Использование педагогических технологий для оздоровления детей является важным аспектом работы всех педагогов в дошкольном учреждении, в том числе и музыкального руководителя

Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ - это система мер, направленных на улучшение здоровья воспитанников образовательного процесса.

Я как музыкальный руководитель ставлю перед собой цель: организовывать музыкально-оздоровительную работу в ДОУ, обеспечить каждому ребенку укрепление физического здоровья, выявить и развить музыкальные и творческие способности, формировать привычку к здоровому образу жизни.

Мной разработана схема проведения музыкального занятия, включающая в себя здоровьесберегающие технологии

1. Приветствие. Психогимнастическое упражнение для настройки на рабочий лад.

2. Вводная ходьба. Музыкально-ритмические движения, речь с движением.

3. Слушание музыки (активное и пассивное). Физкультминутка- пальчиковая игра

4. Пение, песенное творчество: распевки, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, в качестве физкультминутки – пальчиковая игра

5. Танцы, танцевальное творчество с элементами ритмопластики.

6. Театральное творчество с элементами ритмопластики, психогимнастики (мимика, пантомимика). Музыкальные игры, хороводы.

7. Игра на ДМИ. Творческое музицирование.

8. Прощание. Психогимнастическое упражнение на релаксацию.

На музыкальных занятиях я, использую следующие здоровьесберегающие технологии:

Музыкотерапия - важная составляющая музыкально- оздоровительной работы в ДОУ. Мной создана музыкальная фонотека, которая способствует коррекции психофизического статуса детей в процессе их двигательно-игровой деятельности. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.

Я использую классическую музыку в целях музыкальной терапии на занятиях.

Действенной формой оздоровления является релаксация, которая необходима и эффективна на музыкальных занятиях, она помогает восстановить дыхание, снять напряжение, снизить утомление, подготовить ребенка к дальнейшему восприятию музыкального материала. Слушая музыку природы: звон ручейка, пение птиц, завывание ветра, стрекотание кузнечиков, шум морского прибоя, шелест листвы и ветра, дети расслабляются, получают удовольствие, отвлекаются от посторонних мыслей и успокаиваются. На занятиях использую формы слушания музыки с просмотром музыкальных презентаций.

 Пение - идеальный способ помочь детям с нарушениями речи, оно улучшает их артикуляцию, дикцию, способствует правильному формированию дыхания, что не мало важно при заикании ребенка. Валеологические и логопедические песенки-распевки помогают подготовить голосовые связки к пению и упражнять в чистом интонировании определенных интервалов. С помощью вокала можно воздействовать на внутренние органы- во время пения у детей происходит мягкий массаж горла, в легких возникает вибрация, в свою очередь влияющие на кровообращение. Пение снимает стрессы и помогает детям избавиться от страхов. С данных распевок я начинаю все музыкальные занятия. Несложные, добрые тексты «Здравствуй» и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос к пению.Использую материалы таких авторов, как М. Картушина, Т. Овчинникова, К. Орф, Е. Макшанцева.
Например, в средней группе мною используются упражнения на основе фольклора – это потешки: «Солнышко», «Огуречик», «Зайка», «Мыши» и др.
В старшей группе используются речевые упражнения: «Осенины», «В доме моем тишина», «Ворона», «Солнышко-колоколнышко», «Герасим – грачевник», «Шире круг» и др.
Ряд других логоритмических упражнений созданы мной на основе динамических пауз с добавлением мелодий и используются, как разновидность распевок с движением. Например, «Огород», «Кошка», «Облако», «Утром гномы», и др. Картотека создана на основе гимнастики в стихах из журналов «Дошкольного воспитания».
В подготовительной группе используются игры и упражнения М. Картушиной «Быть здоровыми хотим», а также упражнения из картотеки – «Зимние развлечения», «Поспи и попляши», «На грядке и на ветке», «Подарки», «Липы», «В огороде», «Коровушка», «Динь – дон», «Закружились, завертелись» и т.д. Имеется картотека.

При разучивании песен на музыкальных занятиях, мне часто приходится наблюдать, что некоторые дети неправильно произносят отдельные звуки. Это говорит о неполном развитии речевого аппарата. В моих силах помочь каждому ребенку справиться с этими трудностями при помощи специальных упражнений артикуляционной гимнастики.

Артикуляционную гимнастику также включаю в музыкальные занятия, она является основой формирования речевых звуков и коррекции нарушений звукопроизношения и включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

В результате этой работы у детей повышаются показатели уровня развития речи, певческие навыки, улучшаются музыкальная память, внимание. Имеется картотека.

В младшей группе использовала упражнения «Ручеек», «Птенцы», «Хоботок», «Чистим зубки» и др.

