Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Хуршнинская средняя школа»
Дахадаевский район
Республика Дагестан
План-конспект открытого урока
по геометрии
"Признаки равенства треугольников".
7-й класс
Подготовила и провела
учительница математики МКОУ
«Хуршнинская СОШ»
Абдулмеджидова Асият Сапаровна
С. Хуршни – 2018г.
Дата 20.11.2018г. геометрия 7 класс
Тема: "Признаки равенства треугольников"
тип урока: открытие новых знаний.
цели:
Содержательная:
с помощью практических знаний обеспечить понимание учащимися отличия между первым, вторым и третьим признаками равенства треугольников, а также между определением равных треугольников и признаками равенства треугольников.
Деятельностная:
формировать у учащихся навыки доказательства утверждений с помощью практических действий и ранее изученных понятий и теорем.;
формировать у учащихся умения применять признаки равенства при определении равенства треугольников;
Развивающая:
формировать ключевые компетенции учащихся: информационную (умение анализировать информацию, сравнивать, делать выводы), проблемную
Оборудование: мультимедиа проектор, раздаточный материал, копировальная бумага, маркеры
Организационный момент. Мотивация.
-Доброе утро ребята. Сегодня на уроке мы будем открывать «новые знания», работать классом, в группах, индивидуально. Каждый из вас сможет оценить себя, заполняя в течении урока «карту успеха» (приложение1).
Работать мы будем по плану:
Я уже знаю?
Я хочу узнать?
Я узнаю сам!
Попробую применить!
Я справлюсь!
Мои успехи.
Что мне предстоит?
Девизом нашего урока является высказывание немецкого математика Феликса Хаусдорфа «Есть в математике нечто, вызывающее восторг…» так как на уроках геометрии очень важно уметь «смотреть» и «видеть», замечать и отличать различные особенности геометрических фигур. Даю «установку»: развивать и тренировать свое геометрическое зрение.
Кто ничего не замечает,
Тот ничего не изучает.
Кто ничего не изучает,
Тот вечно хнычет и скучает.
Актуализация знаний. - Итак, начнем с первого пункта. Для того, чтобы приступить к познанию нового надо ответить себе на вопрос "Что Я знаю?".
Задание1.(приложение2)
Вставь пропущенное слово.
В геометрии фигуры называются _____________, если они совпадают при наложении.
Фигура, состоящая из трех точек не лежащих на одной прямой и _______ отрезков соединяющих эти точки, называется________________________
Элементы треугольника:______________, _______________, ___________
В треугольнике АВС между сторонами АВ и АС лежит угол:________
Стороне ВС треугольника АВС прилежат углы:_____, ______
Утверждение, истинность которого требует доказательства, называется __________________
Задание2. Устные упражнения:
1)верно ли утверждение:
-"Если треугольники равны, то равны их периметры?"
- "Периметры двух треугольников равны. Равны ли эти треугольники? "
2) На рисунке найдите соответствующие равные стороны и углы, обозначьте их на чертеже, запишите соответствующие равенства. Сколько равенств у нас получилось?
Постановка проблемной ситуации.
Цель: повышение мотивации обучения, постановка проблемной ситуации. А теперь внимательно посмотрите на рисунок. Какой вопрос можно поставить к этому рисунку?
Ответ учащихся (Есть ли на рисунке равные треугольники?)
- При выполнении задания вы выделили несколько групп схожих треугольников среди других по равенству трех пар соответственных элементов. Скажите, а как одним словом называют отличительные свойства одного предмета от других?
Ответ учеников (признак)
-Сформулируйте тему и цели нашего урока.
Открытие нового знания. (Я узнаю сам!)
Цель: подведение учеников к самостоятельному формулированию признаков равенства треугольников и способа доказательства.
- На какой главный вопрос мы должны ответить на данном уроке?
Проблемный вопрос: Достаточно ли иметь три пары соответственных элементов, для того, чтобы сделать вывод о равенстве данных треугольников.
