Тема « Конституция РФ» 9 класс
Цель урока:
- помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость данной темы; воспитывать уважение к истории РФ и Основному Закону страны - Конституции РФ;
Задачи:
- организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению понятий: Конституция, Федеральное собрание, Совет Федераций, Государственная Дума, конституционные права и обязанности человека;
- создать условия по обеспечению у школьников умений анализировать, выделять главное в познавательном объекте;
- содействовать развитию у детей умений общаться, вести спор, уважать чужое мнение.
Тип учебного занятия: первичное закрепление новых знаний и способов
деятельности
Форма проведения: традиционный урок.
Методы: словесные, наглядные, работа с документами.
Орг момент
Актуализация знаний.
Я рада вас видеть на уроке на сегодняшнем уроке. Надеюсь, как всегда он пройдет плодотворно, во взаимопонимании и взаимоуважении. Итак, начнем наш урок.
Ребята, скажите пожалуйста, какими документы вы пользуетесь, когда необходимо удостоверить вашу личность? (паспорт, свидетельство о рождении)
Какую информацию можно извлечь из паспорта. (ФИО, год рождения, прописка, гражданство, семейное положение).
Скажите, а какой документ будет подтверждать ваше положение ученика? (дневник)
Как вы считаете, а у государства может быть подобный документ? (да, Конституция)
Совершенно верно, таким документом является Конституция. И тема сегодняшнего нашего урока «Конституция РФ». Запишите пожалуйста тему урока .
Изучение нового материала.
Самым важным документом для нашего государства, является Конституция. А с чем у вас ассоциируется это слово?
Давайте попробуем подобрать к нему ассоциации
Итак, КОНСТИТУЦИЯ – (от лат. constitution установление, устройство).
Конституция – Основной Закон государства
Что такое Конституция?
– Конституция /от лат. «устройство»/ основной закон страны, определяющий ее общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представительных органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан.
Конституция – это как бы договор между государством и его гражданами.
Конституция любой страны имеет высшую юридическую силу. Это означает следующее:
ее нормы выше любых других законов;
сами законы принимаются только теми органами и в том порядке, который установлен Конституцией.
Таким образом: Конституция оформляет юридически общественный договор граждан.
В нашей стране Конституция появилась только в ХХ веке.
Задание№ 1
Продолжите предложения:
1.Конституция с лат - …..
2.….-закон ….юридической ….
3.…, его … и … высшая ….
4.РФ есть …, федеративное, … государство с ……
5.Признание, … и защита …. - обязанность государства.
6.12 декабря 1993 год -…
ПРОВЕРЯЕМ
1.Конституция с лат - устройство
2.Конституция - закон высшей юридической силы.
3.Человек, его права и свободы высшая ценность.
4.РФ есть демократическое, федеративное, правовое государство с республиканской формой правления.
5.Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
6.12 декабря 1993 год- принятие Конституции РФ
Задание №2
Предлагаю вам обратиться к тексту Конституции РФ (работа с текстом) Проанализируйте данный документ.
Конституция РФ
Конституция РФ — не только сложный, но и достаточно большой политико-правовой документ: он состоит из краткой вступительной части (преамбулы) и двух разделов.
Преамбула – это вступительная, вводная часть.
В первом разделе содержатся все основные положение Конституции. В нем 9 глав, 137 статей.
Доказательством того, что народ принял Конституцию является первая строка преамбулы: «Мы – многонациональный народ…»
Почему не законодательный орган страны принял Конституцию, а все взрослое население. (это основной закон страны, по которому живет каждый, надо знать мнение всех)
Обратите внимание на ст. 3 Единственным источником власти является народ.
Конституционный строй (схема)
В первой главе Конституции РФ дается характеристика форме государства.
Но прежде, скажите что входит в понятие форма государства.
Какие бывают формы правления (Республика, монархия)
Какие бывают формы государственного устройства (унитарное, федерация, конфедерация)
Какие бывают формы правления политического режима (демократический, тоталитарный, авторитарный)
Работая в группах с главой 1 Конституции РФ ст. 1, 2, 3, 5 ч.1, 6 ч.2, 10, 11 ч.2, 13 ч.3, заполните схему форма государства, подтверждая правильность заполнения статьями Конституции. На работу 5 мин.