На занятиях использую в средней группе упражнения «На машине», «Бегемотик», «Слоненок», «Котенок» идр.

В старших и подготовительных группах я использовала сказки «Путешествие язычка», слушая которые, воспитанники выполняют артикуляционные упражнения.

Пальчиковая гимнастика очень нравится детям, она стимулирует действие речевых зон коры головного мозга детей; совершенствует внимание и память.

Я использую в своей работе пальчиковые игры Е. Железновой, О. Узоровой, которые проводятся под музыку. Тексты для этих игр довольно-таки просты это -  русские народные песенки, потешки, считалки, короткие стихотворения.

Физкультминутки провожу, с целью активно изменить деятельность детей и этим ослабить утомление, а затем снова переключить их на продолжение занятие. Использую забавные стихи и смешные потешки, разнообразные упражнения, имитирующие движения их содержания, позволяющие проводить интересную, содержательную и яркую физкультминутку в любой момент, как только вижу, что внимание детей становится рассеянным и им надо взбодриться.

В музыкальные занятия включаю игровой массаж. Цель игрового массажа научить детей посредством правильного выполнения массажа благотворно влиять на внутренние органы. Делая самомассаж определенной части тела, ребенок воздействует на весь организм в целом. Ребенок может легко этому научиться в игре. При проведении массажа важно научить детей не давить на точки, а массировать их мягкими движениями пальцев, слегка надавливая или легко поглаживая. Использую весёлые потешки для массажа:

Две тетери

На лугу, на лугу

Стоит миска творогу- Дети гладят животик по часовой стрелке.

Прилетели две тетери- «Бегают» пальчиками по телу.

Поклевали, улетели- Щиплют двумя пальцами. Машут руками.

Били лён

(Дети стоят «паровозиком»).

Били лён, били- Стучат друг другу кулачками по спине.

Топили, топили- Растирают ладонями.

Колотили, колотили- Шлёпают ладошками

мяли, мяли- Разминают пальцами.

Трепали, трепали- Трясут за плечи.

Белы скатерти ткали- «Чертят» по спине рёбрами ладоней.

На столы накрывали- Поглаживают ладонями

«Зайка»

Зайка белый прибежал - дети легко постукивают пальчиками по ступням ног.

И по снегу прыгать стал.

Прыг-скок, прыг – скок!

Непоседа наш дружок.

Зайка прыгнул на пенек, - дети шлепают ладошками по коленям

В барабан он громко бьет:

Бум-бум-тра-та-та!

Зимой погода – красота!

А в лесу такой мороз!

Зайка наш совсем замерз. – дети хлопают ладошками по плечам.

Лапками – хлоп-хлоп! - хлопки в ладоши

Ножками – топ-топ! - топают

Носик – трет – трет – трет, - поглаживают крылья носа

Ушки мнет-мнет-мнет. – пощипывают ушки.

Прыгай выше, зайка, - легкие прыжки.

Зайка - попрыгайка.

В свои занятия я включаю пальчиковые упражнения по тренировке движений пальцев, которые наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.

В младшей группе использовала упражнение «Прилетели гули»

Прилетели гули

Гули голубочки. -Махать руками, как крылышками

Сели на головку,

На головку дочке. - Положить руки на голову

Ты моя дочка,

Помаши ладошкой.

Кыш-Кыш-кыш! - Махать кистями рук, «прогоняя гулю»

В средних группах на музыкальном занятии я использовала упражнение «Побежали вдоль реки дети на перегонки»

Побежали вдоль реки –движения указательного и среднего пальцев

Дети на перегонки- обеих рук и коленям (пальчики бегут)

«Раз, два, три, четыре, пять»

«Раз, два, три, четыре, пять»- Сжимать и разжимать пальцы

Вышли пальчики гулять- Выполнять движения «Фонарики»

«Раз, два, три, четыре, пять»- Сжимать и разжимать пальцы

В домик спрятались опять- Сжать руки в кулак

В старших группах включаю в занятие такое упражнение как «Дружат в нашей группе»

Дружат в нашей группе – Пальцы обеих рук соединяются в замок

Мальчики и девочки.

Мы с тобой подружки- Ритмичное касание пальцев обоих рук

Маленькие пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять – Поочередное касание пальцев на обоих руках

Начинай считать опять- начиная с мизинца. Руки отпустить вниз, встряхнуть кистями

Раз, два, три, четыре, пять-

Мы закончили считать

В подготовительных включила пальчиковую гимнастику «Замок- чудак»

На двери замок чудак- Пальцы сцеплены в «Замок»

Не открыть его никак- Несколько раз

Я его и так – эмоционально

Я его и сяк,- и с ускорением

Я его туда- выворачивать «замок»

Я его сюда- в разные стороны.

