МАОУ «Саган – Нурская СОШ»
Открытый урок
по русскому языку в 4 «А» классе
по теме «Глагол»
Выполнила: учитель
начальных классов
Козлова Т.В.
Тема урока: «Повторение по теме «Глагол»
Подготовила: учитель начальных классов I квалификационной категории Козлова Т.В.
Используемые технологии: работа в парах, дифференцированная, здоровьесберегающая.Организационная информация |
Методическая информация. |
Тип урока | Урок – обобщения |
Цель урока | Обобщить все полученные знания о глаголе как части речи, о грамматических признаках глагола, правописании безударных личных окончаний глагола. |
Задачи урока | Формировать умение правильно обосновывать написание безударных личных окончаний глаголов, распознавать спряжение глаголов. Развивать речь, орфографическую зоркость, внимание и мышление учащихся. Активизировать словарный запас. Воспитывать самостоятельность, творческую активность, взаимопомощь, доброжелательное отношение друг к другу. |
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/ приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока | Актуализируют теоретические знания о глаголе; Закрепят умения правильно писать безударное личное окончание глагола; Повторят глаголы-исключения; Приобретут умения работать в паре |
Необходимое оборудование | Компьютер, проектор; индивидуальные раздаточные карточки. |
План урока
Время | Ход урока | Формы и методы работы | Формирование УУД |
1 мин | 1 Оргмомент | | |
3мин | 2 .Введение в тему | Работа с таблицей Создание ситуации успеха | Личностные УУД Действие смыслообразования Мотивация учения |
1 мин | 3.Постановка темы и целей | Наглядный, использование ИКТ | Регулятивные УУД Постановка целей урока на основе известных и усвоенных знаний |
3 мин | 4.Минутка чистописания | Самостоятельная работа Использование ИКТ | Регулятивные УУД Контроль за аккуратностью выполнения задания |
5 мин | 5. Актуализация знаний. а) теоретическая минутка. б) повторение | Фронтальная работа Вывод Дифференциация по степени самостоятельности Использование ИКТ | Логические учебные действия, построение цепи рассуждений Контроль и оценка результатов деятельности |
5 мин | 6.Словарная работа | Использование ИКТ | Познавательные УУД Поиск информации |
30 сек. Физминутка на снятие напряжения с глаз. ( Здоровьесберегающие технологии) |
10мин | 7. Работа по теме урока: б) наблюдение над орфограммой в) закрепление | Работа в парах Дифференциация по степени самостоятельности. | Коммуникативные УУД Развитие учебного сотрудничества Познавательные УУД Логические универсальные действия – классификация |
1мин | Физминутка ( Здоровьесберегающие технологии) |
7 мин | 8. Определение времени глаголов | Коллективная работа Работа в тетради Эмоциональный настрой | Познавательные УУД Построение речевого высказывания Личностные УУД Регулятивные УУД |
3 мин | 10. Работа по карточкам. | Самостоятельная работа | Регулятивные УУД |
4 мин | 11. Итоги урока | Фронтальная работа | Личностные УУД |
1мин | 12. Домашнее задание | Беседа с обучающимися | Регулятивные УУД |
Ход урока.
Оргмомент.
Здравствуйте, уважаемые гости.
Ребята, возьмите карандаш - красный, желтый, синий, зеленый или черный. Выберите тот, который соответствует вашему эмоциональному настроению именно сейчас. Нарисуйте на полях кружочек выбранным карандашом. Спасибо!
2.Введение в тему
-Ваше первое задание: расшифровать тему нашего урока.
-Определим тему, убрав буквы, которые обозначают глухие согласные звуки:
-Какое слово получилось? Глагол
Учитель называет слова: спинки, тетради и ручки, парты, улыбку.
— Вы меня поняли? (Нет)
Учитель продолжает: выпрямили, приготовили, сядьте, подарите.
-А теперь вы меня поняли? (Да)
— Какова же роль глаголов в речи? (Они делают нашу речь ясной, понятной, богатой.)
- Как вы объясните данную пословицу?
Кто (не) стыдится спрашивать, узнает многое.
«Если человек что-то хочет узнать или чего-то не знает, это не стыдно, главное, чтобы было желание учиться, узнавать» — обобщает ответы детей учитель
Глаголы, не употребляемые без НЕ.