-Каким способом мы сможем ответить на свой вопрос? Попробуем доказать или опровергнуть наше предположение, используя практический путь.
Практическая работа №1(приложение3)
Алгоритм действий выполнения практической работы №1:
Маркером на копировальной бумаге обвести стороны АВ и АС, выделить угол А
Вершину А совместить с вершиной А1.
Наложить сторону АВ на сторону А1В1.
Наложить сторону АС на сторону А1С1
Так как АВ=А1В1, то точка В совпадет с точкой ______
Так как ____________________________
____________________________________
Вывод: ___________________________________________
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Прочитать признак в учебнике (стр. 30)
Проговорить в парах формулировку теоремы
Практическая работа № 2.
Алгоритм действий выполнения практической работы №2 :
Маркером на копировальной бумаге обвести стторону АС, угол А, угол С.
Наложить сторону АС на сторону А1С1.
Угол А совместится с углом А1
Угол С совместится с углом С1
Вершина В общая точка сторон АВ и ВС окажется лежащей и на луче _____ и на луче _____
__________________________________
__________________________________
Вывод:___________________________
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Прочитать признак в учебнике (стр. 38)
Проговорить в парах формулировку теоремы
Практическая работа № 3. (Самостоятельное устное составление алгоритма)
Алгоритм действий выполнения практической работы №1:
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
Вывод:_____________________________________
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Прочитать признак в учебнике (стр. 39)
Проговорить в парах формулировку теоремы
Оформление конспекта в рабочей тетради. (приложение4)
Физкульт.минутка для глаз:
Закройте глаза на несколько секунд сильно напрягая глазные мышцы, затем раскройте их, расслабив мышцы. Повторите 3-4 раза. посмотрите на переносицу и задержите взор. Затем посмотрите вдаль. Повторите 3-4 раза. Медленно наклоняйте голову: вперед-влево-вправо-назад. повторите 3-4 раза. Поморгайте несколько раз глазами, не напрягая мышц. сделайте глубокий вдохи медленный выдох.
Первичное применение полученных знаний.(Попробую применить!)
Цель: уточнение алгоритма использования нового знания, включение его в систему знаний ученика. Решение задач по готовым чертежам. Необходимо определить признак равенства данных треугольников.
Задание1.(Доска разбита на три части: I, II, III признак равенства треугольников) По группам раздаются карточки с рисунками, необходимо определить признак равенства треугольников и соответственно разместить на доске.
Задание2. По группам раздаются карточки с рисунками с недостающей парой элементов, необходимо определить недостающие элементы и определить признак равенства треугольников и соответственно разместить на доске.
Закрепление: «Я справлюсь!» (Самостоятельная работа, после которой ученики осуществляют взаимную проверку)
Докажите, что треугольники равны, заполните пропуски в записях. |
| | |
ΔPRS = ΔKMN, по __ признаку т.к.: | ΔADB = ΔBDC, По __ признаку т.к. | ΔВOD= ΔAOC, По__ признаку . т.к. |
1. = | 1. = | 1. = |
2. L = L | 2. = | 2. = |
3. L = L | 3. – общая | 3. L = L (как вертик.) |
Эталон ответа:
Докажите, что треугольники равны, заполните пропуски в записях. |
ΔNNP = ΔPRQ, по II признаку т.к.: | ΔADB = ΔBDC, по III признаку т.к. | ΔАВC= ΔDBC, по I признаку . т.к. |
1. RS = KN | 1. AD = DC | 1. BO = OC |
2. L S = L K | 2. AB = BC | 2. DO = OA |
3. L R = L N | 3. DB – общая | 3. L BOD= L AOC (как вертик.) |
Итоги урока:
«Какие открытия вы сделали сегодня на уроке?»;
«Что научились делать?»;
«Сколько способов вы знаете, чтобы определить, равны ли треугольники?»
Выставление оценок
Домашнее задание: п. 15, 19, 20 №94а), №122