КОНСПЕКТ НОД ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ НА ТЕМУ: ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ
Цель: обогащать и систематизировать знания детей о домашних животных.
Задачи:
1. Развивать внимание, мышление, воображение, память, зрительное восприятие.
2. Закреплять обобщающее понятие «домашние животные».
3. Воспитывать внимание к собственной речи, интерес к непосредственной деятельности по развитию речи.
4. Развивать речевую активность и слуховое внимание детей.
5. Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
6. Развивать речевое дыхание, артикуляционную и общую моторику.
7. Формировать звуковую культуру речи.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Физическая культура», «Чтение художественной литературы», «Музыка».
Предварительная работа:
-чтение художественной и познавательной литературы о животных;
-рассматривание иллюстраций;
-сюжетно-ролевые, дидактические и подвижные игры;
-слушание и пение песен.
Методы и приёмы:
Словесный (чтение стихов, загадок; рассказ воспитателя, беседа);
Наглядный (демонстрация);
Организационный;
Физминутка;
Практический (опора на опыт детей и аудиозаписи).
Словарная работа: цокают, простокваша, донышко.
Материал. Мягкие игрушки: кот, корова, лошадь. Ширма – дом. Иллюстрации с изображением домашних животных. Мелкие игрушки – домашние животные (для каждого). Строительный материал.
В группе раздаётся телефонный звонок.
Воспитатель. (Говорит по телефону). Здравствуй, бабушка! У тебя что-то случилось? Хорошо, мы приедем. (Обращается к детям). Это звонила моя бабушка. У неё что-то случилось, и она попросила срочно приехать к ней в деревню. Давайте отправимся туда на поезде.
Организационный момент.
Дети становятся за воспитателем паровозиком. Во время движения вместе с воспитателем произносят стихотворные строчки.
Чу-чу-чу!
Вот поезд наш едет, колёса стучат,
А в поезде этом ребята сидят.
Чу-чу-чу!
(Включена аудиозапись звуков сельской природы). Проходят к ширме.
Ход:
Воспитатель. Вот мы и приехали. Это дом бабушки Оли. Ой, а кто это сидит на лавочке?
Дети. Котик. (Рассматривают его, называют части тела).
Воспитатель. (Указывая на лапы) А что спрятано у котика в лапах? (Коготки). А зачем они ему нужны? (Ответы детей). Когда он ловит мышей, то выпускает их вот так. (Показывает). Теперь вы покажите, как котик выпускает коготки. Дети выполняют движения, произнося вместе с воспитателем стихотворные строки:
Котик идёт, песенку поёт:
Мяу-мяу-мяу, мышку я поймаю!
Воспитатель. Где же наша бабушка? Давайте её позовём. Зовут бабушку.
Бабушка. Ох, задремала я. Здравствуйте, ребятки!
Воспитатель. Здравствуй, бабушка! Что у тебя случилось?
Бабушка. Я сегодня отпустила погулять корову и лошадку.
А они до сих пор не вернулись. Заблудились, наверное.
Один кот у меня и остался, лежит себе на лавке. Помогите мне найти корову
и лошадку.
Воспитатель. Поможем бабушке?
Дети. Да! Вместе с воспитателем отправляются на поиски животных.
Воспитатель. Ты, бабушка, побудь дома, успокойся, а мы найдём твою пропажу. Звучит аудиозапись звучания коровы.
Воспитатель. Кто это кричит?
Дети. Корова.
Вместе с воспитателем находят игрушечную корову, рассматривают её и называют части тела.
Воспитатель. Покажите, какие рога у коровы. Дети показывают, произнося вместе с воспитателем стихотворные строки:
Корова идёт, песенку поёт, му-му-му, молока кому? (Звучит фрагмент песни «Кто пасётся на лугу?»).
Пальчиковая гимнастика «Бурёнушка»
А сейчас приготовьте свои ручки, мы немного поиграем с пальчиками.
Показать, как доят корову: вытянув вперёд руки со сжатыми кулачками, попеременно поднимать и опускать их.
Сделать «мордочку» из пальчиков.
Опять показать, как доят корову:
«Дай молока, Бурёнушка,
Хоть капельку – на донышке.
Ждут меня котятки,
Малые ребятки.
Дай им сливок ложечку,
Творожку немножечко,
Масла, простокваши,
Молока для каши. (Загибать пальчики на обеих руках, начиная с больших, на каждое название молочного продукта).
Всем даёт здоровье
Молоко коровье».
Воспитатель. Корову мы нашли. Пойдём лошадку искать. Звучит аудиозапись ржания лошади.
Воспитатель. Кто это кричит?
Дети. Лошадка. Вместе с воспитателем находят игрушечную лошадь, рассматривают её и называют части тела.
Артикуляционная гимнастика
А теперь, ребятки, давайте представим, что наш язычок превратился в «Лошадку».
Это лошадка Серый Бок. Когда она бежит, её копыта цокают. Научи свой язычок красиво цокать, если хочешь поиграть с лошадкой.
Я лошадка Серый Бок,
Цок – цок – цок,
Я копытцем постучу,
Цок – цок,
Если хочешь – прокачу!
Цок – цок. (Улыбнуться. Приоткрыть рот. Цокать медленно кончиком языка. Сделать так, чтобы нижняя челюсть и губы не двигались, а работал только язык).
Воспитатель. Как лошадка бежит и цокает копытами?
Дети цокают языком. Затем произносят вместе с воспитателем стихотворные строчки.
Лошадка бежит, песенку поёт: -иго-го-го, везти груз нелегко.
Воспитатель. Молодцы, помогли бабушке, нашли и корову, и лошадку!
Бабушка. Вот спасибо вам, ребята! А сейчас давайте покажем домашним животным, какие мы все ласковые, и назовём всех животных ласково.
Д/игра «Назови ласково»
- Домашним животным очень приятно. Молодцы, ребята!
Воспитатель. Корова, лошадка и котик - какие животные? (Домашние). Какую приносят пользу человеку? (Корова даёт молоко, лошадка возит грузы, котик ловит мышей). А давайте вы станете мышками, а бабушкин котик будет вас ловить.
Подвижная игра «Кот и мыши»
Мыши водят хоровод,
У печурки дремлет кот,
Тише, мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите.
Дети – мыши ходят вокруг кота.
Вот проснулся Васька кот,
Распугал весь хоровод!
Мыши разбегаются, кот пытается их поймать.
Игра повторяется 2-3 раза.
Бабушка угощает детей сладостями, благодарит за помощь и прощается с ними.
(Звучит аудиозапись звуков деревни, дети идут «паровозиком» строить загончики для животных).