СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок "Круговорот воды в природе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок "Круговорот воды в природе"»

Урок окружающего мира в 3 «Б» классе

«КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ»

Цель:

сформировать понятия о взаимодействии всех компонентов Земли

Задачи:

  • Актуализировать ранее полученные знания о воде.

  • С опорой на жизненные наблюдения дети должны подойти к выводу, что процессы, происходящие на суше, в воде, в воздухе, взаимосвязаны.

  • Обобщив знания о явлениях, происходящих на суше, в воздухе и в воде, самостоятельно выйти на новое понятие «круговорота воды в природе».

  • Наблюдая опыт, анализируя полученные результаты, делая схематические выводы, доказать правильность подтверждения перехода воды в разные состояния и движения в воздухе.

  • Выдвигая собственные версии перемещения воды на земле, сделать выводы о круговороте воды на земле.

  • Воспитывать экологически грамотное осознание окружающего мира.

Оборудование: Проектор, компьютер, экран, презентация

ХОД УРОКА.

Организационный момент.

У нас хорошее настроение

Мы будем внимательны на уроке

Мы успеем сделать все!

Те знания, которые вы получили на прошлом уроке, и получите сегодня, нужно будет продемонстрировать в конце урока.

Итак, слушаем, запоминаем, на вопросы отвечаем, ни минуты не теряем.

Проверка домашнего задания.

Проверка и обобщение изученного раннее. Прослушивание стихотворения(Cтихотворение читает подготовленный ребёнок)

Вы слыхали о воде? Слайд 2.

  • Можно ли сказать что вода находится везде? Сколько воды содержится в вашем организме? Как вы считаете? (а:3х2) Дома посчитайте сколько воды содержится в организме мамы, папы?

  • Повторим свойства воды. Ответьте на вопрос или закончите фразу: Слайд 3

  • Благодаря этому свойству мы можем наблюдать за рыбками в аквариуме.(прозрачная)

  • Можем мы её окрасить в любой цвет, потому что она сама (прозрачная)

  • Яблоко кислое, конфета сладкая, соль солёная , а вода (не имеет вкуса)

  • Что происходит с водой, когда мы кастрюлю ставим на огонь? (Нагревается и расширяется)

  • Что происходит с водой, когда чайник остывает? (вода остывает и сжимается.)

  • Чем пахнет вода? (чистая вода не имеет запаха).

  • Вода это жидкость? (текуча)

  • Мы с вами повторили основные свойства воды. А всё ли мы знаем о воде?

Конечно, нет. Впереди у нас ещё много открытий об этом удивительном веществе и ее волшебных превращениях.

Отгадайте загадки и у вас получится «портрет» воды. Слайд 4.

Разгадывание загадок.

(Загадки воспринимают на слух, отгадки - кадры презентации; после каждой загадки смена

картинки )

  1. Уж не солнце ль виновато 
    Что висит на небе вата? (Облака)

  2. Скатерть бела всю землю одела.(Снег)

  3. Кто всю ночь по крыше бьёт, 
    Да постукивает, 
    И бормочет, и поёт, 
    Убаюкивает? (Дождь)

  4. Рыбам зиму жить тепло:

Крыша толстое стекло (Лёд)

  1. Утром бусы засверкали, 
    Всю страну собой заткали, 
    А пошли искать их днём, 
    Ищем, ищем — не найдём. (Роса)

  2. Он из носа самовара устремляется наверх. (Пар)


  • В каких же состояниях встречается вода в природе?

  • Что происходит с водой при температуре 0 градусов? Ниже 0 градусов?

Анализ стихотворения:


Спросил на днях малыш-сосед,

У струйки, льющейся из крана:
– Откуда ты?
Вода в ответ:
– Издалека из океана!
Потом малыш гулял в лесу,
Росой искрилась вся поляна.
– Откуда ты? – спросил росу.
– Поверь, и я из океана.
На поле лёг туман седой,
Малыш спросил и у тумана :
– Откуда ты? Ты кто такой?
– И я, дружок, из океана.
– Ты, газировка, что шипишь?
И из бурлящего стакана
Донёсся шёпот:
– Знай, малыш, и я пришла из океана!
Удивительно, не так ли?
В супе, в чае, в каждой капле,
В звонкой льдинке, и в слезинке,
И в дождинке, и в росинке –
Нам откликнется всегда
Океанская вода!



