Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №8 «Колосок» села Нины Советского района»
Отчет из опыта работы
на тему:
«Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»
Подготовила:
музыкальный руководитель Лактионова Оксана Георгиевна
Использование педагогических технологий для оздоровления детей является важным аспектом работы всех педагогов в дошкольном учреждении, в том числе и музыкального руководителя
Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ - это система мер, направленных на улучшение здоровья воспитанников образовательного процесса.
Я как музыкальный руководитель ставлю перед собой цель: организовывать музыкально-оздоровительную работу в ДОУ, обеспечить каждому ребенку укрепление физического здоровья, выявить и развить музыкальные и творческие способности, формировать привычку к здоровому образу жизни.
Мной разработана схема проведения музыкального занятия, включающая в себя здоровьесберегающие технологии
1. Приветствие. Психогимнастическое упражнение для настройки на рабочий лад.
2. Вводная ходьба. Музыкально-ритмические движения, речь с движением.
3. Слушание музыки (активное и пассивное). Физкультминутка- пальчиковая игра
4. Пение, песенное творчество: распевки, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, в качестве физкультминутки – пальчиковая игра
5. Танцы, танцевальное творчество с элементами ритмопластики.
6. Театральное творчество с элементами ритмопластики, психогимнастики (мимика, пантомимика). Музыкальные игры, хороводы.
7. Игра на ДМИ. Творческое музицирование.
8. Прощание. Психогимнастическое упражнение на релаксацию.
На музыкальных занятиях я, использую следующие здоровьесберегающие технологии:
Музыкотерапия - важная составляющая музыкально- оздоровительной работы в ДОУ. Мной создана музыкальная фонотека, которая способствует коррекции психофизического статуса детей в процессе их двигательно-игровой деятельности. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.
Я использую классическую музыку в целях музыкальной терапии на занятиях.
Действенной формой оздоровления является релаксация, которая необходима и эффективна на музыкальных занятиях, она помогает восстановить дыхание, снять напряжение, снизить утомление, подготовить ребенка к дальнейшему восприятию музыкального материала. Слушая музыку природы: звон ручейка, пение птиц, завывание ветра, стрекотание кузнечиков, шум морского прибоя, шелест листвы и ветра, дети расслабляются, получают удовольствие, отвлекаются от посторонних мыслей и успокаиваются. На занятиях использую формы слушания музыки с просмотром музыкальных презентаций.
Пение - идеальный способ помочь детям с нарушениями речи, оно улучшает их артикуляцию, дикцию, способствует правильному формированию дыхания, что не мало важно при заикании ребенка. Валеологические и логопедические песенки-распевки помогают подготовить голосовые связки к пению и упражнять в чистом интонировании определенных интервалов. С помощью вокала можно воздействовать на внутренние органы- во время пения у детей происходит мягкий массаж горла, в легких возникает вибрация, в свою очередь влияющие на кровообращение. Пение снимает стрессы и помогает детям избавиться от страхов. С данных распевок я начинаю все музыкальные занятия. Несложные, добрые тексты «Здравствуй» и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос к пению.Использую материалы таких авторов, как М. Картушина, Т. Овчинникова, К. Орф, Е. Макшанцева.
Например, в средней группе мною используются упражнения на основе фольклора – это потешки: «Солнышко», «Огуречик», «Зайка», «Мыши» и др.
В старшей группе используются речевые упражнения: «Осенины», «В доме моем тишина», «Ворона», «Солнышко-колоколнышко», «Герасим – грачевник», «Шире круг» и др.
Ряд других логоритмических упражнений созданы мной на основе динамических пауз с добавлением мелодий и используются, как разновидность распевок с движением. Например, «Огород», «Кошка», «Облако», «Утром гномы», и др. Картотека создана на основе гимнастики в стихах из журналов «Дошкольного воспитания».
В подготовительной группе используются игры и упражнения М. Картушиной «Быть здоровыми хотим», а также упражнения из картотеки – «Зимние развлечения», «Поспи и попляши», «На грядке и на ветке», «Подарки», «Липы», «В огороде», «Коровушка», «Динь – дон», «Закружились, завертелись» и т.д. Имеется картотека.
При разучивании песен на музыкальных занятиях, мне часто приходится наблюдать, что некоторые дети неправильно произносят отдельные звуки. Это говорит о неполном развитии речевого аппарата. В моих силах помочь каждому ребенку справиться с этими трудностями при помощи специальных упражнений артикуляционной гимнастики.
Артикуляционную гимнастику также включаю в музыкальные занятия, она является основой формирования речевых звуков и коррекции нарушений звукопроизношения и включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
В результате этой работы у детей повышаются показатели уровня развития речи, певческие навыки, улучшаются музыкальная память, внимание. Имеется картотека.
