Конспект открытого урока на тему:
«Гроза двенадцатого года…»
Эпиграф к уроку:
“Вам не видать таких сражений...”
М.Ю. Лермонтов
Цели:
Образовательные (дидактические): создать условия для рассмотрения причин и особенностей Отечественной войны 1812 года, способствовать изучению основных событий войны, формировать целостный образ Отечественной войны 1812 г. Научить сравнивать взгляды писателя и историков, делать выводы;
Развивающие: способствовать совершенствованию исследовательской компетентности у учащихся.
Воспитательные: воспитывать у учащихся чувство гордости, патриотизма на ярких примерах героизма русской армии, приобщать к архивным материалам, литературным и историческим источникам, свидетельствующим о храбрости русского воина, готовности стоять насмерть, защищая Родину.
Тип урока: обобщающий интегрированный проблемный урок истории и литературы
Оборудование: учебник по истории России 17-19 вв., карта, показывающая ход Бородинского сражения; роман Л.Н. Толстого “Война и мир” (3 том); фрагмент фильма “Обитель русской славы”; репродукции картин и литографий В. Верещагина, Беланже, Н.Самокиша; портреты Александра 1, Кутузова М.И., Наполеона, Багратиона, А.А., Раевского,; анимация хода Бородинского сражения, слайдовая презентация ключевых фрагментов урока, таблицы для каждого учащегося; проектор, экран.
Ход урока
Сообщение темы, цели: Здравствуйте! Сегодня на нашем занятии присутствуют учитель литературы Ильина Г.Ю. и учитель истории Синявский С.Н. Тема: «Гроза двенадцатого года…» Эпиграфом к уроку послужили слова М.Ю. Лермонтова: «Вам не видать таких сражений».
Цели урока: ( Г.Ю.)показать историческое и стратегическое значение Бородинской битвы в ходе Отечественной войны 1812 года, сопоставить взгляд Л.Н. Толстого и историков на это событие, сделать выводы.
Г.Ю. Ребята, готовясь к занятию, проделали большую исследовательскую работу. Изучали текст романа Толстого, а именно ход Бородинского сражения, исторические документы. В итоге образовались две группы: историки и литераторы.
С.Н. В истории России было много блестящих страниц, которыми мы гордимся. Одна из них- победа нашего народа в Отечественной войне 1812 года над Наполеоном. Давайте обобщим полученные знания в ходе фронтального опроса.
Групповая работа
1 группа (историки)+2 группа (литераторы)
Каковы причины войны 1812г?
Какой характер носила война для воюющих сторон?
Каковы были планы воюющих сторон накануне войны?
Как и почему изменились планы воюющих сторон в ходе войны?
Почему война 1812 г. являлась для России Отечественной войной? Это была война всего народа, против захватчиков, во главе с исконно русским главнокомандующим Михаилом Илларионовичем Кутузовым.
С.Н. А о назначении Кутузова главнокомандующим нам расскажет Копоть Арсений:
(сообщение о Кутузове)
Бородинское сражение – одно из наиболее важных моментов Отечественной войны 1812 года.
Всем известны слова Наполеона: “Из всех моих сражений самое ужасное то, которое я дал под Москвой. Французы показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми. Из 50 сражений, мною данных, в битве под Москвой именно при Бородине выказано наиболее доблести и одержан наименьший успех”.
Как вы считаете, какую проблему мы будем сегодня решать на уроке?
: Какую роль сыграла Бородинская битва в Отечественной войне 1812 года.
Давайте сформулируем проблему более точно. Бородино: поражение или победа? Чтобы ответить на этот проблемный вопрос, необходимо обратиться к историческим документы и материалам романа Л.Н. Толстого «Война и мир» .