Итак, назовите форму нашего государства (республика)
Докажите статьями главы 1, что у нас республиканская форма правления. (ст. 1, 3)
Докажите статьями главы 1, что у нас федеративное государственное устройство. (ст. 1, 5, 11)
Россия состоит из равноправных субъектов федерации.
Пользуясь статьей 65 Конституции РФ назовите субъекты федерации.
Республики – 21
Края – 9
Области – 46
Города федерального подчинения – 2
Автономная область –1
Автономные округа – 4
Каждая республика имеет свою Конституцию, законодательство, остальные субъекты – Устав и законодательство
А в каком субъекте РФ мы живем?
А как вы думаете, легче управлять федеративным или унитарным государством?
Именно поэтому весь многонациональный народ принимал Конституцию.
Итак, мы выяснили, что Конституция - Основной Закон государства. С образованием и развитием государства происходило и разделение ветвей власти.
2) На основании ст. 10 выделите три вида власти в Российской Федерации.
3) На основании ст. 94,95 , 110 ,118 опишите структуру власти в РФ.
Государственная власть
Законодательная Исполнительная Судебная
Задание №3
Пользуясь ст. 94 п.1, 95, 109, главы 5 Конституции РФ, составьте рассказ о законодательной власти в РФ:
«Парламент в РФ называется __________________ , он является _____________________________________ органом Российской Федерации. ________________________ состоит из 2-х палат: ____________________
______________________________. Совет Федерации формируется ______
_______________________________________________________________
______________________________________________________________.
В Государственную думу входит_____________ депутатов. ______________________________ является верхней палатой, а _________
______________________ нижней. ______________________(какая палата?) может быть распущена _____________ (кем?)
Итак, основной деятельностью парламента является разработка,
обсуждение и принятие законов.
Конституция подтверждает правовой статус человека – составляет совокупность его прав и обязанностей.
Используя текст учебника пар. 11 на стр. 93-95 заполните схему ПРАВА ЧЕЛОВЕКА.
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА:
Гражданские Политические Гражданские социально-экон. культурные
Задание№4
Приведите пример из учебника на каждый из видов прав.
Хорошо, о правах мы с вами узнали. А каковы конституционные обязанности человека?
Используя текст на стр. 95-96 учебника найдите и выпишите конституционные обязанности гражданина.
Соблюдать законы государства.
Платить налоги и сборы
Защищать Отечество
Сохранять природу
Заботиться о детях и нетрудоспособных родителях.
Беречь памятники культуры.
Закрепление
Тест по теме «Конституция России»
1.Когда в нашей стране впервые была принята Конституция?
а) в 1977 г.;
б) в 1918 г.;
в) в 193 6 г.
2.Когда была принята ныне действующая Конституция РФ?
а) 12 июня 1993 г.;
б) 12 декабря 1993 г.;
в) 12 декабря 1995 г.
3.Конституция – это:
а) основной закон государства, определяющий его устройство, образование органов власти, закрепляющий права человека;
б) юридический акт, содержащий все законы страны;
в) текст законов.
4.Какова связь между Конституцией и остальными законами страны?
а) между нормами Конституции и остальных законов существует равенство;
б) Конституция ориентируется на содержание всех законов страны;
в) все законы страны ориентируются на содержание Конституции.
5.Как характеризуется наше государство в статье 1 Конституции РФ? (Ответов может быть несколько)
а) демократическое;
б) общенародное;
в) федеративное;
г) союзное;
д) конфедеративное;
е) правовое;
ж) с республиканской формой правления;
з) с конституционно-монархической формой правления.
6.Согласно Конституции высшей ценностью в РФ является:
а) экономическая сфера;
б) государство;
в) человек, его права и свободы.
Рефлексия : Учитель: ребята, что мы сегодня повторили? Что нового мы узнали? Чему научились? Что получилось лучше? (учащиеся высказывают свое мнение).
Домашнее задание: п. 11, закончить таблицу, выписать в тетрадь понятия и их значение конституция, правовой статус человека.