В младшей группе использовала упражнения «Ручеек», «Птенцы», «Хоботок», «Чистим зубки» и др.
На занятиях использую в средней группе упражнения «На машине», «Бегемотик», «Слоненок», «Котенок» идр.
В старших и подготовительных группах я использовала сказки «Путешествие язычка», слушая которые, воспитанники выполняют артикуляционные упражнения.
Пальчиковая гимнастика очень нравится детям, она стимулирует действие речевых зон коры головного мозга детей; совершенствует внимание и память.
Я использую в своей работе пальчиковые игры Е. Железновой, О. Узоровой, которые проводятся под музыку. Тексты для этих игр довольно-таки просты это - русские народные песенки, потешки, считалки, короткие стихотворения.
Физкультминутки провожу, с целью активно изменить деятельность детей и этим ослабить утомление, а затем снова переключить их на продолжение занятие. Использую забавные стихи и смешные потешки, разнообразные упражнения, имитирующие движения их содержания, позволяющие проводить интересную, содержательную и яркую физкультминутку в любой момент, как только вижу, что внимание детей становится рассеянным и им надо взбодриться.
В музыкальные занятия включаю игровой массаж. Цель игрового массажа научить детей посредством правильного выполнения массажа благотворно влиять на внутренние органы. Делая самомассаж определенной части тела, ребенок воздействует на весь организм в целом. Ребенок может легко этому научиться в игре. При проведении массажа важно научить детей не давить на точки, а массировать их мягкими движениями пальцев, слегка надавливая или легко поглаживая. Использую весёлые потешки для массажа:
Две тетери
На лугу, на лугу
Стоит миска творогу- Дети гладят животик по часовой стрелке.
Прилетели две тетери- «Бегают» пальчиками по телу.
Поклевали, улетели- Щиплют двумя пальцами. Машут руками.
Били лён
(Дети стоят «паровозиком»).
Били лён, били- Стучат друг другу кулачками по спине.
Топили, топили- Растирают ладонями.
Колотили, колотили- Шлёпают ладошками
мяли, мяли- Разминают пальцами.
Трепали, трепали- Трясут за плечи.
Белы скатерти ткали- «Чертят» по спине рёбрами ладоней.
На столы накрывали- Поглаживают ладонями
«Зайка»
Зайка белый прибежал - дети легко постукивают пальчиками по ступням ног.
И по снегу прыгать стал.
Прыг-скок, прыг – скок!
Непоседа наш дружок.
Зайка прыгнул на пенек, - дети шлепают ладошками по коленям
В барабан он громко бьет:
Бум-бум-тра-та-та!
Зимой погода – красота!
А в лесу такой мороз!
Зайка наш совсем замерз. – дети хлопают ладошками по плечам.
Лапками – хлоп-хлоп! - хлопки в ладоши
Ножками – топ-топ! - топают
Носик – трет – трет – трет, - поглаживают крылья носа
Ушки мнет-мнет-мнет. – пощипывают ушки.
Прыгай выше, зайка, - легкие прыжки.
Зайка - попрыгайка.
В свои занятия я включаю пальчиковые упражнения по тренировке движений пальцев, которые наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.
В младшей группе использовала упражнение «Прилетели гули»
Прилетели гули
Гули голубочки. -Махать руками, как крылышками
Сели на головку,
На головку дочке. - Положить руки на голову
Ты моя дочка,
Помаши ладошкой.
Кыш-Кыш-кыш! - Махать кистями рук, «прогоняя гулю»
В средних группах на музыкальном занятии я использовала упражнение «Побежали вдоль реки дети на перегонки»
Побежали вдоль реки –движения указательного и среднего пальцев
Дети на перегонки- обеих рук и коленям (пальчики бегут)
«Раз, два, три, четыре, пять»
«Раз, два, три, четыре, пять»- Сжимать и разжимать пальцы
Вышли пальчики гулять- Выполнять движения «Фонарики»
«Раз, два, три, четыре, пять»- Сжимать и разжимать пальцы
В домик спрятались опять- Сжать руки в кулак
В старших группах включаю в занятие такое упражнение как «Дружат в нашей группе»
Дружат в нашей группе – Пальцы обеих рук соединяются в замок
Мальчики и девочки.
Мы с тобой подружки- Ритмичное касание пальцев обоих рук
Маленькие пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять – Поочередное касание пальцев на обоих руках
Начинай считать опять- начиная с мизинца. Руки отпустить вниз, встряхнуть кистями
Раз, два, три, четыре, пять-
Мы закончили считать
В подготовительных включила пальчиковую гимнастику «Замок- чудак»
На двери замок чудак- Пальцы сцеплены в «Замок»
Не открыть его никак- Несколько раз
Я его и так – эмоционально
Я его и сяк,- и с ускорением
Я его туда- выворачивать «замок»
Я его сюда- в разные стороны.
