СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по географии: "Рельеф Земли"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: опираясь на знания учащихся из курса 6 класса, продолжить формирование таких понятий, как литосфера, рельеф, научить наблюдать, сравнивать и сопоставлять изучаемые явления, выделять общие признаки.

Задачи урока:

1. Сформировать у учащихся представление о размещении крупных форм рельефа на поверхности Земли.

2. Обосновать причины разнообразия рельефа как результат взаимодействия внутренних и внешних сил Земли.

3. Продолжить формирование навыков работы с картой.

Оборудование: Физическая карта мира и карта строения земной коры. Карточки с терминами: “горы”, “равнины”, “котловины”, “СОХ”, “желоба”, “островные дуги”, фотографии с видами гор разного возраста и различных форм рельефа.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по географии: "Рельеф Земли"»





Открытый урок по географии по теме: "Рельеф Земли"

Цель урока: опираясь на знания учащихся из курса 6 класса, продолжить формирование таких понятий, как литосфера, рельеф, научить наблюдать, сравнивать и сопоставлять изучаемые явления, выделять общие признаки.

Задачи урока:

1. Сформировать у учащихся представление о размещении крупных форм рельефа на поверхности Земли.

2. Обосновать причины разнообразия рельефа как результат взаимодействия внутренних и внешних сил Земли.

3. Продолжить формирование навыков работы с картой.

Оборудование: Физическая карта мира и карта строения земной коры. Карточки с терминами: “горы”, “равнины”, “котловины”, “СОХ”, “желоба”, “островные дуги”, фотографии с видами гор разного возраста и различных форм рельефа.

План урока

I Повторение темы “Литосфера. Строение земной коры”.

II Изучение нового материала.

1. Понятие рельефа.

2. Образование равнин и гор.

3. Внутренние и внешние силы Земли.

III Закрепление изученного материала.

IV Задание на дом.



Ход урока

I. Повторение изученного материала

Повторение производится в форме фронтального опроса. Примеры вопросов.

  • Что такое литосфера? Какие виды земной коры вы знаете?

  • Что такое сейсмический пояс?

  • Покажите на карте места расхождения литосферных плит.

  • Какие доказательства движения литосферных плит вы можете привести?

  • Где в Евразии много вулканов? Объясните этот факт.

II. Изучение нового материала

 1. Понятие рельефа

Вопросы к учащимся:

- Кто помнит из курса 6 класса, что такое рельеф? (Рельеф - совокупность неровностей земной поверхности). Учащиеся записывают данное определение в словарик, который находится с обратной стороны тетради.

- Вспомните, какие формы рельефа вы знаете и заполните схему на доске. На доске учитель вывешивает схему из перевернутых карточек с терминами:

Рис.1. Блок-схема “Рельеф Земли”

Ученики заполняют схему в тетради. Затем учитель переворачивает карточки в схеме на доске и происходит проверка полученных результатов.

2. Образование равнин и гор

Учитель строит объяснение по данной схеме. По ходу рассказа учителя учащиеся переносят схему в свои тетради.

Рис. 2. Образование равнин

Образование равнин. Океаническая земная кора (мягкая и тонкая) легко сминается в складки, и на ее месте могут образоваться горы. Тогда породы, слагающие ее, поднимаются на высоту нескольких километров над уровнем моря. Происходит это в результате интенсивного сжатия. Мощность земной коры возрастает до 50 км.

Едва родившись, горы начинают медленно, но неуклонно разрушаться под действием внешних сил – ветра, водных потоков, ледников, да и просто перепадов температур. В предгорных и межгорных прогибах накапливается большое количество обломочных пород, причем внизу оказываются более мелкие, а вверху – все более грубые.

Старые (глыбовые, возрожденные) горы. Океаническая земная кора сминалась в складки, они разрушались до состояния равнин, затем альпийская эпоха складчатости возродила горный рельеф на месте разрушенных горных сооружений. Эти невысокие горы имеют небольшую высоту и вид глыб. Далее учащиеся, работая с тектонической и физической картами, приводят примеры древних гор (Уральские, Аппалачи, Скандинавские, Драконовы, Большой водораздельный хребет и т.д. )

Рис. 3. Образование старых (глыбовых, возрожденных) гор



Рис. 4. Уральские горы

Средние (складчато-глыбовые) горы образовывались также, как и древние, но разрушение не довело их до состояния равнин. Их глыбообразование началось на месте полуразрушенных гор. Так образовались средние глыбово-складчатые горы. Далее учащиеся, работая с тектонической и физической картами, приводят примеры средних гор (Кордильеры, Верхоянский хребет).

