СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по ОРКиСЭ в 4 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Семейные праздники».

Цели урока:

- узнать, когда и как появились праздники, какое значение они имеют, что такое подарок и как его выбирать и дарить

Предметные результаты:

-формирование  нравственных понятий и ценностей: праздник, поздравление, подарок

Метапредметные результаты:

 -участвовать в работе класса, группы, принимать коллективные решения;     

-умение строить логические цепочки рассуждения;

- формирование установки на поиск способов решения трудностей.

Личностные результаты:

- развивать умения анализировать собственные поступки и признавать собственные ошибки

 

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Проверка домашнего задания

- Что такое семья? Что такое род?

  1. Мотивация учащихся к учебной деятельности. Создание проблемной ситуации.

1.Разгадывание кроссворда, отгадывание ключевого слова

- Впишите в клетки отгадку и узнайте ключевое слово ( работа в парах)

Загадки.

 

Этот праздник в воскресенье.

Будет дома угощенье,

В школе мы заранее

Проявим все старание.

Будут яйца расписные,

Храма купола златые.

Клеим, лепим, вырезаем,

Дома близких поздравляем.

В душах свет, добро и ласка

В этот ясный праздник... (Пасхи)

В нашем классе у ребят

Нынче праздник, говорят.

Не у всех, а лишь у Таньки.

Ей подарим мы мозаику.

Таня нынче с угощеньем.

Что за праздник? (День рожденья)

Мы для мам концерт даем:

Пляшем, песни им поем.

На стене висит газета,

Рядом — наших мам портреты.

В классе шум и тарарам,

Ведь сегодня праздник мам. (День матери)

Ранцы, бантики мелькают,

Каждый свой букет несет,

Школа двери открывает

Нам в учебный новый год. (День знаний)

У меня в мешке подарки

Карамели, шоколадки

Вокруг елки хоровод

Что за праздник?  (Новый год)

В школе блинчики пекут,

На обед их нам дадут,

А в большую перемену

Возле школы непременно

Чучело зимы сожжем

И весну к нам зазовем.

В этот праздник всю неделю

Мы блины в обеды ели. (Масленица)

Праздник добрый, школьный, славный –

Всех учителей мы славим.

Принесем подарки им

И букет цветов вручим.

Хвалим мы учителей.

Что за день, скажи скорей? (День учителя)

Этот праздник отмечают

Те, кто космос покоряет.

Мы же в школе рисовали,

 

Как ракеты ввысь взмывали.

Про Гагарина узнали.

Что за праздник, отгадали? (День космонавтики)

 

 

 

- Какое слово получилось?

-Как вы думаете, о чем сегодня мы будем говорить на уроке?

 

2. Работа с понятием «праздник»

 

Как вы думаете, для чего нужны  праздники?

Я вам помогу ответить на этот вопрос.

 Давайте выполним небольшую самостоятельную работу. Необходимо прочитать предложения на карточке и подчеркнуть те предложения, с которыми вы согласны. Количество предложений может быть любое

Обучающимся выдаются карточки со следующими записями на каждой:

“Праздники помогают нам вспомнить исторические события и лучше понять их.

Праздники помогают поддерживать связь поколений.

Праздники помогают узнать традиции своего народа.

Праздники учат уважать культуру других людей.

Праздники дают нам возможность испытать гордость за свою семью, свой город, свой народ, свою страну.

Праздники позволяют нам вспомнить о людях, которые сделали что-то очень важное для семьи, города, страны.”

Проверка

- Праздники появились очень давно, и люди всегда сами создавали их. Ещё в древние времена праздники были не только развлечением – они воспитывали, пробуждали в людях чувство прекрасного, позволяли расслабляться и чувствовать себя свободными.  Как известно из истории, организация праздников относилась к числу любимых занятий славян.

Давайте с вами подумаем что такое  «праздник»?

 

Слово «праздник» в славянских языках - столь же древнее, как и сами праздники. Сегодня трудно точно определить истоки возникновения праздников – наверное, всё началось с древних языческих ритуалов. Ведь и у нас, в России, до сих пор широко отмечаются некоторые языческие праздники – например, Масленица – хотя многие люди уже забыли о его настоящих корнях.

 

В наше время люди воспринимают праздник как что-то необычное и чудесное, совершенно отдельное от повседневной реальности.

 Праздники – это составляющая часть нашей культуры, которая помогает нам лучше понять друг друга.

Праздник! Это событие какое. Подберите прилагательные к каждой букве этого слова.( слайд)

 

А теперь попробуйте вывести определение праздника

 

Как выяснить правильность ваших рассуждений.

Давайте проверим в словаре

-Давайте посмотрим в словаре В.Даля определение праздника.

