СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок русский язык "Изменение имен прилагательных по числам"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок соответствует ФГОС был представлен на конкурсе "Учитель года 2015"

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок русский язык "Изменение имен прилагательных по числам"»

Урок русского языка

Класс: 2

Тема и № урока в теме: Урок № 136 «Изменение имен прилагательных по числам» (2 класс, УМК «Школа России»), 7 урок в теме «Имя прилагательное»

Дидактическое обоснование: учебник «Русский язык», Канакина В.П., 2 класс, 2012 год. Просвещение.

Цель урока: уметь определять число имен прилагательных и называть признаки имен прилагательных в единственном и во множественном числе.

Задачи:

Предметные - научиться определять, сколько предметов обозначают имена прилагательные в единственном и множественном числе.

Метапредметные - Высказывать и обосновывать свое мнение, находить выход из проблемной ситуации. Делать выводы, выслушивать мнения других. Объективно оценивать и стремиться реализовать свои потенциальные возможности.

Тип урока: открытие нового знания.

Техническое оборудование: учебник, рабочая программа, электронное приложение.



Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Орг. момент

- Что случилось, что такое? Почему звенит звонок?

- Все ль на месте, всё ль впорядке: книжки, ручки и тетрадки? Все ли правильно сидят, все ль внимательно глядят?

- Каждый хочет получать только лишь оценку …

- Начинается урок.



- Мы готовы, всё в порядке


- Пять

Личностные:

Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества с учителем, одноклассниками

Регулятивные:

целеполагание

Актуализация знаний


  1. Орфографическая минутка





















  1. Словарная работа


- Запишите словосочетания и обозначьте проверяемую безударную гласную букву.

- Как мы находим орфограмму в слове?









- Проверьте по образцу


- Оцените себя – если нет ошибок «!»( Умницы!) , если 1-2 ошибки «+» ( Вы справились с заданием), у кого больше двух «?» ( вы должны больше тренироваться)

- Что мы записали?



- Составьте еще по одному словосочетанию по аналогии


- Отгадайте загадку:

Надо мною, над тобою,

Пролетел мешок с водою,

Наскочил на дальний лес,

Прохудился и исчез.


Показываю словарное слово на интерактивной доске из электронного приложения.

- Запишите слов в тетрадь

- Найдите безударную гласную в слове, подчеркните ее.

- Образуйте в паре со своим соседом и запишите однокоренные слова, выделите корень слова.

- Есть ли такое слово, которым можно проверить безударную гласную «а»?


- Как мы поступаем с такими словами?

Записывают словосочетания:

Острые ножи

Звонкие чижи

Усатые моржи

Высокие этажи


- Нужно вспомнить алгоритм:

Ставлю ударение,

Нахожу безударную гласную,

Подбираю проверочное слово,

Подчеркиваю орфограмму

Сверяют работу по образцу на доске


Оценивают себя




- Словосочетания им. Существительного и им. Прилагательного


Составляют и записывают


- Облако







Записывают и выделяют






- Нет, значит это не проверяемая безударная гласная буква

- Запоминаем, это словарное слово

Познавательные:

Умение осуществлять анализ объектов

Регулятивные:

Умение планировать свое действие в соответствие с поставленной задачей







Регулятивные:

Умение оценивать себя и вносить коррективы в действие.

Личностные:

Способность к самооценке

Познавательные:

Использование модели для решения поставленной задачи










Познавательные:

Умение действовать по алгоритму

Коммуникативные:

Инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

Познавательные:

Умение классифицировать языковой материал по заданному критерию, строить несложные рассуждения и делать выводы

Самоопределение к деятельности.

Проблемная ситуация

- Посмотрите на интерактивную доску.

- Что вы видите?

Перелистываю картинки дальше




- На какие группы можно разделить эти словосочетания?



- На какие слова отвечают слова 1 и 2 столбиков?

- В каком числе употребляются существительные в 1 и 2 столбиках?

- А в каком числе употребляются имена прилагательные?


- А так ли важно нам знать, в каком числе употребляются им. существительные и прилагательные?




- Чему будем учиться сегодня на уроке?

Смотрят

- Картинку жилого дома

Называют, что видят:

Жилые дома, зеленое яблоко-зеленые яблоки, красная машина- красные машины

1 группа – называют один предмет

2 группа – называют много предметов

- Какое? Какая? Какой?

Какие?

- В единственном и множественном числах

- Неизвестно, но можно предположить, что тоже в ед. и мн. числах

- Очень важно, т.к. если этого не знать, будем говорить неправильно, наша речь будет неграмотной и другим людям будет неприятно с нами разговаривать

- Определять число имен прилагательных

Познавательные:

Универсальные учебные действия: логические учебные действия: умение классифицировать объекты по заданным критериям

Регулятивные:

целеполагание, что уже известно и то, что еще не встречали

Личностные:

Умение позиционировать себя в обществе

Построение проекта выхода из проблемной ситуации

- Запишите эти словосочетания в тетрадь, определите число им. существительных

- Задайте вопрос от имени существительного к имени прилагательному

- Подпишите над им. прилагательным число

- Пронаблюдайте над словосочетаниями: всегда ли число им. прилагательного совпадает с числом им. существительного?

