СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по теме конституция 6 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Это разработка урока по обществознанию для 6 класса по теме "Конституция - Основной закон государства". Для открытого урока в 6 классе, по учебнику А.И.Кравченко.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по теме конституция 6 класс»

Автор: Юсупов Рустам Романович,

Учитель истории и обществознания МБОУ «Брагунская СШ»


Тема: Конституция – Основной закон государства.

Тип: изучение нового материала.

Цель: ознакомление с Конституцией РФ, формирование гражданской позиции учащихся.

Задачи:

  1. Развивающие: способствование развитию критического мышления учащихся, развитие ИКТ - компетенции, развитие коммуникативной компетенции, развитие навыков работы в группе;

  2. Воспитательные: воспитание уважения к обществоведческим наукам, воспитание патриотизма и формирование гражданской позиции, воспитание толерантности;

  3. Образовательные: получение новых знаний, закрепление уже имеющихся, систематизация знаний в рамках курса предмета «Обществознание».

Оборудование: компьютер учителя, проектор, интерактивная доска, оптические мышки, USB – разветвители.


Структура урока:

  1. Организационное начало – 2 мин.;

  2. Актуализация знаний и мотивация к учебной деятельности – 5 мин.;

  3. Изучение нового материала – 20 мин.;

  4. Закрепление изученного материала – 6 мин.;

  5. Рефлексия – 3 мин.

  6. Информация о д/з и подведение итогов урока – 4 мин.

План изучения нового материала:

  1. История развития Конституции в России – 3 мин.;

  2. Изучение основных положений 2 главы Конституции РФ от 12.12.1993г. – 13 мин.;

  3. Изучение преамбулы к Конституции РФ от 12.12.1993г. – 4 мин.;


  1. Орг. Начало -2 мин.

Учитель приветствует класс, знакомится с учащимися.

  1. Актуализация знаний и мотивация к учебной деятельности – 5 мин.

Разговор с учащимися (технология проблемного обучения Е. Мельниковой, прием диалог подводящий)

  1. Ребята, скажите, пожалуйста, почему вы пришли сегодня в школу? (абсолютно свободные ответы)

  2. Почему вы пришли именно к 13.00? (различные ответы, ключевое слово – «расписание»)

  3. Что такое расписание? (ответы учащихся)

Вывод учителя: расписание – это правило.

4. А что будет, если нарушить это правило? (ответы – наказание)

В юриспруденции это называется юридическая ответственность.

Правила, за нарушение которых наступает юридическая ответственность называется право.

Право всегда выражается в письменной форме, которая называется нормативно-правовой акт. Такими актами считаются законы, указы, постановления.

  1. А кто принимает законы? (ответы учащихся – депутаты, политики)

Законы принимаются Федеральным собранием, состоящим из палат – Совета Федерации и Гос. думы. Исполнение законов контролирует правительство РФ.

  1. А как вы думаете, на основе чего принимаются законы? (свободные ответы учащихся)

  2. Могут ли депутаты просто выдумать законы?(ответы – нет, они должны чего то придерживаться, главного закона)

Совершенно верно, есть главный закон, которому не должны противоречить подзаконные акты и законы. Такой закон называется Конституция.

(Слайд – 3 определения К)

Формулировка темы урока: Конституция – Основной закон государства.

Ребята, откройте информационные карты, назовите тему урока.

Вашему вниманию представлена таблица ЗХУ (технология развития критического мышления).

Заполните первый столбец, что вы знаете о Конституции.

Скажите, пожалуйста, а что можно еще о ней узнать? Заполните 2 столбец.


  1. Изучение нового материала – 20 мин.

  1. История развития Конституции в России.

Рассказ учителя (традиционная технология).