«Праздник – день, посвящённый отдыху, не деловой, не работный, противоположный – будень; день, празднуемый, по уставу церкви, или же по случаю и в память события гражданского, государственного или по местному обычаю, по случаю, относящемуся к местности, к лицу».

(обсуждение с детьми этого понятия)

В словаре Ожегова

Праздник – день торжества, установленный в честь или в память какого-нибудь выдающегося события; день радости и торжества по поводу чего- нибудь; день игр и развлечений; день не рабочий и выходной.

В учебнике  с. 88 , с. 103

 

  1. Работа по теме урока

1. Объяснение материала

-Как вы думаете, а чему могут быть посвящены праздники?

Посмотрите на доску, какие праздники вы здесь узнаете? ( новый год, 8 марта, день рождения, день победы, новоселье, свадьба, день защитника отечества, 1 мая, день знаний, день учителя)

Праздников множество и они различны. Все праздники  можно поделить на группы( слайд)

 

Государственные

Общественные

Семейные

Школьные

Религиозные

 

Перед вами таблица, вспомните какие праздники вы знаете, отмечаете и запишите , разбив их  на группы ( работа в парах)

 

государственные

общественные

семейные

школьные

религиозные

 

 

 

 

 

 

Можно обратиться к учебнику с 88 – 101

 

 

 

         -К государственным праздникам относятся праздники, которые официально установлены государством. Даты государственных праздников выделены красным цветом в календаре. В нашей стране к ним относятся: 1 января – Новый год, 23 февраля – День защитника Отечества,  8 марта – Международный женский день, 1 мая – Праздник весны и труда, 9 мая – День Победы, 12 июня – День России, 22 августа – День Государственного флага России, 1 сентября – День знаний, 4 ноября – День народного единства, 12 декабря – День Конституции Российской Федерации.

       -К общественным праздникам относятся: День медицинского работника, День учителя, День города и т.д.

-Назовите ещё общественные праздники.

       -К семейным праздникам относятся: день рождения, свадьба.

      -К школьным праздникам относятся: праздник первой школьной оценки, праздник Последнего звонка, праздник Посвящения в первоклассники и много других.

-А как вы думаете, есть ли праздник День рождения класса?

       -К религиозным праздникам относятся: Рождество, именины, Пасха, Масленица и т.д.

-Может быть в ваших семьях есть ещё какие-то даты, которые принято отмечать всем родственникам?

2. Физминутка

А сейчас поиграем в игру «Аплодисменты» Встаньте те - кто похож на папу? Аплодисменты! - кто похож на маму? Аплодисменты! - кто скучает по родителям, уезжая из дома? Аплодисменты! - в чьей семье занимаются спортом? Аплодисменты! - у кого нет секретов от родителей? Аплодисменты! - к кому приходят друзья в гости? Аплодисменты! - кто помогает родителям по дому? Аплодисменты! - кто любит свою семью, дорожит ей! Аплодисменты!

 

- Расскажите об одном из семейных праздников. ( рассказы детей)

А какие религиозные праздники отмечают в вашей семье?

А может быть кто-то знает народные, религиозные праздники других народов, национальностей, которые живут вместе с нами? Расскажите.

( рассказы детей)

3. Работа с учебником

- Скажите, а какой праздник мы скоро будем отмечать? Поднимите руки, у кого в семье отмечается пасха? Откройте учебник на с. 94, прочитайте.

Что нового вы узнали об этом празднике?

-   Православные христиане называют этот день «Великим днем- Пасхой Христовой». Это самый главный день православного церковного года. В этот день отмечают воскресение из мертвых Иисуса Христа,  победу добра над злом, света над тьмой.

  Начали праздновать Пасху по установлению первого Вселенского собора с 325 года. В этот день отмечают воскресение Иисуса Христа , который своей смертью искупил людские грехи и воскреснув, избавил людей от власти смерти.

     Пасха празднуется весной. Дата меняется каждый год. Ее определяет порядок природных явлений: полнолуния и весеннего равноденствия. Как правило - это первое воскресенье после первого весеннего полнолуния

Пасхи предшествует семинедельный Великий Пост, когда верующие воздерживаются от определенных видов пищи. Неделю перед Пасхой называют Страстной седмицей. Каждый день седмицы связан с событиями последних дней из земной жизни Христа и называется Великим.

На этой неделе идет подготовка к этому празднику.

    У Пасхи есть свои символы: кулич, пасха, яйцо.

Кулич –« праздничный» вид хлеба, который выпекается в особых случаях.

