Урок геометрии
Класс :7
Учебник: Л.С.Атанасян
Тема урока: «Прямоугольный треугольник»
Цель урока: Совершенствовать навыки решения задач на применение свойств прямоугольного треугольника.
Задачи:
обучающая - формировать знание свойств прямоугольного треугольника, уметь применять свойства при решении задач базового уровня;
развивающая - развивать математическую речь, вычислительные навыки, навыки самоконтроля;
воспитательная - воспитывать внимание, умение работать самостоятельно, развить у учащихся потребность в самовыражении через различные виды работ.
Тип урока: обобщение и систематизация
Планируемые результаты обучения:
1) предметные: учащиеся научатся применять свойства прямоугольных треугольников и применять их на практике в решении текстовых задач, решать задачи по готовым чертежам.
2) метапредметные:
-регулятивные УУД: развивать умение ставить перед собой цель - целеполагание; планировать свою работу - планирование; уметь контролировать и оценивать собственную деятельность и деятельность своих товарищей;
-коммуникативные УУД: умение работать в парах и группе, обсуждать свойства прямоугольных треугольников;
-познавательные УУД: формировать навыки синтеза и анализа информации, формирование логического мышления, умения работать с информацией;
-личностные УУД: формировать мотивацию, осознание смысла учения и личной ответственности за будущий результат; уметь адекватно реагировать на трудности и не бояться сделать ошибку.
Методы и приемы:
По способу приобретенных знаний - словесные, наглядные, практические.
По уровню познавательной активности - частично-поисковый, (интерактивный), проверка уровня теоретических знаний, решение познавательных задач.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Форма организации деятельности детей: умение слушать, строить обсуждение, высказывать мысль, вопрос, дополнение.
Образовательные ресурсы: компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал.
Ход урока:
1. Организационный момент
Хочу начать урок с высказывания
А. С. Пушкин сказал: «Вдохновение нужно в геометрии, как и в поэзии». Как вы думаете, почему именно эти слова я использую в начале урока? Ребята высказывают свои предположения.
У вас на столе лежат оценочные листы учащихся. Заполните ФИО. И каждый свой ответ отмечайте и оценивайте в данном листе.
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
Сегодня на уроке мы повторим и закрепим основные понятия и свойства прямоугольных треугольников.
3. Актуализация знаний
1. Составление кластера на доске и в тетради.
2. ВОПРОС – ОТВЕТ – (билеты – работа устно – Приложение 1)
-
Что такое треугольник?
-
Какой треугольник называется прямоугольным?
-
Назовите виды треугольников.
-
Как называются стороны прямоугольного треугольника?
-
Что вы знаете про гипотенузу?
-
Какой угол называется внешним углом треугольника?
-
Сформулируйте первое свойство прямоугольного треугольника.
-
Сформулируйте второе свойство прямоугольного треугольника.
-
Сформулируйте третье свойство прямоугольного треугольника.
-
Какие существуют признаки равенства прямоугольных треугольников?
-
Почему гипотенуза самая длинная сторона прямоугольного треугольника?
4. Применение прямоугольных треугольников в жизни человека.
«А знаете ли вы? Интересные факты, связанные с прямоугольными треугольниками». (проверка домашнего задания, работа учащихся по группам). Использование проектора, презентации, модели.
1. Как в старину строили прямоугольный треугольник (модель)
Знаете ли вы, как в старину строили прямоугольный треугольник? (слайд 5)
На веревке делали метки, делящие ее на 12 равных частей, связывали ее концы и растягивали по земле с помощью кольев в виде треугольника со сторонами 3, 4,и 5. Это единственный прямоугольный треугольник, у которого стороны идут последовательно. Называют его Пифагоровым треугольником. Тогда угол между сторонами, равными 3 и 4 оказывался прямым, построенный натяжением такого шнура, с весьма высокой точностью оказывался прямоугольным и сами шнуры-катеты являлись направляющими для кладки прямого угла сооружения. Египетский треугольник с соотношением сторон 3:4:5 активно применялся для построения прямых углов землемерами и архитекторами.
Мозговой штурм:
Учащиеся пробуют построить прямоугольный треугольник с помощью веревки на доске.
