Автор: Юсупов Рустам Романович,
Учитель истории и обществознания МБОУ «Брагунская СШ»
Тема: Конституция – Основной закон государства.
Тип: изучение нового материала.
Цель: ознакомление с Конституцией РФ, формирование гражданской позиции учащихся.
Задачи:
Развивающие: способствование развитию критического мышления учащихся, развитие ИКТ - компетенции, развитие коммуникативной компетенции, развитие навыков работы в группе;
Воспитательные: воспитание уважения к обществоведческим наукам, воспитание патриотизма и формирование гражданской позиции, воспитание толерантности;
Образовательные: получение новых знаний, закрепление уже имеющихся, систематизация знаний в рамках курса предмета «Обществознание».
Оборудование: компьютер учителя, проектор, интерактивная доска, оптические мышки, USB – разветвители.
Структура урока:
Организационное начало – 2 мин.;
Актуализация знаний и мотивация к учебной деятельности – 5 мин.;
Изучение нового материала – 20 мин.;
Закрепление изученного материала – 6 мин.;
Рефлексия – 3 мин.
Информация о д/з и подведение итогов урока – 4 мин.
План изучения нового материала:
История развития Конституции в России – 3 мин.;
Изучение основных положений 2 главы Конституции РФ от 12.12.1993г. – 13 мин.;
Изучение преамбулы к Конституции РФ от 12.12.1993г. – 4 мин.;
Орг. Начало -2 мин.
Учитель приветствует класс, знакомится с учащимися.
Актуализация знаний и мотивация к учебной деятельности – 5 мин.
Разговор с учащимися (технология проблемного обучения Е. Мельниковой, прием диалог подводящий)
Ребята, скажите, пожалуйста, почему вы пришли сегодня в школу? (абсолютно свободные ответы)
Почему вы пришли именно к 13.00? (различные ответы, ключевое слово – «расписание»)
Что такое расписание? (ответы учащихся)
Вывод учителя: расписание – это правило.
4. А что будет, если нарушить это правило? (ответы – наказание)
В юриспруденции это называется юридическая ответственность.
Правила, за нарушение которых наступает юридическая ответственность называется право.
Право всегда выражается в письменной форме, которая называется нормативно-правовой акт. Такими актами считаются законы, указы, постановления.
А кто принимает законы? (ответы учащихся – депутаты, политики)
Законы принимаются Федеральным собранием, состоящим из палат – Совета Федерации и Гос. думы. Исполнение законов контролирует правительство РФ.
А как вы думаете, на основе чего принимаются законы? (свободные ответы учащихся)
Могут ли депутаты просто выдумать законы?(ответы – нет, они должны чего то придерживаться, главного закона)
Совершенно верно, есть главный закон, которому не должны противоречить подзаконные акты и законы. Такой закон называется Конституция.
(Слайд – 3 определения К)
Формулировка темы урока: Конституция – Основной закон государства.
Ребята, откройте информационные карты, назовите тему урока.
Вашему вниманию представлена таблица ЗХУ (технология развития критического мышления).
Заполните первый столбец, что вы знаете о Конституции.
Скажите, пожалуйста, а что можно еще о ней узнать? Заполните 2 столбец.
Изучение нового материала – 20 мин.
История развития Конституции в России.
Рассказ учителя (традиционная технология).
В России Конституция появилась в ХХ веке. До этого законы издавали монархи – князья, цари, императоры. О них мы узнаем на уроках истории. В 1917 году монархия была свергнута и власть перешла к Временному правительству, а потом к Советам рабочих и крестьянских депутатов. В 1918 году была принята первая Конституция РСФСР – Российской Советской Федеративной Социалистической Республики. Она закрепила власть рабочих. В ней были слова «Не трудящийся да не ест!». В 1922 году было создано новое государство путем объединения нескольких свободных республик, которое получило название СССР – Союз Советских Социалистических Республик. В 1924 году была издана Конституция СССР. Следующая Конституция СССР появилась в 1936 году, в этой Конституции появились права и обязанности граждан, гарантировалась пенсия по старости, право на отдых и другие. В 1977 году была принята следующая Конституция СССР. В ней были закреплены более широкие права и свободы граждан, в том числе на бесплатное образование всех видов.