Уважаемые учащиеся, на столах перед вами лежат таблицы, которые вы будете заполнять в течение урока:
О.А. Какие цели преследовала русская армия при Бородине
Паньшина:
Наполеон | Кутузов |
Разгромить русскую армию и принудить Александра I, подписать мирный договор | Измотать силы противника и создать резервы для перехода в наступление с целью нанесения сокрушительного удара( Паньшина) |
| |
А можно, я скажу какие цели преслодовал Наполеон
Галина Юрьевна: Работая над романом-эпопеей, Л.Н.Толстой не согласен был со взглядами ученых-историков на цели, подготовку и ход Бородинского сражения. Он писал: «Разногласие мое в описании исторических событий с рассказами историков не случайное, а неизбежное. Историк имеет дело до результатов события, художник – до самого факта события. Задача художника и историка совершенно различна, и разногласие с историком в описании событий и лиц в моей книге – не должно поражать читателя».
Как же Толстой определяет цели Бородинского сражения?
: О целях, подготовки Бородинского сражения мы узнаем из 19 главы 2 части 3 тома. Обратимся к тексту, том 3, часть 2. (не имело ни малейшего смысла)
Подготовка к сражению
: Сражение планировалось. (Историки)
Многие советские и российские историки придерживается точки зрения, которая, заключается в том, что Кутузов планировал сражение заранее, дал его по своей инициативе, имея целями «обескровить противника, вывести из строя его лучшие силы» и «не допустить Наполеона к Москве». Доказательствами этой точки зрения служат письма самого Кутузова, в которых он сообщал в Военное министерство, царю, Ростопчину и Милорадовичу, Тормасову и Чичагову о своем намерении дать под Москвой сражение наполеоновской армии. Главнокомандующий неоднократно лично осматривал Бородинскую позицию.
: Сражение не планировалось (Литераторы)
«Русские не отыскивали лучших позиций»;«..сражение принято было русскими на открытой, почти не укрепленной местности…» (цитирование текста романа)
О.А. Сравните соотношение сил накануне сражения
Академик Е.В. Тарле пишет о том, что у Кутузова под ружьем было (без казаков) 120 800 человек. В его артиллерии было 640 орудий.
Е.В.Тарле пишет, что у Наполеона было 130 тыс. и 587 орудий.
: Литераторы
5 к 6, то есть:
-у русских - 100 тыс.
-у французов – 120 тыс.
: Соотношение сил примерно равное, преимущество у русских войск в артиллерии. С ходом Бородинского сражения нас познакомит: просмотр анимации.
Кутузов и Наполеон руководили своими армиями в ходе Бородинской битвы. Бородинское сражение началось в 5 часов утра 26 августа атакой французской дивизии генерала Дельзона на Бородино. Это был отвлекающий маневр Наполеона от главного удара на левый фланг русских войск. Была проведена новая атака на Семеновские (Багратионовы) флеши, составляющие левый русский фланг. Французам на время удалось захватить часть укреплений, но контратакой они были выбиты. Атаки следовали одна за другой с перерывами через полчаса. Наполеон вводил все новые и новые части, чтобы прорвать левый фланг, выйти в тыл основной русской армии и заставить ее сражаться перевернутым фронтом. В полдень Наполеон предпринял решительную атаку: в дело были введены 40 тыс. отборных французских солдат и на этом участке был сосредоточен огонь почти всей французской артиллерии. Хотя в ходе этой атаки флеши были заняты французами, однако прорвать фронт Наполеону не удалось. В этом бою был смертельно ранен П.И. Багратион. С захватом Семеновских флешей начался массированный артиллерийский обстрел центра русской обороны – Курганской батареи Н.Н. Раевского. Кавалерийский рейд Платова и Уварова в тыл французских войск заставил Наполеона отсрочить на два часа решительную атаку Батареи Раевского. За это время Кутузов подтянул к центру обороны свежие силы. К 16 часам редут Раевского был захвачен французской кавалерией. К вечеру Кутузов отдал приказ отойти на новую линию обороны. По признанию Наполеона, Бородинское сражение не было его победой. А для русской армии поражением. Цель Наполеона – разгром русской армии – не была достигнута.
А кто может сделать вывод из сообщения Саши?
