СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по теме: "Соляная кислота и её соли"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Детельностный подход в обучении на основе лабораторного и демонстрационного опыта. На уроке используется парная работа. Введение в тему проводится во время проверки домашенго задания. Вызов - распознавание извучаемого на уроке вещества во время проведения лабораторного опыта по инструкции.Также на уроке используются вкладки из интернэта, позволяющие увидеть опыты непридусмотренные дл проведени в школе.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по теме: "Соляная кислота и её соли"»



Становлянский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа с. Становое»










Соляная кислота и ее соли

(Урок химии в 9 классе деятельностный подход в обучении на основе лабораторного опыта)









Учитель Лаврущева Л.А.































2017

Цели урока.

Обучающая цель: обобщить знания о свойствах кислот на примере соляной кислоты, изучить специфические свойства соляной кислоты и ее солей; рассмотреть получение соляной кислоты в лаборатории и в промышленности, значение соляной кислоты и ее солей.

Развивающая цель: развивать умение анализировать информацию, устанавливать причинно – следственные связи между явлениями; развивать навыки решения расчетных задач по химии, составления уравнений химических реакций в молекулярном, ионном виде, навыки экспериментальной работы.

Воспитательная цель: воспитывать культуру здоровья; ответственное отношение к предмету.

Оборудование: компьютер, ноутбуки, проектор, лабораторные штативы, демонстрационные пробирки, пробирки для лабораторных опытов, Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, Ряд активности металлов, таблица растворимости кислот, солей и оснований.

Реактивы: вода , соляная кислота, растворы хлорида натрия, сульфата натрия, азотной кислоты, нитрата серебра, раствор лакмуса.

Базовые понятия и термины: длина связи, полярность связи, электролиты, диссоциация, кислоты, соли, окислитель, восстановитель, качественная реакция.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы обучения: словесные, наглядные, частично – поисковые, интерактивные («Мозговой штурм», «Работа в группах»), метод мотивации обучения, метод тестового контроля.

Структура урока

I.Организационный этап - 2 мин

II.Актуализация опорных знаний- 5 мин

III.Изучение нового материала -25 мин

1.Соединения галогенов

2.Изучение физических свойств соляной кислоты

3.Получение соляной кислоты в лаборатории и в промышленности

4.Химические свойства соляной кислоты общие для всех кислот

5. Специфические свойства соляной кислоты и ее солей

6.Значение и применение соляной кислоты и ее солей

IV.Закрепление знаний и умений – 10 мин

V.Домашнее задание – 2 мин

VI.Подведение итогов урока – 1 мин



Ход урока

I.Организационный этап

Приветствие. Оргмомент(отчет дежурного).

Проверка Д/З Введение в тему

Чтобы определиться с темой и целью сегодняшнего урока, вы выполните предложенные задания, характеризующие химические свойства галогенов. Вещества, которые образуются в результате этих реакций, подскажут нам тему урока.

Задание: закончить реакции и составить электронный баланс, определить окислитель и восстановитель.

Н 2 + Cl2 = Na + Cl2 = KBr + Cl2 =

К доске выходят три ученика.

Пока ребята готовятся, мы вспомним некоторые сведения о галогенах

Фронтальная работа с классом.

II. Актуализация опорных знаний

Эвристическая беседа

1.Как изменяется радиус атома у элементов VII-А группы в пределах группы сверху вниз?

2.Назовите формулы летучих водородных соединений элементов VII-А группы. Попробуйте дать им названия.

3. Что собой представляют водные растворы летучих водородных соединений элементов VII-А группы? (Кислоты)

4.Являются ли эти кислоты электролитами и почему?

5. Как изменяется сила галогеноводородных кислот как электролитов в ряду

HF→HCl→HBr→HI? (Усиливаются кислотные свойства, так как возрастает длина связи).

6.Какие правила техники безопасности мы должны знать при работе с кислотами? (Инструктаж по ТБ : соляная кислота при неосторожном обращении может стать причиной химического ожога)

Дети у доски готовы. Проверку осуществляют желающие с мест.

Учитель: Скажите, какие вещества образовались в результате рассмотренных реакций? (галогеноводороды, соли галогеноводородных кислот)

Итак, определим тему и цель урока.

(Дети называют. Слайд №1)



Соединения галогенов. Галогеноводороды. Галогеноводородные кислоты и их соли.

III. Изучение нового материала

1.Соединения галогенов

а)Природные соединения галогенов(слайд №2)

б)Галогеноводороды(слайд №3)

в)Галогеноводородные кислоты(слайд №4)

Вызов

Учитель говорит что программой предусмотрено изучение свойств только одного соединения . Чтобы узнать какое соединение мы будим изучать, вы сейчас проведете лабораторное исследование на распознавание вещества. Что значит распознать вещество?

Дети отвечают: определить его состав, с помощью качественных реакций.

Проведение лабораторного опыта по инструкции (приложение №1)

Учебная деятельность организовывается по интерактивной технологии коллективно – группового обучения «Работа в парах».