Современная Конституция РФ была принята после распада Советского союза 12 декабря 1993 года. В этот день в стране состоялся референдум.
- Помните, что это такое?
Референдум – всенародное голосование, на котором российский народ одобрил новую Конституцию, и она стала Основным законом. Наша Конституция провозглашает человека и его права высшей ценностью, а источником власти был объявлен многонациональный народ России.
- Как вы думаете, что это означает?
Действительно, государство не может принимать важнейшие решения без мнения народа – это главный принцип демократического государства, каким является РФ. Давайте вспомним из курса истории 5 класса, что такое демократия?
Изучение основных положений 2 главы Конституции РФ от 12.12.1993г. – 13 мин.
- Итак, ребята, сегодня мы будем знакомиться с содержанием нашего Основного закона страны. Для этого я вручаю вам кейсы. Посмотрите, что находится в них.
Верно, это Конституция и задания по ознакомлению с ней. Так как урок нас ограничивает во времени, рассмотреть всю Конституцию, мы не успеем, поэтому я предлагаю, сегодня рассмотреть только 2 главу – «Права и свободы человека и гражданина».
Работать вы будете в группах, можете разделить вопросы, можете решать все вместе, это ваш выбор.
Задание. Разобрать спорные ситуации, представленные в заданиях 1 и 2 (кейс – технология), найти во второй главе Конституции ответы на вопросы 3 – 7 (традиционная технология), записать рядом ответ и номер статьи, дающей ответ на поставленный вопрос. На эту работу вам предлагается 10 минут.
Самостоятельная работа в группах.
Уважаемые ребята, я хочу обратить ваше внимание на ст. 41, прочтите что в ней написано. (Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь). А как мы на уроке можем применить свое право на охрану здоровья? Верно, я вижу, вы подустали, предлагаю провести физкультминутку.
Физкультминутка.
Итак, давайте посмотрим, что же у вас получилось. Группы по очереди будут называть основные права и свободы граждан, о которых говорилось в заданиях, и записывать новые знания в 3 колонку таблицы ЗХУ (технология развития критического мышления).
Изучение преамбулы к Конституции РФ от 12.12.1993г. – 4 мин.
Замечательно. А сейчас я попрошу вас вернуться к началу Основного закона государства. Текст, который расположен в самом начале Конституции называется преамбула, своего рода введение к закону. Давайте ее прочитаем. Скажите, пожалуйста, что значит «многонациональный народ»? (технология проблемного обучения «диалог подводящий»). (Учащиеся высказывают свое мнение).
Многонациональный народ – единый народ с множеством национальностей в нем.
Демонстрация видеоролика. (ИКТ – технология).
Вы согласны с Президентом?
Спасибо, молодцы, ребята, мы познакомились с историей развития Конституции в России, изучили 2 главу и преамбулу к ней. Сейчас я предлагаю немного поиграть и при этом проверить, как вы усвоили новый материал.
Закрепление изученного материала – 6 мин.
Вопросы.
Лягушка из сказки В.Гаршина "Лягушка-путешественница" отправилась в путешествие, воспользовавшись своим правом на ... (свободное передвижение).
Буратино, схватив крысу Шушару за хвост, нарушил её право на : (личную неприкосновенность).
Полицейский из сказки А.Толстого "Золотой ключик", силой ворвавшись в каморку папы Карло, нарушил его право на : (неприкосновенность жилища).
Балда из сказки А.С.Пушкина "Сказка о попе и его работнике Балде", нанявшись на работу к попу, воспользовался своим правом на ... (труд).
Царевич Иван из сказки "Иван-царевич и серый волк", украв Жар-птицу у царя Берендея, нарушил его право на : (владение имуществом).