Вывод: Обе стороны в Бородинском сражении стремились, как минимум, не проиграть. ( а можно добавить): Наполеону нужна была только решительная победа, а Кутузову хотя бы «ничья» с преобладанием военным, политическим, моральным, а лучше со всем вместе взятым.
Г.Ю. Что пишет Л.Н. Толстой о Кутузове и Наполеоне? Одинаково ли ведут себя полководцы в бою?
( «Кутузов сидел, понурив седую голову и опустившись тяжелым телом, на покрытой ковром лавке, на том самом месте, на котором утром его видел Пьер. Он не делал никаких распоряжений, а только соглашался или не соглашался на то, что предлагали ему». Кутузов сидит на одном месте и как бы дремлет. Ему привозят донесения, но он выслушивает их и не дает никаких распоряжений.
(Наполеону посвящены 7 глав из 20, описывающих Бородинскую битву. Кутузову – только одна. Наполеон во всех этих главах напряженно-деятелен: он одевается, переодевается, принимает посланников из Парижа и Мадрида, отдает распоряжения, диктует приказ по армии, объезжает позиции. Он отдавал распоряжения – и все-таки чувствовал, что проигрывает ту игру, в которой всегда был удачлив.
Г.Ю. Каково главное отличие Кутузова от Наполеона, подмеченное Толстым - автором романа?
Один из них, руководя, как ему кажется, сражением, отдает массу приказов, «которые или уже были исполнены прежде, чем он делал их, или же не могли быть и не были исполняемы» т.к. менялась обстановка, и приказ становился неверным. Стройные массы французских войск возвращались «расстроенными, испуганными толпами». А Кутузов следит только за духом войска и руководит им насколько может. Он отдает лишь те приказы, которые могут поддержать дух войска
Сделаем ВЫВОД: . Ход сражения не был управляем ни со стороны Наполеона, ни со стороны Кутузова.
О.А. С точки зрения историков Наполеон - талантливый полководец, у ног которого лежала вся Европа, более подробно об этом нам расскажет . Сообщение о Наполеоне
Г.Ю. Бородинская битва у Л.Н.Толстого изображается как «народное сражение». Автор дает панораму битвы и сверху, и со стороны, и, главное,– изнутри. Читатель видит сражение глазами его участников: Пьера Безухова, Андрея Болконского
Ребята, как вы думаете, почему о таком великом историческом событии в романе рассказывает человек, совершенно не разбирающийся в военном деле?
: Толстой большинство сцен показывает глазами Пьера Безухова, ничего не понимающего в военном деле. Он воспринимает войну с психологической точки зрения и наблюдает за настроением участников, которое, по мнению писателя, и является причиной победы. : Андрей Болконский.
Г.Ю.: Ребята, сейчас нам предстоит небольшая исследовательская работа. Ваша группа найдет в тексте романа примеры мужества, стойкости солдат. А ваша -покажет, насколько сражение было жестоким.
.Учитель:
У каждого из вас есть слова участников битвы и письма французских офицеров. Прочитайте их и сделайте обобщающий вывод о настроении войск.
Выдержки из документов и воспоминаний:
-Из приказа Александра І по армии : «На зачинающего – Бог».
-М. Барклай-де-Толли – М. Кутузову: «Всё должно содействовать одной только цели».
- Приказы генералов своим подчинённым:
Генерал Дохтуров: «За нами Москва! Умирать всем, но ни шагу назад!»
Генерал Кутайсов (погиб в бою, не дожив 4 дней до 28-летия): «…чтобы с позиции не снимались, пока неприятель не сядет верхом на пушки».
Генерал Лихачёв (последний из своей дивизии, оставшийся в живых, пошёл на врага со шпагой, разорвав на груди мундир. Взят в плен): «Помните, ребята, дерёмся за Москву!» Курганная высота: Погибшая здесь дивизия Лихачева, казалось, и мертвая охраняла свой редут».
(Учащиеся делают вывод о героическом настроении солдат, о духе войска.)
Вывод: Бородино - яркий пример мужества, патриотизма, героизма русских солдат.
