2.Проверка ранее изученного материала. (групповая и индивидуальная работа) 3. Изучение нового материала. | 1.Дайте определение популяции
2.Оцените степень правильности следующих утверждений: вид существует в форме популяции (да) особи одного биологического вида вступают в свободное скрещивание и дают плодовитое потомство (да) особи, внешне сходные, обязательно относятся к одному биологическому виду (нет) особи, отличающиеся по некоторым внешним признакам, обязательно относятся к разным биологическим видам (нет) популяции одного вода абсолютно изолированы друг от друга (нет) численность особей в популяции неизменна (нет) человек оказывает только отрицательное влияние на популяции других биологических видов (нет) 3. В указанном списке животных подсчитайте количество видов, родов и популяций. 1. Еж обыкновенный. 2. Лисица обыкновенная. 3. Медведь гималайский или белогрудый. 4. Хомячок джунгарский. 5. Заяц-беляк. 6. Медведь бурый. 7. Хомячок сирийский или золотистый. 8. Заяц-русак. 9. Еж ушастый. 10. Лисица обыкновенная. 11. Медведь белогрудый 4.Что такое генофонд популяции? 5.В чем кроется способность популяции адаптироваться? Учитель: “Всем живым существам присуща способность практически безграничного размножения. Например: -самка аскариды дает 200 тыс. яиц в сутки; - серая крыса – 5 пометов в год по 8 крысят, которые начинают размножаться через 3 месяца; - осетр – 2 млн. икринок; - одна бактерия за 3 суток дает потомство, масса которого 10000 тонн; Однако безудержного роста численности живых организмов в действительности никогда не наблюдается. Вопросы: 1. В чем причина такого явления? 2. Почему большая часть особей гибнет на различных этапах развития?
-Значит о чем мы сегодня будем с вами говорить на уроке? Учитель: “Известно, что гибель тем интенсивнее, чем выше рождаемость особей данного вида. В процессе эволюции возникает инстинкт заботы о потомстве, который является альтернативой безграничному увеличению потомства. Например: белуга выметывает во время нереста около миллиона икринок и только очень незначительная часть из них достигает зрелого возраста, самка трехиглой колюшки откладывает 60-70 икринок в гнездо, сделанное из водных растений, а самец охраняет икру и появившихся личинок”. Вопрос: 3. Что не хватает всем живым организмам для существования? (После обсуждения учитель делает запись на доске) - пищи; - жизненного пространства; - убежищ; - мест размножения Размышляя о механизмах и движущих силах эволюции, Ч. Дарвин пришел к представлению о борьбе за существование. Это одно из центральных понятий теории эволюции. Несоответствие между численностью появившихся в популяции особей и имеющимися в наличии жизненными ресурсами неизбежно приводит к борьбе за существование. Ч. Дарвин неоднократно подчеркивал, что борьба за существование не сводится к прямой схватке, она представляет собой сложные и многообразные отношения организмов внутри одного вида, между разными видами и с неорганической природой. Вопрос: 4. Какие три формы борьбы различал Ч. Дарвин?
Учитель: Вам предстоит, используя учебник А. А. Каменского, Е. А. Криксунова, В.В. Пасечника “Общая биология” 10-11 класс § 57, рисунки, заполнить таблицу. (Приложение 1.2) Обсуждение и проверка правильности заполнения таблицы (, приложение 1.5) Вопросы: 5. Какая форма борьбы за существование является самой интенсивной? Почему?
6. Какова роль борьбы за существование в процессе эволюции? | Популяция –это группа одновидовых организмов, занимающих определенный участок территории внутри ареала вида, свободно скрещивающихся между собой и частично или полностью изолированных от других популяций. (Ответ: количество видов — 9; родов — 5 (Еж, Лисица, Медведь, Хомячок, Заяц), популяций -2) -Генофонд популяции- совокупное количество генетического материала, который слагается из генотипов отдельных особей. -В популяциях имеются большие запасы таких аллелей, которые не приносят ей какой-либо пользы в данном месте или в данное время; они сохраняются в популяции в гетерозиготном состоянии, пока в результате изменения условий среды вдруг не окажутся полезными. Как только это случается, их частота под действием отбора начинает возрастать, и в конечном счете они становятся генетическим материалом. Учащиеся высказывают свои предположения о причинах гибели живых организмов. Причины, ограничивающие рост численности живых организмов: -природно-климатические факторы; - борьба с особями других видов; - борьба с особями своего вида. Борьба за существование и ее формы.
