СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок 2020

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка внеклассного мероприятия Игра «Что? Где? Когда?» Дисциплина: основы материаловедения Группа: 1.3 Профессия: «Мастер общестроительных работ Тема: «Занимательное материаловедение» Продолжительность: 45 минут

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок 2020»

Методическая разработка внеклассного мероприятия

Игра «Что? Где? Когда?»


Дисциплина: основы материаловедения

Группа: 1.3

Профессия: «Мастер общестроительных работ

Тема: «Занимательное материаловедение»

Продолжительность: 45 минут

Цели и задачи:

Образовательные:

- закрепление знаний, умений и навыков, полученных студентами при

изучении материаловедения;

- повышение интереса обучающихся к изучению профессиональных

дисциплин;

Воспитательные:

- формирование логического, абстрактного мышления;

- овладение интеллектуальными умениями и мыслительными операциями:

анализом, синтезом, сравнением, обобщением, классификацией;

- воспитание организованности, дисциплинированности, умения работать

в коллективе;

Развивающие:

- развитие умений преодолевать трудности при решении поставленных

задач;

- развитие познавательного интереса, коллективизма и взаимопомощи.

Форма: урок - игра

Технологии: проблемного обучения, применения ИКТ, учебной игры.

Средства обучения: комплект мультимедийного оборудования (компьютер, проектор, экран).



Правила игры

Игра проводится с обучающимися первого курса. В игре по очереди принимают участие две команды по 6 человек в каждой. На экране игрового поля находится волчок со стрелкой, положение которой и будет определять, на какой из 12 вопросов необходимо ответить участникам викторины. Ребята выбирают лидера для более четкого обсуждения вопросов во время игры. Остальные школьники выступают в роли болельщиков. Выбирается жюри в количестве трех человек, ими регистрируются очки. На обдумывание каждого вопроса команде дается 1 мин. Время фиксируется песочными часами на экране, при досрочном ответе время останавливают. Игра останавливается после того, как каждой команде будет задано по 6 вопросов. Победившей объявляется та команда, у которой будет больше правильных ответов, количество набранных ответов.

ХОД ИГРЫ

I. Организационный момент. Под мелодию «Что? Где? Когда?» игроки рассаживаются за круглым столом. На экране появляется игровое поле.

Ведущий: Добрый день, уважаемая команда знатоков. Мы находимся в телевизионной студии, где сейчас будет проходить интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?». Я представляю вашему вниманию наших игроков, а точнее команды, которые будут биться за звание «профессиональное звено». Им предстоит сегодня поделиться своими знаниями, полученными при изучении материаловедения.

Итак, сегодня в игре принимают участие студенты группы 1.3

В игре участвуют две команды, каждая отвечает на 6 вопросов. По результатам ответов подводятся итоги и определяются победители и призеры игры.

Представление команды знатоков под музыку и капитанов команд.

Напоминаю правила игры:

  • игра состоит из 12 раундов;

  • каждый раунд соответствует номеру сектора на игровом поле;

  • на обдумывание и обсуждение вопроса команде дается указанное время – 2 мин., когда игрокам разрешается общаться между собой;

  • во время прохождения одной командой 6 раундов, другая команда выполняет данное задание (отвечает на кроссворд – приложение 1);

  • состав команд – по 6 человек;

  • жюри – 2 человека;

  • во время прохождения основных раундов – за правильный ответ начисляется 2 балла, а за каждый правильный ответ в кроссворде – 1балл.

II. Игра по заданиям.

Вопрос 1.

Наука, изучающая связь между составом, строением и свойствами материалов, закономерности их изменений при химически, тепловых и других видах внешних воздействий. Что за наука?

Ответ: материаловедение.

При этом важными являются знания о поведении как обрабатываемого материала, так и материалов устройств (механизмов и машин) для данной обработки, например резанием, давлением, литьем и др. Зная свойства машины или механизма и условия их работы, можно выбрать нужные материалы и обеспечить оптимальную долговечность эксплуатации этих устройств.


Вопрос 2.

Масса единицы объема вещества, измеряемая в килограммах на кубический метр (кг/м3)

Ответ: плотность.

В зависимости от плотности легкими металлами являются магний (1700 кг/м3), алюминий (2700 кг/м3), а тяжелыми – платина (21499 кг/м3), вольфрам (19300 кг/м3).