Пасха - символизирует на праздничном столе ветхозаветного пасхального агница . Яйцо – символ жизни, ее возрождения. Как из яйца возникает новая жизнь, так мир заново родился через Воскресение Христово

Кто знает почему яйца на Пасху красят чаще всего в красный цвет?  (возможные ответы детей)

- Красный цвет – цвет крови , пролитой на Голгофе. По древнему преданию, святая Мария Магдалина отправилась с радостной вестью о Воскресении Христа в Рим к императору Тиберию. Она преподнесла ему яйцо и воскликнула: «Христос воскресе!» На что Тиберий ответил: «Не может человек воскреснуть, как не может это белое яйцо стать красным». И тут же яйцо покраснело!.. Императору больше ничего не оставалось, как ответить: «Воистину воскресе». Так Господь через чудо вразумил неверующего императора.

     На Пасху яйца красят в разные цвета и дарят со словами «Христос Воскресе!»

   В ответ следует сказать «Воистину Воскресе!»- и расцеловаться в знак прощения и любви к ближнему. Верующие обмениваются пасхальными яйцами.                                                                                                                                                                                                              Это действие называется – христосоваться. Ничего подобного в других странах нет.       

    С давних времен к нам пришло 2 вида пасхальных яиц. Это – «писанки» и «крашенки».  

«Крашенки» - это яйца , которые окрашивались при помощи природных красителей ( луковой шелухой , листьями березы, дуба, крапивы , еловых шишек)              

« Писанки» - яйца , которые красились любыми красителями, с выведением символических знаков , узоров ,орнаментов.

    Всю пасхальную неделю верующие пребывают в торжестве и радости, ходят в гости ,а так же помогают больным , немощным и обездоленным .

 

 Любимые игры  –игры с пасхальными яйцами: катание яиц, битье яиц.

    На Пасху разрешается всем желающим звонить в колокола

-  В настоящее время почти все дети принимают участие в своих семьях к подготовке к празднику. Помогают печь куличи, замешивать пасху, красить яйца, рисуют пасхальные поздравительные открытки.

 

  1. Изготовление подарка

    На праздники принято дарить подарки. Кто из вас любит получать подарки? Какие подарки вам дарили, и по какому поводу? А кто больше  любит дарить подарки? Почему?

- Откуда пришла традиция дарить подарки?

Древнейшая традиция приношения божествам даров сохранилась в подарках

Каждый праздник имеет свой порядок проведения. Древнейшая традиция приношения даров божествам сохранилась в подарках. Купленный от души, красиво упакованный подарок говорит о внимании, дружбе и любви. Выбирая подарок, надо учитывать увлечения и вкусы человека, которому вы хотите его подарить.

1.История подарка на Руси

На Руси подарки всегда любили, умели находить в них тайный смысл и счастливые вести. В многочисленных сказочных преданиях говорится о том, как по подаренному кольцу жених узнает свою невесту. Также не случайно в сказках большинство чудесных предметов герой не находит, а получает в дар: будь то клубок, указывающий дорогу или кольцо, исполняющее желания.

На Руси у слова «подарок» был брат-близнец — «гостинец», произошедший от слова «гость». Раньше, по обычаю, человек всегда входил в дом с подарком, и его готовы были в этом доме ответно «отдарить».Например, на масленицу дарили узорчатые пряники с надписями: «кого люблю, того дарю», «от милого подарок дороже золота». Также до сих пор жив обычай обмениваться на Пасху крашеными яйцами.

- А где мы можем взять подарок? (купить или сделать своими руками) в какой подарок мы вкладываем больше души, в тот, который покупаем или в тот, который делаем своими руками? А какой подарок можно сделать своими руками?  (ответы учащихся)

( уч-ся изготавливают подарок к пасхе или к другому семейному празднику)

2. Выставка подарков

  1. Итог урока

     Давайте проверим, как вы усвоили тему урока.

Праздник – это ….

Семейные праздники отличаются от других тем, что…

Что же отличает семейные праздники от других?

Дети посмотрите еще раз на ваши фотографии семейных праздников.

    Самое дорогое, что есть в жизни человека – это семья. Во время семейных праздников родные люди ощущают заботу и любовь друг друга. К сожалению, в повседневной жизни мы редко говорим слова любви близким людям, а семейные праздники дают нам лишнюю возможность напомнить родным как они дороги нам.  Будьте внимательны друг к другу и цените каждый день, проведенный в кругу семьи

  1. Рефлексия

У вас на партах лежат листочки, отметьте в правой колонке свое отношение к уроку по вопросам.

 

1.

На уроке я работал

активно / пассивно

2.

Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

3.

Урок для меня показался

коротким / длинным

4.

За урок я

не устал / устал

5.

Мое настроение

стало лучше / стало хуже

6.

Материал урока мне был

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

легким / трудным

Д/З: что такое правила и зачем люди придумали множество правил поведения?