СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок "Односоставные предложения"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Урок-тренинг  в 8 классе.  Обобщение и систематизация знаний по теме:  «Односоставные предложения».

Цель: определения уровня овладения обучающимися теоретическими знаниями по данной теме. Данный урок позволяет повторить, систематизировать и обобщить материал по теме.

Просмотр содержимого документа
«Односоставные предложения»

«Урок-тренинг. Обобщение и систематизация знаний по теме: « Односоставные предложения».




Открытый урок

учителя русского языка

и литературы

МБОУ – СОШ №2

города Аркадака

Краснощековой Н. А.

высшей квалификационной категории
















Декабрь – 2014год.





8 «Б» класс

Предмет(ы): 

 Русский язык

Цель урока: 

Определение уровня овладения обучающимися теоретическими знаниями и способами познавательной деятельности по теме урока.

Тип урока: 

 Урок закрепления знаний

Используемое оборудование: 

 таблица «Односоставные предложения»;

 - разрезные листы со словами и знаками препинания для задания  «Сообрази и собери»;

- карточки с односоставными предложениями для задания «Установи и проверь»;

- творческая работа, написать сочинение – миниатюру на свободную тему, употребив односоставные предложения.

- тесты.

Используемые ЦОР: 

Презентация к уроку

Краткое описание: «Урок-тренинг в 8 классе. Обобщение и систематизация знаний по теме: «Односоставные предложения».

Цель: определения уровня овладения обучающимися теоретическими знаниями по данной теме. Данный урок позволяет повторить, систематизировать и обобщить материал по теме.

Подбор односоставных предложений показывает их своеобразие. Обращение к образцовым текстам художников слова способствует развитию эстетического вкуса, повышению культурного уровня учащихся. Интересные задания способствуют не только развитию внимания, смекалки, быстроты, но и повышает интерес к изучению русского языка. Работа в команде сближает детей, позволяет им чувствовать ответственность перед другими.






















Ход урока.

I.          Вводное слово учителя.

Сегодня у нас состоится урок-тренинг по теме «Односоставные предложения».


Эпиграфом к этому уроку являются слова К.Г. Паустовского: «С русским языком можно творить чудеса».


И мы постараемся увидеть, почувствовать, как удаётся «творить чудеса» великим писателям: А.С. Пушкину, М.Ю. Лермонтову, Н.В. Гоголю. Посмотрим, какие односоставные предложения встречаются в их произведениях.


(Запись темы и эпиграфа)


Перед нами стоит задача: увидеть своеобразие односоставных предложений.

Разделимся на 3 группы. . Каждый из вас сегодня будет и теоретиком, и практиком.

 

II.      Разноуровневая работа со словом.

Запишите слово «тренинг». Это слово заимствовано из английского языка и обозначает тренировка, постоянная, систематическая работа с целью развития и укрепления чего-либо.

Запись: тренинг (англ. сл.) – тренировка.



 III.      Повторение и анализ видов односоставных предложений.

1 этап: блиц-опрос.

Сейчас вы  теоретики. Вы должны ответить на вопросы, которые будут задаваться по очереди каждой группе. Ответы должны быть полными.

1)Чем отличаются двусоставные предложения от односоставных?

2)Какие односоставные предложения вы знаете?

3)Чем различаются односоставные предложения:

Утро. Душное июньское утро?

4)О каком виде односоставных предложений М.В. Ломоносов сказал: «Умолчание местоимений личных перед спрягаемыми формами глагола к украшению и важности служит»? (определённо – личные)

5)Какие предложения называются определённо–личными?

6)Какие предложения называются неопределённо-личными?

7)Назовите сферу употребления обобщённо-личных предложений.

8)Какие предложения называются безличными?

9)Назовите способы выражения составного глагольного сказуемого в безличном предложении.

10)Какие значения могут иметь безличные предложения?

Безличным глаголом, безличной формой личного глагола., безличной формой глагола быть в отрицательных предложениях; словом нет. Неопред. форм. глагола.

11)Какие предложения считаются назывными?

(Учитель. Назывные предложения иначе называются номинативные, так как – именительный падеж)

12)Какие значения приобретают назывные предложения с частицами вот, вон?



2 этап: работа с таблицей «Односоставные предложения».

 

О/Л

подлежащее – нет

сказуемое – 1, 2-е лицо

Безличные

подлежащее – не может быть

сказуемое – безличное значение

Н/Л

подлежащее – нет

сказуемое – 3-е лицо

мн. ч. б. н. вр.; пр. вр. мн. ч.

Назывные

подлежащее – есть

сказуемое – не может быть

Таблица поможет вам привести в систему ваши знания.



3 этап: анализ односоставных предложений. (работа в парах).