Вопрос 3.

Сплав железа с углеродом и другими элементами, содержащий до 2 % углерода.

Ответ: сталь.

Углерод – важнейшая примесь стали. От его содержания зависят прочность, твердость и пластичность стали. Кроме железа и углерода в состав стали входят кремний, марганец, сера и фосфор.


Вопрос 4.

Сплав на основе железа, содержащий более 2 % углерода .

Ответ: чугун.

Также к химическим элементам, которые входят в состав чугуна и оказывают влияние на его свойства, относятся: сера – ухудшает текучесть и вызывает плохое заполнение форм, фосфор – дополнительно снижает текучесть чугуна, тормозит растворение цементита в железе, повышая твердость и хрупкость чугуна; кремний – улучшает литейные свойства и повышает мягкость чугуна.


Вопрос 5.

  1. Разрушение металлов под воздействием окружающей среды.

Ответ: коррозия.

Коррозия представляет собой агрессивное воздействие среды на детали, приводящее к окислению металла и уменьшению его прочности, изменению его характеристик и разрушению, а также ухудшению внешнего вида. Коррозия металлов (сплавов) может возникать вследствие электрохимического или химического воздействия внешней среды.


Вопрос 6.

Процесс получения отливок (изделий) из разных расплавленных материалов – металлов, керамики пластмасс и др., принимающих конфигурацию полости формы и сохраняющих ее после затвердевания.

Ответ: литье

Литье – один из главнейших методов изготовления изделий в машиностроении, им перерабатывается до 80 % всего объема производимого металла.


Вопрос 7.

Более 90% всех металлов, которые использовались в Великой Отечественной войне, приходилось на данный металл. Что за металл?

Ответ: железо.

Более 90% всех металлов, которые использовались в Великой Отечественной войне, приходится на железо. Железо – главная составная часть чугунов и сталей, а по их выплавке судят о мощности государства. Сколько этого металла было выброшено в снарядах, бомбах, минах, гранатах! Чтобы судить о масштабах расхода железа в минувшей войне, назовем одну цифру: миллион бомб сброшено фашистской авиацией на Сталинград. Но железо – не только борьба, война, разрушение; железо – металл созидания. Это основа всей металлургии, машиностроения, железнодорожного транспорта, судостроения, грандиозных инженерных сооружений.


Вопрос 8.

С изобретением огнестрельного оружия на изготовление пуль, дроби для ружей, пистолетов и картечи для артиллерии стали расходовать много этого металла. Какого?

Ответ: Свинец.

С тех пор как изобрели огнестрельное оружие, из свинца начали отливать дробь, пули для ружей, винтовок, пистолетов. Свинец не раз решал исход грандиозных военных баталий, за что его стали называть «смертоносным» металлом.


Вопрос 9.

На протяжении веков этот металл считали самым дорогим.  Долгое время алхимики не прекращали попыток получить его из разных компонентов. Удача улыбнулась исследователям в 1941 году. Для этого американцам Шерру и Андерсену пришлось подвергнуть бомбардировке быстрыми нейтронами атомы ртути. Они получили этот металл, но он оказался радиоактивным.

Ответ: Золото


Вопрос 10.

Из  всех приборов, украшавших обеденный стол  Наполеона III, самые дорогие были изготовлены из нового и редкого в те времена металла. На торжественных обедах эти столовые приборы подавались  лишь императору и его наиболее почетным гостям.  Другим участникам пиршества  оставалось довольствоваться приборами из  привычных  золота и серебра.

Ответ: алюминий.


Вопрос 11.

В XVII веке в Южной Америке этот металл считали «поддельным серебром». «Фальшивые» монеты из него для предотвращения фальшивомонетничества топили в реках, озёрах и океане. Сейчас этот металл стоит в 100 раз дороже серебра.

Ответ: платина.

Самым крупным существующим в настоящий момент самородком этого металла является «Уральский гигант» весом 7 кг 860,5 г. Он хранится в Алмазном фонде Московского Кремля.


Вопрос 12.

Этот металл легко разрушает поверхностную пленку оксида алюминия, без которой алюминий быстро окисляется на воздухе. Именно поэтому его нельзя перевозить в самолетах: если он разольется в самолете, то может проделать дырку в фюзеляже и самолёт разгерметизируется.