2. История солдатского треугольника (изготовление фронтового треугольника) (слайд 7)
Главным средством связи в годы Великой Отечественной войны была почта. Это сегодня мы, молодое поколение с трудом понимаем, как жили наши бабушки и дедушки без смартфонов, мобильных телефонов и планшетов. Письма стали главной связующей нитью между тылом и фронтом. Письмо из дома было настоящим праздником для бойцов, и прибытие почты для многих фронтовиков было важнее прибытия полевой кухни.
Фронтовое письмо – это простой лист бумаги, сложенный особым образом. Обычный прямоугольный лист сворачивали треугольником, а оставшуюся полоску бумаги вставляли внутрь. На фронтовые письма не клеили марок, их не заклеивали, так как было известно, что перед тем, как они попадут к родным и близким, их обязательно прочтет военная цензура (в условиях большой войны такой орган был необходим). На наружной стороне треугольника писали адрес и оставляли чистое место для отметок почтовых служб. Дефицитом на фронте были и чистые листы бумаги, поэтому писали на всем, что имело чистую поверхность: на бланках документов, обрывках плакатов и даже на обрывках упаковок для еды.
Выполним своими руками фронтовое письмо и напишите дома послание ветеранам или воинам РФ на Украине.
Наш народ- победитель ВО войны, спаситель всего мира от фашистов! Помните об этом, гордитесь своими предками и будьте достойны их памяти!
Тот, кто сегодня помнит прошлое своей страны, достоин будущего.
Физкультминутка
Для разминки из-за парт
Поднимаемся. На старт!
Мы к плечам прижали руки,
Начинаем их вращать.
Прочь, усталость, лень и скука,
Будем мышцы разминать!
(Руки к плечам, вращение вперёд и назад.)
А теперь покрутим шеей,
Это мы легко сумеем.
На одной ноге стою,
А другую подогну.
И теперь попеременно
Буду поднимать колени.
(По очереди поднимать согнутые в коленях
ноги как можно выше.)
Корпус вправо, корпус влево
Надо спинку нам размять.
Повороты будем делать
И руками помогать.
Отдохнули, посвежели
И за парты снова сели.
3. Решение задач по теме «Прямоугольный треугольник на ОГЭ»..
Задания по готовым чертежам (слайд 8-15)
Сделать чертеж в тетрадь и записать короткое решение за автором, который будет отвечать у доски.
5. Контроль знаний
Самостоятельная работа - Тест (дифференцированный Приложение 2/1, 2/2)
Проверочный тест по геометрии в 7 классе по теме «Прямоугольные треугольники»
5.Итог урока
Рефлексия учебной деятельности на уроке
-
-За что ты можешь похвалить себя на уроке?
-
Что тебе удалось на уроке?
-
Над чем еще нужно поработать?
-
Зачем нам нужен был этот урок?
С каким настроением ребята вы уходите с урока? Если с хорошим покажите с помощью пальцев прямой угол, с плохим- острый угол.
6.Домашнее задание:
Вариант 1
-
Угол при вершине равнобедренного треугольника равен 120°. Высота, проведённая к боковой стороне равна 11 см. Найдите основание этого треугольника.
-
Один из углов прямоугольного треугольника равен 60°, сумма гипотенузы и меньшего из катетов равны 15 см. Найдите гипотенузу.
Вариант 2.
1. Угол при вершине равнобедренного треугольника равен 120°. Высота, проведённая к боковой стороне равна 13 см. Найдите основание этого треугольника.
2. Один из углов прямоугольного треугольника равен 60°. Сумма гипотенузы и меньшего из катетов равны 21 см. Найдите гипотенузу.
P/S: если останется время – кроссворд (слайд 16 Приложение 3))
Билеты для устной работы Приложение 1
-
Что такое треугольник?
-
Какой треугольник называется прямоугольным?
-
Назовите виды треугольников.
-
Как называются стороны прямоугольного треугольника?
-
Что вы знаете про гипотенузу?
-
Какой угол называется внешним углом треугольника?
-
Сформулируйте первое свойство прямоугольного треугольника.
-
Сформулируйте второе свойство прямоугольного треугольника.
-
Сформулируйте третье свойство прямоугольного треугольника.
-
Какие существуют признаки равенства прямоугольных треугольников?
-
Почему гипотенуза самая длинная сторона прямоугольного треугольника?
