СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок 11 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока создать условия для формирования знаний об одном из центральных понятий теории эволюции.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок 11 класс»

Борьба за существование и ее формы

Цель урока: создать условия для формирования знаний об одном из центральных понятий теории эволюции - борьбе за существование через использование информационно- коммуникативной технологии.

Задачи урока:

  • сформировать понятие теории эволюции - борьба за существование;

  • охарактеризовать особенности каждой формы борьбы за существование;

  • научить учащихся видеть проявление разных форм борьбы за существование на различных примерах и в живой природе;

  • развивать у учащихся умения и навыки индивидуальной и групповой работы, формировать интеллектуальные умения – анализировать, сравнивать, делать выводы;

  • создать условия для развития познавательного интереса к предмету;

  • воспитывать коммуникативные качества, умение высказывать собственное мнение, сотрудничать в группе.

Тип урока: урок введения и закрепления нового материала

Методы обучения: проблемный, частично–поисковый

Форма работы: самостоятельная индивидуальная и групповая работа

Эпиграф урока:

“Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь”

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Орг. момент


1. Приветствие учащихся

1.Учащиеся отвечают на вопросы.

2.Проверка ранее изученного материала.


(групповая и индивидуальная работа)

























































3. Изучение нового материала.


1.Дайте определение популяции



2.Оцените степень правильности следующих утверждений:

  1. вид существует в форме популяции (да)

  2. особи одного биологического вида вступают в свободное скрещивание и дают плодовитое потомство (да)

  3. особи, внешне сходные, обязательно относятся к одному биологическому виду (нет)

  4. особи, отличающиеся по некоторым внешним признакам, обязательно относятся к разным биологическим видам (нет)

  5. популяции одного вода абсолютно изолированы друг от друга (нет)

  6. численность особей в популяции неизменна (нет)

  7. человек оказывает только отрицательное влияние на популяции других биологических видов (нет)

3. В указанном списке животных подсчитайте количество  видов, родов и популяций.

1. Еж обыкновенный.

2. Лисица обыкновенная.

3. Медведь гималайский или белогрудый.

4. Хомячок джунгарский.

5. Заяц-беляк.

6. Медведь бурый.

7. Хомячок сирийский или золотистый.

8. Заяц-русак.

9. Еж ушастый.

10. Лисица обыкновенная.

11. Медведь белогрудый

4.Что такое генофонд популяции?

5.В чем кроется способность популяции адаптироваться?
















Учитель: “Всем живым существам присуща способность практически безграничного размножения.

Например:

-самка аскариды дает 200 тыс. яиц в сутки;

- серая крыса – 5 пометов в год по 8 крысят, которые

начинают размножаться через 3 месяца;

- осетр – 2 млн. икринок;

- одна бактерия за 3 суток дает потомство, масса которого

10000 тонн;

Однако безудержного роста численности живых организмов в действительности никогда не наблюдается.

Вопросы:

1. В чем причина такого явления?

2. Почему большая часть особей гибнет на различных этапах развития?







-Значит о чем мы сегодня будем с вами говорить на уроке?

Учитель:

“Известно, что гибель тем интенсивнее, чем выше рождаемость особей данного вида.

В процессе эволюции возникает инстинкт заботы о потомстве, который является альтернативой безграничному увеличению потомства.

Например: белуга выметывает во время нереста около миллиона икринок и только очень незначительная часть из них достигает зрелого возраста, самка трехиглой колюшки откладывает 60-70 икринок в гнездо, сделанное из водных растений, а самец охраняет икру и появившихся личинок”.

Вопрос:

3. Что не хватает всем живым организмам для существования?

(После обсуждения учитель делает запись на доске)

- пищи;

- жизненного пространства;

- убежищ;

- мест размножения

Размышляя о механизмах и движущих силах эволюции, Ч. Дарвин пришел к представлению о борьбе за существование. Это одно из центральных понятий теории эволюции.

Несоответствие между численностью появившихся в популяции особей и имеющимися в наличии жизненными ресурсами неизбежно приводит к борьбе за существование.

Ч. Дарвин неоднократно подчеркивал, что борьба за существование не сводится к прямой схватке, она представляет собой сложные и многообразные отношения организмов внутри одного вида, между разными видами и с неорганической природой.

Вопрос:

4. Какие три формы борьбы различал Ч. Дарвин?



Учитель: Вам предстоит, используя учебник

А. А. Каменского, Е. А. Криксунова, В.В. Пасечника

“Общая биология” 10-11 класс § 57, рисунки, заполнить таблицу. (Приложение 1.2)

Обсуждение и проверка правильности заполнения таблицы (, приложение 1.5)

Вопросы:

5. Какая форма борьбы за существование является самой интенсивной? Почему?





6. Какова роль борьбы за существование в процессе эволюции?


Популяция –это группа одновидовых организмов, занимающих определенный участок территории внутри ареала вида, свободно скрещивающихся между собой и частично или полностью изолированных от других популяций.










(Ответ: количество видов — 9; родов — 5 (Еж, Лиси­ца, Медведь, Хомячок, Заяц), популяций -2)


















-Генофонд популяции- совокупное количество генетического материала, который слагается из генотипов отдельных особей.

-В популяциях имеются большие запасы таких аллелей, которые не приносят ей какой-либо пользы в данном месте или в данное время; они сохраняются в популяции в гетерозиготном состоянии, пока в результате изменения условий среды вдруг не окажутся полезными. Как только это случается, их частота под действием отбора начинает возрастать, и в конечном счете они становятся генетическим материалом.

























