СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок на конкурс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить учащихся с правилом написания не с прилагательными.Повторить правописание не с существительными и глаголами.

Научить написанию не с прилагательными.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок на конкурс»














Открытый урок

в 6 классе

на тему: «Правописание НЕ с существительными и прилагательными».






















Подготовила

учитель русского языка

и литературы

Ежебокова Н.А.

МБОУ ООШ № 22


Урок в 6 классе по теме:

«Правописание НЕ с существительными и прилагательными».


Цели урока:

Познакомить учащихся с правилом написания не с прилагательными;

Повторить правописание не с существительными и глаголами.

Научить написанию не с прилагательными

Задачи урока: 
Образовательные: познакомить с условиями выбора слитного и раздельного    написания НЕ с качественными именами прилагательными; закрепить знания учащихся о правописании НЕ с существительными и глаголами; формировать умение применять правило на письме.
Развивающие: развивать интерес к предмету; развивать навык безошибочного письма, правильного выделения орфограмм; развивать речь, умение сравнивать и обобщать изучаемые факты; развивать словесно-логическое мышление; развивать умение работать с дополнительными источниками информации.
Воспитательные:   воспитывать интерес к изучению русского языка, любви к русской природе; формировать правильное отношение к слову.


Планируемые результаты:

Личностные

Метапредметные

Предметные


Осознание ценности

- знаний о написании НЕ с прилагательными;

-умения правильного написания НЕ с прилагательными;

ценностное отношение

- к совместной познавательной деятельности;

-к полученным результатам.

Уважительное отношение к родному языку











Регулятивные универсальные учебные действия:

- умение выявлять проблему;

- умение определять границу «знания-незнания»;

- умение определять цель урока, формулировать учебную задачу;

планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;

познавательные

-извлечение информации из текста в соответствии с целью чтения;

-умение работать по алгоритму;

коммуникативные

-умение слушать собеседника и вести диалог; высказывать свою точку зрения.

- Знание условий слитного и раздельного написания НЕ с прилагательными

-умение правильно писать НЕ с прилагательными

-применение новых знаний в жизненных ситуациях






Тип урока: урок приобретения новых знаний.

Оборудование: компьютер, проектор, мультимедийный экран, электронная презентация с необходимыми изображениями, учебник, шаблон таблицы.

Структура урока:

№ п/п

Название этапа


Время


Оргмомент.

1 мин


Работа с высказываниями

3 мин


Формулировка темы, целеполагание.

2 мин



Составление кластера, начало работы с таблицей


5 мин


Заключительный этап работы с таблицей

5 мин


Формулировка правила

3 мин


Физминутка.

1 мин


Игра «Третий –лишний».

Лови ошибку! взаимопроверка

5 мин

7 мин


Оценка работ

4 мин


Итог занятий. Рефлексия деятельности

3 мин


Домашнее задание

2 мин


Ход урока.

Организационный момент.

СТАДИЯ ВЫЗОВА

Работа с высказыванием о русском языке

Учитель: О чём все это высказывание?

«Язык — это путь цивилизации и культуры. Именно поэтому изучение и сбережение

русского языка является (не)влечением от нечего делать, а насущной (не)обходимостью.»
Александр Иванович Куприн.


«Следует избегать (не)красивых, (не)благозвучных слов. Я (не)люблю слов с обилием шипящих и свистящих звуков, избегаю их.»

Антон Павлович Чехов.

Учитель: Давайте раскроем скобки и объясним правописание этих орфограмм. С какими частями речи мы здесь встретились?

Учащиеся отвечают.

Актуализация опорных знаний.

- Как пишется НЕ глаголами?(Всегда раздельно. Слитно когда без НЕ не употребляется).

-Как пишется НЕ с существительными?( С существительными не пишется слитно, если они:

не употребляются без не: неряха, небрежность, невежа,

могут быть заменены синонимом без не: недруг (=враг), несчастье (=беда), неправда (=ложь),

если есть сочетание приставок недо:

недоработка, недосмотр, недоделка.

Существительные пишутся раздельно, если есть противопоставление: не друг, а враг; не стихи, а проза.)

-Что такое прилагательное? (Самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета. Отвечает на вопросы, какой? чей? и т.д. В предложении бывает определением и сказуемым. Склоняется по числам, падежам и родам в единственном числе.)

От каких частей речи могут образовываться прилагательные? (От существительных, глаголов , местоимений).

Разряды прилагательных.(Качественные, относительные, притяжательные).

Давайте вспомним.

