СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по русскому языку в 4 классе Тема: Закрепление знаний об имени существительном

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока к презентации  Тема: Закрепление знаний об имени существительном 4 класс

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по русскому языку в 4 классе Тема: Закрепление знаний об имени существительном»

Ровеньковская гимназия №1

Открытый урок по русскому языку в 4 классе

Тема: Закрепление знаний об имени существительном








Подготовила:

учитель начальных классов

Ровеньковской гимназии №1

Шпилева Татьяна Андреевна



Ровеньки 2013





Тема: Закрепление знаний об имени существительном

Цель: обобщить знания учащихся о постоянных признаках имени существительного; закрепить умение определять род, число, падеж, склонение имен существительных; совершенствовать умение правильно писать падежные окончания имен существительных; развивать мышление, память, внимание, культуру речи учащихся; воспитывать заботу о животных зимой, любовь к родному дому.

Оборудование: мультимедийное оборудование и компьютерная презентация; учебник, таблицы к теме урока, карточки для индивидуальной работы.

Ход урока

I.Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

С. 75 №187

а) Работа на карточках (3 ученика)

- Просклонять существительное по падежам (1, 2 и 3 склонение)

б) Самостоятельная работа у доски (1 ученик)

- Поставить существительные в предложном падеже:

Время, увлечение, ночь, окно, акация, метро.

в) Фронтальный опрос

- Устно просклоняйте слово происшествие, чётко произнося окончания.

- Какое предложение с этим словом в предложном падеже вы составили?

г) Беседа

- Могут ли имена существительные изменяться по родам?

- Какой еще постоянный признак существительного вы знаете? (склонение)

- Сколько склонений в русском языке?

- Назовите признаки каждого склонения.

- Какое окончание имеют существительные 1 склонения в предложном падеже?

- Какое окончание имеют существительные 2 склонения в предложном падеже?

- Какое окончание имеют существительные 3 склонения в предложном падеже?

- А существительные на –ия 1 склонения? (-И)

- А существительные на –ий, -ие 2 склонения? (-И)

- Какое окончание в предложном падеже имеют существительные на -мя? (-И)

Итог: Мы с вами долго работали над этой темой, а сегодня мы закрепляем полученные знания.

- Что же нужно знать, чтобы правильно написать падежные окончания существительных? (Род, склонение, падеж)

III. Сообщение темы урока

- Сегодня мы с вами закрепляем большую тему, а вот как она называется, вы узнаете, разгадав загадку:

Давно живу я в мире этом,

Даю названья всем предметам.

- К какой части речи относятся эти строки?


- Правильно. Тема нашего урока:

«Закрепление знаний об имени существительном».

СЛАЙД 1

- Поэтому мы с вами вспомним все, что знаем об имени существительном.

- Открываем тетради, записываем дату, классная работа.

IV. Закрепление и осмысление изученного материала

1. Каллиграфическая минутка

В первой строчке пишем такую букву:

д (до половины строки)

- А теперь обратите внимание на написание таких буквосочетаний:

дл, де, ду, до, ед.

- Чем они отличаются в написании? (соединениями)

- Напишите эти буквосочетания, обращая внимание на соединения.

- Расшифруйте вторую строчку чистописания:

..упле, тёплом, си..ела, ..елка, в, на дубе.

- Это предложение? (Нет, группа слов.)

- Почему? (Не связаны по смыслу.)

- Что нужно сделать, чтобы получить предложение? (Установить связь слов)

- Запишите получившееся предложение. Прочитайте.

- Расскажите, как зимует белка?

- Чем она питается?

- Должны ли мы помогать животным зимой? Почему?

- Назовите существительные в предложении.

- Подчеркните главные члены предложения.

Итог: - Каким же членом предложения может выступать существительное?

2. Словарная работа с грамматическим заданием

- А теперь запишите название следующей работы:

Словарная работа

1 скл. 2 скл. 3 скл.

берёза заяц рожь

страна календарь дочь

ворона костёр дверь

Запишите под диктовку существительные, распределяя их по склонениям:

письмо, берёза, заяц, страна, рожь, ворона, календарь, дочь, костёр, дверь.


Проверка работы:

- прочитать слова каждого склонения;

- назвать словарные слова.

- Название каких животных встретились в диктанте?

- Как мы можем помочь птицам зимой?

- А как мы можем помочь зайчикам?

Итог:- Что вам необходимо было знать, чтобы выполнить эту работу? (склонения)

- Давайте еще раз повторим признаки склонений.

