СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок на конкурс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по русскому языку для 3 класса на тему "Род имён существительных"

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок на конкурс»

Открытый урок русского языка в 3-м классе.

Тема: "Род имен существительных"

Ход урока

  1. Организационный момент

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

Предлагаю улыбнуться

И в работу окунуться.

- Сегодня на уроке мы будем наблюдать, сравнивать, анализировать и откроем ещё одну тайну русского языка, а чтобы подобрать ключ к этой тайне, нам необходимо выполнить несколько заданий.

  1. Актуализация знаний.

  1. Орфографическая работа

- На доске слова. Давайте их прочитаем….

(Свеча,  волчок, пчела, сердце, малыш, солнце )

- Найдите орфограммы. Молодцы.

- Что вы можете сказать об этих словах? (имена сущ., неодуш., нариц.)

- Предлагаю  вам поиграть  в игру, которая поможет узнать, насколько глубоки ваши знания по теме «Имя  существительное»

Игра «Да – нет»

- Перед вами 2 карточки «да» и «нет». Я буду задавать вопрос, ваша задача поднять нужную карточку.

Имя  существительное – это часть речи? (Да!)
Имена  существительные  отвечают на вопросы:  какой, какая, какое, какие? (Нет!)
Имена  существительные  отвечают на вопросы: Кто? Что? (Да!)
Имена  существительные  обозначают действие предмета?:  (Нет!)
Имена  существительные  обозначают  предмет?: (Да!)

Имена существительные могут быть только множественного числа?: (Нет!)

Обобщение

Теперь давайте, вспомним……

- Что такое имя существительное? ( Ответы детей.)

- Что вы ещё знаете об имени существительном? (одуш. и неодуш.; собс. и нариц.)

- Вспомните, а как изменяются имена сущ.? (по числам)

- А число имён существительных – это постоянный признак? (нет)

- Измените данные существительные по числам. Молодцы….

2. Упражнение по чистописанию

А теперь!!!!!

Внимание, девочки! Внимание, мальчики!

Приготовьте ваши ручки,

Разомните пальчики.

Откройте свои тетради и аккуратно, каллиграфическим почерком, красиво запишите:

Шестое февраля.

Классная работа.

- Какие орфограммы (правила) спрятались в словах? Правильно.

(следить за посадкой)

-А теперь……. Прочитайте цепочку из букв на доске (ОРД).

- Назовите каждую букву грамотно.

-Составьте цепочки из этих букв ОРД

ДОР ОРД ОДР РОД РДО (Посмотрите, такие ли буквосочетания у вас получились?)

- Какую цепочку можно назвать словом? (РОД)

- А что обозначает слово РОД? ( Родственники, члены одной семьи)

Давайте запишем слово род в тетрадях несколько раз на одной строчке…….

- Подберите к слову РОД однокоренные слова. Взгляните на доску….

Род – родня, родственный, родина, родители, родной, родство, родственник, родословная.

  1. Самоопределение к деятельности.

- В слове РОД заключена тайна нашего урока. И сегодня мы попытаемся её раскрыть.

Проблема.

- Давайте обратимся к знакомым уже словам.

(свеча,  волчок, пчела, сердце, малыш, солнце )

- На какие группы вы сможете разделить эти слова? Разделите?

- По какому признаку вы разделили слова? (постоянный признак: одуш и неодуш)

- А почему вам не трудно было это сделать?

- Вы разделили их на 2 группы, а теперь попробуйте эти же слова разделить на 3 группы по другому признаку.

- Вы можете выполнить это задание?

- В чем затруднение?

- Почему не получается выполнить?

- Значит существует ещё какой - то признак, по которому можно делить имена существительные на группы.

- В каком слове заключается тайна нашего урока? (в слове РОД)

- Какова же будет тема урока?(Род имён сущ.)

-А какую цель мы можем поставить перед собой?(Научиться определять род у имён сущ.)

- Определите род данных имен существительных?

(свеча,  волчок, пчела, сердце, малыш, солнце )

- Сложно это сделать?

- Какой частью речи можно заменить каждое из этих слов? (например: свеча – она , так обращаются к женщине или к мужчине? Значит это существительное - женского рода. Волчок-он мой это слово мужского рода, сердце-оно моё-это слово среднего рода).

- Назовите имена существительные женского рода, мужского рода, среднего рода.(НА ПИСЬМЕ РОД ПИШЕТСЯ СОКРАЩЁННО: м.р., ж.р, ср.р)

- На какие 3 группы вы разделили имена существительные? (м.р., ж.р, ср,р)

- По какому признаку их разделили? (по родам) Правильно.

- Ребята, как вы считаете у имён существительных – род это признак постоянный или непостоянный? (постоянный) ….Давайте прочитаем правило в учебнике на стр 25 в самом низу.

- И чтобы лучше его запомнить, предлагаю дома выучить стихотворение.

Женский род запомню я
И скажу: она, моя
И запомню род мужской
И опять скажу: он, мой
Средний род – оно моё
Это правило твоё!

  1. Работа по теме урока.

1. Работа в тетрадях .

ЗАДАНИЕ: Мальчики придумывают три слова мужского рода , а девочки три слова женского рода и пишут в тетрадь.

- А все вместе придумаем существительные среднего рода.

Проверка.

(при проверке обязательно называть слова – подсказки: она моя, он мой, оно моё)

- Молодцы.

V. Физминутка.

Задание: женский род – похлопать, мужской – потопать, средний – присесть.

(парта, дневник, стул, окно, дверь, стол, цветок, книга, зеркало, пальто)

VI. Продолжение по теме урока.

Цель: проверить умение определять род имён существительных.

