Открытый урок по русскому языку в 7 классе.
Тема урока. Простые и составные предлоги.
Цели:
Образовательные: дать понятие о простых и составных предлогах, сформировать знания, умения, навыки различать простые и составные предлоги; проверить знания учащихся по теме «Предлог».
Развивающие: развивать внимание, логическое мышление, память; развивать грамотную и образную речь, умение анализировать, формулировать вопросы.
Воспитательные: воспитывать интерес к изучению русского языка, к родной природе, Родине.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
А) Мотивация.
- Ребята, прослушайте отрывок из стихотворения и ответьте на вопрос (может зачитать и учащийся).
- Какова тема данного поэтического отрывка?
Весна, весна! Как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.
Весна, весна! Как высоко
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака!
(Е.А.Баратынский)
- Найдите в отрывке словосочетание с предлогом, дайте характеристику предлогов (на крыльях ветерка, к солнечным лучам)
Б) «Четвертое лишнее».
На, в, за, к, из, около
В течение, невзирая на, в связи, в продолжение, рядом с
-Чем отличаются предлоги 1 и 2 колонок? Ребята, мы можем ответить на этот вопрос? (Мы не знаем. Возникла проблема).
- Что можете сказать о предлогах с точки зрения их строения?
- Назовите предлоги, состоящие из одного слова? (Отвечают)
- Назовите предлоги, состоящие из двух слов?
- Скажите, какие из этих предлогов называются простыми, а какие – составными?
ПРАВИЛО!!!!!!
Предлоги, состоящие из одного слова, называются простыми, а состоящие их двух слов – составными).
Значит, тема сегодняшнего урока: (дети отвечают) Простые и составные предлоги. (Запись числа и темы в тетрадь).
- Отталкиваясь от темы, сформулируйте цель урока.
Цель урока: познакомиться с простыми и составными предлогами, научиться различать простые и составные предлоги.
3. Изучение нового материала.
1. Работа с учебником.
- Ребята, откройте учебник, проверьте, правильно ли мы рассуждаем?. ( стр.193 параграф 29)- прочитать материал.
Перескажите друг другу (работа в паре)
- Ребята, вернемся к нашей проблеме. На какой вопрос мы не могли ответить? Как теперь мы на него ответим?
2. Цифровой диктант. (Работа в парах)
Перед вам карточка с простыми и составными предлогами. Если в словосочетании простой предлог, вы должны поставить цифру-1, составной-2.
НО!!!!!! Тут есть одна каверзная подлянка!!!!!!!!
На маленькой полянке, бочки из-под дёгтя, в течение двадцати лет, шорох усиливается по мере приближения, в следующем году, по причине вашего отсутствия, растёт вблизи леса.
Производим взаимопроверку. КОД: 1,2,2, 1,2,1
ПРАВИЛО!!!!!!
Сложные предлоги – предлоги, которые состоят из одного, но имеют два корня и пишутся через дефис: из-под, из-за, по-над.
Критерии оценки:
«5» - 7 правильных
«4» - 6 правильных
«3» - 5-4 правильных
«2» - 3 правильных
3. Это интересно!
В некоторых языках предлоги стоят после тех слов, к которым они относятся. Например, в языке народов коми русское выражение «на дороге» звучит так: ТУЙ ВАЛЫН («дороге на»)
-«Туй» - дорога, «валын» -на.
В венгерском языке предлоги тоже стоят после слова и даже пишутся слитно с тем именем существительным, к которому они относятся: БУДАПЕШТБЕН – «в Будапеште»
4. Возьмите на заметку!!
Предлогов в русском языке менее 200, но по частоте использования они занимают 4 место после имени существительного, глагола и местоимения.
Наиболее употребительный предлог – в.
5. РЕДАКТИРОВАНИЕ!
Найдите ошибки в употреблении предлогов, запишите словосочетания в исправленном виде.
Подойти до товарища, достать со шкафа, говорить про погоду, родители з детьми, выехал с города, беспокоился про детей. ВЗАИМОПРОВЕРКА
(подойти к товарищу, достать из шкафа, говорить о погоде, родители с детьми, выехал из города, беспокоился о детях)
6. Списывание с заданием.
Запишите предложения, вставляя предлоги. Определите простой или составной это предлог.
1. Я вбежал…кабинет
2. Написал …доске
3. Рабочие надстроили….домом 2 этажа
4. Мальчик зашел …угол здания
5. Папа заехал….мной
6. Аня прочитала книгу…Гарри Потере.
За правильный ответ -0,5 балла. Всего 3 балла
4. Самостоятельная работа с самопроверкой.
Тест.
1. Найдите неправильное утверждение:
А) Предлог –это служебная часть речи
Б) Предлоги бывают производными и непроизводными
В) Предлоги являются членами предложения
2. Укажите словосочетание с предлогом
А) Распустилась под окном
Б) Саша и Дима
В) Не было никого
3. Укажите словосочетания с простыми предлогами
А) Из далекой страны
Б) Находился в течение дня
В) Благодаря выпавшему снегу.
4. Укажите предложение с составным предлогом
А) О новых приключениях ребят мы узнаем в продолжении рассказа
Б) В продолжение ночи я не спал ни минуты
В) Сзади шли вязальщицы
Критерии оценки:
«5» -7
«4» - 6
«3» -5-4
«2» - 2
5. ПОВТОРЕНИЕ.
-Напишите сиквейн по теме «Предлог»
6. РЕФЛЕКСИЯ
Какова цель нашего урока?
Продолжите:
- Я узнал…
- Я научился…
- Я понял, что могу…
- Мне понравилось…
7. Подведение итогов, выставление оценок.
- Ребята, мы на уроке сегодня оценивали разные виды работ, посчитайте, сколько баллов вы набрали, посмотрите критерии оценивания и поставьте за работу на уроке отметку.
Критерии оценки:
«5» - 10 правильных баллов
«4» - 8-9
«3» - 6-7
«2» - 5 и ниже