- не сиди сложа руки (не с глаголами)

- нерешительность команды(не с существительными)

- некрасивый мальчик(не с прилагательными)

Определение темы и цели урока.

-Как вы думаете, о чем сегодня мы с вами будем говорить на уроке?

-Почему так решили?

-Запишите тему урока в тетради. ( Правописание НЕ с прилагательными).

Действительно, тема нашего урока сегодня это: «Правописание НЕ с прилагательными». Так, как прилагательные тесно связаны с существительными, они всё повторяют за ними, нам сегодня будет очень легко понять тему.


Учащиеся: Тема нашего урока «Правописание НЕ с существительными и прилагательными».

Учитель: Правильно! Открываем тетради и записываем: 28 января. Классная работа. Тема.

Учитель: Сформулируйте цель нашего урока, опираясь на его тему.

1) Повторить написание не с глаголами и существительными.

2) Познакомиться с правописанием не с прилагательными.

3) Научиться использовать изученные орфограммы.


Учитель: Ребята, с какой частью речи связано имя прилагательное?

Учащиеся: с именем существительным

Учитель: Правильно! Прилагательное с существительным, как цветок и солнышко, к которому этот цветочек всегда тянется.

Какое предположение вы можете сделать, полагаясь на эту взаимосвязь?

Учащиеся: что прилагательные пишутся с НЕ так же, как и существительные

Учитель: Молодцы! Вот давайте и повторим, как пишется НЕ с существительным, для этого составим кластер и заполним таблицу.



Составление кластера и заполнение таблицы


Во время составления кластера мы с вами будем постепенно заполнять таблицы, которые лежат у вас на парте


А)

Б)


1.

2.



3.

4.

5.










Учащиеся: имена существительные пишутся с НЕ

и слитно (А), и раздельно (Б)

Слитно, если без НЕ не употребляется (1)

Слитно, если можно заменить синонимом (2)

Раздельно, если есть противопоставление с союзом «а» (3)




Слитно


Раздельно

1.Без «НЕ» не употребляется

2.Можно заменить синонимом



3. Есть противопоставление с «а»

4.

5.











Учитель: Как видите, таблица осталась заполнена не до конца. Что это значит?

Учащиеся: Что есть еще случаи раздельного написания НЕ с прилагательными

Учитель: Правильно! И чтобы заполнить её до конца и дополнить примерами, давайте посмотрим на следующие примеры

Небрежный

неряшлив

Учитель: почему эти полное и краткое прилагательное пишутся слитно?

Учащиеся: потому что без НЕ не употребляются

Учитель: Правильно! Запишем эти примеры в соответствующую колонку

Следующий пример:

Недобрый (злой)

нелжив (правдив)

Учащиеся: А почему эти полное и краткое прилагательное пишутся слитно?

Учитель: потому что их можно заменить синонимом без НЕ

Учащиеся: правильно! Заполним соответствующую колонку. Следующий пример:

Не весёлый, а грустный

Не правдив, а лжив.

Учитель: почему эти полное и краткое прилагательные пишутся раздельно с НЕ?

Учащиеся: потому что есть противопоставление с союзом «а»

Учитель: Верно! Заполняем примерами соответствующую колонку. Следующий пример:

Далеко не полный ответ.

Вовсе не глубокая река.

Ребенок ничуть не пуглив.

Книга нисколько не интересна.

Учитель: как вы думаете, почему здесь полные и краткие прилагательные пишутся раздельно с НЕ?

Учащиеся: Возможно, потому что есть слова Далеко не, вовсе не, ничуть не, нисколько не

Учитель: Молодец! Правильно. Эти слова усиливают отрицание, и при их наличии прилагательные с НЕ пишутся раздельно. Заполним колонку 4. И еще 1 пример:

Дом не деревянный

Хвост не лисий

Учитель: как вы думаете, почему здесь прилагательные пишутся раздельно с НЕ?

Учащиеся: Возможно, потому что это не качественные, а относительные и притяжательные прилагательные?

Учитель: Молодец! Правильно. Относительные и притяжательные прилагательные с НЕ всегда пишутся РАЗДЕЛЬНО!

Заполним 5 колонку. А теперь проверим: вот что у вас должно было получиться


Слитно


Раздельно

1.Без «НЕ» не употребляется

2.Можно заменить синонимом



3. Есть противопоставление с «а»

4. Если есть усиление отрицания

5.С относительными и притяжательными прилагательными


Небрежный

неряшлив




Недобрый (злой)

нелжив (правдив)


Не весёлый, а грустный

Не правдив, а лжив.


Далеко не полный ответ.

Вовсе не глубокая река.

Ребенок ничуть не пуглив.