3. Самостоятельная работа в парах. Взаимопроверка:

СЛАЙД 2

Поставить существительные в родительном, дательном и предложном падежах:

синичка, февраль, сирень, семя, армия.

Р.п.:

Д.п.:

П.п.:

Проверка работы:

- обменяться тетрадями, проверить работу у соседа;

-прочитать существительные в каждом падеже.

Итог: - Какими знаниями вы пользовались при выполнении этого задания?

- Что нужно помнить, склоняя существительные по падежам? (Каждое склонение имеет свои окончания в предложном, а иногда и в некоторых других падежах)

- Какое животное вам встретилось?

- Как выглядит синичка?

- У кого дома в саду есть кормушка?

- Знаете ли вы, что птицы запоминают, где находятся кормушки? В следующем году они опять возвращаются на это же место.

4. Физкультминутка

- А кто из вас знает, как зимует зайчик?

Мы немножко отдохнем...

Встанем, глубоко вдохнем.

Руки в стороны, вперед,

На опушке зайка ждет.

Зайка прыгал под кустом,

Приглашая нас в свой дом.

Руки вниз, на пояс, вверх,

Убегаем мы от всех.

Побежим скорее в класс,

Там работа ждёт всех нас.

5. Игра для закрепления знаний падежей имен существительных

«Кто быстрее?»

- Продолжаем бежать по дорожке. Она привела нас к следующему заданию.

- Для выполнения этого задания давайте повторим падежи. (фронтально)

СЛАЙД 3 – даётся стихотворение «Дорожка»

Дорожка домой
Мне мила с детских лет.
Дорожки знакомой
Красивее нет.
И если б зашел я
Не знаю куда,
Дорожку домой
Отыскал бы всегда.
На этой дорожке
И в трудные дни
Я пел бы без устали
Песни свои.

- Определите падежи слова «дорожка».

- Каких падежей не хватает в стихотворении? (Дательный и творительный)

Побеждает тот, кто первым укажет недостающие падежи.

- Почему нам мила именно дорожка домой?

- А ведь у животных тоже есть свой дом. Какие домики животных вы знаете?

Итог: - Что вы вспомнили, выполняя это задание?

- Для чего нужны падежи в предложениях? ( для связи слов в предложении)

V. Обобщение и систематизация знаний

1. Работа с учебником. Самостоятельная работа по вариантам.

С. 73, №182

- Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания.

1 вариант: 1 и 2 предложения

2 вариант: 3 и 4 предложения.

Проверка: чтение с комментированием (4 ученика).

Итог: - Какие знания необходимы для выполнения этого задания? (знание падежей, сложных предложений, безударные гласные в корне слова)

2. Совершенствование умения выделять в тексте существительные, определять у них род, падеж и склонение

Коллективная устная работа.

СЛАЙД 4

Из ельника вышел на берег бурый медведь. Зверь повел носом и фыркнул. Устраивает берлогу мишка в чаще леса.

- Определите род, склонение и падеж существительного.

Итог: - Что нужно сделать, чтобы определить род и склонение существительных? (поставить в начальной форме)

- Что такое начальная форма существительного? (И.П., ед.число)

3. Развитие речи учащихся

СЛАЙД 5- 9

- Составьте предложения по рисункам.

VI. Итог урока

1. Беседа

СЛАЙД 10

- Что такое имя существительное?

- Как изменяются имена существительные?

- Что значит просклонять существительное?

- Что вы запомнили о животных?

- Какую помощь вы можете им оказать?

2. Домашнее задание

С. 75, №191

Посмотрите на упражнение, прочитайте задание. Все ли вам понятно?

3. Оценивание


4. Тестирование по теме «Существительное»

- У вас на партах лежат чистые листы бумаги. Напишите сверху фамилию. Записывайте только вариант ответа.

Тест

1. Какого признака нет у имени существительного?

а) рода;

б) падежа;

в) времени.


2.Какое из существительных употреблено в единственном числе?

А) камыши

Б) мороз

В) уроки


3.Какое из существительных отвечает на вопрос кто?

А) история

Б) мальчик

В) площадь


4. Какое из существительных отвечает на вопрос что?

а) крыша

б) мать

в) сестра


5. Какое из существительных употреблено во множественном числе?

а) задание

б) справка

в) наушники


6. Есть ли в предложении Мягким мхом порос старый пень имена существительные?

а) да

б) нет


7. В предложении На зиму белка сушит грибы :

а) 1 существительное

б) 2 существительных

в) 3 существительных