Рис. 5. Средние (глыбово-складчатые и складчато-глыбовые обновленные) горы.



Рис. 6. Северный Сантьяго. Кордильеры.

Молодые горы образуются и в настоящее время. Являясь молодыми горами, они не несут признаков разрушения. В основном, это горы высокие, имеют вид складок. Часто их вершины острые, покрытые снежными шапками. Яркими примерами молодых гор являются Альпы, Гималаи, Анды, Кавказ и т.д.

Рис.7. Молодые горы



Рис. 8. Кавказ. Домбай.

3. Внутренние и внешние силы Земли

Вопросы к учащимся:

- Скажите, почему океаническая земная кора превращается в горы? (действуют внутренние силы Земли)

- Почему горы превращаются в равнины? (действуют внешние силы Земли).

- Итак, какие силы Земли влияют на облик рельефа нашей планеты? (внутренние и внешние).

- Давайте вместе с вами нарисуем схему, которая поможет нам разобраться, что это за силы и каким образом они действуют.













примеры









Рис.9. Рельефообразующие факторы.

Схема заполняется по ходу рассказа учителя.

С давних пор гранит являлся олицетворением стойкости и прочности. С гранитом в равной степени можно сравнить и волевого, несгибаемого человека, и нерушимую, верную дружбу. Однако даже гранит рассыплется в мелкий щебень, крошку и песок, если он длительно будет испытывать перепады температур, влияние ветра, деятельность живых организмов и человека.

Перепады температур. С первыми лучами Солнца высоко в горах начинает таять снег и лед. Вода проникает во все трещины и углубления горных пород. Ночью температура падает на несколько градусов ниже нуля, и вода превращается в лед. При этом она увеличивается в объеме на 9% и раздвигает трещины, расширяя и углубляя их. Так продолжается день за днем, год за годом, пока какая-нибудь трещина не отделит от основного массива кусок горной породы и тот не скатится по склону. Горные породы также подвергаются то нагреванию, то охлаждению. У входящих в них минералов разная теплопроводность. Расширяясь и сжимаясь, они разрывают прочные связи между собой. Когда же эти связи полностью разрушаются, порода превращается в песок.



Рис. 10. Разрушение горных пород в горах под воздействием перепадов температур.

Активное воздействие растительных и животных организмов на горные породы становится причиной биогенного выветривания. Корни растений совершают механическое разрушение, а кислоты, выделяющиеся в процессе их жизнедеятельности, - химическое. В результате многолетней деятельности живых организмов возникают коралловые рифы и особый вид островов – атоллы, образованные известковыми скелетами морских животных.

Рис. 11. Коралловый атолл - результат деятельности морских организмов

Реки и Мировой океан также накладывают отпечаток на рельеф Земли: река образует русло и речную долину, воды океана формируют береговую линию. Поверхностные воды оставляют шрамы оврагов на поверхности холмов и равнин. Льды при своем движении бороздят прилегающие территории.

Рис.12. Брайс-каньон в США, образованный в результате деятельности текучих вод

Рис. 13. Дорога в Абхазии к озеру Рица, проложенная по дну ущелья горной реки

Рис. 14. Песчано-галечный пляж в Крыму, образованный в результате деятельности волн

Полновластным хозяином открытых пространств является ветер. Встречая на своем пути препятствия, он образует величественные холмы – дюны и барханы. В пустыне Сахара высота некоторых из них достигает 200 – 300 метров. В горных массивах, расположенных в пустыне, почти никогда не бывает рыхлого материала, заполняющего углубления и трещины. Вот почему возникают эоловые формы рельефа, напоминающие башни, столбы и причудливые замки.

Рис. 15. Останцы в пустыне напоминают сказочные замки

Рис. 16. Песчаные дюны.

Рис. 17. Бархан

Хозяйственная деятельность человека тоже вызывает изменения рельефа. Человек добывает полезные ископаемые, в результате чего образуются карьеры, строит здания, каналы, делает насыпи и засыпает овраги. Это все прямое воздействие, но оно может быть и косвенным, представляющим собой создание благоприятных условий для рельефообразующих процессов (распашка склонов вызывает бурный рост оврагов).

III Практическая работа по контурным картам

Отметить в контурных картах тектонические структуры и формы рельефа соответствующими цветами. Например, Скандинавские горы- древние, поэтому отмечаются коричневым цветом; Анды- молодые горы-желтым цветом. Равнины, располагающиеся на древних платформах,- розовым или красным цветом

Подведение итогов.

IV. Домашнее задание.

Нанести на контурную карту рельеф