Ну никак не открывается!- выполнять потягиваня, пытаясь открыть «замок»

Вынул связку я ключей- Энергично встряхивать кистью одной руки

Ну ка, ключик, поскорей!- Поочередно, начиная с мизинца

Этот ключик не подходит- крутить пальцы одной руки

Этот ключик не выходит- в кулачке другой

Этот ключ не открывает- безымянный и указательный пальцы

Этот ключ не вылезает. -«застревает в замке»

Этот ключик- от сарая- поднять большой палец вверх

Дверка, миленькая, откройся!

-Выходите пожалуйста!- Развести руки в стороны

Выполнение дыхательной гимнастики помогает сохранить, укрепить здоровье ребенка. Она дает возможность зарядиться бодростью и жизнерадостностью, сохранять высокую работоспособность.

Имеется картотека.

В младшей группе включаю упражнения:«Пузырики», «Шарик», «Каша» и др.

На занятии в средней группе я использую такие упражнения как:

«Пушок», «Листопад», «Курочка», «Насос» и др. Основными задачами дыхательных упражнений на музыкальных занятиях являются:

Укрепление физиологического дыхания детей (без речи).

Тренировка силы вдоха и выдоха.

Развитие продолжительности выдоха.

В старшем дошкольном возрасте это такие упражнения как:

«Воздушный шар», «Ветрянная мельница», «Парус», «Ножницы», «Рычалка», «Хомячок» и др.

Речевые игры – одна из форм творческой работы с детьми не только в работе воспитателя, музыкального руководителя. Доказано, что музыкальный слух развивается совместно с речевым. Средства музыкальной выразительности – ритм, темп, тембр, динамика – являются характерными и для речи. Работая в этом направлении, я опираюсь на методику К.Орфа. Речевые игры, сопровождающиеся движениями, звучащими жестами (хлопками, щелчками, шлепками и др.), звуками детских музыкальных инструментов, прекрасно развивает чувство ритма. Ритм музыки в сочетании с декламацией легче усваивается детьми, а поддержка текса движениями или музицированием способствует лучшему запоминанию, более эмоциональному воспроизведению. Жестикуляция, пластика, мимика в речевых играх побуждают детей импровизировать, раскрывать свой творческий потенциал.  

Ритмопластика - развивает умение чувствовать и передавать характер музыки. Основная направленность элементов ритмопластики на музыкальных занятиях, — психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как выразительного ("музыкального") инструмента. На музыкальных занятиях мы с детьми занимаемся ритмопластикой в коллективе, а это способствует развитию у детей организованности, дисциплины, ответственности, взаимовыручки, внимательного отношения к окружающим, самостоятельности.

Я использую упражнения в младших и средних группах такие как: «Кузнечик», «Жуки», «Строим дом», «Полетим на самолетах» и др.

В старших и подготовительных группах «Роботы», «Листики», «Кактус и ивы», «Мокрые котята», «Вальс снежинок» и др.

Музыкально-ритмические и танцевальные движения мобилизуют физические силы, вырабатывают  координацию движений, музыкальность, укрепляют и развивают мышцы, улучшают дыхание, активно влияют на кровообращение, способствуют выработке многих веществ, необходимых детскому организму.
Танцевальные упражнения помогают ребёнку научиться владеть своим телом и координировать движения. Динамика и темп музыкального произведения требуют в движениях соответственно изменять скорость, степень напряжения, амплитуду, направление.
При выполнении упражнений с музыкальным сопровождением улучшается вентиляция лёгких, увеличивается амплитуда дыхательных движений.

В нашем детском саду регулярно проводятся праздники: календарные, тематические. Для подготовки к ним дети тратят много сил, при этом идёт развитие всех групп мышц, тренируется память, мышление, укрепляется психологическое равновесие детей. А вообще праздник – это всплеск положительных эмоций, таких полезных для здоровья наших воспитанников.

Музыкальное сопровождение в нашем ДОУ присутствует на спортивных досугах и соревнованиях, общих мероприятиях детского сада, занятиях, совместных с воспитателями. Музыка помогает создать полноценные условия для сохранения и укрепления здоровья детей.

Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.

Эмоциональное благополучие, физическое развитие и укрепление здоровья наших детей средствами музыки может быть успешно достигнуто. И, конечно же, успех решения данной проблемы напрямую зависит от слаженности усилий педагогов, родителей и самих детей.

Буду стараться планировать свою работу таким образом, чтобы обеспечить максимально благоприятные условия для развития здоровой, творческой, активной личности моих воспитанников.




© 2021 631 1