Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 22 с углубленным изучением отдельных предметов»
ОТКРЫТЫЙ УРОК
по русскому языку
во 2 классе
Тема: Собственные имена существительные. Правописание собственных имён существительных.
Учитель: Башурова Юлия Сергеевна
г. Каменск-Уральский
2020 г.
Тип урока: изучение нового материала
Цель: познакомить учащихся с именами существительными собственными учить различать имена собственные от имен нарицательных. Учить правильно записывать имена собственные.
Задачи:
образовательные: добиться осмысленности усвоения учебного материала по теме «Собственные имена существительные. Правописание собственных имён существительных», осознания различия имён собственных и нарицательных, умения пользоваться термином «имена собственные», закрепить орфографический навык использования заглавной буквы в именах собственных;
развивающие: помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость данного учебного материала, обеспечить развитие у учащихся ставить цель и планировать свою деятельность, способствовать развитию у учащихся внимания, наблюдательности, орфографической зоркости, обеспечить развитие монологической и диалогической речи;
воспитательные: способствовать формированию интереса к предмету.
Планируемые предметные результаты:
- понимать суть понятия «имена собственные», уметь различать имена существительные собственные, уметь писать собственные имена существительные с заглавной буквы.
Планируемые метапредметные результаты:
личностные: положительное отношение к учению, понимание необходимости сотрудничества с учителем, готовности к взаимодействию с ним и дружескому взаимопониманию, понимание необходимости товарищеского сотрудничества с одноклассниками, готовности к взаимодействию и взаимопониманию;
регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий, планировать свои действия, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки;
познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы учителя;
коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, учиться работать в паре, группе, формулировать собственное мнение.
Формируемые УУД:
- уметь ставить учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно (ПУУД);
- уметь осуществлять самооценку результатов работы (РУУД);
- уметь объяснять различие существительных собственных и обосновывать своё мнение (ПУУД);
- выполнять учебное задание в соответствии с правилом (РУУД);
- формулировать понятные высказывания, используя термины (КУУД);
- уметь сотрудничать с учителем, с одноклассниками, быть готовым к взаимодействию и взаимопониманию (ЛУУД);
Ход урока
I Организационный момент
-- Солнце поднимается,
Утро начинается,
Город просыпается,
Урок наш начинается…
- Здравствуйте ребята и уважаемые гости! - Поздоровайтесь с гостями, ребята (учащиеся поворачиваются к гостям лицом и приветствуют гостей). Присаживайтесь!
- Запишем число. (Один из детей читает стихотворение, остальные показывают) Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою,
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
(Записали число. Классная работа.)
II Минутка чистописания
(на слайде рисунки: сапоги, снегирь, сахар, собака, сорока)
- Посмотрите на картинки. Какие слова спрятались? (появляются слова на экране с пропущенными безударными гласными) с_поги, сн_гирь, сах_р, с_бака, с_рока
- Какую букву мы будем прописывать? Обоснуйте свой ответ. Букву Сс.
- На какие важные моменты мы должны обратить свое внимание при письме? (1 ученик зачитывает критерии).
- Пропишите буквы и подчеркните самую красивую. (самооценка и итог по критериям).
III Словарно-орфографическая работа
-Вернемся к словам на экране. Прочитайте еще раз слова и сравните их. (Это словарные слова, в них пропущена непроверяемая безударная гласная).
-Задание! Записать слова в тетрадь, вставляя пропущенные буквы, поставить ударение и подчеркнуть орфограммы.
- С какой целью вы выполните это задание?
(Фронтальная проверка по сигнальным карточкам).
- Оцените, насколько вы справились с заданием.
- Внимание! Самостоятельная работа по уровням! РАЗВИТИЕ РЕЧИ
Уровень А: составить и записать распространенное предложение с одним из данных словарных слов.
Уровень В: составить и записать текст из трех предложений, содержащих данные словарные слова.
-Напоминаю критерии оценивания (появляются на экране):
Уровень А
Отметка «4» ставится, если выполнены все условия:
1. Слова в предложении связаны по смыслу.
2. Мысль закончена.
3. Предложение содержит одно из словарных слов и распространено второстепенными членами.
4. Предложение написано без ошибок и исправлений.
Отметка «3» ставится, если не выполнены 1-2 условия.
Отметка «2» ставится, если не выполнены 3-4 условия.
Уровень В
Отметка «5» ставится, если выполнены все условия:
1. Текст состоит из трех предложений.
2. Слова в предложениях связаны по смыслу.
3. Мысль в каждом предложении закончена.
4. В тексте встречаются словарные слова.
5. Текст записан без ошибок и исправлений.
Отметка «4» ставится, если не выполнено 1 из условий.
Отметка «3» ставится, если не выполнены 2-3 условия.
Отметка «2» ставится, если не выполнены 4-5 условий.
- С какой целью вы выполните это задание?
-На выполнение этого задания дается 4 минуты.
-Кто из ребят выбрал базовый уровень А? Почему вы остановились на этом задании? Что у вас получилось? Прочитайте.
-А кто решил выполнить повышенный уровень В? Прочитайте ваши тексты.
-Оцените вашу работу. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА при необх-ти.
-Замечательно! Двигаемся дальше.
IV Актуализация знаний
- Какой частью речи являются все эти слова?
(именем существительным)
- Почему вы так решили?
