СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по русскому языку 3 класс УМК "Школа России"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по русскому языку на тему:"Что такое окончание?"

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по русскому языку 3 класс УМК "Школа России"»

Открытый урок по русскому языку в 3 классе.

Тема урока: Что такое окончание?

Цели урока: познакомить с окончанием, как изменяемой частью слова и его ролью в предложении; познакомить с понятием “основа слова”; учить выделять окончание в словах, учить различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Задачи урока: создать условия для формирования комплекса УУД; способствовать развитию аналитического мышления, умения сравнивать, обобщать, делать выводы; воспитывать интерес к работе с информацией, организованность в работе, самостоятельность.

Оборудование и материалы:

• учебник для 3 класса “Русский язык”

• мультимедийный проектор, презентация в слайдах.

Ход урока:

I Орг. момент Слайд

Здравствуйте, ребята! Встали ровненько, красиво! Слайд

Вот звонок нам дал сигнал

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем.

К сегодняшнему уроку русского языка я подготовила для вас разные задания. Постараемся с ними справиться?
– Тогда приступим!

2. Актуализация знаний

Итак ,первое задание : Слайд

- Давайте вспомним то, что мы изучали на прошлом уроке и попробуем ответить на вопрос. Внимание на экран.

- Прочитайте про себя диалог.

Родня ли Гусеница Гусю?


- Вы кто такие?

- Я гусь, это гусыня, это наши гусята.

- А ты кто?

- А я ваша тётка-гусеница.


- Давайте попробуем инсценировать .

– Есть ли в этом рассказе родственники?
– Почему? Ведь гусеница сама сказала, что она родственница, значит родственное слово?
3. Постановка учебной проблемы. Слайд

-На слайде у нас несколько слов среди которых вам надо выделить лишнее.

(Существительное

глагол,

прилагательное,

окончание,

числительное)

-Какое же слово лишнее?

– Кто из вас догадался, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? Слайд
А какие цели ? Прочитай ,пожалуйста с доски. Слайд

1.Узнать, что такое окончание.

2. Исследовать для чего нужно окончание.

3. Научиться выделять окончания.

4. Оценивать свои учебные действия.



4.Минутка чистописания Слайд

– Пришло время поработать в тетради. Откройте, пожалуйста, тетради и запишите число, классная работа.
– Первое наше умение – писать красиво. Для этого проведем минутку чистописания.
– Сегодня на уроке будем работать над буквами В и Б. Слайд 3.
– Какие элементы этих букв похожи?
– Спишите буквы и соединения.
вб бв вб бв
А теперь отгадайте загадку.

Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая –
Известная персона.
Кто она?...
(Ворона)
– Скажите, пожалуйста, улетает ли ворона зимой в теплые края?
– Каких еще птиц можно увидеть у нас зимой?

– У нас можно увидеть воробья, сороку, дятла, снегиря…
– Нет, вороны не улетают в теплые края.
– Как называют этих птиц?

– Зимующие. Те, которые улетают на зиму это перелетные птицы.
– Как мы можем помочь птицам легче пережить нашу суровую зиму? – Сделать кормушки и добавлять в них корм для птиц. Сытая птица не замерзнет.)
– Молодцы! А кто догадался, о ком мы будем писать предложение?

5.Словарная работа

А сейчас покажите, как вы умеете красиво и правильно записывать предложение. Для этого нужно отгадать загадку.
Проворонила ворона вороненка.
– Что это?
– Прочитайте скороговорку медленно, постепенно увеличивайте темп. Прочитайте скороговорку в быстром темпе.
– Назовите орфограммы в словах.
(– Во всех словах пишем непроверяемую безударную букву о, проверить не можем, так как ворона – словарное слово, а остальные слова образованы от слова ворона.)

6. Изучение нового материала Слайд

1.На экране слова:

  • Улица, на улице, улицей, улицу.

  1. Что вы можете сказать о лексическом значении этих слов?

  2. Это однокоренные слова?

  3. Почему?

  4. Какая часть слова меняется? Кто из вас знает как она называется?

Эта часть слова называется окончанием.

- В какой части слова происходят изменения? (В окончании).

- Что вы знаете про окончание?

- Что вызвало затруднение? Почему?

- Значит чему нам надо научиться? Поставьте перед собой цель. (Узнать, научиться…).

- Сформулируйте тему урока.

2.Работа с книгой. Слайд

Откройте учебник, на стр.79 прочитайте название раздела. (Формы слова и окончание).

3.Работа с книгой. Упр.142 на стр .79. Слайд

  1. Прочитайте текст.

