Тема: Охрана животных.
Цели: познакомить учащихся с Красной книгой; расширить и углубить их знания о животных, которые внесены в Красную книгу; раскрыть основные причины сохранения численности животных; учить бережно относиться к животным, рассмотреть экологические правила, которые должны выполнять люди.
Ход урока
1.Организационный момент.
2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
Фронтальный опрос.
-На какие группы учёные объединяют животных?
-А в какие группы можно объединить животных учитывая то, чем они питаются?
-В какие группы можно объединить животных по способности жить и размножаться в неволе?
-Как размножаются животные? ( откладывают яйца, мечут икру, рождают детёнышей)
-Назовите животное и его способ размножения и развития.
-Как заботятся животные о своём потомстве?
-Как называется личинка бабочки? ( Гусеница)
-Кто развивается из икринки рыбы? (Малёк)
-В чём сходство размножения птиц и насекомых? (Откладывают яйца)
-В чём сходство размножения птиц и млекопитающих? (Заботятся о потомстве)
2 Индивидуальный опрос.
-Размножение и развитие птиц.
-Размножение и развитие зверей.
3. Самоопределение к деятельности.
С каждым годом на Земле становится всё меньше и меньше животных. Человек отнимает у братьев меньших места обитания, кормовые участки.
На численность животных влияют и вырубка лесов, вспашка полей. Осушение болот, загрязнение рек, морей и океанов. Важно сохранить все виды животных, которые природа создавала в течении долгих миллинов лет.
-Сформулируйте тему урока.
Сегодня на уроке мы будем говорить об охране животных.
4.Работа по теме урока.
Беседа
Охрана животных
- Какое значение имеют животные для растений? (Без животных растения не смогли бы расселяться и размножаться.)
Какое значение имеют животные для человека? (Животные восхищают нас своей красотой, дарят нам радость открытий, учат нас доброте.)
-Назовите животных, которые находятся в опасности.
Эти животные внесены в Красную книгу России. Их надо спасти!
– Кто знает, для чего нужна Красная Книга? (Она рассказывает о растениях и животных, которые находятся в опасности, призывает изучать природу, охранять её)
– На земле уже исчезло очень много животных и многим грозит уничтожение.
К счастью, в X I X веке были предприняты первые шаги по охране редких животных. В Америке были созданы первые организации защитников природы. Постепенно это движение охватило весь мир. Наиболее известной организацией, выступающей за сохранение природы и окружающей среды, является “Гринпис”. Движение “зелёных” существует и в нашей стране. Ещё одной организацией, борющейся за охрану природы, является Международный союз охраны природы (МСОП).
Комиссия подготовила список редких млекопитающих и птиц. В 1966 году этот список был оформлен в специальную книгу, которую учёные решили назвать Красной.
– А почему именно Красной? (Ответы учащихся)
Писатель Николай Сладков, создавший немало книг о животных, так рассказывает об этой удивительной книге: “Красный цвет книги – запрещающий цвет: стоп, остановись! Дальше так нельзя”.
Международная Красная книга состоит из цветных страниц:
чёрные – списки тех животных, кого мы уже никогда не увидим, кто уже вымер;
красные – особо редкие и исчезающие животные;
жёлтые – животные, количество которых быстро снижается, которым грозит “переселение” на опасные красные страницы;
белые – животные, которые до сих пор мало изучены;
зелёные – животные, которых удалось сохранить, спасти от вымирания.
В 1971 году в Международную Красную книгу попал и ряд животных, обитающих в нашей стране. Это амурский тигр, красный волк, белый медведь, морж, чёрный журавль.
Но в Международную Красную книгу нельзя записать все виды редких животных, которые нуждаются в охране. Многие страны стали составлять свои Красные книги.
В России Красная книга появилась в 1978 году. Страницы в ней не разноцветные, а белые. В нашей книге две группы: первая – виды, находящиеся под угрозой исчезновения, вторая – редкие (показ книги).