Книга нисколько не интересна.


Дом не деревянный

Хвост не лисий


Учитель: Итак, используя данную таблицу, попробуйте сформулировать правило о правописании НЕ с прилагательными.

Учащиеся: (3 ученика рассказывают правило)

Физкультминутка .

Учитель: Молодцы! Ну а теперь нужно закрепить полученные знания.

СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ

Игра «Третий –лишний»

Лови ошибку!

Спишите, раскрывая скобки. Со всеми ли объяснениями написания НЕ с прилагательными вы согласны? Обоснуйте свои ответы.

На работу вам дается 5 минут, а затем обменяйтесь своими тетрадями с соседом, оцените работы друг друга по данным критериям


1. (Не)легкий диктант хорошо написали все ученики нашего класса. («Нелегкий» пишется слитно, потому что без НЕ не употребляется)

2. Река (не)глубока. («Не глубока» пишется раздельно, потому что это краткое прилагательное)

3. Малышу купили (не)дорогую, а дешёвую игрушку. («Не дорогую» пишется раздельно, потому что есть противопоставление с союзом «а»)

4. Он оказался отнюдь (не)глупым человеком. («Не глупым» пишется раздельно, потому что это относительное прилагательное)

5. Этот фильм нисколько (не)интересен. («Не интересен» пишется раздельно, потому что к прилагательному относится слово «нисколько»)


Учитель: Итак, ребята, время истекло, обмениваемся работами, проверяем, ставим свою оценку и подписываем «Оценка эксперта (фамилия, имя)». На это у вас 3 минуты.

Учитель: Хорошо! Закончили взаимопроверку! Давайте сравним свои работы с правильными ответами (1 ученик – 1 предложение)

1. (Не)легкий диктант хорошо написали все ученики нашего класса. («Нелегкий» пишется слитно, потому что без НЕ не употребляется)

Нелегкий диктант хорошо написали все ученики нашего класса.

ОШИБКА!

«Нелегкий» пишется слитно, потому что его можно заменить синонимом «трудный»


2. Река (не)глубока. («Не глубока» пишется раздельно, потому что это краткое прилагательное)

Река неглубока.

ОШИБКА!

«Неглубока» пишется слитно, потому что можно заменить синонимом «мелка»


3. Малышу купили (не)дорогую, а дешёвую игрушку. («Не дорогую» пишется раздельно, потому что есть противопоставление с союзом «а»)

Малышу купили не дорогую, а дешёвую игрушку.

НЕТ ОШИБКИ


4. Он оказался отнюдь (не)глупым человеком. («Не глупым» пишется раздельно, потому что это относительное прилагательное)

Он оказался отнюдь не глупым человеком

ОШИБКА

(«Не глупым» пишется раздельно, потому что к прилагательному относится слово «отнюдь»)




5. Этот фильм нисколько (не)интересен. («Не интересен» пишется раздельно, потому что к прилагательному относится слово «нисколько»)

Этот фильм нисколько не интересен. НЕТ ОШИБКИ


Поставьте себе реальную оценку.

Подпишите её «Моя оценка…».

Теперь ставим оценки за экспертизу.

Будьте внимательны! Если ваша окончательная оценка совпадает с оценкой фактически и по сути с оценкой эксперта, то вы ставите ему «5». Если же при оценке эксперт допустил ошибку в написании или в объяснении написания, то оцениваем его работу по тем же критериям(все ошибки в одном предложении считаются за 1). Подписываем её так: «Оценка за экспертизу:..»


Все справились? Молодцы! Именно эту оценку (т.е. оценку за экспертизу в тетради соседа)и получит каждый из вас, а я выставлю ее, когда соберу ваши тетради.


Учитель: Урок подходит к концу и мне хотелось бы узнать ваше мнение об уроке. Каждый из вас выбирает один из вопросов и дает короткий ответ

Я узнал...

Я научился...

Я понял, что могу...

Мне понравилось...

Для меня стало новым...

Меня удивило...

У меня получилось...

Я приобрёл...

Мне захотелось...

Меня воодушевило..


Домашнее задание.

Выучить правило в таблице, составить и записать 10 распространённых предложения на изученные орфограммы..



 









Приложение.

Физкультминутка .

Гимнастика для глаз.

1. Плотно закрывать и широко открывать глаза 4-6 раз подряд ..

2. Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы .

3. Вращать глазами по кругу: вниз, вправо, вверх, влево и в обратную сторону .

4. Крепко зажмурить глаза , затем открыть глаза. Повторить 6-8 раз.

5. Быстро моргать 4-6 раз .



12



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!