- Ребята, а сейчас мы проведем эстафету, в которой вы проявите свои знания и умения. Распределитесь на группы: 1 ряд-1,2 ряд-2, 3 ряд-3. Вы получаете карточку со словами, определяете и указываете род у слов. Какая группа быстрее и правильнее выполнит работу, та и победит.

Лето-

Одеяло –

Папа –

Компот –

Трава –

Ковёр –

Дом-

Девочка-

Школа-

Пальто-

Крыса-

Лампа –

Покрывало –

Диван –

Полено –

Брат –

Окно-

Ручка-

Пенал-

Самолёт-

Кнопка-

Туча –

Столб –

Небо –

Ветер –

Ведро –

Телефон-

Животное-

Мама-

Лошадь-




ПРОВЕРКА.



«Собери пазлы»

- Ребята, на партах у вас лежат пазлы. Из них вы должны составить предложение и определить род выделенного имени существительного.

(Участники на парте восстанавливают из «пазлов» предложения и определяют род.)

Мороз разрисовал стёкла красивым узором.

Солнце прячется за серые тучи.

Осенью часто моросит мелкий дождь.

Снег искрится под лучами солнца.

По ёлкам скачет рыжая белочка.

С яблони упало спелое яблоко.

Проверка. (читают составленные предложения, определяют род имени сущ – го, проговаривая слова – помощники.)

-Ребята, выполнив задания, скажите, пожалуйста, что же нам помогало определить рода у слов? (Слова помощники….) Какой вывод сделаем? (Чтобы определить род у имени сущ. нужно подставить вместо него местоимение. )

VIII. Обобщение.

- А теперь я предлагаю вам обратить своё внимание на доску. Вам необходимо распределить эти слова на 3 группы.

Самолёт, петух , пенал, собака, корова, ворона, яблоко, тетрадь, пальто, облако.

(например: Прочитать хором. Записать в тетрадь в столбик. Обменяйтесь тетрадями и проверьте правильность выполнения задания.)

- Назовите существительные ж. р., м. р, ср. р.

- Какого рода бывают имена сущ – е?

- Каким словом можно заменить слова мужского рода? Женского? Среднего?

IX. Подведение итогов урока

-Скажите, над какой темой мы сегодня работали?

- Как определить род имени существительного? Что для этого нужно сделать?(Верно…)

X. Домашнее задание.

1. выучите стихотворение

2. выучите правило

3. с. 25 упр. 39

XI. Рефлексия.

- Оцените свою работу на уроке.

«Светофор»

- Ребята, выберите и покажите кружочек красного, желтого или зеленого цвета в зависимости от полученного результата на уроке (красный – я затрудняюсь; желтый – у меня всё получается; зеленый – я умею, но немного сомневаюсь).

Спасибо, за урок!!!





Самоанализ урока русского языка в 3 классе

Тема урока – «Род имен существительных»

Раздел: « Части речи».

Первый урок в теме «Род имен существительных»

Тип урока: открытие новых знаний.

Используемые учебники и учебные пособия: «Русский язык» 3 класс, 2 часть под редакцией В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого.

Наглядность: иллюстрации, карточки, пазлы.


Класс со средним уровнем обучаемости, со средней степенью активности. Поэтому использовала разнообразные формы организации познавательной деятельности, сочетая фронтальную, коллективную работу, групповую.

Считаю, что создание проблемной ситуации и развертывание на этой основе активной поисковой деятельностьи позволяет получить положительный результат при изучении темы «Род имен существительных».

В процессе выполнения практических заданий происходит развитие мыслительных операций (классификация, анализ, синтез), внимания, памяти, навыков самооценки и самоконтроля.

Через разнообразные виды деятельности осуществляется формирование творческих способностей, умение выражать свои мысли вслух, слушать друг друга, работать в парах, делать умозаключения.

Данный урок построен так, чтобы один вид деятельности сменялся другим – это позволяет сделать работу на уроке динамичной и менее утомительной, и воспитывает коммуникативные и регулятивные отношения: ученик — учитель, ученик — ученик.

Прогнозируемые результаты

Личностные:

- ценностное отношение к процессу определения рода существительного, к умению удерживать учебную задачу;

- осознание учащимися ценности изучаемого способа определения рода существительного ;

- осознание учащимися  практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.

Метапредметные:

- Коммуникативные: слушать и понимать речь других, строить понятные для партнёра высказывания в рамках учебного диалога; умение провести рефлексию своих действий на уроке.

- Регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; комментировать учебные действия при выполнении задания, осуществлять самопроверку; умение планировать, контролировать и оценивать  свои действия; умение находить способы решения поставленной цели по определению рода существительных;

Предметные:

- знание о постоянных признаках существительного;

- умение применять знания в жизненных ситуациях;

- умение определять род существительных .

Воспитательные.

Воспитывать взаимопонимание, взаимопомощь, культуру поведения на уроке, аккуратность, самостоятельность, терпение друг к другу.

Чтобы полнее раскрыть потенциал учащихся, мною использованы различные

методы и формы обучения: проблемно-ситуационный, репродуктивный метод, словесный метод (объяснение орфограмм, характеристика звуков, диалог учителя с учеником), наглядный (иллюстрация и демонстрация).

В течение урока старалась создать атмосферу доброжелательности и общей заинтересованности в успехах каждого ученика. Через словесную оценку поощряла каждого, кто принимал участие. Стремилась к сотрудничеству. Наиболее удачными, на мой взгляд, были фрагменты урока, когда дети сами обосновывали свою точку зрения.

Необычная форма проведения урока способствовала повышению активности класса, сплочению детского коллектива.

Поставленные перед уроком цели реализованы полностью.