     Теперь вы практики. Вы должны записать односоставные предложения, определить их вид, объяснить орфограммы, а также указать, из какого произведения эти предложения и кто их автор?

а) Вам не видать таких сражений. (безличное) («Бородино», М.Ю. Лермонтов)

б) Сижу за решёткой в темнице сырой. (опред.-лич.) («Узник», А.С. Пушкин)

в) Умную голову почитают смолоду (обоб.-лич.) (пословица)

г) Мороз и солнце; день чудесный! (сложное, 1 назывное, 2 двусоставное) («Зимнее утро», А.С. Пушкин)

      - Над каким видом односоставных предложений мы не работали? (неопред.-лич.)


Лингвист А.М. Пешковский так сказал о неопределённо-личных предложениях: «Внимание сосредоточено на действии, действующее лицо намеренно устранено, намеренно представляется как неизвестное, неопределённое».



4этап: анализ текста.

И присудили ..жеч.. его живого на виду всех. Прит..нули его железными ц..пями к древесн.. ств..лу, гв..здём пр..били ему руки и принялись тут (же) расклад..вать под дер..вом к..стёр.


Задания к тексту.

  1. Из какого произведения эти строки и кто автор?

  2. Определите стиль и тип текста (художественный стиль, повествование, т.к. указана последовательность действий)

  3. Орфографическая работа.

  4. Какие виды односоставных предложений встретились в этом тексте? Обоснуйте.

  5. Запишите первое предложение, выполните его синтаксический разбор.

 

5этап.Творческая работа написать сочинение – миниатюру на свободную тему, употребив односоставные предложения.


Темы:

  1. «Зимнее утро».

  2. « Летний вечер».

  3. « Осенью в лесу».



6 этап .Тест


VI. Выходной контроль – тестирование совместно с рефлексией (самооценивание)

I вариант

1. Какое предложение не является односоставным?

а) На морозном воздухе было трудно дышать.

б) На востоке синело.

в) За окном виднелось уже вспаханное поле.

г) Дело словом не заменишь.

 

2. Какое предложение является определённо-личным?

а) От листьев пахло осенью.

б) Меня об этом попросили.

в) Я не ошибся.

г) Прошу вас повторить вопрос.

 

3. Укажите неопределённо-личные предложения.

а) Дорожки парка каждое утро посыпали песком.

б) Хотелось бы мне с вами поговорить.

в) Клюкву собирают поздней осенью.

г) Нас угостили ужином.

 

4. Какие предложения являются безличными?

а) Мне было неуютно в этой комнате.

б) В октябре ещё жарко грело солнце.

в) Цыплят по осени считают.

г) Грохотало на земле и на небе.

 

5. Найдите назывные предложения.

а) Начало смеркаться.

б) Чудесная ночь.

в) Вот красивый многоэтажный дом.

г) Горе никого не красит.

 

 

2 вариант

1. Какое предложение не является односоставным?

а) Темнело в это время года рано.

б) Тишина.

в) Воздух чист и прозрачен.

г) Постелите мне постель.

 

2. Какое предложение является определённо-личным?

а) Утренний сон сладок.

б) В тот вечер долго спорили обо всём.

в) Люблю Балтийское море.

г) Дни поздней осени бранят обыкновенно.

 

3. Укажите неопределённо-личные предложения.

а) Иду на помощь.

б) Вначале войны охотничьи ружья у всех отобрали.

в) Повеяло тёплым ветром.

г) А тем временем нас увидят с самолёта.

 

4. Какие предложения являются безличными?

а) Выслушайте меня внимательно.

б) Тихо и пустынно на морском берегу.

в) В это время обычно украшали ёлку.

г) Никому не хотелось двигаться.

 

5. Найдите назывные предложения.

а) Поздняя осень.

б) Здесь очень хорошо.

в) Уж не увидимся  больше.

г) Вот памятник архитектуры.

 

Учитель говорит результат, а учащиеся сами себя оценивают.

Всё правильно: я молодец – разобрался в теме;

есть ошибки: хорошо – я повторю некоторые вопросы темы;

много ошибок: не унывай – учи, запоминай.


7.Наш тренинг подходит к концу. Мы увидели, что односоставные предложения многообразны по своей структуре. В чем многообразие односоставных предложений?


Своеобразие односоставных предложений заключается в том, что они точны и лаконичны. Отсутствие второго члена предложения на то, что особенно важно для автора: действие или называние явлений.



V. Домашнее задание.

  •  Подготовиться к контрольной работе по теме: « Односоставные предложения».

  • Уровень – 1 – написать сочинение – миниатюру, используя все виды односоставных предложений.

  • Уровень – 2 – Упр. №220.

 

Учитель. Спасибо за урок! Желаю удачи в постижении других тем русского языка.





