Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа с. Шланлы
муниципального района Аургазинский район
Республики Башкортостан
Открытый урок в 3 классе
по русскому языку :
« Обобщение знаний о составе слова»
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/01/28/s_5a6df6fbb93eb/814272_1.jpeg)
Учитель нач. классов :
Алексеева Г.О.
УУД:
Познавательные:
1) Обще учебные умения, навыки
- слушать;
-наблюдать над группами однокоренных слов и способа их образования;
- работать с памяткой №5 «Как разобрать слово по составу»;
- обсуждать алгоритм разбора слова по составу;
-анализировать модели состава слова и подбирать слова по этим моделям
Регулятивные: 1) Умение планировать свою деятельность.
2) Умение оценивать свою деятельность.
3) Взаимоконтроль.
Коммуникативные: 1) Умение сотрудничать : а) в парах;
б) в группах;
2) Умение входить в дискуссию;
3) Умение принимать позицию одноклассников;
4) Умение отстаивать свою точку зрения.
Личностные: 1) Повышение мотивации;
2) Расширение кругозора.
Цели:
Совершенствовать умения учащихся выделять значимые части слова,
разбирать слова по составу,
отличать однокоренные слова от форм того же слова,
от синонимов и омонимов;
- грамотно писать слова на ранее изученные орфограммы;
Развивать: - грамотную устную и письменную речь;
- внимание;
- мышление;
- воображение;
- память;
Воспитывать: - любовь к языку;
- малой родине, природе;
- взаимовыручку, трудолюбие;
- активность, дисциплинированность.
Ход урока
1. Организационный момент.
Чистописание:
Мм
Маленькое дело лучше большого безделья
- Объясните смысл пословицы. Найдите однокоренные слова.
2. Самоопределение к учебной деятельности.
Слакс, отлапь, ёсво, дотлса, зёбера, кьвромо.
Повторение словарных слов.
- Догадайтесь, какие это слова и впишите их в клеточки по порядку. Если все будет записано правильно, вы увидите “спрятавшееся” слово, которое подскажет тему урока.(слайд 2)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/01/28/s_5a6df6fbb93eb/814272_2.jpeg)
- Какие слова мы записали? (Словарные слова)
- Почему их так называют? (Нельзя проверить написание какой-либо буквы. Эти слова надо запомнить)
- Найдите, спрятавшееся слово. (Состав)
- Что можете сказать о слове “состав”? О его значении? (6 букв, 6 звуков, 2 слога, имеет несколько значений)
- Какие значения имеет слово “состав”? (Состав вещества, офицерский состав, состав поезда) (слайд 3)
- Что же обозначает это слово? (Соединение всех частей в целое)
- Как вы думаете, какой состав будет интересовать нас? (Состав слова)
- Сформулируйте тему урока: Состав слова.
- Чему мы будем учиться на уроке? (Разбирать слова по составу, отличать части слова, находить их в слове, правильно писать слова)
3. Обобщение и систематизация знаний.
1) Актуализация представлений о частях слова.(слайд 4)
-Каждая группа по алгоритму приготовит сообщение об одной морфеме слова. У вас на партах карточка, на которой изображена одна из морфем. На работу вам 3 мин. По окончании работы выступление и его оценка одноклассниками.
Алгоритм работы над морфемой: (слайд 5)
1.Как называется
2.Где расположена;
3.Для чего служит.
4.Как обозначается;
5.Пример
Физкультминутка.
Предлагаю сделать физкультминутку: носом «нарисовать» в воздухе графические обозначения частей слова. Необходимость сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.
2) Фиксация недостаточности знаний:
- Запишите и попробуйте найти знакомые части слова в словах: подберезовики, поделка.
(Графически дети записывают свои ответы)
- Назовите приставки в этих словах.
- Почему возникло затруднение? (Получились разные варианты. Кто- то не смог выполнить задание)
4. Обобщение и систематизация знаний.
- Почему не смогли выполнить задание? (Не знаю как правильно определить приставку. Какую часть слова надо находить первой, какую следующей и почему …)
1) Каждая группа получает свое слово, думает, на листочке определяет и записывает свой порядок разбора слова по составу.
подснежники
1нахожу
2 нахожу
3 нахожу
4 нахожу
5 нахожу
посадка
1нахожу
2 нахожу
3 нахожу
4 нахожу
5 нахожу
пробежка
1нахожу
2 нахожу
3 нахожу
4 нахожу
5 нахожу
записка
1нахожу
2 нахожу
3 нахожу
4 нахожу
5 нахожу
Проверка задания (слайд 6)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/01/28/s_5a6df6fbb93eb/814272_3.jpeg)
2) Упр.183, с.97
Прочитать слова. Объяснить их значение. Списать слова в порядке расположения схем, выделить значимые части.
Физминутка
3) На доске ! Без, вытащишь, труд, не, рыбка, и, пруд, из. (слайд 7)
- Прочитайте. Что это такое?
- А может это предложение? Что такое предложение?
- Составьте предложение из этих слов. Какая морфема нам нужна? (Окончание)
- Что получилось?
-Запишите пословицу в тетрадь.
-Объясните смысл пословицы.
4) Упр. 184, с.97 Записать предложения без лишних слов. Подчеркнуть в каждом предложении грамматическую основу.
5. Рефлексия
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/01/28/s_5a6df6fbb93eb/814272_4.png)
6. Итог урока.
Игра «Закончи фразу»
1.Часть слова, которая изменяется, называется …(окончанием).
2.Окончание, не выраженное звуками, называется…(нулевое окончание).
3.Часть слова без окончания, это …(основа).
4.Часть слова, стоящая за корнем и служащая для образования новых слов, называется …(суффиксом).
5.Часть слова, стоящая перед корнем и служащая для образования новых слов, это …(приставка).
6. Общая часть родственных слов называется…(корнем)
7. Домашнее задание: разгадать шараду упр.187 или составить пословицу упр.188 с.98