В сказке "Иван-царевич и серый волк" братья убили Ивана, нарушив его право на: (личную неприкосновенность, или жизнь).
Рефлексия – 3 мин.
Вы все большие молодцы, мы на славу потрудились сегодня. Скажите, пожалуйста, вам было интересно на уроке?
Что понравилось?
Что не понравилось?
Чему научились?
Есть ли у вас вопросы ко мне, может что-то осталось не понятным для вас?
Информация о д/з и подведение итогов урока – 4 мин.
Учитель подводит итоги урока.
Информация о д/з.
В качестве домашнего задания предлагается творческая работа в трех вариантах.
Выполнить задания по типу представленных на уроке дома.
Составить статью о Конституции РФ для иностранного СМИ.
Составить Конституцию своего класса.
Учащиеся сами выбирают для себя тип задания в соответствии со своими способностями.
Приложение 1.
Кейсы
Задания для 1 группы.
Ученик 6 класса Ваня отобрал у одноклассницы Наташи сотовый телефон, прочитал все ее сообщения и рассказал их содержание всему классу. Наташа очень сильно расстроилась и плакала. Правильно ли поступил Ваня? Что по этому поводу говорит Конституция? (смотреть ст. 20, 21, 22, 23, 24, 25 там найдете ответ)
Ответ:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В сказке Дж. Родари «Чиполино» сеньор Помидор самовольно отобрал у Тыквы домик. Имел ли сеньор право так делать? (смотреть ст. 40, 41, 42, 43, 45)
Ответ:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Гарантируется ли в РФ государственная защита прав и свобод человека и гражданина?
Ответ: да/нет (нужное подчеркнуть), статья № _______
Гарантируется ли каждому судебная защита?
Ответ: да/нет (нужное подчеркнуть), статья № _______
С какого момента человеку принадлежат его основные права и свободы?
Ответ: _______________ статья №_______
Задания для 2 группы.
Ученик 5 класса Николай регулярно бросает битые бутылки в озеро, мешок с мусором из дома выбрасывает в окно, фантики от конфет и жвачек бросает мимо урны. Правильно ли себя ведет Николай? Что по этому поводу говорит Конституция?
(смотреть ст. 41, 42, 45, 55, 58)
Ответ:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ученик 10 класса Саша решил во время летних каникул подработать, чтобы купить новый велосипед. Он устроился на работу к частному предпринимателю продавцом мороженного. Ему предоставили место на солнцепеке, не дали ни палатки, ни зонтика; а также не разрешили уходить на обед и не предоставили выходных дней. Можно ли считать такие условия труда удобными? Прав ли частный предприниматель? Что по этому поводу говорит Конституция?
(смотреть ст. 36, 37, 38, 39, 40)
Ответ:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Права мужчины и женщины равны или нет?
Ответ: да/нет (нужное подчеркнуть), статья № _______
Кто имеет право на образование в РФ?
Ответ: _______________ статья №_______
Имеет ли право человек свободно передвигаться по территории РФ?
Ответ: да/нет (нужное подчеркнуть), статья № _______
Приложение 2.
Информационная карта.
Тема: Конституция – Основной закон государства.
Приложение 3.
Домашнее задание.
Выполните 1 из 3 предложенных заданий на выбор.
1. Ответьте на вопросы:
1.Имеет ли Конституция РФ высшую юридическую силу? Могут ли какие-либо правовые акты противоречить Конституции РФ?
2.Принадлежат ли основные права и свободы человека каждому от рождения?
3.Назовите основные права и свободы, закрепленные в Конституции РФ.
4.Назовите основные обязанности гражданина РФ?
5.С какого возраста гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности?
2. Напишите сочинение о правах и обязанностях граждан, закрепленных в Конституции в форме статьи для иностранного СМИ.
3. Составьте Конституцию для своего класса.
Список использованной литературы:
Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. – М., 2013г.;
Конституция Российской Федерации от 12.12.1993г.;