СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по русскому языку во 2 классе "Собственные имена существительные. Правописание собственных имён существительных"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В основе урока использованы разноуровневые задания для закрепления уже изученного материала.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по русскому языку во 2 классе "Собственные имена существительные. Правописание собственных имён существительных"»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 22 с углубленным изучением отдельных предметов»






ОТКРЫТЫЙ УРОК

по русскому языку

во 2 классе


Тема: Собственные имена существительные. Правописание собственных имён существительных.




Учитель: Башурова Юлия Сергеевна











г. Каменск-Уральский

2020 г.


Тип урока: изучение нового материала

Цель: познакомить учащихся с именами существительными собственными учить различать имена собственные от имен нарицательных. Учить правильно записывать имена собственные.

Задачи:

образовательные: добиться осмысленности усвоения учебного материала по теме «Собственные имена существительные. Правописание собственных имён существительных», осознания различия имён собственных и нарицательных, умения пользоваться термином «имена собственные», закрепить орфографический навык использования заглавной буквы в именах собственных;

развивающие: помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость данного учебного материала, обеспечить развитие у учащихся ставить цель и планировать свою деятельность, способствовать развитию у учащихся внимания, наблюдательности, орфографической зоркости, обеспечить развитие монологической и диалогической речи;

воспитательные: способствовать формированию интереса к предмету.

Планируемые предметные результаты:

- понимать суть понятия «имена собственные», уметь различать имена существительные собственные, уметь писать собственные имена существительные с заглавной буквы.

Планируемые метапредметные результаты:

личностные: положительное отношение к учению, понимание необходимости сотрудничества с учителем, готовности к взаимодействию с ним и дружескому взаимопониманию, понимание необходимости товарищеского сотрудничества с одноклассниками, готовности к взаимодействию и взаимопониманию;

регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий, планировать свои действия, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки;

познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы учителя;

коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, учиться работать в паре, группе, формулировать собственное мнение.

Формируемые УУД:

- уметь ставить учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно (ПУУД);

- уметь осуществлять самооценку результатов работы (РУУД);

- уметь объяснять различие существительных собственных и обосновывать своё мнение (ПУУД);

- выполнять учебное задание в соответствии с правилом (РУУД);

- формулировать понятные высказывания, используя термины (КУУД);

- уметь сотрудничать с учителем, с одноклассниками, быть готовым к взаимодействию и взаимопониманию (ЛУУД);

Ход урока

I Организационный момент

-- Солнце поднимается,

Утро начинается,

Город просыпается,

Урок наш начинается…

- Здравствуйте ребята и уважаемые гости! - Поздоровайтесь с гостями, ребята (учащиеся поворачиваются к гостям лицом и приветствуют гостей). Присаживайтесь!

- Запишем число. (Один из детей читает стихотворение, остальные показывают) Я тетрадь свою открою

И наклонно положу.

Я, друзья, от вас не скрою,

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

(Записали число. Классная работа.)

II Минутка чистописания

(на слайде рисунки: сапоги, снегирь, сахар, собака, сорока)

- Посмотрите на картинки. Какие слова спрятались? (появляются слова на экране с пропущенными безударными гласными) с_поги, сн_гирь, сах_р, с_бака, с_рока

- Какую букву мы будем прописывать? Обоснуйте свой ответ. Букву Сс.

- На какие важные моменты мы должны обратить свое внимание при письме? (1 ученик зачитывает критерии).

- Пропишите буквы и подчеркните самую красивую. (самооценка и итог по критериям).


III Словарно-орфографическая работа

-Вернемся к словам на экране. Прочитайте еще раз слова и сравните их. (Это словарные слова, в них пропущена непроверяемая безударная гласная).

-Задание! Записать слова в тетрадь, вставляя пропущенные буквы, поставить ударение и подчеркнуть орфограммы.

- С какой целью вы выполните это задание?


(Фронтальная проверка по сигнальным карточкам).

- Оцените, насколько вы справились с заданием.

- Внимание! Самостоятельная работа по уровням! РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Уровень А: составить и записать распространенное предложение с одним из данных словарных слов.

Уровень В: составить и записать текст из трех предложений, содержащих данные словарные слова.

-Напоминаю критерии оценивания (появляются на экране):

Уровень А

Отметка «4» ставится, если выполнены все условия:

1. Слова в предложении связаны по смыслу.

2. Мысль закончена.

3. Предложение содержит одно из словарных слов и распространено второстепенными членами.

4. Предложение написано без ошибок и исправлений.

Отметка «3» ставится, если не выполнены 1-2 условия.

Отметка «2» ставится, если не выполнены 3-4 условия.

Уровень В

Отметка «5» ставится, если выполнены все условия:

1. Текст состоит из трех предложений.

2. Слова в предложениях связаны по смыслу.

3. Мысль в каждом предложении закончена.

4. В тексте встречаются словарные слова.

5. Текст записан без ошибок и исправлений.

Отметка «4» ставится, если не выполнено 1 из условий.

Отметка «3» ставится, если не выполнены 2-3 условия.

Отметка «2» ставится, если не выполнены 4-5 условий.

- С какой целью вы выполните это задание?

-На выполнение этого задания дается 4 минуты.

-Кто из ребят выбрал базовый уровень А? Почему вы остановились на этом задании? Что у вас получилось? Прочитайте.

-А кто решил выполнить повышенный уровень В? Прочитайте ваши тексты.

-Оцените вашу работу. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА при необх-ти.

-Замечательно! Двигаемся дальше.


