МБОУ «СОШ №2 ст.Архонская»
Открытый урок
в 3 классе
по русскому языку
на тему:
«Собственные и нарицательные имена существительные»
провела учитель начальных классов
Коцур Г.Н.
26.02.2019г
Цели урока:
Формирование представлений об именах собственных и нарицательных, их сходстве и различии.
Воспроизведение в памяти знания о собственных и нарицательных именах существительных, о правописании собственных имён существительных.
Развитие умений узнавать и писать собственные имена существительные;
мыслить, отстаивать свою точку зрения.
Воспитание культуры общения на уроке, воспитание любви к родине.
Оборудование:
Учебник «Русский язык, 3 класс»
Компьютер, мультимедийный проектор.
Ход урока
Ребята сегодня на уроке у нас присутствуют гости давайте повернёмся и поприветствуем их.
I. Организационное начало урока. (Презентация 1, слайды 2)
Мы живем в стране российской,
Признаем язык английский,
Итальянский, датский, шведский,
И японский признаем,
И китайский, и французский,
Но в родном краю по-русски
Пишем, думаем, поем.
(По С. Михалкову)
На уроке мы будем писать, думать на нашем родном языке и сделаем в области русского языка открытие.
Проверка домашнего задания стр 65 №4(ребята почему в упражнение есть слова написанные с большой буквы)
II. Совершенствование навыка каллиграфии.
Угадай слово:
Какой прелестный полосатик!
Красивый, миленький усатик.
Вот симпатичная зверушка -
Большая мягкая игрушка.
Но киска – не для детских игр,
Ведь не котёнок – это…
(Ответ: тигр)слайд 3
- Сегодня на уроке пишем буквы «эр» заглавную и строчную.
III. Словарная работа
ребята, Россия, Москва, сорока, воробей, тетрадь
(Каждый ученик записывает слова в своей тетради). Проверка.слайд 4
-На какие группы вы разделите слова? (одушевлённые и неодушевлённые)
- Разделить на группы: с заглавной и строчной буковой.
Дети у доски распределяют слова в 2 столбика.
1V. Определение темы урока.
-К нам в гости пришёл Незнайка , перед уроком он принёс письмо, давайте заглянем в неё. Здесь письмо: «Дорогие ребята, я узнал, что сегодня на уроке русского языка вы будете изучать тему, которую я не понял. Но я хочу восполнить пробелы в знаниях. Помогите мне , пожалуйста. Я приготовил для вас задания , а вы их выполняйте и объясняйте мне. Моё письмо поможет подвести вас к новой теме.
-У нас в посылке есть мягкие игрушки .(выводятся на экран)
-Дайте кличку каждой зверюшке. Давайте запишем несколько.
нарицательные собственные
собака Шарик
корова Бурёнка
медведь Миша
_-Почему слова второго столбика написаны с большой буквы? А слова первого – с маленькой? Об этом мы узнаем с вами сейчас.
- Как вы думаете, чему на уроке мы будем учиться? (учиться различать имена собст. и нариц. и правильно записывать их)
- Этому и будет посвящён наш урок.
Значит, тема урока: «Имена существительные собственные и нарицательные». (слайд 8-10)
Открываем учебник на стр.66 читаем правило
V. Работа над новым материалом.
Послушайте стихотворение. Читают ученики.
(Чтение стихотворения Е. Измайлова.)
Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше букв – подруг.
Смотрят с почтеньем на букву подруги,
Но почему? За какие заслуги?
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее,
Чтобы звучали громко и гордо
Твоё имя, имя улицы, города.
Буква большая - совсем не пустяк:
В букве большой уважения знак!
Вот какие важные дела у большой буквы. Но все имена существительные можно разделить на 2 большие группы. Одни существительные пишутся с большой буквы, другие – с маленькой.
Ребята давайте запишем предложение к доске выходит
С высоких гор течёт река Терек.
(по цели высказывания-повест., по интонации – невоскл.,распр.)
ФИЗМИНУТКА
Ребята сейчас мы поработаем в парах. вспомним правила слайд 12
У вас у всех на столах лежат карточки с заданием над каждым словом вам нужно надписать букву Н или С. Кто готов поднимает свои ручки
дождь, Марина, Владикавказ, зонт, гриб, Пушкин, человек, (река) Волга, парта, Мурка (проверка слайд 13)
Рубрика Давай подумаем Почему одинаковые слова записаны по-разному?
_-Объясните разницу в написании
пушок- Пушок
поля-Поля
серёжка-Серёжка
_Составьте предложения с этими парами слов.
Ребята давайте поработаем в группах. У вас записаны предложения из которых нужно составить текст и озаглавить его
На Кавказе.
Моя бабушка Лена живет в городе Сочи. Сочи находится на Кавказе. Я люблю купаться в Чёрном море.
Бабушка
Мою бабушку зовут Зоя Петровна. Она живёт во Владикавказе на улице Московской. Я часто бываю у неё в гостях.
Бурёнка.
Наша корова Бурёнка даёт много молока. Бабушка Лиза доит Бурёнку. Мы с братом Ваней любим парное молоко.
Какие слова у вас собственные?
Записываем себе в тетрадь
V111. Итог урока. Рефлексия.
Что знаете о написании собственных имён существительных.
Какие существительные относятся к собственным именам существительным?
Какие существительные относятся к нарицательным именам существительным?
Молодцы ребята. Незнайка вас благодарит за помощь.
Домашнее задание.
Учебник, правило с. 66 – знать правила, стр. 68 упр. 3
Выставление оценок.