В России Конституция появилась в ХХ веке. До этого законы издавали монархи – князья, цари, императоры. О них мы узнаем на уроках истории. В 1917 году монархия была свергнута и власть перешла к Временному правительству, а потом к Советам рабочих и крестьянских депутатов. В 1918 году была принята первая Конституция РСФСР – Российской Советской Федеративной Социалистической Республики. Она закрепила власть рабочих. В ней были слова «Не трудящийся да не ест!». В 1922 году было создано новое государство путем объединения нескольких свободных республик, которое получило название СССР – Союз Советских Социалистических Республик. В 1924 году была издана Конституция СССР. Следующая Конституция СССР появилась в 1936 году, в этой Конституции появились права и обязанности граждан, гарантировалась пенсия по старости, право на отдых и другие. В 1977 году была принята следующая Конституция СССР. В ней были закреплены более широкие права и свободы граждан, в том числе на бесплатное образование всех видов.

Современная Конституция РФ была принята после распада Советского союза 12 декабря 1993 года. В этот день в стране состоялся референдум.

- Помните, что это такое?

Референдум – всенародное голосование, на котором российский народ одобрил новую Конституцию, и она стала Основным законом. Наша Конституция провозглашает человека и его права высшей ценностью, а источником власти был объявлен многонациональный народ России.

- Как вы думаете, что это означает?

Действительно, государство не может принимать важнейшие решения без мнения народа – это главный принцип демократического государства, каким является РФ. Давайте вспомним из курса истории 5 класса, что такое демократия?

  1. Изучение основных положений 2 главы Конституции РФ от 12.12.1993г. – 13 мин.

- Итак, ребята, сегодня мы будем знакомиться с содержанием нашего Основного закона страны. Для этого я вручаю вам кейсы. Посмотрите, что находится в них.

Верно, это Конституция и задания по ознакомлению с ней. Так как урок нас ограничивает во времени, рассмотреть всю Конституцию, мы не успеем, поэтому я предлагаю, сегодня рассмотреть только 2 главу – «Права и свободы человека и гражданина».

Работать вы будете в группах, можете разделить вопросы, можете решать все вместе, это ваш выбор.

Задание. Разобрать спорные ситуации, представленные в заданиях 1 и 2 (кейс – технология), найти во второй главе Конституции ответы на вопросы 3 – 7 (традиционная технология), записать рядом ответ и номер статьи, дающей ответ на поставленный вопрос. На эту работу вам предлагается 10 минут.

Самостоятельная работа в группах.

Уважаемые ребята, я хочу обратить ваше внимание на ст. 41, прочтите что в ней написано. (Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь). А как мы на уроке можем применить свое право на охрану здоровья? Верно, я вижу, вы подустали, предлагаю провести физкультминутку.

Физкультминутка.

Итак, давайте посмотрим, что же у вас получилось. Группы по очереди будут называть основные права и свободы граждан, о которых говорилось в заданиях, и записывать новые знания в 3 колонку таблицы ЗХУ (технология развития критического мышления).

  1. Изучение преамбулы к Конституции РФ от 12.12.1993г. – 4 мин.

Замечательно. А сейчас я попрошу вас вернуться к началу Основного закона государства. Текст, который расположен в самом начале Конституции называется преамбула, своего рода введение к закону. Давайте ее прочитаем. Скажите, пожалуйста, что значит «многонациональный народ»? (технология проблемного обучения «диалог подводящий»). (Учащиеся высказывают свое мнение).

Многонациональный народ – единый народ с множеством национальностей в нем.

Демонстрация видеоролика. (ИКТ – технология).

Вы согласны с Президентом?

Спасибо, молодцы, ребята, мы познакомились с историей развития Конституции в России, изучили 2 главу и преамбулу к ней. Сейчас я предлагаю немного поиграть и при этом проверить, как вы усвоили новый материал.

  1. Закрепление изученного материала – 6 мин.

Вопросы.

  • Лягушка из сказки В.Гаршина "Лягушка-путешественница" отправилась в путешествие, воспользовавшись своим правом на ... (свободное передвижение).

  • Буратино, схватив крысу Шушару за хвост, нарушил её право на : (личную неприкосновенность).

  • Полицейский из сказки А.Толстого "Золотой ключик", силой ворвавшись в каморку папы Карло, нарушил его право на : (неприкосновенность жилища).

  • Балда из сказки А.С.Пушкина "Сказка о попе и его работнике Балде", нанявшись на работу к попу, воспользовался своим правом на ... (труд).

