Тема урока: «Фольклор в музыке русских композиторов», 5 класс
Урок №5 (29.09.2021г.)
УМК: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, Т.С. Шмагина. Музыка для 5 класса. – М.: Просвещение, 2018г.
Цель урока: развитие творческих способностей учащихся в различных видах музыкальной деятельности при знакомстве с музыкальным произведением А.К. Лядова «Кикимора».
Задачи:
-формирование художественного вкуса, способности чувствовать и воспринимать музыкальное искусство во всем его разнообразии;
-осознание учащимися ещё одного направления связи музыки с литературой:
- знакомство с программной инструментальной музыкой и вокальными сочинениями на основе различных литературных источников (русское народное сказание, сказки различных народов и др.)
-воспитание любви к устному народному творчеству посредством симфонической музыки
-формирование навыков самостоятельной работы при работе с текстом и выполнении творческих заданий.
-развитие способности понимать музыкальное произведение через разнообразные формы и образы; способности различать особенности музыкального языка, средства музыкальной выразительности;
Планируемые результаты обучения:
1. Метапредметные результаты: у ученика будут сформированы следующие универсальные учебные действия:
- регулятивные: определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; соотносить выполнение задания с образцом, предложенным учителем; самостоятельно оценивать задания.
- коммуникативные: уметь участвовать в диалоге; слушать других; высказывать свою точку зрения.
- познавательные: отвечать на простые и сложные вопросы; находить закономерности; наблюдать и делать самостоятельные выводы.
2. Предметные результаты:
- ученик будет уметь определять музыку, основанную на использовании народной песни, ее истоки;
- ученик будет уметь их использовать при исполнении и сочинении музыкальных произведений;
- ученик получит возможность научиться устанавливать связи между фольклорными музыкальными и литературными произведениями.
3. Личностные:
- ученик научится проявлять эмоциональную отзывчивость;
- высказывать личностно - оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни.
Межпредметные связи данного урока: музыка, литература, ИЗО
Тип урока: Открытие новых знаний
Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная.
Виды организации учебной деятельности: музыкальное прослушивание, работа с учебником и словарём, работа с карточным материалом, викторина.
Необходимое оборудование к уроку:
-фортепиано;
-компьютер;
-проектор;
-экран;
- карточки для заданий по викторинам
- материал для этапа рефлексия «Дерево эмоций»
Краткое учебное содержание:
Приветствие. Попевка «Здравствуйте, ребята!»
Звучит песня «Сказки гуляют по свету»
Учитель: Эта песня открыла наш урок совершенно неслучайно. А о чем пойдет речь, вы, наверное, уже догадались? А какие сказки вы можете назвать? (ответы)
Учитель: А точнее, мы поговорим о сказочных персонажах и даже встретимся сегодня на уроке с ними. Скажите, как называется жанр, к которому относятся сказки, былины, сказания, предания?
Ученики: Фольклор.
Учитель: Вспомните, что такое фольклор?
Ученики: Устное народное творчество.
УУД, формирующиеся на данном этапе:
Коммуникативные:
-решение учебных задач совместно с одноклассниками, учителем в процессе художественно-творческой деятельности;
-формирование способности вступать в контакт, высказывать свою точку зрения,
Регулятивные: подготовка и настрой на восприятие содержания урока
Познавательные: усвоение терминов и понятий музыкального языка
Учитель: Многие русские композиторы обращались к фольклору для создания сказочных образов (определяют тему урока «Фольклор в музыке русских композиторов»). Сейчас мы с вами поговорим о русском композиторе Анатолии Константиновиче Лядове . Анатолий Константинович родился в Петербурге, в семье профессиональных музыкантов, и в дальнейшем стал сам прекрасным композитором и пианистом. Анатолий Константинович Лядов создал несколько симфонических произведений со сказочными названиями: «Волшебное озеро», «Баба-яга». Название ещё одного произведения, с которым мы будем знакомиться сегодня, мы узнаем, если выполним задание.
