Дата: 31.10.13г.
Урок: русская грамота. Урок 1.
Тема урока: «Звуки [ к ] и [ к’ ], буква К.
Учебно - воспитательные цели и задачи:
- Сформировать у учащихся чёткий образ буквы К;
- Учить читать слоги, слова предложения с новой буквой;
- Продолжать работу по словообразованию.
- Развивать наблюдательность, умение оценивать свою работу и работу коллектива;
- Развивать монологическую речь учащихся.
- Воспитывать культуру общения, положительное отношение к чтению.
Оборудование:
Тип урока: урок изучения нового материала.
Ход урока:
Организационный момент.
- Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Речевая разминка. (работа логопеда)
Чтение карточек-столбиков.
II.Формулирование учащимися темы и цели урока.
- Как вы думаете, что объединяет все эти слова? (они начинаются с буквы К)
- Сформулируйте тему нашего урока. (Знакомство с буквой и звуком К)
- Как вы думаете, чему мы должны с вами узнать и чему научиться?
- К нам на урок сегодня хочет попасть и принять участие в работе домашнее животное, в названии которого 1 слог и 3 звука. Подумайте, кто это? (кот)
Формирование новых знаний.
- Давайте поможем котику.
- Произнесите первый звук в слове «кот». Дайте характеристику этому звуку. (доказательство учеников)
Итак, давайте подведем итог: Дайте характеристику звука К.
Давайте на доске сделаем моделирование слова КОТ. (остальные работают на листах)
- У нашего котика возникла проблема. Ему нравятся две клички, а какую выбрать – он не знает. Какая кличка подойдёт ему сегодня на нашем уроке: Кеша или Георгий? Почему?
(Ему подойдёт кличка Кеша, так как в этом слове первый звук [к’])
- А теперь рядом со слов КОТ напечатайте его кличку КЕША, но что мы должны знать при написании этого слова. (имена собственные пишутся с большой буквы)
- Кот дружно жил со своей кличкой. Но однажды слова «кот» и «Кеша» стали ссориться. Как вы думаете, почему? (в словах разное количество гласных звуков, слогов: кот -1 слог, Ке-ша – 2 слога)
- Помирите эти слова между собой. Измените слово «кот» так, чтобы в нём стало тоже 2 слога (ко-тик)
- Сделайте моделирование этого слова. (самостоятельно, один у доски) Проверьте друг друга, оцените)
- Физминутка.
- А знаете места, где любит бывать Кеша. Конечно же там, где в названии мест есть новые звуки. Если услышите слово с этими звуками, то поднимите руки вверх и потянитесь, как кошечка. Если же этих звуков нет, наклоняйтесь вперёд и выгибайте спинку.
КРЫША, БАССЕЙН, ЛАВОЧКА, КРЕСЛО, ВОДА, ПЕЧКА,
СУГРОБ, КОВРИК, КОРАБЛЬ, ГАМАК.
- Знакомство с новой буквой.
- Котик Кеша хочет увидеть буквы, с которых начинается его кличка и слово «кот», но не знает, где эти буквы живут.
- Давайте найдём квартиру буквы К и позовём в гости Кешу - работа с лентой букв (буква К живёт на нижнем этаже, потому что звуки, которые обозначает буква К, согласные, глухие)
Скажите, на какую букву похожа К. Изобразите букву К.(
- Решил Кеша побегать по лесенкам дома и познакомить букву К с другими буквами. Давайте прочитаем, какие получались слоги, когда буквы встречались.
Чтение буквоград.
- вместе;
- индивидуально медленно;
- задумавшись;
- задавая вопрос на каждой лесенке;
- быстро;
- на внимание.
- Составление предложений. (Катя пила молоко. Коля пил сок)
- _Как вы думаете, что это? (предложения, расскажите все, что вы знаете о предложениях)
- Что общего в этих предложениях? (состоят из трех слов)
- Добавьте к первому предложению слово, которое отвечает на вопрос какое? Что у вас получилось? Сколько слов стало в этом предложении.
- Задумался Кеша. А может ли буква «к» жить одна, без друзей; есть ли слово-коротышка «к»? (предположения детей, примеры: к маме)
- Чтение слов, предложений с новой буквой.
-Письмо буквы К, слогов.
- Котику очень понравилось гулять по дому, но он устал и проголодался. Давайте его покормим. Подумайте, чем его сегодня можно угостить? (его можно угостить теми продуктами, в названии которых есть новая буква)
- Прочитайте названия продуктов и подчеркните слова, в названии которых есть буква К :
ТВОРОЖОК СУП
СМЕТАНА КАША
КОТЛЕТА РЫБА
КОЛБАСА МОЛОКО
- Но остались продукты, которые Кеша тоже очень любит. Измените слова так, чтобы в них появилась буква К (сметана – сметанКа, суп – супчиК, рыба – рыбКа)
- Скучно стало Кеше одному, и решил он к себе на обед позвать друга. Он изменил первый звук К на мягкий, кто его друг? (КИТ)
-Чтение текста о китах. Работа с карандашом. ( что узнали нового)
Это синий кит. Его длина 30 метров, а вес – 150 тонн. От головы до хвоста этого гиганта можно выстроить шесть легковых автомобилей. А если представить себе огромные весы, то синего кита не могут перетянуть и 30 автобусов! Синий кит питается крошечными растениями и животными, плавающими в верхних слоях океана. Он совершенно безобиден и не опасен для человека.
- Чтение текста, что вы нового узнали, прочтите.
Итак, кот и кит подружились и решили давать вам дать новое задание, расшифровать ребус.


- Кот и кит так разыгрались, что перепутали все в предложениях. Попробуйте найти ошибки и их исправить.
Кабанжывет влесу Кротжывет в норе.
- итак, давайте отпустим КИТа, ведь он не может с нами долго находиться. А почему?
- Физминутка.
- Давайте повеселимся вместе с Кешей и его другом котом Леопольдом. Гимнастика для глаз.
Работа в прописях.
Письмо строчной буквы учителем на доске с объяснением.
Самостоятельное письмо строчной буквы в прописи детьми.
Знакомство с синонимами слова Коса. Стр 36.
В море суши полоса
Называется коса.
А у девушки коса
Цвета спелого овса.
На траве лежит роса,
Косит травушку коса.
У меня один вопрос:
Сколько есть на свете кос?
(Б. Гольдберг)
КОСА-
Длинная песчаная отмель, идущая клином, грядой от берега.
Собранные у затылка и особенно заплетенные длинные волосы.
Инструмент для подрезания травы.



- Какие вы еще знаете слова синонимы?
Выводы. Итоги урока.
- С какими звуками и буквой нам помог познакомиться кот Кеша?
- Охарактеризуйте эти звуки.
- Как надо относиться к домашним животным, несмотря на их проказы?