План-конспект урока по теме: «Осень. Лирические произведения».
И.П.Токмакова «Опустел скворечник…». А.Н.Плещеев «Осень наступила…».
Цель: создать условия для правильного понимания учащимися настроения, которым проникнуто описание осени в стихотворениях И.П.Токмаковой и А.Н.Плещеева
Задачи:
Образовательные:
- познакомить обучающихся со стихотворениями И.П.Токмаковой «Опустел скворечник…» и А.Н.Плещеева «Осень наступила…»
- раскрыть настроение произведений
- развивать умение понимать роль изобразительно-выразительных средств языка
- обучать правильному, выразительному чтению произведений
- формировать первичные представления о специфике лирических стихотворений в сравнении с произведениями живописи
- совершенствовать навыки чтения
- совершенствовать умение находить ответы на вопросы в тексте
Развивающие:
- развивать умение выражать свои чувства по отношению к прочитанному, видеть настроение лирического произведения
- развивать речь, память, воображение
- развивать у учащихся умение обобщать
Воспитательные:
- способствовать нравственному воспитанию обучающихся
- воспитывать любовь к чтению, к книге, к русской поэзии
Оборудование: учебник, творческая тетрадь, презентация, книги
Структура урока.
Организационный момент
Проверка домашнего задания (5 минут)
Сообщение темы урока
Подготовка к восприятию (5 минут)
Установка на восприятие
Первичное восприятие (3 минуты)
Проверка первичного восприятия (2 минуты)
Анализ произведения (17 минут)
Обобщение (5 минут)
Итог урока(1 минута)
Рефлексия (1 минута)
Домашнее задание (1 минута)
Ход урока
Оргмомент
Мы начинаем урок. Проверьте, пожалуйста, как вы приготовились к уроку. Дети проверяют свою готовность к уроку. (Слайд 1)
Проверка домашнего задания
Кто готов сегодня прочитать наизусть стихотворение А.С.Пушкина «Осень» или отрывок из рассказа С.Т.Аксакова «Осень? Выразительное чтение наизусть стихотворения А.С.Пушкина «Осень» или отрывка из рассказа С.Т.Аксакова «Осень»
Сообщение темы и задач урока
Сегодня на уроке мы продолжим наше знакомство с литературными произведениями русских поэтов об удивительном времени года – осени. Посмотрим, как другие авторы изображают осень в своих произведениях. Ученики внимательно слушают учителя.
Подготовка к восприятию (Слайд 2)
- Познакомимся с первым литературным произведением. Откройте учебник.
- Кто автор этого стихотворения?
- Что вы знаете об Ирине Петровне Токмаковой?
- Ирина Петровна Токмакова – детский поэт переводчик детских стихов. Писать стихи Ирина Петровна начала рано. Стихи еще молоденькой девочки попали в руки известного поэта В.И.Лебедева-Кумача, автора слов многих известных песен: «Песенка о капитане» из к/ф «Дети капитана Гранта» («Капитан, капитан, улыбнитесь…»). Он написал на стихи Ирины Петровны отзыв, назвав Ирину настоящим поэтом. Он посоветовал Ирине писать дальше, несмотря на то, что указал на недостатки.
Посмотрите, автором каких книг является Ирина Петровна Токмакова. (Слайд 3)
- Как называется стихотворение, с которым мы с вами сегодня познакомимся?
- А как мы можем озаглавить стихотворение, у которого нет заголовка?
- Как вы считаете, как И.Токмакова относится к осени?
Работа в учебнике.
Слушают биографические сведения об авторе
V.Установка на восприятие
- Давайте послушаем стихотворение поэта и попытаемся проникнуться его осенним настроением.
Дети готовятся слушанию стихотворению
Первичное восприятие. Выразительное чтение стихотворение (Слайд 4)
Внимательно слушают и представляют картины осени.
Проверка первичного восприятия - Какие картины природы вам представились наиболее ярко?
- Какое настроение вы уловили?
Делятся своими чувствами, эмоциями.
Анализ произведения Прочитайте стихотворение самостоятельно.
- Какие картины представили?
- Каким настроением проникнуто описание осени у И.Токмаковой?
- Меняется ли настроение в конце стихотворения?
- Сожалеет ли поэт, что пришла осень?
- Встретились ли в стихотворении слова, значение которых вам непонятно?
- Как вы понимаете выражение листьям на деревьях тоже не сидится?
- Зачем в строке «Всё летят, летят…» слово летят повторяется дважды?
- Как вы считаете, почему к этому стихотворению авторы учебника подобрали такую иллюстрацию?
- Прочитайте стихотворение вполголоса.
- Прочитайте стихотворение выразительно.
- А сейчас прочитаем второе стихотворение. Кто его автор?(Слайд 5)
- Что вы знаете об Алексее Николаевиче Плещееве?
- Алексей Николаевич Плещеев – русский поэт, переводчик, литературный и театральный критик, который жил в 19 веке.
С творчеством Плещеева вы познакомитесь чуть-чуть попозже, когда будете постарше.
- Сейчас мы прослушаем стихотворение Алексея Николаевича Плещеева, а вы попробуйте с закрытыми глазами представить картины природы, которые рисует поэт.(Слайд 6)
- Какие картины природы вы представили?
- Какое настроение создает у вас эта картина осени? Свой ответ подтвердите словами из текста.
- О какой поре осени рассказывает поэт?
- Как вы считаете, почему к этому стихотворению авторы учебника подобрали такую иллюстрацию?
- Как вы понимаете значение слова озимь?
Озимь- всходы пшеницы, посеянные под зиму, осенью, а не весной.
- Перечитайте стихотворение еще раз, найдите рифмующиеся слова.
- Как вы считаете, как нужно читать это стихотворение: в быстром темпе, с радостью, с грустью, неторопливо?
Читают стихотворение и представляют картины природы, анализируют. Высказывают свое мнение.Выразительно чтение стихотворения
VI.Обобщение
- Ребята, мы с вами познакомились еще с двумя красочными описаниями осенней природы. Какое настроение создают они у вас?
- Где поэты наблюдали осеннюю картину? Мысленно представьте то, что они увидели. Одинаковы ли картины по настроению?
- А теперь давайте сравним иллюстрации к этим стихотворениям. Чем они похожи? Чем отличаются?
Ответы детей
VII. Итог урока
- Назовите стихотворения, которые вы прочитали на уроке, а также их авторов.
- Какой теме они посвящены? Отвечают на вопросы учителя
VIII.Рефлексия
- Ребята, поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями об уроке.
- Что вам понравилось больше всего?
- Что вызвало затруднение? Делятся своими впечатлениями об уроке, оценивают свою работу на уроке.
Домашнее задание.
Нарисуйте иллюстрацию к полюбившемуся вам стихотворению.
5