СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по теме "Морфемика. Орфография" 5 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по теме "Морфемика. Орфография" 5 класс»

Тема урока: «Морфемика. Орфография»



Цели и задачи:

Цели: закрепить и обобщить знания, полученные по теме «Морфемика»; развивать навыки монологической речи, самостоятельной работы; формировать навыки самоконтроля, рефлексии.

Планируемые результаты:

Личностные: формирование положительного отношения к уроку, следование в поведении моральным и этическим требованиям.

Предметные

Образовательные: введение в отработку правил написания различных морфем.

Развивающие: развивать память, речь, мышление, внимание, умение сравнивать и обобщать; развивать орфографическую зоркость и речь.

Воспитательные: содействовать привитию чувства любви и интереса к русскому языку; воспитание ценностного отношения к слову; повысить мотивацию учебной деятельности за счёт нестандартной формы урока.

Метапредметные.

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация собственного мнения, взаимодействие учащихся в парной работе, развитие уважения друг к другу.

Регулятивные: формировать умение формулировать тему урока, цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные: сформировать представление о морфемике, осознание важности знания морфем, умение выделять морфемы в слове.

Тип урока: повторительно-обобщающий урок.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, раздаточный дидактический материал для учащихся, планшеты.

Ход урока

  1. Организационный момент.

 Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть в хорошем настроении. Надеюсь, что наш урок пройдёт очень познавательно и интересно.

Ребята, к нам пришло одно необычное видеообращение, давайте его внимательно просмотрим.

Добрый день, ребята! Я, Почемучкин, работаю журналистом в детском журнале «Хочу всё знать». В этом месяце я решил написать заметку об одном интересном городке, но информации о нём у меня недостаточно, а времени её добывать нет, поэтому мне нужны помощники. Один я не справлюсь. Сильно надеюсь на вашу помощь. Заранее спасибо. Ваш Почемучкин.

Итак, ребята, поможем Почемучкину? Так вот, сегодня вам предстоит побывать на уроке в роли помощников журналиста. Я сейчас попрошу вас всех подойти к столу и взять ручки и блокноты для работы. Обратите внимание на цвет выбранного вами блокнота. По этим цветам разделитесь на 3 группы. Прошу занять свои места. 3 минуты


  1. Мотивация учебной деятельности. Постановка цели и задач урока.

Ребята, а вы знаете, кто такие журналисты? Чтобы точно выяснить , кто такие журналисты, обратимся к различным источникам.

1 группа обращается к словарю С.И. Ожегова

2 группа – к Алисе

3 группа – обратиться к жюри.

Полученную информацию запишите в свои блокноты. На работу вам 2 минуты.

Проафишируйте собранную информацию 3 минуты.


Что попросил сделать Почемучкин? Что же это за город? Узнаем, выполнив следующее задание: разгадайте анаграмму (Морфемоград).

Какое однокоренное слово можно подобрать к названию нашего города? Что вы знаете о морфемике? Что она изучает? Предположите, какова тема урока? Новая она для вас? Какие цели мы поставим на сегодня?

  1. Повторить материал по теме «Морфемика»

  2. Повторить морфемный разбор слова.

  3. Закрепить навыки правописания корней с чередующимися гласными и о,ё после шипящих. 2 минуты

Уважаемые помощники, вы не просто собираете информацию, но и зарабатываете себе бонусы, которые будете записывать в оценочные листы, лежащие перед каждым из вас.

Актуализация знаний. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности на основном этапе урока.

Вы, наверняка знаете, что прежде чем отправиться в какое-то местечко, необходимо сначала вспомнить его законы и порядки. Обратитесь к конверту на парте с надписью «Дырки в письме». Откройте конверт и возьмите каждый по заданию. Ваша задача- заполнить пропуски. На работу вам 2 минуты. Осуществим в группе взаимопроверку.

По количеству правильных ответов выставляете в оценочном листе количество бонусов.

