Открытый урок по русскому языку в 3 классе.
Тема урока: Что такое окончание?
Цели урока: познакомить с окончанием, как изменяемой частью слова и его ролью в предложении; познакомить с понятием “основа слова”; учить выделять окончание в словах, учить различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.
Задачи урока: создать условия для формирования комплекса УУД; способствовать развитию аналитического мышления, умения сравнивать, обобщать, делать выводы; воспитывать интерес к работе с информацией, организованность в работе, самостоятельность.
Оборудование и материалы:
• учебник для 3 класса “Русский язык”
• мультимедийный проектор, презентация в слайдах.
Ход урока:
I Орг. момент Слайд
–Здравствуйте, ребята! Встали ровненько, красиво! Слайд
Вот звонок нам дал сигнал
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.
К сегодняшнему уроку русского языка я подготовила для вас разные задания. Постараемся с ними справиться?
– Тогда приступим!
2. Актуализация знаний
Итак ,первое задание : Слайд
- Давайте вспомним то, что мы изучали на прошлом уроке и попробуем ответить на вопрос. Внимание на экран.
- Прочитайте про себя диалог.
Родня ли Гусеница Гусю?
- Вы кто такие?
- Я гусь, это гусыня, это наши гусята.
- А ты кто?
- А я ваша тётка-гусеница.
- Давайте попробуем инсценировать .
– Есть ли в этом рассказе родственники?
– Почему? Ведь гусеница сама сказала, что она родственница, значит родственное слово?
3. Постановка учебной проблемы. Слайд
-На слайде у нас несколько слов среди которых вам надо выделить лишнее.
(Существительное
глагол,
прилагательное,
окончание,
числительное)
-Какое же слово лишнее?
– Кто из вас догадался, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? Слайд
А какие цели ? Прочитай ,пожалуйста с доски. Слайд
1.Узнать, что такое окончание.
2. Исследовать для чего нужно окончание.
3. Научиться выделять окончания.
4. Оценивать свои учебные действия.
4.Минутка чистописания Слайд
– Пришло время поработать в тетради. Откройте, пожалуйста, тетради и запишите число, классная работа.
– Первое наше умение – писать красиво. Для этого проведем минутку чистописания.
– Сегодня на уроке будем работать над буквами В и Б. Слайд 3.
– Какие элементы этих букв похожи?
– Спишите буквы и соединения.
вб бв вб бв
А теперь отгадайте загадку.
Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая –
Известная персона.
Кто она?...
(Ворона)
– Скажите, пожалуйста, улетает ли ворона зимой в теплые края?
– Каких еще птиц можно увидеть у нас зимой?
– У нас можно увидеть воробья, сороку, дятла, снегиря…
– Нет, вороны не улетают в теплые края.
– Как называют этих птиц?
– Зимующие. Те, которые улетают на зиму это перелетные птицы.
– Как мы можем помочь птицам легче пережить нашу суровую зиму? – Сделать кормушки и добавлять в них корм для птиц. Сытая птица не замерзнет.)
– Молодцы! А кто догадался, о ком мы будем писать предложение?
5.Словарная работа
А сейчас покажите, как вы умеете красиво и правильно записывать предложение. Для этого нужно отгадать загадку.
Проворонила ворона вороненка.
– Что это?
– Прочитайте скороговорку медленно, постепенно увеличивайте темп. Прочитайте скороговорку в быстром темпе.
– Назовите орфограммы в словах.
(– Во всех словах пишем непроверяемую безударную букву о, проверить не можем, так как ворона – словарное слово, а остальные слова образованы от слова ворона.)
6. Изучение нового материала Слайд
1.На экране слова:
Что вы можете сказать о лексическом значении этих слов?
Это однокоренные слова?
Почему?
Какая часть слова меняется? Кто из вас знает как она называется?
Эта часть слова называется окончанием.
- В какой части слова происходят изменения? (В окончании).
- Что вы знаете про окончание?
- Что вызвало затруднение? Почему?
- Значит чему нам надо научиться? Поставьте перед собой цель. (Узнать, научиться…).
- Сформулируйте тему урока.
2.Работа с книгой. Слайд
Откройте учебник, на стр.79 прочитайте название раздела. (Формы слова и окончание).
3.Работа с книгой. Упр.142 на стр .79. Слайд
Прочитайте текст.
Что можно сказать о выделенных словах?
Что меняется в словах?
Выполните письменное задание к упражнению.