- Какой вывод можно сделать?





-Им. существительное «командует» им. прилагательному: «В каком числе стою я, в таком числе стой и ты!»

-На какие вопросы отвечали им. прилагательные в ед. числе и во мн. числе?

- Сделайте вывод из этого




- Откроем учебник на стр. 93 и посмотрим, так ли это. Прочитайте совет тетушки Совы.

- Правильные выводы мы с вами сделали или где-то ошиблись?

Записывают и определяют


Чертят стрелку с вопросом от существительного к прилагательному

Подписывают


- Всегда



- Числа им. прилагательного и им. существительного в словосочетании всегда совпадают

- Какой? Какая? Какое?

- Какие?



- Им. прилагательные в ед. числе отвечают на вопросы Какой? Какая? Какое?, а во мн. числе на вопрос Какие?

Один человек читает вслух правило


- Правильные.

Регулятивные:

Умение планировать свою деятельность: последовательность в выполнении задания учителя

Познавательные:

Логические- умение сравнивать и анализировать объекты, обобщать признаки

Коммуникативные:

Умение грамотно строить свою речь

Первичное закрепление

- Выполним упр. 159 на стр. 93

- Прочитайте задание










-Давайте вспомним, как определить число прилагательного, т.е. изменить его вслед за им. существительным.










-Запишите словосочетания по вариантам:

I вариант – словосочетания в единственном числе;

IIвариант – словосочетания во множественном числе.

- Поменяйтесь тетрадями друг с другом и проверьте своего товарища по образцу.

- Оцените работу друга. Если нет ошибок, поставьте «!», если 1 ошибка – «+»

- Поднимите руку те, у кого «!» и «+».

- Молодцы, вы справились с заданием.


Один ученик вслух читает задание к упражнению.

Задание: «Образуйте из словосочетаний существительного и прилагательного в единственном числе словосочетания существительного и прилагательного во мн. числе и наоборот».

Вырабатывают алгоритм:

Нахожу прилагательное, нахожу существительное, к которому оно относится, ставлю от него вопрос к прилагательному. Определяю число им. существительного, вспоминаю команду им. существительного «в каком числе стою я, в таком числе стой и ты» и определяю число им. прилагательного.


Выполняют задания самостоятельно по вариантам




Проверяют и оценивают



Поднимают руки


Регулятивные:

Целеполагание (что мне нужно сделать), планирование своей работы, прогнозирование (понимание конечного результата)

Познавательные:

Логические – умение анализировать, синтезировать, классифицировать

Регулятивные:

Умение оценивать товарища и адекватно воспринимать свою оценку

Коммуникативные:

Управление поведением партнера – контроль, коррекция и оценка действий партнера

Физминутка

- Если слышите прилагательное во мн. числе, приседайте 1 раз, в ед. числе – подпрыгивайте 1 раз.

Читаю слова: чужой рисунок- чужие рисунки, длинные уши- длинное ухо, спелое яблоко- спелые яблоки, светлая полоса – светлые полосы.

Выполняют упражнения


Самостоятельная работа с самопроверкой

- Выполните упр. 160 самостоятельно. Сначала прочитайте задание и подумайте, как вы будете его выполнять.

- Давайте проверим, что у вас получилось.


Оцените себя и поставьте на полях «!»- нет ощибок, «+» - 1, 2 ошибки, «?» - не получилось, у меня есть еще вопросы.

Самостоятельное выполнение упражнения в учебнике


Ученики читают свои ответы по цепочке друг за другом

Регулятивные:

Планирование своей работы, оценка того, что уже усвоено, а что еще подлежит усвоению.

Личностные:

Самоопределение.

Рефлексия

- Достигнута ли нами цель сегодняшнего урока?

- Вспомним, как мы это делали?

- Выполните самостоятельно упр. 161 и проверьте друг друга.

-Оцените свою работу на уроке: посчитайте свои достижения

-Поднимите зеленые светофорчики, если у вас одни «!», желтые, если есть «+», красные, если есть «?».

-Что нужно делать, чтобы не было желтых и красных светофорчиков?

-Запишите дом. задание.

У кого зеленые светофорчики – упр. 163, у кого желтые и красные – упр. 162.

- Покажите свое настроение от урока.




Урок закончен.

- Да, мы научились изменять им. прилагательные по числам

Вспоминаю алгоритм

Выполняют самостоятельно, взаимопроверка. (!, +, ?)


Считают «!, +, ?»

Поднимают светофорчики




- Тренироваться и тогда все получится.

Записывают дом. задание



Показывают карточки:


Мне все понравилось

Мне было хорошо

Мне было не интересно

Коммуникативные:

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Познавательные:

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Личностные:

умение адекватно принимать оценку самого себя другими людьми; самоопределение; установление связей между целью и мотивом уч. Деятельности, т.е. «то, ради чего я это делаю и зачем мне это нужно».