IV Актуализация знаний

- Какой частью речи являются все эти слова?

(именем существительным)

- Почему вы так решили?

(обозначают предмет, отвечают на вопросы кто? что?)

- Как можно разделить данные существительные на две группы?

(одушевлённые и неодушевлённые)

- Какие существительные называются одушевлёнными?

- Какие существительные называются неодушевлёнными?

-Отлично! Все эти знания пригодятся нам на сегодняшнем уроке!

(На доске на карточках развешены слова: Маша, Игорь, Петя, Бобик, Екатеринбург, дядя, петух, Рыжик, кот, город, щенок, девочка)


- Посмотрите на доску. Прочитайте слова. Сравните их.

- Найдем пару каждому слову. Запишем словосочетания в столбик.

город …

девочка …

дядя …

щенок …

кот …

петух…

- Почему одни слова написаны со строчной буквы, а другие с заглавной?

- Молодцы, правила вы знаете. А как же называются такие имена существительные? (проблемный вопрос)


V Постановка темы и учебной задачи.

- Оказывается, учёные уже давно придумали специальные термины для имен существительных. И тема сегодняшнего урока: Собственные имена существительные. Правописание собственных имён существительных. (на экране)

- Что вы уже знаете об именах собственных?

А чему хотели бы научиться? поставьте цель урока.

Сегодня на уроке мы узнаем …

научимся …

попробуем …

- Сегодня мы на уроке узнаем, какие существительные относятся к собственным, научимся их различать, попробуем свои знания применить на практике.

VI. Открытие нового знания

- А вы знаете, что обозначает термин «собственные имена существительные»?

- Имена, отчества, фамилии людей – это собственные имена существительные, потому что имена, отчества, фамилии есть у всех людей, но у каждого оно своё, личное и никто их у вас не может отобрать. Это ваше, собственное, больше ничьё. Собственное имя называет только вас.

С какой буквы пишутся имена собственные?

- В каком столбике у нас написаны имена собственные?

- Прочитаем правило в учебнике на странице 52.

А у кого еще может быть своё собственное имя?

-Правильно клички животных, названия рек, городов, улиц – это тоже имена собственные.

Приведите примеры собственных имён существительных.


Физминутка

РАНО УТРОМ В ПАРК ХОДИЛИ,

ТАМ СНЕГОВИКА ЛЕПИЛИ.

А ПОТОМ С ГОРЫ КАТИЛИСЬ,

ВЕСЕЛИЛИСЬ И РЕЗВИЛИСЬ.

В МИШУ БРОСИЛИ СНЕЖКОМ,

В РОМУ БРОСИЛИ СНЕЖКОМ,

В СОНЮ БРОСИЛИ СНЕЖКОМ.

ПОЛУЧИЛСЯ СНЕЖНЫЙ КОМ.

ХОЛОДНО ГУЛЯТЬ ЗИМОЙ,

ПОБЕЖИМ СКОРЕЙ ДОМОЙ!


Встретились ли в словах физминутки собственные имена существительные?

-Запишите их. (МИША, РОМА, СОНЯ)



VII Первичное закрепление знаний

- А теперь давайте учиться различать имена собственные.

- На карточках вы видите записанные имена существительные. Ваша задача подойти, вытянуть любую карточку, прочитать существительное и определить, является ли оно собственным, записать, подчеркнуть заглавную букву в собственном имени существительном.

- Какие существительные мы называем собственными?

С какой буквы они пишутся?

VI. Вторичное закрепление знаний

- А сейчас задание по уровням! Внимание!

Уровень А:

1.Прочитай. Найди ошибки в словах и исправь их. Выпиши только имена собственные.

Корзина, Иванович, шарик, светлана, мальчик, андреевна, Учитель, Мурка, Пёс, Барбос, кошка, Петров, дима, озеро.

2. Составь и запиши предложение с любым из имен собственных.


Уровень В:

1. Прочитай. Вставь нужную букву в слова. Выпиши только имена собственные.

(Г,г)риша, (Б,б)абушка, (В,в)олга, (Г,г)ород, (М,м)етро, (Л,л)андыш, (К,к)атерина, (К,к)аменск-(У,у)ральский, (О,о)рлова, (Д,д)евочка, (Д,д)митриевна, (М,м)артынов.

2. Составь и запиши предложение с двумя собственными именами существительными.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:

А Задание базового уровня

В Задание повышенного уровня

Задание 1.

«4» - работа выполнена без ошибок:

  1. Все ошибки в словах исправлены.

  2. Все имена собственные выписаны верно.

«3» - допущены 1-2 ошибки

«2» - допущены 3 и более ошибок


Задание 2.

«4» - без ошибок

«3» - 1-2 ошибки

«2» - 3 и более ошибок


Задание 1.

«5» - работа выполнена без ошибок:

  1. Выбрана нужная буква в каждом слове.

  2. Все имена собственные выписаны верно.

«4» - допущены 1-2 ошибки

«3» - допущены 3-4 ошибки

«2» - допущены 5 и более ошибок


Задание 2.

«5» - без ошибок

«4» -1-2 ошибки

«3» -3-4 ошибки

«2»» - 5 и более ошибок

VII. Рефлексия деятельности

Какие цели мы ставили в начале урока? Достигли ли мы целей?

Сегодня на уроке я узнал (открыл для себя) … научился … могу похвалить себя и одноклассников за ….

Домашнее задание: У. стр. 52, 53 правило учить, упр. № 90 или составить весёлый рассказ (5 - 6 предложений) на тему «Мой класс» и подчеркнуть в нём имена собственные.