Ну никак не открывается!- выполнять потягиваня, пытаясь открыть «замок»
Вынул связку я ключей- Энергично встряхивать кистью одной руки
Ну ка, ключик, поскорей!- Поочередно, начиная с мизинца
Этот ключик не подходит- крутить пальцы одной руки
Этот ключик не выходит- в кулачке другой
Этот ключ не открывает- безымянный и указательный пальцы
Этот ключ не вылезает. -«застревает в замке»
Этот ключик- от сарая- поднять большой палец вверх
Дверка, миленькая, откройся!
-Выходите пожалуйста!- Развести руки в стороны
Выполнение дыхательной гимнастики помогает сохранить, укрепить здоровье ребенка. Она дает возможность зарядиться бодростью и жизнерадостностью, сохранять высокую работоспособность.
Имеется картотека.
В младшей группе включаю упражнения:«Пузырики», «Шарик», «Каша» и др.
На занятии в средней группе я использую такие упражнения как:
«Пушок», «Листопад», «Курочка», «Насос» и др. Основными задачами дыхательных упражнений на музыкальных занятиях являются:
Укрепление физиологического дыхания детей (без речи).
Тренировка силы вдоха и выдоха.
Развитие продолжительности выдоха.
В старшем дошкольном возрасте это такие упражнения как:
«Воздушный шар», «Ветрянная мельница», «Парус», «Ножницы», «Рычалка», «Хомячок» и др.
Речевые игры – одна из форм творческой работы с детьми не только в работе воспитателя, музыкального руководителя. Доказано, что музыкальный слух развивается совместно с речевым. Средства музыкальной выразительности – ритм, темп, тембр, динамика – являются характерными и для речи. Работая в этом направлении, я опираюсь на методику К.Орфа. Речевые игры, сопровождающиеся движениями, звучащими жестами (хлопками, щелчками, шлепками и др.), звуками детских музыкальных инструментов, прекрасно развивает чувство ритма. Ритм музыки в сочетании с декламацией легче усваивается детьми, а поддержка текса движениями или музицированием способствует лучшему запоминанию, более эмоциональному воспроизведению. Жестикуляция, пластика, мимика в речевых играх побуждают детей импровизировать, раскрывать свой творческий потенциал.
Ритмопластика - развивает умение чувствовать и передавать характер музыки. Основная направленность элементов ритмопластики на музыкальных занятиях, — психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как выразительного ("музыкального") инструмента. На музыкальных занятиях мы с детьми занимаемся ритмопластикой в коллективе, а это способствует развитию у детей организованности, дисциплины, ответственности, взаимовыручки, внимательного отношения к окружающим, самостоятельности.
Я использую упражнения в младших и средних группах такие как: «Кузнечик», «Жуки», «Строим дом», «Полетим на самолетах» и др.
В старших и подготовительных группах «Роботы», «Листики», «Кактус и ивы», «Мокрые котята», «Вальс снежинок» и др.
Музыкально-ритмические и танцевальные движения мобилизуют физические силы, вырабатывают координацию движений, музыкальность, укрепляют и развивают мышцы, улучшают дыхание, активно влияют на кровообращение, способствуют выработке многих веществ, необходимых детскому организму.
Танцевальные упражнения помогают ребёнку научиться владеть своим телом и координировать движения. Динамика и темп музыкального произведения требуют в движениях соответственно изменять скорость, степень напряжения, амплитуду, направление.
При выполнении упражнений с музыкальным сопровождением улучшается вентиляция лёгких, увеличивается амплитуда дыхательных движений.
В нашем детском саду регулярно проводятся праздники: календарные, тематические. Для подготовки к ним дети тратят много сил, при этом идёт развитие всех групп мышц, тренируется память, мышление, укрепляется психологическое равновесие детей. А вообще праздник – это всплеск положительных эмоций, таких полезных для здоровья наших воспитанников.
Музыкальное сопровождение в нашем ДОУ присутствует на спортивных досугах и соревнованиях, общих мероприятиях детского сада, занятиях, совместных с воспитателями. Музыка помогает создать полноценные условия для сохранения и укрепления здоровья детей.
Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.
Эмоциональное благополучие, физическое развитие и укрепление здоровья наших детей средствами музыки может быть успешно достигнуто. И, конечно же, успех решения данной проблемы напрямую зависит от слаженности усилий педагогов, родителей и самих детей.
Буду стараться планировать свою работу таким образом, чтобы обеспечить максимально благоприятные условия для развития здоровой, творческой, активной личности моих воспитанников.