  • Царевич Иван из сказки "Иван-царевич и серый волк", украв Жар-птицу у царя Берендея, нарушил его право на : (владение имуществом).

  • В сказке "Иван-царевич и серый волк" братья убили Ивана, нарушив его право на: (личную неприкосновенность, или жизнь).


  1. Рефлексия – 3 мин.

Вы все большие молодцы, мы на славу потрудились сегодня. Скажите, пожалуйста, вам было интересно на уроке?

Что понравилось?

Что не понравилось?

Чему научились?

Есть ли у вас вопросы ко мне, может что-то осталось не понятным для вас?


  1. Информация о д/з и подведение итогов урока – 4 мин.

Учитель подводит итоги урока.

Информация о д/з.

В качестве домашнего задания предлагается творческая работа в трех вариантах.

  1. Выполнить задания по типу представленных на уроке дома.

  2. Составить статью о Конституции РФ для иностранного СМИ.

  3. Составить Конституцию своего класса.

Учащиеся сами выбирают для себя тип задания в соответствии со своими способностями.






Приложение 1.

Кейсы

Задания для 1 группы.

  1. Ученик 6 класса Ваня отобрал у одноклассницы Наташи сотовый телефон, прочитал все ее сообщения и рассказал их содержание всему классу. Наташа очень сильно расстроилась и плакала. Правильно ли поступил Ваня? Что по этому поводу говорит Конституция? (смотреть ст. 20, 21, 22, 23, 24, 25 там найдете ответ)

Ответ:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. В сказке Дж. Родари «Чиполино» сеньор Помидор самовольно отобрал у Тыквы домик. Имел ли сеньор право так делать? (смотреть ст. 40, 41, 42, 43, 45)

Ответ:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Гарантируется ли в РФ государственная защита прав и свобод человека и гражданина?

Ответ: да/нет (нужное подчеркнуть), статья № _______

  1. Гарантируется ли каждому судебная защита?

Ответ: да/нет (нужное подчеркнуть), статья № _______

  1. С какого момента человеку принадлежат его основные права и свободы?

Ответ: _______________ статья №_______



















Задания для 2 группы.

  1. Ученик 5 класса Николай регулярно бросает битые бутылки в озеро, мешок с мусором из дома выбрасывает в окно, фантики от конфет и жвачек бросает мимо урны. Правильно ли себя ведет Николай? Что по этому поводу говорит Конституция?

(смотреть ст. 41, 42, 45, 55, 58)

Ответ:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Ученик 10 класса Саша решил во время летних каникул подработать, чтобы купить новый велосипед. Он устроился на работу к частному предпринимателю продавцом мороженного. Ему предоставили место на солнцепеке, не дали ни палатки, ни зонтика; а также не разрешили уходить на обед и не предоставили выходных дней. Можно ли считать такие условия труда удобными? Прав ли частный предприниматель? Что по этому поводу говорит Конституция?

(смотреть ст. 36, 37, 38, 39, 40)

Ответ:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Права мужчины и женщины равны или нет?

Ответ: да/нет (нужное подчеркнуть), статья № _______

  1. Кто имеет право на образование в РФ?

Ответ: _______________ статья №_______

  1. Имеет ли право человек свободно передвигаться по территории РФ?

Ответ: да/нет (нужное подчеркнуть), статья № _______



















Приложение 2.

Информационная карта.

Тема: Конституция – Основной закон государства.

Знаю

Хочу узнать

Узнал

















































Приложение 3.

Домашнее задание.

Выполните 1 из 3 предложенных заданий на выбор.

1. Ответьте на вопросы:

1.Имеет ли Конституция РФ высшую юридическую силу? Могут ли какие-либо правовые акты противоречить Конституции РФ?

2.Принадлежат ли основные права и свободы человека каждому от рождения?

3.Назовите основные права и свободы, закрепленные в Конституции РФ.

4.Назовите основные обязанности гражданина РФ?

5.С какого возраста гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности?

2. Напишите сочинение о правах и обязанностях граждан, закрепленных в Конституции в форме статьи для иностранного СМИ.

3. Составьте Конституцию для своего класса.














Список использованной литературы:

  1. Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. – М., 2013г.;

  2. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993г.;



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!