Учитель: на примере какого вещества мы будим изучать галогеноводородные кислоты?

Дети отвечают: соляная (хлороводородная) кислота. С помощью качественных реакций мы узнали кислоту. Распознаём соляную кислоту универсальной индикаторной бумажкой. В пробирке с кислотой она розовая, значит в растворе соляной кислоты есть катионы водорода – Н+, что характерно для всех кислот. Ученики рассказывают о результатах опыта. Взаимодействие с нитратом серебра (нитрат серебра – реактив на соляную кислоту ); в пробирке наблюдали образование белого творожистого осадка, который не растворяется ни в воде, ни в кислотах:

HCl+AgNO3=AgCl↓+HNO3



Постановка проблемного вопроса: «Почему из всех галогеноводородных кислот мы изучаем соляную кислоту?»

Предполагаемые ответы учеников:

-менее опасное вещество;

-более доступное;

-имеет большее значение для человека.

Связь с биологией. Вспомнить биологическую роль соляной кислоты (биология 8 класс). Соляная кислота входит в состав желудочного сока, активизирует фермент пепсин, который расщепляет белки. Недостаток кислоты приводит к нарушению пищеварения. Избыток кислоты (повышенная кислотность) вызывает изжогу, разъедает стенки пищевода и желудка.

Учитель рассказывает о вреде самолечения, например употребления «шипучки» (раствора соды) от изжоги. Опыт: Взаимодействие соды и альмагеля с кислотой.

В медицине 0,3-0,5% раствор соляной кислоты с ферментом пепсином назначают пациентам с недостаточной кислотностью.

2.Изучение физических свойств соляной кислоты

Учитель: Определите в какой из двух выданных вам пробирок находится соляная кислота, а в какой вода. Опишите физические свойства разбавленной и концентрированной соляной кислоты с помощью своих наблюдений и данных учебника, с.56. 

Ученики: Хлороводородная кислота – это бесцветная, летучая жидкость. Техническая кислота желтого цвета из-за примесей хлора или железа. При температуре 200С можно получить соляную кислоту с массовой долей хлороводорода 37-38%. При 00С в 1 объёме воды растворяется 507 объемов HCl, это соответствует концентрации 45%. Во влажном воздухе концентрированная соляная кислота сильно «дымит», т.к. из неё выделяется хлороводород. Ощущается резкий запах.



3.Получение соляной кислоты в лаборатории и в промышленности (слайд №5)

способы получения соляной кислоты в лаборатории и в промышленности. Составьте уравнения соответствующих реакций.

Какой объём водорода потребуется для получения 10 литров хлороводорода.(слайд №6)

В лаборатории соляную кислоту получают при взаимодействии поваренной соли с концентрированной серной кислотой(2:1)

NaCl (крист.)+H2SO4 (конц.)= NaHSO4+HCl↑ при температуре 1500С

избыток гидросульфат

натрия

Получение соляной кислоты таким способом разработали еще алхимики.

При избытке соли и температуре 5500С:

2NaCl+H2SO4=Na2SO4+2HCl

Объяснение по рисунку 13 страница 56

Получение в промышленности: сжигание водорода в хлоре и растворение продукта реакции в воде.

H2+Cl2=2HCl

Решение предложенной задачи.

1л Н2 ____ 2лНСl Х= 5л (Н2)

ХлН2—10лНСl

4.Химические свойства соляной кислоты общие для всех кислот

Учитель: Соляная кислота – сильный электролит. Степень её диссоциации в разбавленных растворах достигает 90%.

Уравнение диссоциации НСl→ Н++Сl-( хлорид –ион).Соли – хлориды.

Проведение лабораторного опыта по инструкции (приложение №2)

Учебная деятельность организовывается по интерактивной технологии коллективно – группового обучения «Работа в парах».

Исследуйте химические свойства кислот на примере соляной кислоты. Составьте схему, отражающую химические свойства соляной кислоты, общие с другими кислотами

Ученики обобщают материал в виде схемы или таблицы (слайд 7). Вывод: соляная кислота проявляет химические свойства, типичные классу кислот.



5. Специфические свойства соляной кислоты и ее солей



Мы уже познакомились со специфическими свойствами соляной кислоты, когда исследовали ее состав в начале урока.(слайд №8)

А как распознать соли соляной кислоты?

Демонстрационный опыт по инструкции (Приложение №3)

а) взаимодействие солей соляной кислоты с нитратом серебра(I)-качественная реакция на хлорид – ионы. Ученики рассказывают о результатах опыта, записывают уравнения химических реакций. Взаимодействие с нитратом серебра (нитрат серебра – реактив на соляную кислоту и ёё соли); в трёх пробирках наблюдали образование белого творожистого осадка, который не растворяется ни в воде, ни в кислотах:

HCl+AgNO3=AgCl↓+HNO3

NaCl+AgNO3= AgCl↓+NaNO3

CaCl2+2 AgNO3=2 AgCl↓+Ca(NO3)2

Формулируют вывод: взаимодействие соляной кислоты и ёё солей с нитратом серебра(I) – качественная реакция на хлорид – ионы:

Ag++Cl- =AgCl↓

Учитель: распознать другие галогениды (бромиды, иодиды) , можно также с помощью катионов серебра (Приложение 2 «Определение ионов», стр.202-203 учебника).