Сообщения детей о редких животных.(Морж,тигр, орёл – беркут, фламинго, жук – красотел.)
Во всём мире и в нашей стране охота на редких животных запрещена.а на некоторые виды ограничена.Рыбная ловля тоже ограничена. Под особой охраной животные находятся в заповедниках, национальных парках. Помогают охране животных и зоопарки. Когда в заповеднике или зоопарке животных какого – нибудь вида становится много, их переселяют в другие места. Так удалось спасти, например. бобра, соболя.
Сообщения учащихся о бобре и соболе.
Что делают люди для охраны животных? (Создают заповедники, заказники, национальные парки.)
Давайте познакомимся с некоторыми из них.
Сообщения учащихся о заповедниках.
Воронежский заповедник.
Это лесной островок в степи, где живёт много лисиц, куниц, хорьков. Горностаев, косуль, оленей.Но особенно славится заповедник бобрами. В начале века в нашей стране почти не осталось бобров. Их густой мех называли коричневым золотом. Ради этого меха на бобров безжалостно охотились. В дальнейшем охота на этих зверей была запрещена полностью. Их стали разводить в заповедниках и расселять по стране. Сейчас эта работа продолжается. Люди могут быть спокойны за судьбу замечательного зверя.
В Приокско – террасном заповеднике, кроме бобров, живут ещё лоси, зубры. Когда – то зубр не был редким животным. Но люди вырубали леса, в которых жили эти звери, а на их самих постоянно охотились. И вот зубры стали редкими, а потом…Потом они могли бы навсегда исчезнуть, как исчезли дикие быки и странствующие голуби. Но люди сумели спасти их. Много лет учёные нашей страны и других стран разводили их. Это было очень трудно, но труд не пропал даром. Сейчас зубров, этих красивейших животных. Нередко можно увидеть в заповедниках и зоопарках.
Астраханский заповедник был создан в 1919 г. В нём обитают пеликаны и цапли. Примерно 100 лет назад во многих странах в моду вошли украшения из птичьих перьев. Модницы платили за шляпки с птичьими перьями огромные деньги. Очень красивыми были перья белых цапель. Как много птиц погибло из – за этой моды! За несколько лет цапель почти не осталось… Только благодаря полному запрету на охоту на них птиц удалось спасти.
Да, и зубр, и белая цапля, и бобр, и многие другие птицы и звери могли навсегда исчезнуть. Но люди вовремя поняли, какая огромная опасность угрожает этим животным. Поняли и не пожалели сил, чтобы их спасти.
Экологические правила Нам в класс поступили жалобы от животных
Жалоба 1.
“Ох, не любят же меня люди. Голос, видите ли, мой им не нравится, и глаза, говорят у меня некрасивые. Считают, что я беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы некоторым сидеть без хлеба”.
Сова с 1964 г. находится под охраной государства. Одна сова уничтожает за лето 1000 мышей, которые способны уничтожить 1 тонну зерна.
Жалоба 2.
“Сама знаю, что не красавица. А окажись я рядом, многие шарахаются в сторону, а то ещё и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Польза от меня большая”.
Это жаба. Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород.
Помните, беречь нужно и тех животных, которые не внесены в Красную книгу. Это хорошо нам известные животные : белка, ёж, синица, дятел, лягушки, жабы и др. Их жизнь часто зависит от вас, от нашего поведения в природе.
Сообщения об этих животных (дятел, ястреб.белка, куница, ёж.)
- Давайте вспомним экологические правила.
1. Не разоряй птичьи гнёзда.
2. Не подходи близко к гнёздам птиц.
3. Не лови и не уноси домой здоровых птенцов и детёнышей зверей.
4.Весной и в начале лета в лесу и в парке не будем отпускать собаку с поводка.
5. Будем подкармливать птиц зимой.
6. Не обрывай паутину и не убивай пауков.
7. Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых.
8. Не разоряй муравейники.
9. Береги лягушек, жаб и их головастиков.
6.Закрепление изученного материала.
7. Рефлексия.