Ответ: ртуть.

Подведение итогов.

Определение и награждение победителей и призеров – грамоты.

















Приложение 1

КРОССВОРД ПО МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЮ






































3















2












1



























4





5



2











3





































4
















6

















5



7



6









8




















7













8



9


















































10











9


11






10






12
































13





14





15

























































11











12








































13
















































14






















ВОПРОСЫ

к кроссворду по материаловедению

по горизонтали:

  1. «Отец» металлографии стали и чугуна

  2. Дефект кристаллической решетки

  3. Ученый, который разработал зависимость между видом диаграмм состояния и свойствами сплавов

  4. Металл, который идет на переплавку

  5. Металл космической техники

  6. Основа латуни

  7. Однородная часть системы

  8. Сплав на основе алюминия

  9. Сплав на основе алюминия

  10. Соединение двух или более металлов

  11. Сплав на основе железа

  12. Продукт переработки каучука

  13. Сплав на основе железа

  14. Твердое вещество, имеющее кристаллическую решетку

по вертикали:

  1. Сплав на основе железа

  2. Способность гасить ударную нагрузку

  3. Сплав на основе меди

  4. Дефект кристаллической решетки

  5. Металл, используемый в пиротехнике

  6. Лакокрасочный материал

  7. «Крылатый» металл

  8. Лакокрасочный материал

  9. Ученый, возродивший «булат»

  10. Сплав, имеющий самую низкую температуру плавления

  11. Ученый, написавший первую книгу о металлах

  12. Сплав на основе меди

  13. Твердый раствор углерода в железе

  14. Структура эвтектоидной стали

  15. Химическое соединение углерода с железом








































3л















2

в


а










1ч

е

р

н

о

в






я


т







у





з

у

4д



г


5м



2в

а

к

а

н

с

и

я




3к

у

р

н

а

к

о

в




о


ь


с








н



г







с




4л

о

м









н





6э



т




о










5т

и

т

7а

н


6м

е

д

ь




к


8л









й


л



а






7ф

а

з

а










8д

ю

р

9а

л

ь






ц


к











м


н

ь







и













и


о




10э




я







9с

и

11л

у

м

и

н


10с

п

л

а

в


12б











о




и


о




т


р









13ф


м



14п

й


в


15ц


е


о









е


о



е





е


к


н









р


н



р





м


т


з







11ф

е

р

р

о

с

п

л

а

в


12р

е

з

и

н

а









и


с



и





н


к










т


о


13с

т

а

л

ь


т


а











в








и





















14м

е

т

а

л

л























Приложение 2.

Дополнительные вопросы (после кроссворда)

Материаловедение:



  1. Какой металл при комнатной температуре жидкий (ртуть)

  2. Какой металл придает воде целебные свойства (серебро)

  3. Какой металл применяют для изготовления солдатиков (олово)

  4. Какой металл называют «крылатым» (алюминий)

  5. Давно известно человеку: она тягуча и красна, и по бронзовому веку знакома в сплавах всем она (медь)

  6. Какой металл применяют в зажигалках, чтобы «прикурить» (кремний)

  7. Какой металл применяют в твердых сплавах (вольфрам, титан, тантал, кобальт)

  8. Какой металл применяют в космонавтике (титан)

Общие:

  1. Кто собирался открыть Индию, а открыл Америку? (Христофор Колумб)

  2. Что должен принять новобранец, чтобы стать полноценным солдатом? (Военную присягу)

  3. Какая страна запустила первый искусственный спутник Земли? (СССР)

  4. Какая птица, согласно легендам, возрождается после самосожжения? (Феникс)

  5. Как назывался корабль, на котором 12 апреля 1961 года Ю.Гагарин облетел Землю? (“Восток”)

Математические:

  1. Что больше: сумма всех арабских цифр или их произведение?

  2. Какое число при делении на свою пятую часть дает в результате 5?

  3. Что больше: 20% от 40 или 40% от 20?

Черчение:

  1. Как обозначается формат размером 210 297? (А4)

  2. Каким инструментом можно измерить внутренний диаметр отверстия? (штангенциркуль)

  3. Чем отличается эскиз от чертежа? (выполняется от руки)

  4. Может ли отрезок проецироваться в точку? (может)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!