  1. Снег, снеговик, подснежник, снежный – это_________________(однокоренные слова)

  2. Снеговик, снеговики, снеговиком – это_________________(форма слова)

  3. В __________заключено лексическое значение однокоренных слов (корне)

  4. ________________образует формы слова (окончание)

  5. Основа слова – это часть слова без ____________(окончания)

  6. Суффикс и приставка служат для _____________(образования слов) 3 минуты


Дорогие журналисты, зная законы городка, мы отправляемся в путь по Морфемограду. И вот мы попадаем на улицу Морфем. Кого же мы на ней встретим? Давайте узнаем. Перед вам слова, разбитые по морфемам. Все ли они разобраны правильно? (без-гра-нич-ный, пре-красн-ый, с-лез-инк-а, без-грамот-н-ая, ус-меш-к-а). Исправим ошибки. Обратимся к следующему конверту с надписью «Логическая цепочка». Каждый возьмите по заданию и выполните его. На работу вам 2 минуты. Осуществим проверку между командами по часовой стрелке. 2 бонуса- без ошибок, 1 бонус- 1 ошибка. Не забываем бонусы занести в лист оценивания. 4 минуты

  1. Закрепление знаний и способов действий.

Скажите, а для чего мы изучаем морфемы и морфемный состав слов (от морфемного состава зависит большинство орфографических правил).

Составь текст правила из набора слов

  1. Корень, шипящие, ударение, исключение

  2. Корень, буква ж, буква г, чередование

  3. Корень, есть ст, щ, слова - исключения


Продвигаемся дальше и попадаем на берег реки Шипящей. 1 и 2 группа обращается к конверту с надписью «Угадай меня» и выходит для выполнения задания к доске. 3 группа выходит к экрану. Суть задания: под каждой картинкой подписать то, что на ней изображено.(шорты, щётка, жёлтый, расчёска, причёска, чёрт, крыжовник, жёлудь, пчёлы, шов, обжора, капюшон) Какую общую орфограмму все эти слова имеют? Обозначьте морфему с орфограммой. За каждое правильно написанное слово по 1 бонусу. Всего 4 картинки. 4 минуты


Ребята, отправляемся в переулок Чередований. Здесь жители Морфемграда нам оставили письмо. Загвоздка в том, что в этом письме имеются орфографические ошибки, которые вы должны будете устранить. Каждый из вас в свои блокнотики должен выписать слова с ошибками уже в исправленном виде. На работу вам 2 минуты.

«Дорогой друг! У нас проблемы! Садоводик и Огородик поругались и не хотят в огороде работать. А в огороде вырасли помидоры, надо их собирать. Дорожки позаростали бурьяном. Мы предлогали помощь, а они отказываются от неё. В бочке с водой одна тина да водоросли. Садоводик лишь на печи лежит да песни предлагает слагать. Огородик тоже не хочет руки свои к делу прилажить. Вот такие дела.»

Оцените сами себя. За каждое правильно выписанное слово 1 бонус (всего 5 бонусов) 4 минуты

  1. Этап обобщения и систематизации знаний.

Мы посетили улицу Морфем, реку Шипящую и переулок Чередований. Сейчас проверим, что вы запомнили о Морфемограде. Возьмем в руки планшеты и пройдём онлайн тест. Не забываем свои бонусы занести в оценочный лист. 5 минут

Ну что, уважаемые журналисты, вот мы и побывали в Морфемограде. Путь оказался довольно познавательным и интересным, несмотря на небольшие трудности, с которыми мы столкнулись. Давайте сейчас выполним просьбу Почемучкина и оформим материал для журнала. Пусть и другие ребята благодаря вам познакомятся с эти удивительным городом. Сделаем мы это с помощью небольшого проекта. У вас на столе последний конверт с необходимым материалом, который вам сейчас нужно будет оформить на данном каждой группе листе-пазле. Время на работу вам 5 минут

(затем все листы –пазлы скрепляются в один общий пазл, который потом можно будет использовать в качестве наглядного материала)



  1. Домашнее задание.

В конверте с надписью «Домашнее задание» возьмите каждый карточку с заданиями и выберите одно наиболее понравившееся для выполнения.

  1. Подведение итогов. Рефлексия.

Сейчас я вас попрошу суммировать все свои бонусы и перевести в оценку.

Ну и чтобы выделить лучших журналистов попрошу ребят каждой группы суммировать все результаты в один общий результат. Поаплодируем лучшим журналистам.

Своё ощущение от урока можете оставить благодаря вот этим весёлым морфенятам.

Я искренне благодарю вас и желаю быть успешными! Спасибо за урок!


































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!