Просмотр содержимого презентации
«Односоставные предложения»

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА

Урок – Тренинг.

Урок – Тренинг.

  • Обобщение и систематизация знаний по теме: « Односоставные предложения».
Цель – систематизировать изученный материал по теме, самостоятельно определить пробелы в знаниях. Задачи: 1. Образовательная: повторить изученные правила, актуализировать знания. 2. Развивающая: развивать умения самооценки знаний, формировать навыки самостоятельной творческой работы. 3. Воспитательная: воспитывать уважительное отношение друг к другу в процессе коллективной работы и самоконтроля.
  • Цель – систематизировать изученный материал по теме, самостоятельно определить пробелы в знаниях.
  • Задачи:
  • 1. Образовательная: повторить изученные правила, актуализировать знания.
  • 2. Развивающая: развивать умения самооценки знаний, формировать навыки самостоятельной творческой работы.
  • 3. Воспитательная: воспитывать уважительное отношение друг к другу в процессе коллективной работы и самоконтроля.
Эпиграф «С русским языком можно творить чудеса»  К. Г.Паустовский

Эпиграф

«С русским языком можно творить чудеса»

К. Г.Паустовский

Тренинг (англ.сл.) – тренировка.
  • Тренинг (англ.сл.) – тренировка.
Определить вид односоставных предложений. 1.Подлежащее – нет, сказуемое – 1 ,2-е лицо. 2.Подлежащее – нет ,сказуемое - 3 лицо, мн.ч . буд.вр. наст.вр; пр. вр. мн.ч. 3.Подлежащее - не может быть; сказуемое – безличное значение. 4. Подлежащее – есть, сказуемое – не может быть

Определить вид односоставных предложений.

1.Подлежащее – нет, сказуемое – 1 ,2-е лицо.

2.Подлежащее – нет ,сказуемое - 3 лицо, мн.ч . буд.вр. наст.вр; пр. вр. мн.ч.

3.Подлежащее - не может быть; сказуемое – безличное значение.

4. Подлежащее – есть, сказуемое – не может быть

Анализ односоставных предложений. А). Вам не видать таких сражений. Б).Сижу за решёткой в темнице сырой. В).Умную голову почитают смолоду. Г). Мороз и солнце, день чудесный!

Анализ односоставных предложений.

А). Вам не видать таких сражений.

Б).Сижу за решёткой в темнице сырой.

В).Умную голову почитают смолоду.

Г). Мороз и солнце, день чудесный!

Лингвист А.М. Пешковский.  «Внимание сосредоточенно на действии, действующее лицо намеренно устранено, намеренно представляется как неизвестное, неопределённое»

Лингвист А.М. Пешковский.

«Внимание сосредоточенно на действии, действующее лицо намеренно устранено, намеренно представляется как неизвестное, неопределённое»

Анализ текста.  И присудили ..жеч.. его живого на виду всех. Прит..нули его железными ц..епями к древесн.. ств..лу, гв..здём пр..били ему руки и принялись тут (же) раскладывать под дер..вом к..стёр.

Анализ текста.

И присудили ..жеч.. его живого на виду всех. Прит..нули его железными ц..епями к древесн.. ств..лу, гв..здём пр..били ему руки и принялись тут (же) раскладывать под дер..вом к..стёр.

Творческая работа. Написать сочинение – миниатюру на свободную тему, употребив односоставные предложения. Темы:

Творческая работа.

Написать сочинение – миниатюру на свободную тему, употребив односоставные предложения.

Темы:

  • «Зимнее утро». «Летний вечер». « Осенью в лесу»
  • «Зимнее утро». «Летний вечер». « Осенью в лесу»
  • «Зимнее утро». «Летний вечер». « Осенью в лесу»
  • «Зимнее утро». «Летний вечер». « Осенью в лесу»
  • «Зимнее утро». «Летний вечер». « Осенью в лесу»
  • «Зимнее утро». «Летний вечер». « Осенью в лесу»
  • «Зимнее утро». «Летний вечер». « Осенью в лесу»
  • «Зимнее утро». «Летний вечер». « Осенью в лесу»
  • «Зимнее утро».
  • «Летний вечер».
  • « Осенью в лесу»
Тест. Ответы: А1 - 4 А2 – 3 А3 – 4 А4 – 1 А5 - 3

Тест.

Ответы:

А1 - 4

А2 – 3

А3 – 4

А4 – 1

А5 - 3

Домашнее задание

Домашнее задание

  • Подготовиться к контрольной работе по теме: « Односоставные предложения».
  • Уровень – 1 – написать сочинение – миниатюру, используя все виды односоставных предложений.
  • Уровень – 2 – Упр. №220.