Игра «Отгадай животное»
Меня называют «полицейский лесов», так как я всегда настороже и даю знак лесным обитателям своим скрипучим голосом о приближении человека гораздо раньше, чем человек увидит меня. Я селюсь в любых лесах, но предпочитаю старые деревья. Гнездо я строю уже в апреле, оно очень маленькое и кажется всем ненадёжным. Питаюсь я растительной и животной пищей. А выкармливаю птенцов полёвками и маленькими птичками
.Я очень люблю жёлуди. Я их не только ем но и запасаю впрок на зиму. Наберу полный рот, лечу на землю и прячу в щёлк под корнем дерева, в трещину или другое укромное местечко. Рассую я их по разным местам, да часто забываю. Куда спрятала. А зимой моими запасами пользуются все кому не лень: и мыши, и белки, идругие птицы.
-Кто я ? (Сойка)
2.Мы хищные собаки. Живём мы группами, которые по своему устройству очень похожи на человеческое общество. Специалист долго наблюдавший за нами. Назвал нашу главную черту – дружелюбие. Мы очень сплочённый и дисциплинированный коллектив.
У нас очень чуткие носы. Мы чувствуем запах за 1,5 км. Мы очень выносливы и способны пробежать за день 65-80 км, а в случае необходимости можем развить скорость до 55-60 км/ч. Летом мы охотимся по ночам, а днём в жару отдыхаем. Зимой, когда пищи мало, охотимся и днём, и ночью.
Люди нас не любят. Они объявили нам настоящую войну. И чуть было не победили, да вовремя опомнились, так как стали происходить странные вещи. Они стали подвергаться набегам расплодившихся зайцев, оленей, лосей.
- Кто мы? (Волки)
3. Увидеть меня очень трудно, потому что я люблю поспать. Летом сплю весь день, а зимой – день и ночь. Лишь изредка просыпаюсь и брожу по лесу.
Ранней весной я ем разные корни. Отыскиваю в земле и в гнилых пнях разные личинки и червей, ем улиток, ловлю лягушек и мышей и поедаю всё, что нахожу. В поисках пищи я легко когтями раскапываю землю. Когти служат и для защиты, но характер у меня мирный, в драку вступаю лишь в самом край нем случае.
Длина моя - около метра, ноги короткие и сильные, с острыми когтями. Голова маленькая, а шея длинная. Я могучий землекоп. В погоне за добычей могу рыть туннель со скоростью больше метра в минуту.
Врагов у меня много: волк, медведь, рысь. В случае опасности я рою в норе новые ходы, одновременно забивая землёй ход позади себя, и это часто спасает мне жизнь.
- Кто я? (Барсук.)
Итог. Все эти животные, даже те, которые нам кажутся безобразными, ужасными, злыми, приносят природе огромную пользу. Кроме того, все они – живые существа. Помните, что все они – заботливые родители или любящие дети. Даже свирепые хищники становятся добрыми и ласковыми со своими детьми.
Все животные – и травоядные, и хищники – нуждаются в нашей защите. Всё в природе находится в равновесии, и только человек способен нарушить его. По вине человека за последние 300 лет исчезло 63 вида зверей и 94 вида птиц. Люди создали Красную книгу, куда заносят всех исчезающих животных, но продолжают убивать их. Так и хочется крикнуть: «Люди, пожалуйста, помните, что вы – люди! Не убивайте зверей и птиц!»
Подведение итогов урока.
- Какую роль в природе и жизни человека играют животные?
- Почему многие виды диких животных становятся редкими? (Вырубка лесов, загрязнение рек, озёр, морей, хозяйственная деятельность людей, неумеренная охота)
- Каких вы знаете животных из Красной книги России? (Морж, тигр, орёл – беркут, фламинго, жук – красотел.)
- Как нужно вести себя в природе, чтобы не причинять животным вреда?
- Что люди делают для охраны животных? (Заповедники, заказники, национальные парки.)
Домашнее задание.с.106 - 109