Видео опыт « Распознавание галогенидов» (находят по закладке в интернете).



б) взаимодействие с окислителями(слайд №9)

K2Cr2O7+14HCl=3Cl2+2CrCl3+2KCl+7H2O

Cr+6+3e→Cr+3 2 восстановление, окислитель

2Cl2e→Cl20 3 окисление, восстановитель

6.Значение и применение соляной кислоты и ее солей

Презентация «Применение хлоридов»

Соляную кислоту применяют для получения хлоридов, водорода; в кожевельной промышленности для обработки кожи; в медицине; при гидролизе древесины; для травления стали, т.е. очищения ее поверхности от продуктов коррозии перед покрытием слоем защитного металла (никелирование, хромирование), иначе металл к поверхности стали не пристанет. В пищевой промышленности соляная кислота используется как пищевая добавка Е-507 в качестве регулятора кислотности.

Вывод по уроку делают ученики в беседе с учителем по цели к уроку

IV. Закрепление знаний и умений

1. (слайд №10) С какими из перечисленных веществ будет реагировать соляная кислота? Составьте уравнения соответствующих реакций, одно из них распишите в ионном виде.

HCl

Zn Cu Al CaO SiO2 Fe2O3 NaOH Al(OH)3 Fe2(SO4)3 CaCO3 Fe(NO3)3

1.Zn+HCl= ZnCl2+H2

2. Al+6HCl=2AlCl3+ 3H2

3. CaO+2HCl=CaCl2+H2O

4. Fe2O3+6 HCl=2FeCl3+3H2O

5. NaOH + HCl=NaCl+H2O

6. Al (OH)3+3HCl=AlCl3+3H2O

7. CaCO3+2HCl=CaCl2+CO2+H2O

2. Задача: Какой объём хлора выделится при взаимодействии 29,4г дихромата калия с избытком соляной кислоты.

Мr (K2Cr2O7) = 294а.е.м

.М (K2Cr2O7) = 294г/моль

29,4г х

K2Cr2O7+14HCl=3Cl2+2CrCl3+2KCl+7H2O

294г 3моль

Х= 0,3 моль V=0,3моль. 22,4 л/моль=67,2 л

Ответ: 67,2 л хлора

3. Тестирование.

1.Вещества, с которыми не реагирует соляная кислота,- это

А хром В оксид углерода(IV)

Б сульфат натрия Г гидроксид железа(III)

2.Реагент для определения хлорид – ионов в растворе – это

А нитрат бария В хлорид бария

Б нитрат серебра Г хлорид серебра

3.Соляная кислота - это

А сильный электролит Б слабый электролит

4.Пара ионов, которая может одновременно находиться в растворе – это

А H+ и SiO32- В H+ и SO42-

Б Си2+ и ОН- Г Ag+ и Cl-

Код:1-В, 2-Б, 3-А, 4-В

V. Домашнее задание: Изучить параграф «Соединения галогенов»

VI. Ученики подводят итоги своей работы, Учитель выставляет оценки. Благодарит за работу на уроке . Проверяет эмоциональное состояние ребят(смайлик).


























Приложение №1

Инструкция по проведению лабораторного опыта « Распознавание вещества»

Помните! Вы работаете с едким веществом!

В одну пробирку налейте 1-2 мл исследуемого вещества , добавьте несколько капель фенолфталеина. Отметьте .как именилась окраска индикатора. В другую пробирку налейте 1-2 мл исследуемого вещества , добавьте несколько капель раствора нитрата серебра(I). Проверьте, растворяется ли выпавший осадок в концентрированной азотной кислоте

Ответьте на вопрос, какое вещество вам выдали?


Приложение №2

Инструкция по проведению лабораторного опыта « Химические свойства соляной кислоты»

Помните! Вы работаете с едким веществом!

В 4 пробирки налейте по 1-2 мл соляной кислоты , в пробирку №1добавьте немного магния, в пробирку №2 добавьте оксид кальция в пробирку №3 добавьте гидроксид алюминия, в пробирку №4 добавьте несколько измельченных кусочков мела. Отметьте признаки проведенных реакций. Сделайте вывод о общих свойствах кислот.



Приложение №3

Инструкция по проведению лабораторного опыта « Распознавание соляной кислоты и ее солей»

Помните! Соляная кислота едкое вещество!

В одну пробирку налейте 1-2 мл разбавленной соляной кислоты, во вторую – столько же раствора хлорида натрия, а в третью – раствор хлорида кальция. Во все пробирки добавьте по нескольку капель раствора нитрата серебра(I). Проверьте, растворяется ли выпавший осадок в концентрированной азотной кислоте.

Напишите уравнения проведенных реакций и ответьте на вопрос, что является реактивом на соляную кислоту и её соли.