  2. Что можно сказать о выделенных словах?

  3. Что меняется в словах?

  4. Выполните письменное задание к упражнению.

  5. Прочитайте формы слова осина и назовите окончания слов.

- Вернёмся к нашим словам и выделим окончание.

- Сделаем вывод: как найти в слове окончание ?

Обратите внимание! Слайд

Осина, осины, осине, осину –это формы одного и того же слова осина.

Отличайте их от однокоренных слов: осина- осинник, осиновый

4. Прочитайте про себя предложения с доски. Слайд

Роса- утра краса.

Без роса и трава не растёт.

Земля пьёт воду, а трава роса.

Утром лес роса умывается.


- Что заметили ? А что нам надо сделать? (изменить окончания)

- Давайте проверим , правильно ли мы изменили окончания.

- Выпишите формы слов РОСА к себе в тетрадь , выделите окончания.


Роса- утра краса. Слайд

Без росы и трава не растёт.

Земля пьёт воду, а трава росу.

Утром лес росой умывается.

(Самопроверка с о слайда Роса, росы, росу, росой )

5.ФИЗМИНУТКА «Зарядка для глаз» Слайд

Отдохнули? Теперь можно и поработать.

6.Работа в группах.

Мы будем работать в группах. Слайд

Напомните правила работы в группах.

Уважайте мнение друг друга.

Говорите по очереди.

Не согласен – предлагай!

Но сначала давайте вспомним - «Какие слова называются сложными?» (Слова, у которых два корня, две основы) Слайд

– А сейчас предлагает вам поработать в парах. Каждой паре необходимо образовать сложное слово из корней двух слов, выделить корни.

Для каждой группы своя карточка (№ 1)

- Проверим себя _правильно ли мы составили сложные слова. Слайд

1-я группа: листья, падать - …; лес, рубить - …; лёд, ходить - …

2-я группа: камень, падать - …; муха, морить - …; пар, ходить - …

3-я группа: каша, варить - …; сад, водить - …; сталь, варить - …

4-я группа: земля, копать - …; сам, варить - …; рыба, ловить - …

5-я группа: свиньи, пасти - …; вода, падать - …; голый, лёд - …

6-я группа: сам, летать - …; вертушка, летать - …; пешком, ходить - …



IV. Физминутка Слайд

V. Продолжение изучения материала

7.Работа с учебником.Работа выполняется в тетради. Слайд

Упр.144 с. 79

- Ребята, а сейчас поработайте самостоятельно.

Измените окончания так, чтобы получились словосочетания! Выделите окончания в формах слова ЛИСА

- Проверьте свою работу.

- У кого остались затруднения? Что осталось непонятным?

- Это одно и то же слово или разные слова? Какой вывод вы можете сделать?

- Могут ли быть разные окончания у одного и того же слова?

- Как найти в слове окончание?

А теперь внимание на экран.Давайте попробуем заполнить пропуски.

8. Вывод. Слайд

Окончание – это _____ _______

часть __________,

которая образует _____________ слова и служит для _________ слов в __________ и ________________.

Слайд

Окончание – это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в предложении и словосочетании.

VII. Итог урока Тест. Слайд

  1. Какая часть слова изменяется?

1) корень 2) окончание

2. Какая часть слова называется окончанием?

1) не изменяющая часть слова.

2) изменяющаяся часть слова

3. Белка и белкой – это Слайд

1) одно и то же слово, только с разными окончаниями.

2) разные слова

4. Для чего нужно окончание?

1) чтобы образовывать новые слова

2) для связи слов в предложении

5. В каком ряду все слова являются формами одного и того же слова.

1) сосна, сосной, ( к) сосне.

2) лес, ( в) лесу, лесник.

6. Как выделяют окончание в словах? Слайд

1) Дугой 2) рамочкой

VI. Рефлексия

- Как оцениваете свою работу на уроке? Слайд

- Ребята, у вас на парте лежат смайлики, оцените свою работу.

Вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой, вы довольны своей работой и можете научить выделять окончание слова, и помочь другим.

Вы считаете, что на уроке работали хорошо, вы научились выделять окончание в словах, но иногда вам ещё нужна помощь.

Вы считаете, что могли бы работать лучше, вам было трудно на уроке.

(Дети показывают смайлики-оценки).

- Какую цель мы ставили?

- Достигли цели?

- К какому выводу пришли?

- Какие ошибки были допущены в самостоятельной работе?

- Над чем еще надо поработать?

- У кого не было затруднений по новой теме?

Домашнее задание: Слайд

С. 81 Упр. 146








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!