Приложение 2/1
(для ОВЗ)
Приложение 2/2
Проверочный тест по геометрии в 7 классе по теме «Прямоугольные треугольники»
-
вариант.
1.В прямоугольном треугольнике сумма острых углов равна _____________________
2.В прямоугольном треугольнике если катет равен половине гипотенузы, то угол, лежащий против этого катета, равен_______________________________
3.
Подпишите на чертеже названия сторон прямоугольного треугольника.
4.Один из острых углов прямоугольного треугольника в 2 раза больше другого. Найдите острые углы этого треугольника _____________________
5.Один из углов прямоугольного треугольника на 18○ больше другого. Найти величины всех углов треугольника _____________________
6.Существует ли треугольник с двумя прямыми углами?______________________
7.Как называется сторона прямоугольного треугольника, лежащая против большего угла____________________
8.Если катеты одного прямоугольного треугольника соответственно равны катетом другого,то ____________________
9.В прямоугольном треугольнике один из острых углов равен 30○,а противолежащий ему катет равен 6см.Чему равна гипотенуза________________
10.Найти углы равнобедренного прямоугольного треугольника ________
11.Втреугольнике АВС угол С равен 90○,угол В равен 60○,СВ =6 см.
Чему равна сторона АВ____________
12. В треугольнике АВС угол С равен 90○ , АВ= 15см ,СВ=7,5см .
Чему равен угол В_______________
Проверочный тест по геометрии в 7 классе по теме «Прямоугольные треугольники»
-
вариант
-
В прямоугольном треугольнике катет _____________ гипотенузы
-
В прямоугольном треугольнике катет, лежащий против угла в 30○ , равен ________ гипотенузы
-
Гипотенуза
Подпишите на чертеже названия сторон прямоугольного треугольника.
4.Один из острых углов прямоугольного треугольника в 5 раз меньше другого. Найдите острые углы этого треугольника _____________________
5.Один из углов прямоугольного треугольника на 36○ больше другого. Найти величины всех углов треугольника _____________________
6. В прямоугольном треугольнике острые углы всегда равны __________________
7.Как называется сторона прямоугольного треугольника, лежащая против острого угла____________________
8.Если гипотенуза и катет одного прямоугольного треугольника соответственно равны гипотенузе и катету другого, то ______________________
9.В прямоугольном треугольнике один из острых углов 60○ , а гипотенуза равна 24 см. Найти катет треугольника , противолежащего другому острому углу __________________
10. В неравнобедренном прямоугольном треугольнике один острый угол равен 50○ , а другой _____________________
11.В треугольнике АВС угол С равен 90○,угол В равен 60○,АВ =10 см.
Чему равна сторона ВС____________
12. В треугольнике АВС угол С равен 90○ , АВ= 18см ,АС=9 см .
Чему равен угол А__________________
Ответы:
№ вопроса | ВАРИАНТ 1 | ВАРИАНТ 2 |
1 | 90○ | меньше |
2 | 30○ | половине |
3 | гипотенуза, катет | катет , гипотенуза |
4 | 60○ ; 30○ | 15○ ; 75○ |
5 | 36○ ; 54○; 90○ | 27○ ; 63○ |
6 | нет | нет |
7 | гипотенуза | катет |
8 | треугольники равны | треугольники равны |
9 | 12см | 12 см |
10 | 45○ ; 45○ | 40○ |
11 | 12 см | 5см |
12 | 60○ | 60○ |
Рекомендуемая шкала перевода баллов в отметку :
Баллы | 0-3 | 4-7 | 8-10 | 11-12 |
Отметка | 2 | 3 | 4 | 5 |
| | | | |
Приложение 3
Разгадать кроссворд (устанавливается знание теории). Ключевое слово - древнегреческий ученый (слайд 16)
-
Равенство двух отношений
-
Отрезок, соединяющий вершину треугольника с серединой противоположной стороны
-
Древнегреческий ученый, живший в 6 веке до н.э.
-
Сторона прямоугольного треугольника
-
Какая сторона лежит против прямого угла
-
Перпендикуляр, опущенный из вершины треугольника к прямой, содержащей противоположную сторону
-
Треугольник с прямым углом
Разгадали кроссворд. Получили слово- Пифагор. Какой вклад внес Пифагор в историю геометрии мы узнаем чуть позже.