Первая буква музыкального слова является буквой нашей загадки .
Клавесин (музыкальный инструмент)
Игра (исполнение на музыкальном инструменте)
Ключ (скрипичный)
Интонация (выразительность в музыке)
Музыка (это искусство, предметом которого является звук)
Орган (клавишно-духовой инструмент)
Ритм (чередование длительностей)
Ария (вокальное произведение для одного голоса)
(Правильно ответивший на вопрос ученик получает карточку с первой буквой в загаданном понятии. Таким образом выстраиваем название произведения «КИКИМОРА»)
Учитель: Мы познакомимся с музыкальной сказочной картиной «Кикимора». А вы знаете кто такая Кикимора?(предположения детей)
Учитель: Сюжетом для сказочной картины «Кикиморы» послужило русское народное сказание, записанное фольклористом-собирателем И. Сахаровым. Найдите в учебнике кто такой И.Сахаров? (ответы)
Ребята, а теперь прочитайте отрывок на стр. 19 нашего учебника и подумайте, какую бы музыку вы сочинили к этому сюжету. Выберите подходящие тембры музыкальных инструментов, расскажите, как будет меняться тема вашей музыки по ходу текста.
А.К. Лядов взял рассказ о том, как живет и растет Кикимора, как изводит она человека, и как зло на уме держит на люд честной и написал к ней музыку.
Слушание музыки. «Кикимора»
Учитель: Скажите, вам сразу удалось представить кикимору? Какая она? Что вы можете рассказать о сюжете? (ответы детей)
Учитель: Скажите, а музыка сразу нам стала рисовать саму Кикимору?
( Ещё раз звучит только вступление). Какой характер у вступления, одинаковый или разный? Какой темп, регистр?
Какие инструменты мы слышим?
Что напоминает эта часть музыки, как она звучит? (ответы)
Мелодию колыбельной ведет английский рожок. А дальше мы слышим очень редкий инструмент – челеста . (задание) Дети ищут в муз. словарях понятие «челеста».
Учитель: Каковы особенности оркестрового звучания этой колыбельной? Что в ней изменилось, а что осталось неизменны? Какой образ предстал перед нами? (ответы)
И чем заканчивается наша музыкальная сказка? Жалобным писком флейты.
Оказывается, что весь шум да гром – это сон. Спит кикимора и мечтает, что вырастет она большая и страшная. А пока она… спит. А вот какую кикимору изобразил выдающийся русский художник-сказочник Иван Билибин. (показ иллюстрации на экране). Похожа ли кикимора Ивана Билибина с тем, что мы прочитали в сказке? Найдите в тексте слова, подтверждающие внешность кикиморы.
(Работа с текстом)
Учитель: Какой оркестр исполняет это произведение? (ответы)
Сейчас мы делимся с вами на две группы по рядам. Вам предстоит разделить музыкальные инструменты на две группы: симфонические и народные. Карточки с заданием каждой группе. Учащиеся, из предложенных букв, составляют названия инструментов и разделяют их на две группы. В одной должны оказаться инструменты симфонического оркестра, в другой – народного оркестра
КРИСКАП (С) НАЯБ (Н)
АБТРУ (С) ИЛСГУ (Н)
ФРАА (С) АБЛАЛААЙК (Н)
Учитель: Картина «Кикимора» прозвучала из симфонической миниатюры. Миниатюра -это небольшая пьеса
(дети записывают определение в тетрадь).