Прочитайте формы слова осина и назовите окончания слов.
- Вернёмся к нашим словам и выделим окончание.
- Сделаем вывод: как найти в слове окончание ?
Обратите внимание! Слайд
Осина, осины, осине, осину –это формы одного и того же слова осина.
Отличайте их от однокоренных слов: осина- осинник, осиновый
4. Прочитайте про себя предложения с доски. Слайд
Роса- утра краса.
Без роса и трава не растёт.
Земля пьёт воду, а трава роса.
Утром лес роса умывается.
- Что заметили ? А что нам надо сделать? (изменить окончания)
- Давайте проверим , правильно ли мы изменили окончания.
- Выпишите формы слов РОСА к себе в тетрадь , выделите окончания.
Роса- утра краса. Слайд
Без росы и трава не растёт.
Земля пьёт воду, а трава росу.
Утром лес росой умывается.
(Самопроверка с о слайда Роса, росы, росу, росой )
5.ФИЗМИНУТКА «Зарядка для глаз» Слайд
Отдохнули? Теперь можно и поработать.
6.Работа в группах.
Мы будем работать в группах. Слайд
Напомните правила работы в группах.
Уважайте мнение друг друга.
Говорите по очереди.
Не согласен – предлагай!
Но сначала давайте вспомним - «Какие слова называются сложными?» (Слова, у которых два корня, две основы) Слайд
– А сейчас предлагает вам поработать в парах. Каждой паре необходимо образовать сложное слово из корней двух слов, выделить корни.
Для каждой группы своя карточка (№ 1)
- Проверим себя _правильно ли мы составили сложные слова. Слайд
1-я группа: листья, падать - …; лес, рубить - …; лёд, ходить - … 2-я группа: камень, падать - …; муха, морить - …; пар, ходить - … 3-я группа: каша, варить - …; сад, водить - …; сталь, варить - … 4-я группа: земля, копать - …; сам, варить - …; рыба, ловить - … 5-я группа: свиньи, пасти - …; вода, падать - …; голый, лёд - … 6-я группа: сам, летать - …; вертушка, летать - …; пешком, ходить - … |
IV. Физминутка Слайд
V. Продолжение изучения материала
7.Работа с учебником.Работа выполняется в тетради. Слайд
Упр.144 с. 79
- Ребята, а сейчас поработайте самостоятельно.
Измените окончания так, чтобы получились словосочетания! Выделите окончания в формах слова ЛИСА
- Проверьте свою работу.
- У кого остались затруднения? Что осталось непонятным?
- Это одно и то же слово или разные слова? Какой вывод вы можете сделать?
- Могут ли быть разные окончания у одного и того же слова?
- Как найти в слове окончание?
А теперь внимание на экран.Давайте попробуем заполнить пропуски.
8. Вывод. Слайд
Окончание – это _____ _______
часть __________,
которая образует _____________ слова и служит для _________ слов в __________ и ________________.
Слайд
Окончание – это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в предложении и словосочетании.
VII. Итог урока Тест. Слайд
Какая часть слова изменяется?
1) корень 2) окончание
2. Какая часть слова называется окончанием?
1) не изменяющая часть слова.
2) изменяющаяся часть слова
3. Белка и белкой – это Слайд
1) одно и то же слово, только с разными окончаниями.
2) разные слова
4. Для чего нужно окончание?
1) чтобы образовывать новые слова
2) для связи слов в предложении
5. В каком ряду все слова являются формами одного и того же слова.
1) сосна, сосной, ( к) сосне.
2) лес, ( в) лесу, лесник.
6. Как выделяют окончание в словах? Слайд
1) Дугой 2) рамочкой
VI. Рефлексия
- Как оцениваете свою работу на уроке? Слайд
- Ребята, у вас на парте лежат смайлики, оцените свою работу.
Вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой, вы довольны своей работой и можете научить выделять окончание слова, и помочь другим.
Вы считаете, что на уроке работали хорошо, вы научились выделять окончание в словах, но иногда вам ещё нужна помощь.
Вы считаете, что могли бы работать лучше, вам было трудно на уроке.
(Дети показывают смайлики-оценки).
- Какую цель мы ставили?
- Достигли цели?
- К какому выводу пришли?
- Какие ошибки были допущены в самостоятельной работе?
- Над чем еще надо поработать?
- У кого не было затруднений по новой теме?
Домашнее задание: Слайд
С. 81 Упр. 146