Тема и № урока в теме: Урок № 136 «Изменение имен прилагательных по числам» (2 класс, УМК «Школа России»), 7 урок в теме «Имя прилагательное»
Дидактическое обоснование: учебник «Русский язык», Канакина В.П., 2 класс, 2012 год. Просвещение.
Цель урока: уметь определять число имен прилагательных и называть признаки имен прилагательных в единственном и во множественном числе.
Предметные - научиться определять, сколько предметов обозначают имена прилагательные в единственном и множественном числе.
Метапредметные - Высказывать и обосновывать свое мнение, находить выход из проблемной ситуации. Делать выводы, выслушивать мнения других. Объективно оценивать и стремиться реализовать свои потенциальные возможности.
Тип урока: открытие нового знания.
Техническое оборудование: учебник, рабочая программа, электронное приложение.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
Орг. момент | - Что случилось, что такое? Почему звенит звонок? - Все ль на месте, всё ль впорядке: книжки, ручки и тетрадки? Все ли правильно сидят, все ль внимательно глядят? - Каждый хочет получать только лишь оценку … | - Начинается урок. - Мы готовы, всё в порядке - Пять | Личностные: Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем, одноклассниками Регулятивные: целеполагание |
Актуализация знаний Орфографическая минутка Словарная работа | - Запишите словосочетания и обозначьте проверяемую безударную гласную букву. - Как мы находим орфограмму в слове? - Проверьте по образцу - Оцените себя – если нет ошибок «!»( Умницы!) , если 1-2 ошибки «+» ( Вы справились с заданием), у кого больше двух «?» ( вы должны больше тренироваться) - Что мы записали? - Составьте еще по одному словосочетанию по аналогии - Отгадайте загадку: Надо мною, над тобою, Пролетел мешок с водою, Наскочил на дальний лес, Прохудился и исчез. Показываю словарное слово на интерактивной доске из электронного приложения. - Запишите слов в тетрадь - Найдите безударную гласную в слове, подчеркните ее. - Образуйте в паре со своим соседом и запишите однокоренные слова, выделите корень слова. - Есть ли такое слово, которым можно проверить безударную гласную «а»? - Как мы поступаем с такими словами? | Записывают словосочетания: Острые ножи Звонкие чижи Усатые моржи Высокие этажи - Нужно вспомнить алгоритм: Ставлю ударение, Нахожу безударную гласную, Подбираю проверочное слово, Подчеркиваю орфограмму Сверяют работу по образцу на доске Оценивают себя - Словосочетания им. Существительного и им. Прилагательного Составляют и записывают - Облако Записывают и выделяют - Нет, значит это не проверяемая безударная гласная буква - Запоминаем, это словарное слово | Познавательные: Умение осуществлять анализ объектов Регулятивные: Умение планировать свое действие в соответствие с поставленной задачей Регулятивные: Умение оценивать себя и вносить коррективы в действие. Личностные: Способность к самооценке Познавательные: Использование модели для решения поставленной задачи Познавательные: Умение действовать по алгоритму Коммуникативные: Инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации Познавательные: Умение классифицировать языковой материал по заданному критерию, строить несложные рассуждения и делать выводы |
Самоопределение к деятельности. Проблемная ситуация | - Посмотрите на интерактивную доску. - Что вы видите? Перелистываю картинки дальше - На какие группы можно разделить эти словосочетания? - На какие слова отвечают слова 1 и 2 столбиков? - В каком числе употребляются существительные в 1 и 2 столбиках? - А в каком числе употребляются имена прилагательные? - А так ли важно нам знать, в каком числе употребляются им. существительные и прилагательные? - Чему будем учиться сегодня на уроке? | Смотрят - Картинку жилого дома Называют, что видят: Жилые дома, зеленое яблоко-зеленые яблоки, красная машина- красные машины 1 группа – называют один предмет 2 группа – называют много предметов - Какое? Какая? Какой? Какие? - В единственном и множественном числах - Неизвестно, но можно предположить, что тоже в ед. и мн. числах - Очень важно, т.к. если этого не знать, будем говорить неправильно, наша речь будет неграмотной и другим людям будет неприятно с нами разговаривать - Определять число имен прилагательных | Познавательные: Универсальные учебные действия: логические учебные действия: умение классифицировать объекты по заданным критериям Регулятивные: целеполагание, что уже известно и то, что еще не встречали Личностные: Умение позиционировать себя в обществе |