Я согласна с Колей и хочу добавить (Максимова): Желанием всякого было умереть на месте, но не уступить неприятелю. Французская армия не смотря на то, что ей командовал талатливый полководей Наполеон Бонапарт не смогла сломить твердость духа русского солдата. М.Ю. Лермонтова в своем стихотворении «Бородино» правильно сказал: «Вам не видать таких сражений…».
Вывод: Литераторы –героизм солдат.
Скрытая теплота патриотизма-
О.А. Бородинское сражение- одно из трагических страниц русской истории. Перед вами лежат документы о жестокости, жертвах Бородина. Зачитайте отрывки, которые произвели на вас наиболее сильное впечатление.
Зачитывают историки
Фильм
: Просмотрев фильм, я хочу добавить: Вдова генерала Тучкова основала в Семеновском монастырь, который хранит память о героях Бородинского сражения.
Ужасы литераторы. Зачитывают литераторы
У Толстого в романы также показаны трагические страницы сражения.(Юрасова, Курилкин)
Литераторы Соседов: Толстой говорит о войне, как она переворачивает судьбы людские. Война-это гибель, смерть, кровь, ранения. Война-это страх. И неоднократно писатель подчёркивает, что война – это преступление, ибо война это кровопролитие, а любое кровопролитие преступно. «Война - самое гадкое дело на земле»
: Да, Л.Н. Толстой был не согласен с историками по вопросам целей, подготовки, хода сражения. Он говорит:» «. Но вот в чем они были едины, так это во взглядах на итоги и следствия Бородинской битвы
5.Итоги сражения, следствие.
О.А. Возвращаясь к таблице, давайте подведем итоги сражения и сделаем выводы: Бородинское сражение является одним из самых кровопролитных сражений 19 века и наиболее кровопролитным изо всех, бывших до него.
: Катя расскажет об итогах сражения
В Бородинской битве русская армия обескровила французов и нанесла им невосполнимые потери: было убито 58 тыс. человек (43%) всего состава участвовавших в сражении, в том числе 47 генералов. Русские войска потеряли 38 тыс. человек (30%), в том числе 23 генерала, сохраняя высокую стойкость и волю к победе.
Вывод: Бородинская битва 1812 года – сражение, продлившееся всего один день, однако сохранившееся в истории планеты среди самых важных мировых событий.
Считается, что именно битва при Бородино стала первым этапом падения знаменитого завоевателя.
. Возвращаясь к проблеме урока, давайте ответим на вопрос: “Бородинская битва – победа или поражение?”. Аргументируйте.
В советской историографии установилось отношение к Бородинской битве как к фактической победе русской армии. В наше время российские историки в целом считают, что исход Бородинской битвы был неопределённым. Согласно энциклопедии «Отечественная война 1812 года», «бездоказательным выглядит бытовавшее в советской литературе утверждение, что Наполеон потерпел поражение в этой битве». В ходе сражения ни один из противников не добился требуемого результата. Наполеон не разгромил русскую армию, а Кутузов не защитил Москву.
Вывод литераторы: Я думаю, что Бородино- это « Нравственная победа русских. Нравственная сила французской, атакующей армии была истощена… победа нравственная была одержана русскими под Бородином»; «Прямым следствием Бородинского сражения было…» (т.3, ч.2, гл.39, заключит. строки)
Г. Ю. Что следует понимать под нравственной победой?
Жердев: Хотя русская армия и отошла, но солдаты поняли, что не так уж и непобедим Наполеон. У русских есть сила, способная справиться с этой армией. Бородинское сражение изображается в романе как «народное сражение». Толстой показывает решающую роль простых солдат в ходе исторического события, единение русских в борьбе с нашествием, моральную победу наших солдат.
Рефлексия
– Что произвело самое сильное впечатление? ( Я понял, что такое быть патриотом своей страны)
– Чем интересны такие интегрированные уроки? (Работа в команде и более глубокое понимание материала)
– Ваши пожелания друг другу, учителям, всем присутствующим. ( Побольше таких уроков)
Д/з: эссе: Роль личности в истории.