  • Объясните смысл этого стихотворения? Каким образом в вашем стакане с обычной водой могут собраться капельки со всего мира?


Изучение нового материала.

Сегодня на уроке мы с вами проследим, как же происходит круговорот воды в природе на примере одной капельки. Послушайте историю «Кругосветное путешествие капельки».

Слайд5, звук по щелчку.

Жила была капелька на цветке, а может быть , и в море, а может, в океане, а может быть и в луже, ведь надо где то жить. Жила и мечтала увидеть мир.

Пригрело как-то яркое солнышко. Что же произошло с нашей капелькой? (ответы детей)

Солнечные лучи нагревают поверхность нашей планеты и испаряют при этом огромное количество влаги, водяные пары поднимаются в воздух с поверхности морей, океанов, рек, озёр, из почвы. Воду испаряют все растения. Вода превращается в пар. Вот и наша капелька собрала подружек и устремилась наверх. Слайд 6.

Много капелек собралось в воздухе. Слайд 7.звук по щелчку меняется. Их уже образовалось целое облачко. А капельки сестрички всё прибывали и прибывали. Тесно им стало. Потемнело облачко. И выпали капельки на землю проливным дождём. И так полетела наша капелька вниз. Встретилась на земле со своими капельками подружками. Снова они стали вместе поживать и веселиться. А капельке так понравилось путешествовать, что она стала ждать подходящий момент, чтоб снова отправиться путешествовать.

  • Можем ли мы ребята, сказать, что вода вращается по кругу?

Да, этот процесс ,называется, КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ, он происходит непрерывно: где- то вода испаряется, где-то выпадает виде осадков. Благодаря круговороту воды в природе вода может переносить различные питательные вещества из одного места в другое.

Работа по учебнику стр.86.

  • Ребята, а может ли человек управлять круговоротом воды? Влиять на него?( ответы детей)

А сейчас мы с вами понаблюдаем , как же вода совершает свой круг. Опыт. Слайд8.

Давайте проведем опыт. Будем нагревать воду. Что с ней происходит? (испарение) Что нужно, чтобы вода из жидкого состояния перешла в газообразное? Теперь над пробиркой подержим холодное стекло.

Пронаблюдайте. Что происходит с водой?

Откуда появились капли на стекле?

(конденсация –охлаждение пара, переход воды из газообразного состояния в жидкое)

  • А в природе происходят такие явления? Докажите. (выпадение осадков)

  • Можно сказать, что вода совершила путешествие по кругу?

  • В природе это называют «круговоротом воды» .

  • Какие слова спрятались в слове «круговорот»?

Круговорот состоит из двух слов «круг» и «ворот»- вращение. Получается «вращение по кругу».

Круговорот воды в природе начинается с испарения. Под воздействием солнечных лучей вода испаряется с поверхности земли, водоемов, растений. Растения поглощают воду из почвы и испаряют ее через листья в атмосферу. Пар поднимается вверх, и, достигнув, более холодных слоев атмосферы, конденсируется в облака. Ветер несет их по небу над землей. Постепенно капли становятся все крупнее и тяжелее. Облака превращаются в тучи. Накопившаяся в них вода, выпадает обратно на землю в виде осадков: дождя, снега.

А сейчас мы с вами проведём тест, проверим ваши знания. Слайд 9-12.

Итог урока.

    • О каком явлении говорится в строчках этого стихотворения:

В природе путешествует вода,

Она не исчезает никогда:

То в снег превратится, то в лед,

Растает, и снова в поход!

(вода совершает круговорот)

    • Что происходит с водой под действием солнечных лучей?

    • Что происходит с водяным паром высоко над земной поверхностью?

    • Что происходит с облаками, когда скапливается большое количество водяных капель или льдинок?

Какое явление объединяет эти процессы в природе?

Это интересно Слайд13.

Информация о домашнем задании. с. 86 учебника. Прочитать и ответить на вопросы. Т.п.о.№1 задание76-79.

Рефлексия. (У каждого на парте бумажная капелька, а на доске облачко и солнышко)

Отразите капелькой свои ощущения от урока. «Посадите» капельку на облачко или на солнышко.

Я благодарю всех за работу. Урок окончен.