Тема: Правописание слов с безударными гласными в корне.
Цель: Объяснять, как правильно обозначить буквой безударный гласный звук в корне.
Планируемые результаты:
Предметные:. Объяснять, как правильно обозначить буквой безударный гласный звук в корне.
Метапредметные:
Познавательные УУД: Понимать, что язык представляет собой основное средство человеческого общения; иметь позитивное отношение к правильной устной речи.
Коммуникативные УУД: Слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.
Регулятивные УУД: Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, определять средства ее осуществления.
Личностные: Проявлять уважительное отношение к иному мнению, иметь мотивы учебной деятельности.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: учебник, тетрадь.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Прочитайте слова, которые вы записали.
- Написание каких гласных нужно проверять?
— Назовите проверочные слова.
III. Актуализация знаний
— Спишите, вставьте пропущенные буквы. В скобках запишите проверочные слова. Найдите в тексте вопросительные предложения.
Ночью грянул моро.. . На сн..гу образовалась кре..кая л..дяная корка. Р..бята б..гут на лыжах по л.хной дорске. На каждом шагу тут зага..ки. Под деревьями пустые ши..ки, скорлу..ки. Кто тут гры.. оре..ки? Это р..бота белки. А вот рс.кий зв..рёк в белой шу..ке с.дит у куста, прижал у..ки. Это за..ц!
IV. Самоопределение к деятельности
- Отгадайте загадку.
Весь я сделан из железа,
У меня ни ног, ни рук.
Я по шляпку в доску влезу,
А по мне все стук да стук. (Гвоздь.)
- Назовите орфограмму в слове-отгадке.
- Сформулируйте тему урока.
V. Работа по теме урока
1. Беседа о парных по глухости-звонкости согласных звуках
Сегодня к нам в класс вошли два приятеля-согласных (кстати, они часто ходят к нам на уроки парой). Они очень похожи друг на друга: одинаково сложены, одинаково ходят, смотрят, одеваются. Но когда один говорит — его слышно, а другого очень трудно услышать, даже когда он старается говорить громко.
- Что же это за согласные? Мы можем их узнать?
Это парные по глухости-звонкости согласные звуки. Представьте, что иногда два разных звука - звонкий и глухой - оказываются в слове рядом, и один так влияет на другой, что тот становится тоже звонким (и тогда учёные говорят, что произошло озвончение) или глухим (происходит оглушение).
2. Работа по учебнику
Упр. 208 (с. 111).
- Прочитайте текст.
- Прочитайте слова с орфограммами. Назовите эти орфограммы.
- Как проверить слова с безударными гласными?
- Прочитайте слова с выделенными буквами. Назовите орфограммы в этих словах.
- Как проверить слова с парными согласными звуками?
- Выполните письменное задание к упражнению. (Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова с пропущенными и выделенными буквами и объясняют их написание.)
3. Работа со словом из словаря
— Какое новое слово встретилось в тексте? (Пороша.)
— Объясните его лексическое значение. (Свежий слой выпавшего с вечера или ночью снега.)
— Найдите слово пороша в орфографическом словаре.
— Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму.
— Составьте предложение со словом пороша, запишите.
— Запомните написание этого слова.
Работа по учебнику
Упр. 209 (с. 111).
— Прочитайте. Выполните задание по образцу.
— Прочитайте слова и назовите звук, который обозначает выделенная буква.
— В каких словах написание этих букв надо проверять? Обоснуйте.
VI. Физкультминутка
VII. Продолжение работы по теме урока
Работа по учебнику
Упр. 210 (с. 112).
— Прочитайте.
— Что нужно сделать, чтобы узнать, какую букву написать в словах?
— Назовите два способа подбора проверочных слов. (Изменить форму или подобрать однокоренное слово.)
— Выполните письменное задание к упражнению. (Проверка.)
— Прочитайте ниже сведения о языке.
— Как найти проверочное слово для слова с парным по глухости-звонкости согласным звуком?
— Приведите примеры.
— Расскажите правило соседу по парте.
Упр. 211 (с. 112).
(Работа в парах. Проверка.)
VIII. Рефлексия
Игра «Самый внимательный»
(Учитель читает текст. Когда учащиеся слышат слово с парным по глухости-звонкости согласным звуком, они поднимают карточку с буквой, которой этот звук обозначается на письме.)
Ено..-красавец смотрит вниз,
Там потянулась сладко ры..ь.
Плывёт могучий бегемо..,
Медвс.ь над нерпою ревёт,
И белый голу..ь там летает,
Всех отдохнуть нас приглашает.
— Почему нужно проверять слова с парными согласными? (Потому что звук и буква могут не совпадать.)
— Какие слова называются проверочными? (Слова, в которых после согласного стоит гласный звук.)
— Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
— С какой орфограммой мы работали сегодня на уроке?
— Что показалось трудным?
Домашнее задание
Записать десять слов с парными по глухости-звонкости согласными звуками, подобрать к ним проверочные слова.