Учащиеся высказывают свои предположения о причинах гибели живых организмов. Причины, ограничивающие рост численности живых организмов:

-природно-климатические факторы;

- борьба с особями других видов;

- борьба с особями своего вида.

Борьба за существование и ее формы.





 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



















Внутривидовая, межвидовая и борьба с неблагоприятными условиями

Работа с таблицей











- Внутривидовая, Потому что у всего вида,как правило,одна среда обитания,и борьба происходит за одни и те же ресурсы

-Борьба за существования (ЕСТЕСТВЕННЫЙ ОТБОР) - основной фактор эволюции организмов. 
Если среди организмов данного вида или разновидности каждая особь чем-то отличается от всех других особей, то есть существует индивидуальная изменчивость, то среди этих организмов всегда существуют и более приспособленные, и менее приспособленные к условиям окружающей среды. В борьбе за существование более приспособленные чаще выживают — подвергаются естественному отбору, а менее приспособленные чаще гибнут. Это происходит в каждом поколении, а в чреде поколений полезные изменения накапливаются, организмы постепенно становятся непохожими на своих предков. В конечном итоге, благодаря естественному отбору возникают новые виды.

Говорил; Ч. Дарвин


4.Закрепление изученного материала.

(Индивидуальная и групповая работа)

Ученикам предлагается индивидуально

- Определить, к какой форме борьбы за существование относятся эти примеры:

  1. Глухоземье. Много снега, лют и задирист мороз. Голодно лисице в нашем лесу, но она ходит, ищет, перебегает с разбросанных по болоту клюквенных подушек, находит спрятавшихся грызунов.

(Межвидовая борьба)

  1. И меж растений царствует война.

Деревья, травы - вверх растут задорно,
За свет и воздух борются упорно,
А корни их, в земле неся свой труд,
За почву и за влажность спор ведут.

(Межв., внутривидов., борьба с неблаг. условиями среды)

  1. Орел бьет сокола, а сокол бьет гусей,

Страшатся щуки крокодила,
От тигра гибнет волк, а кошка ест мышей.
Всегда имеет верх над слабостью сила.

(Межвидовая борьба)

  1. Желаю жизни много лет,

Не знай ты вовсе обо мне!
Найду я ужин и обед,
Пока ты есть в моей судьбе.

(Паразитизм, межвидовая)

  1. Отбором давно забракован.

Ногам не сносить головы!
Живите, сильнейшие братья,
А мне не уйти от судьбы.

(Хищник- жертва, межвидовая).

  1. В хвойном лесу высокие деревья подавляют рост низких растений.

(Внутривидовая).

  1. Серая крыса, более сильная и агрессивная, вытесняет черную, которая теперь встречается лишь в лесных районах или пустыни.

(Межвидовая).

  1. Ель хорошо развивается под защитой леса, а потом затеняет его.

(Межвидовая).

  1. Чайки, синицы, буревестники убивают птенцов при их большом количестве.

(Внутривидовая).

  1. В Австралии обыкновенная пчела вытеснила маленькую туземную пчелку, не имеющую жала.

(Межвидовая).

  1. Пингвины помогают друг другу высиживать и выкармливать птенцов.

(Внутривидовая).

  1. У двух видов скальных поползней, живущих на одном ареале, длина клюва и способ добывания пищи различаются.

(Межвидовая).

  1. Аскариды паразиты человека, заразиха и повилика - паразиты растений.

(Межвидовая).

  1. Зимой в любом из городских парков голуби отгоняют от брошенных на снег крупы и крошек воробьев.

(Межвидовая).

  1. Более сильные вороны отгоняют от корма своих более слабых и менее энергичных конкуренток.

(Внутривидовая).

  1. Ограничение участка обитания системой меток

-кошачьи и медвежьи обдирают кору (точат когти);

- у приматов пахучие подмышечные железы;

- собаки метят территорию мочой.

- пение птиц - сигнал занятости территории. (Внутривидовая).

  1. Зерна хлеба часто страдают от желто-зеленого клопа черепашки. Теленомус откладывает свое яйцо в яйцо черепашки, и личинка теленомуса съедает его содержимое.

(Межвидовая)

  1. В тундре после сильных снегопадов оленям трудно добывать ягель из под снега, при этом многие животные гибнут от голода.

(Борьба с неблагоприятными условиями среды).

- Следующее задание выполняется в группе, так как оно более сложное и требует обсуждения.

Задание:

-Кета выметывает во время нереста около миллиона икринок и только незначительная часть мальков достигает зрелого возраста. Ниже перечислены несколько причин такого “выживания”. Распределите эти причины в соответствии с видами борьбы за существование, расставив буквы в таблице в нужном порядке. (Приложение 1.3)

Проверка правильности заполнения таблицы

Учащиеся принимают участие в данном задании, используя сигнальные карточки:

зеленые - внутривидовая борьба;

красные – межвидовая борьба;

желтые – борьба с неблагоприятными условиями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 















Учащиеся, работая в паре, заполняют таблицу и проверяют правильность заполнения.


5. Подведение итогов

Учитель задает вопросы:

- Какой материал поняли полностью или частично?

- Насколько активно работали?

- Как легче работать в группе или индивидуально?

Выставление оценок обучающимся за работу на уроке.


Учащиеся анализируют выполнение поставленных задач, делятся своими впечатлениями.

6. Постановка домашнего задания (дифференцированно)

Предлагает:

1) изучить материал по §57 и записям в тетради;

2) выполнить тест

Учащиеся задают по домашнему заданию вопросы по мере необходимости