УУД, формирующиеся на данном этапе:
Личностные:
-понимание жизненного содержания народной музыки, выявление ассоциативных связей музыки с литературой, изобразительным искусством
-личностное освоение содержания музыкальных образов (лирических, эпических, драматических) на основе поиска их жизненного содержания, широких ассоциативных связей музыки с другими видами искусства;
Коммуникативные:
-совершенствование навыков развёрнутого речевого высказывания в процессе анализа музыки (с использованием музыкальных терминов и понятий), её оценки
-формирование адекватного поведения в различных учебных, социальных ситуациях в процессе восприятия
Познавательные:
-формирование интереса к специфике деятельности композиторов и исполнителей (народных)
-стремление к приобретению музыкально-слухового опыта общения с новыми музыкальными произведениями различных жанров, стилей народной музыки
Регулятивные:
-оценка воздействия музыки разных жанров и стилей на собственное отношение к ней, представленное в музыкально-творческой деятельности (индивидуальной и коллективной).
-проявление способности к самоорганизации в процессе восприятия и анализа музыки.
Учитель: Ребята, а теперь мы с вами сами побудем в роли сказочных персонажей. И поможет нам в этом наш с вами музыкальный инструмент –голос. (Проводится дыхательная гимнастика, упражнения на артикуляцию, распевание, вокально-хоровая работа над муз. произведением «Песня-спор» из фильма «Новогодние приключения Маши и Вити» мальчики поют партию Вити, девочки партию Маши).
Самоконтроль и самооценка проходят в форме вопрос- ответ:
Учитель: Сегодня наше знакомство со сказочными персонажами подходит к концу, а познакомили нас какие виды искусства? (музыка и литература)
Учитель: Какой мы с вами сделаем вывод в завершении сегодняшнего урока, говоря о музыке и литературе? ( Мы увидели, как литературная основа, соединяясь с музыкой воедино, нарисовали нам удивительный, сказочный образ).
Рефлексия: «ДЕРЕВО ЧУВСТВ»
Если чувствуете себя хорошо, комфортно, то повесьте на дерево яблоки по своему настроению в конце урока
красное - восторженное;
оранжевое - радостное, теплое;
желтое - светлое, приятное;
зеленое – спокойное;
синее - неудовлетворенное, грустное;
фиолетовое - тревожное, напряженное;
Домашнее задание: Нарисуйте рисунок понравившегося фрагмента симфонической миниатюры «Кикимора».
Подведение итогов.
Выставление оценок.
Формирование УУД на данном этапе:
Личностные УУД:
-понимание жизненного содержания народной музыки, выявление ассоциативных связей музыки с литературой, изобразительным искусством в процессе освоения музыкальной России, мира, разнообразных форм музицирования.
-осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании музыкальных образов, их влиянии на духовно-нравственное становление личности;
-вхождение обучающихся в мир духовных ценностей музыкального искусства, влияющих на выбор наиболее значимых ценностных ориентаций личности;
-понимание социальных функций музыки в жизни людей, общества, в своей жизни;
-осознание особенностей музыкальной культуры России, разных культур и народов мира, понимание представителей другой национальности, другой культуры и стремление вступать с ними в диалог;
Познавательные УУД:
-стремление к приобретению музыкально-слухового опыта общения с музыкальными произведениями различных жанров, познанию приёмов развития музыкальных образов, особенностей их музыкального языка;
-формирование интереса к специфике деятельности композиторов и исполнителей
-расширение представлений о связях музыки с другими видами искусства на основе художественно-творческой, исследовательской деятельности;
Регулятивные УУД:
-самостоятельный выбор целей и способов решения учебных задач в процессе восприятия и исполнения музыки различных стилей, жанров
-планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения музыки,
-совершенствование действий контроля, коррекции, оценки действий партнёра в коллективной и групповой музыкальной, творческо-художественной, деятельности;
Коммуникативные УУД:
-решение учебных задач совместно с одноклассниками, учителем в процессе музыкальной, художественно-творческой деятельности;
-формирование способности вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать и понимать точку зрения собеседника
-формирование адекватного поведения в различных учебных, социальных ситуациях в процессе восприятия и музицирования,
-совершенствование навыков развёрнутого речевого высказывания в процессе анализа музыки, её оценки и представления в творческих формах работы.
-самооценка и интерпретация собственных коммуникативных действий в процессе восприятия, исполнения музыки.