2 апреля 2008 года Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Всемирным днем распространения информации о проблеме аутизма. В этот день по всему миру в поддержку людей с расстройством аутистического спектра (далее – РАС) проводится акция «Зажги синим» – улицы, площади, достопримечательности, витрины магазинов, залы музеев и галерей освещаются или декорируются синим цветом, который считается международным символом аутизма.
Департамент образования совместно с ассоциацией «Особые люди» в рамках городской акции «Зажги синим» направляет информационный материал
– инструкцию для проведения открытого урока «Урок доброты» (далее – открытый урок). Обращаем внимание, что открытый урок проводится с обучающимися в возрасте от 13 до 16 лет.
Инструкция
для проведения открытого урока «Урок доброты»,
посвященного Дню распространения информации об аутизме
ШАГ 1
Откройте сайт кульурадлявсех.рф/мыпростодругие/
активная ссылка - http://xn--80aeffvgc1bnejc7a7f6b.xn--p1ai/%D0%BC%D1%8B%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B4%D1%80%D1%83%D0%B3%D0%B8%D0%B5/
Озвучивайте написанное, листая сайт вниз до видеоролика.
Сегодня Всемирный день распространения информации об аутизме
Ежегодно, начиная с 2008 года, 2 апреля отмечается как Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма, установленный Генеральной Ассамблеей ООН. В этот день по всему миру в поддержку людей с этим расстройством проводится акция «Зажги синим» («Light It Up Blue») – улицы, площади, достопримечательности, витрины магазинов, залы музеев и галерей освещаются или декорируются синим цветом, который считается международным символом аутизма.
Кроме этого проходят различные мероприятия информационного характера – распространяются листовки, плакаты и видеоролики об особенностях людей с расстройством аутистического спектра (далее – РАС), проводятся лекции и семинары на эту тему, организовываются уличные акции и праздники для детей с РАС и их семей. Несколько лет этот день отмечается в различных городах России.
Аутизм – это нарушение коммуникативных функций невыясненной природы. Ребенок с аутизмом может родиться в любой семье – вне зависимости от расы, национальности и социального положения родителей.
Понять важность проблемы нам помогут три цифры:
- у каждого 68-го ребенка диагностируют расстройство РАС
- на 13% в год продолжает расти количество детей с признаками РАС
- один человек с РАС наверняка есть и среди ваших знакомых
ШАГ 2
Включите ученикам обучающий ролик: «Давайте вместе посмотрим мультипликационный фильм: «Аутизм может делать удивительные вещи».
ШАГ 3
Задайте детям вопросы после просмотра видео.
Примерная тематика вопросов:
- У каждого человека есть свои особенности, кто-то левша, кто-то ходит в очках, у кого-то волосы темные, а у кого-то светлые. Есть ли у вас особенности? Какие?
- Встречали ли вы людей с инвалидностью? Как вы реагировали, когда их видели?
- После просмотра фильма, как, на ваш взгляд, нужно вести себя при встрече с людьми с аутизмом?
(правильно направить разговор: уважительно, не надо набрасываться с вопросами, дать время человеку с аутизмом привыкнуть к обстоятельствам, относиться на равных).
ШАГ 4
Повторите основные факты об аутизме. Озвучивайте написанное, листая сайт вниз до второго видеоролика.
Аутизм не болезнь – это нарушение функционирования организма и развития.
Аутизм нельзя вылечить. Помочь человеку может лишь ранняя диагностика, реабилитация и педагогическое сопровождение.
Аутисты часто оказываются талантливыми в отдельных областях:
в истории, литературе, математике, географии и музыке. Они с легкостью запоминают большие тексты. Но самые простые действия им даются с трудом: разговор на повседневные темы, поход в магазин, переход улицы.
Уровень интеллектуального развития при аутизме может быть самым различным: от глубокой умственной отсталости, до феноменальной одаренности в науке, искусстве и спорте. От полного отсутствия речи до гиперобщительности.
Люди с аутизмом страдают от социальной слепоты, неспособности понять настроения и чувства другого человека. Они понимают буквально все сказанное вами и с трудом воспринимают нюансы человеческих отношений.
Люди с аутизмом могут быть гиперчувствительны к внешним раздражителям: уличному шуму, нахождению в толпе, яркому освещению, определенным вкусам, сильным запахам и прикосновениям.
Люди с аутизмом не опасны для окружающих. Более того, в незначительной степени аутичные черты есть у большинства людей, живущих среди нас. При правильной реабилитации некоторые люди с аутизмом способны вести самостоятельную жизнь, иметь семью и друзей.
ШАГ 5
Включите ученикам короткометражный фильм «Мир глазами человека с аутизмом».
ШАГ 6
Задайте детям вопросы по видео.
Примерные вопросы:
Что хотела пить Карли? Что ей купил папа? (хотела кофе, купил горячий шоколад)
Почему папа купил не тот напиток? (Карли не может говорить)
На что она обращала внимание (что раздражало девушку) в кафе? (Шум кофемашины, звуки открывающейся двери, переливающаяся вода)
Карли осталась довольна посещением кафе? Почему? (Нет, потому что её никто не понимал, навязывали компанию с сестрой, посторонние люди смотрели на неё с любопытством и жалостью)
Каким образом девушка с аутизмом объяснила папе и другим окружающим что у неё на душе и в мыслях? (Написала книгу)
Если вы встретите человека с аутизмом, каким образом с ним можно наладить контакт? (Общаться с помощью речи, с помощью слов, написанных на бумаге, можно нарисовать картинки)
ШАГ 7
Обсудите, как мы видим со стороны человека с аутизмом и что происходит на самом деле, сделайте вывод.
Озвучивайте написанное, листая сайт вниз до слов «Вы можете помочь»
Что мы видим:
Капризного невоспитанного ребенка
Или странного и грубого взрослого
Неадекватного взрослого сопровождающего, потакающего капризам ребенка или странностям компаньона
Что происходит на самом деле:
Приступ паники из-за нарушения привычного алгоритма
Невозможность указать на источник боли и беспокойства
Неконтролируемая речь и вокализация
Повторяющиеся движения тела или повторяющиеся действия с объектами
Самоагрессия
Вывод:
Если вы видите сильную истерику у ребенка, не спешите с выводами о плохом воспитании, она может быть следствием специфических трудностей при аутизме. Пожалуйста, не критикуйте родителей и ребенка, а предложите помощь.
ШАГ 8
Предложите ученикам принять участие в информационном флешмобе: зайти с телефонов на сайт культурадлявсех.рф/мыпростодругие/ и сделать «репост» на личную страничку в социальных сетях.
Для этого нужно нажать на сайте любую иконку с логотипом социальной сети («ВКонтакте», «Одноклассники», «Facebook», «Telegram», «WhatsApp», «Viber», «livejournal»). На личной странице появится картинка, ссылка на этот сайт и текст: «Я помогаю распространять информацию об аутизме, потому что это важно! Зайди на сайт, узнай об аутизме, расскажи друзьям».
Также дети могут воспользоваться QR-кодом.