(обозначают предмет, отвечают на вопросы кто? что?)
- Как можно разделить данные существительные на две группы?
(одушевлённые и неодушевлённые)
- Какие существительные называются одушевлёнными?
- Какие существительные называются неодушевлёнными?
-Отлично! Все эти знания пригодятся нам на сегодняшнем уроке!
(На доске на карточках развешены слова: Маша, Игорь, Петя, Бобик, Екатеринбург, дядя, петух, Рыжик, кот, город, щенок, девочка)
- Посмотрите на доску. Прочитайте слова. Сравните их.
- Найдем пару каждому слову. Запишем словосочетания в столбик.
город …
девочка …
дядя …
щенок …
кот …
петух…
- Почему одни слова написаны со строчной буквы, а другие с заглавной?
- Молодцы, правила вы знаете. А как же называются такие имена существительные? (проблемный вопрос)
V Постановка темы и учебной задачи.
- Оказывается, учёные уже давно придумали специальные термины для имен существительных. И тема сегодняшнего урока: Собственные имена существительные. Правописание собственных имён существительных. (на экране)
- Что вы уже знаете об именах собственных?
А чему хотели бы научиться? поставьте цель урока.
Сегодня на уроке мы узнаем …
научимся …
попробуем …
- Сегодня мы на уроке узнаем, какие существительные относятся к собственным, научимся их различать, попробуем свои знания применить на практике.
VI. Открытие нового знания
- А вы знаете, что обозначает термин «собственные имена существительные»?
- Имена, отчества, фамилии людей – это собственные имена существительные, потому что имена, отчества, фамилии есть у всех людей, но у каждого оно своё, личное и никто их у вас не может отобрать. Это ваше, собственное, больше ничьё. Собственное имя называет только вас.
С какой буквы пишутся имена собственные?
- В каком столбике у нас написаны имена собственные?
- Прочитаем правило в учебнике на странице 52.
А у кого еще может быть своё собственное имя?
-Правильно клички животных, названия рек, городов, улиц – это тоже имена собственные.
Приведите примеры собственных имён существительных.
Физминутка
РАНО УТРОМ В ПАРК ХОДИЛИ,
ТАМ СНЕГОВИКА ЛЕПИЛИ.
А ПОТОМ С ГОРЫ КАТИЛИСЬ,
ВЕСЕЛИЛИСЬ И РЕЗВИЛИСЬ.
В МИШУ БРОСИЛИ СНЕЖКОМ,
В РОМУ БРОСИЛИ СНЕЖКОМ,
В СОНЮ БРОСИЛИ СНЕЖКОМ.
ПОЛУЧИЛСЯ СНЕЖНЫЙ КОМ.
ХОЛОДНО ГУЛЯТЬ ЗИМОЙ,
ПОБЕЖИМ СКОРЕЙ ДОМОЙ!
Встретились ли в словах физминутки собственные имена существительные?
-Запишите их. (МИША, РОМА, СОНЯ)
VII Первичное закрепление знаний
- А теперь давайте учиться различать имена собственные.
- На карточках вы видите записанные имена существительные. Ваша задача подойти, вытянуть любую карточку, прочитать существительное и определить, является ли оно собственным, записать, подчеркнуть заглавную букву в собственном имени существительном.
- Какие существительные мы называем собственными?
С какой буквы они пишутся?
VI. Вторичное закрепление знаний
- А сейчас задание по уровням! Внимание!
Уровень А:
1.Прочитай. Найди ошибки в словах и исправь их. Выпиши только имена собственные.
Корзина, Иванович, шарик, светлана, мальчик, андреевна, Учитель, Мурка, Пёс, Барбос, кошка, Петров, дима, озеро.
2. Составь и запиши предложение с любым из имен собственных.
Уровень В:
1. Прочитай. Вставь нужную букву в слова. Выпиши только имена собственные.
(Г,г)риша, (Б,б)абушка, (В,в)олга, (Г,г)ород, (М,м)етро, (Л,л)андыш, (К,к)атерина, (К,к)аменск-(У,у)ральский, (О,о)рлова, (Д,д)евочка, (Д,д)митриевна, (М,м)артынов.
2. Составь и запиши предложение с двумя собственными именами существительными.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
А Задание базового уровня | В Задание повышенного уровня |
Задание 1. «4» - работа выполнена без ошибок: Все ошибки в словах исправлены. Все имена собственные выписаны верно. «3» - допущены 1-2 ошибки «2» - допущены 3 и более ошибок Задание 2. «4» - без ошибок «3» - 1-2 ошибки «2» - 3 и более ошибок | Задание 1. «5» - работа выполнена без ошибок: Выбрана нужная буква в каждом слове. Все имена собственные выписаны верно. «4» - допущены 1-2 ошибки «3» - допущены 3-4 ошибки «2» - допущены 5 и более ошибок Задание 2. «5» - без ошибок «4» -1-2 ошибки «3» -3-4 ошибки «2»» - 5 и более ошибок |
VII. Рефлексия деятельности
Какие цели мы ставили в начале урока? Достигли ли мы целей?
Сегодня на уроке я узнал (открыл для себя) … научился … могу похвалить себя и одноклассников за ….
Домашнее задание: У. стр. 52, 53 правило учить, упр. № 90 или составить весёлый рассказ (5 - 6 предложений) на тему «Мой класс» и подчеркнуть в нём имена собственные.