Я хочу рассказать вам сказку.
Гордую и упрямую частицу НЕ полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил: «Люблю», — а она ему: «Не люблю». Он признавался: "Верю«,- а она ему: «Не верю».... Частица НЕ никогда не подходила к Глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды НЕ и говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что мы не можем жить друг без друга».
Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям и учебникам. Когда же он возвратился к своей любимой, она как обычно отскочила от него с криком: «Негодую! Ненавижу!».
И вдруг замерла от неожиданности, оказавшись в объятиях Глагола. Так Глагол доказал, что в некоторых случаях не только он, но и сама частица НЕ жить друг без друга не могут.
На доске появляются слова: негодовать, ненавидеть, неволить.
— Как вы думаете, почему в этих словах НЕ написано слитно?
Эти слова не существуют без НЕ. НЕ здесь не частица, она входит в корень.
— Значение каких слов вам не понятно?
Негодовать — испытывать крайнее недовольство, возмущаться.
Ненавидеть — испытывать неприязнь к кому-нибудь, чему-нибудь.
Неволить- принуждать, заставлять делать что-нибудь.
— Что же для себя нового должны уяснить? (Некоторые глаголы без НЕ не употребляются и являются частью корня.)
3.Постановка целей и задач
Сегодня на уроке мы непросто будем вспоминать о глаголе, а выясним, что знаем об этой части речи.
4. Минутка чистописания.
Выберите букву правильного ответа. (читает вопросы учитель)
Глагол - это в) часть речи; г) член предложения.
2. Глагол обозначает:
д) предмет; е) действие предмета; ж) признак предмета.
3.Глаголы отвечают на вопросы:
о) Что? Кто? п) Кому? Откуда? р) Что делать? Что сделать?
4.Каким членом предложения является?
л) подлежащим; м) дополнением; н) сказуемым.
5. Как изменяется глагол?
о) по числам п) по падежам
Обратите внимание на наклон, высоту, ширину букв. Пропишите.
Прочитайте буквы, которые вы написали. Какое слово получилось? (Верно)
Разделимся на две команды
Первая команда изменение по лицам и числам - спряжение
Вторая команда изменение родам – склонение
Игра светофор если «ДА» - зеленый цвет, если «НЕТ» _ красный цвет
а) Глагол обозначает действие предмета.
б) Все глаголы изменяются по числам.
в) Все глаголы изменяются по родам.
г) Глагол изменяется по временам.
д) Глагол в настоящем и будущем времени склоняется.
е) Спряжение- это изменение глагола по лицам и числам.
ж) У глагола 3 спряжения.
з) Глагол в начальной форме отвечает на вопросы: «Что делать? Что сделать?».
и) Перед глаголом никогда не бывает предлогов.
Найди лишний глагол.
Пишем, вяжем, стираем, ДРУЖИМ.
Строим, клеим, говорим, ОТВЕЧАЕМ.
МОЛЧАТ, посеют, думают, живут.
Украшает, ТРАТИТ, рисует, поют.
Образуйте от данных слов глаголы неопределённой формы и определите спряжение (Команда задает команде):
обед, завтрак
стук черный,
белый зима,
красный, звон
блеск, вечер
беседа, свобода,
победа. Марш
«Кто быстрее»
Распределите глаголы по временам (каждый участник команды выбегает и приклеивает слово в нужный столбик)
Клеил, строил, верил, упадет ,начнет, бросит, слышит, видит, смотрит, таяла, сеяли, сияло, сушишь, крошишь, топчешь, заплатим, заплачешь, подежурим, работает, сидит, молчит , наберут , найдут, будут, цвести
Фиминутка «Пожелание» (Пожелайте друг другу чего нибудь, только глаголами)
Живи улыбайся мечтай играй люби не плачь не болей спи отдыхай думай и т.д.
Задание №1. Выписать глаголы и вставить пропущенные буквы, указать спряжение.
На час отстан.шь – за день не догон.шь.
И сам тон.т, и других топ.т.
Задание №2. Выписать пословицу, в которой встречаются глаголы в настоящем времени.
Терпение и труд всё перетрут.
Раз солгал – навсегда лгуном стал.
Труд кормит, а лень портит.
Рефлексия
Было интересно…
Было трудно…
Я понял…
Меня удивило…
Мне захотелось…
Теперь я могу…