Внутривидовая, межвидовая и борьба с неблагоприятными условиями Работа с таблицей
- Внутривидовая, Потому что у всего вида,как правило,одна среда обитания,и борьба происходит за одни и те же ресурсы -Борьба за существования (ЕСТЕСТВЕННЫЙ ОТБОР) - основной фактор эволюции организмов. Если среди организмов данного вида или разновидности каждая особь чем-то отличается от всех других особей, то есть существует индивидуальная изменчивость, то среди этих организмов всегда существуют и более приспособленные, и менее приспособленные к условиям окружающей среды. В борьбе за существование более приспособленные чаще выживают — подвергаются естественному отбору, а менее приспособленные чаще гибнут. Это происходит в каждом поколении, а в чреде поколений полезные изменения накапливаются, организмы постепенно становятся непохожими на своих предков. В конечном итоге, благодаря естественному отбору возникают новые виды. Говорил; Ч. Дарвин |
4.Закрепление изученного материала. (Индивидуальная и групповая работа) | Ученикам предлагается индивидуально - Определить, к какой форме борьбы за существование относятся эти примеры: Глухоземье. Много снега, лют и задирист мороз. Голодно лисице в нашем лесу, но она ходит, ищет, перебегает с разбросанных по болоту клюквенных подушек, находит спрятавшихся грызунов. (Межвидовая борьба) И меж растений царствует война. Деревья, травы - вверх растут задорно, За свет и воздух борются упорно, А корни их, в земле неся свой труд, За почву и за влажность спор ведут. (Межв., внутривидов., борьба с неблаг. условиями среды) Орел бьет сокола, а сокол бьет гусей, Страшатся щуки крокодила, От тигра гибнет волк, а кошка ест мышей. Всегда имеет верх над слабостью сила. (Межвидовая борьба) Желаю жизни много лет, Не знай ты вовсе обо мне! Найду я ужин и обед, Пока ты есть в моей судьбе. (Паразитизм, межвидовая) Отбором давно забракован. Ногам не сносить головы! Живите, сильнейшие братья, А мне не уйти от судьбы. (Хищник- жертва, межвидовая). В хвойном лесу высокие деревья подавляют рост низких растений. (Внутривидовая). Серая крыса, более сильная и агрессивная, вытесняет черную, которая теперь встречается лишь в лесных районах или пустыни. (Межвидовая). Ель хорошо развивается под защитой леса, а потом затеняет его. (Межвидовая). Чайки, синицы, буревестники убивают птенцов при их большом количестве. (Внутривидовая). В Австралии обыкновенная пчела вытеснила маленькую туземную пчелку, не имеющую жала. (Межвидовая). Пингвины помогают друг другу высиживать и выкармливать птенцов. (Внутривидовая). У двух видов скальных поползней, живущих на одном ареале, длина клюва и способ добывания пищи различаются. (Межвидовая). Аскариды паразиты человека, заразиха и повилика - паразиты растений. (Межвидовая). Зимой в любом из городских парков голуби отгоняют от брошенных на снег крупы и крошек воробьев. (Межвидовая). Более сильные вороны отгоняют от корма своих более слабых и менее энергичных конкуренток. (Внутривидовая). Ограничение участка обитания системой меток -кошачьи и медвежьи обдирают кору (точат когти); - у приматов пахучие подмышечные железы; - собаки метят территорию мочой. - пение птиц - сигнал занятости территории. (Внутривидовая). Зерна хлеба часто страдают от желто-зеленого клопа черепашки. Теленомус откладывает свое яйцо в яйцо черепашки, и личинка теленомуса съедает его содержимое. (Межвидовая) В тундре после сильных снегопадов оленям трудно добывать ягель из под снега, при этом многие животные гибнут от голода. (Борьба с неблагоприятными условиями среды). - Следующее задание выполняется в группе, так как оно более сложное и требует обсуждения. Задание: -Кета выметывает во время нереста около миллиона икринок и только незначительная часть мальков достигает зрелого возраста. Ниже перечислены несколько причин такого “выживания”. Распределите эти причины в соответствии с видами борьбы за существование, расставив буквы в таблице в нужном порядке. (Приложение 1.3) Проверка правильности заполнения таблицы | Учащиеся принимают участие в данном задании, используя сигнальные карточки: зеленые - внутривидовая борьба; красные – межвидовая борьба; желтые – борьба с неблагоприятными условиями.
Учащиеся, работая в паре, заполняют таблицу и проверяют правильность заполнения. |