Построение проекта выхода из проблемной ситуации | - Запишите эти словосочетания в тетрадь, определите число им. существительных - Задайте вопрос от имени существительного к имени прилагательному - Подпишите над им. прилагательным число - Пронаблюдайте над словосочетаниями: всегда ли число им. прилагательного совпадает с числом им. существительного? - Какой вывод можно сделать? -Им. существительное «командует» им. прилагательному: «В каком числе стою я, в таком числе стой и ты!» -На какие вопросы отвечали им. прилагательные в ед. числе и во мн. числе? - Сделайте вывод из этого - Откроем учебник на стр. 93 и посмотрим, так ли это. Прочитайте совет тетушки Совы. - Правильные выводы мы с вами сделали или где-то ошиблись? | Записывают и определяют Чертят стрелку с вопросом от существительного к прилагательному Подписывают - Всегда - Числа им. прилагательного и им. существительного в словосочетании всегда совпадают - Какой? Какая? Какое? - Какие? - Им. прилагательные в ед. числе отвечают на вопросы Какой? Какая? Какое?, а во мн. числе на вопрос Какие? Один человек читает вслух правило - Правильные. | Регулятивные: Умение планировать свою деятельность: последовательность в выполнении задания учителя Познавательные: Логические- умение сравнивать и анализировать объекты, обобщать признаки Коммуникативные: Умение грамотно строить свою речь |
Первичное закрепление | - Выполним упр. 159 на стр. 93 - Прочитайте задание -Давайте вспомним, как определить число прилагательного, т.е. изменить его вслед за им. существительным. -Запишите словосочетания по вариантам: I вариант – словосочетания в единственном числе; IIвариант – словосочетания во множественном числе. - Поменяйтесь тетрадями друг с другом и проверьте своего товарища по образцу. - Оцените работу друга. Если нет ошибок, поставьте «!», если 1 ошибка – «+» - Поднимите руку те, у кого «!» и «+». - Молодцы, вы справились с заданием. | Один ученик вслух читает задание к упражнению. Задание: «Образуйте из словосочетаний существительного и прилагательного в единственном числе словосочетания существительного и прилагательного во мн. числе и наоборот». Вырабатывают алгоритм: Нахожу прилагательное, нахожу существительное, к которому оно относится, ставлю от него вопрос к прилагательному. Определяю число им. существительного, вспоминаю команду им. существительного «в каком числе стою я, в таком числе стой и ты» и определяю число им. прилагательного. Выполняют задания самостоятельно по вариантам Проверяют и оценивают Поднимают руки | Регулятивные: Целеполагание (что мне нужно сделать), планирование своей работы, прогнозирование (понимание конечного результата) Познавательные: Логические – умение анализировать, синтезировать, классифицировать Регулятивные: Умение оценивать товарища и адекватно воспринимать свою оценку Коммуникативные: Управление поведением партнера – контроль, коррекция и оценка действий партнера |
Физминутка | - Если слышите прилагательное во мн. числе, приседайте 1 раз, в ед. числе – подпрыгивайте 1 раз. Читаю слова: чужой рисунок- чужие рисунки, длинные уши- длинное ухо, спелое яблоко- спелые яблоки, светлая полоса – светлые полосы. | Выполняют упражнения | |
Самостоятельная работа с самопроверкой | - Выполните упр. 160 самостоятельно. Сначала прочитайте задание и подумайте, как вы будете его выполнять. - Давайте проверим, что у вас получилось. Оцените себя и поставьте на полях «!»- нет ощибок, «+» - 1, 2 ошибки, «?» - не получилось, у меня есть еще вопросы. | Самостоятельное выполнение упражнения в учебнике Ученики читают свои ответы по цепочке друг за другом | Регулятивные: Планирование своей работы, оценка того, что уже усвоено, а что еще подлежит усвоению. Личностные: Самоопределение. |
Рефлексия | - Достигнута ли нами цель сегодняшнего урока? - Вспомним, как мы это делали? - Выполните самостоятельно упр. 161 и проверьте друг друга. -Оцените свою работу на уроке: посчитайте свои достижения -Поднимите зеленые светофорчики, если у вас одни «!», желтые, если есть «+», красные, если есть «?». -Что нужно делать, чтобы не было желтых и красных светофорчиков? -Запишите дом. задание. У кого зеленые светофорчики – упр. 163, у кого желтые и красные – упр. 162. - Покажите свое настроение от урока. Урок закончен. | - Да, мы научились изменять им. прилагательные по числам Вспоминаю алгоритм Выполняют самостоятельно, взаимопроверка. (!, +, ?) Считают «!, +, ?» Поднимают светофорчики - Тренироваться и тогда все получится. Записывают дом. задание Показывают карточки: Мне все понравилось Мне было хорошо Мне было не интересно | Коммуникативные: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Познавательные: Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности Личностные: умение адекватно принимать оценку самого себя другими людьми; самоопределение; установление связей между целью и мотивом уч. Деятельности, т.е. «то, ради чего я это делаю и зачем мне это нужно». |