Тема: Правописание слов с безударными гласными звуками (закрепление)
Основные задачи:
1. Показать отличие алгоритма объяснения написания букв безударных гласных звуков, проверяемых ударением и непроверяемых ударением;
2. Формировать потребность детей в обращении к орфографическому словарю
3. Закрепить навык списывания текста.
4. Продолжить формирование навыка правописания букв безударных гласных звуков.
5.Развивать речь учащихся при составлении предложений на заданную тему.
Оборудование:
1. Картинки с изображением волка, зайца, мышки, теремка, медведя, лисы.
2.Ребус со словом ЗАЯЦ.
3. Маршрутные листы.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Учитель:
Сказки мудростью богаты.
Сказке скажем: «Приходи!»
Это присказка, ребята,
Сказка будет впереди!
- Сегодня, ребята, у нас урок-сказка, а какая – угадайте сами.
2. Орфографическая минутка.
( на доске солнышко, на лучах которого слоги ТЕ РЕ МОК)
После ответов детей, слово – теремок записывается в тетради и на доске.
Теремок - терем
- Поставьте ударение. Вспомним фонетику: что обозначает буква е в 1 слоге в слове терем?А во 2 слоге?
Какие гласные оказались в опасном месте? Как называется эта орфограмма? Как её проверить? (читают стихи-помогайки)
- А можно ли проверить вторую «е»? Как мы проверяем написание этих букв? (по словарю)
- Так чем будем заниматься на уроке? (сегодня на уроке мы будем продолжать учиться находить безударные гласные, проверять их, подбирая проверочные слова). Давайте вспомним алгоритм ваших действий. Вы должны себе ответить на эти вопросы:
3. Работа по теме урока.
Стоит в поле теремок,
Он не низок, не высок…
( на доске появляется картинка теремка)
- Бежит мимо … отгадайте загадку : З..леная, но не тр..ва.
Х..лодная, но не лед.
П..ет, но не птица-
Вот такая небылица. (потом появляется картинка)
-Кто, кто в теремочке живёт?
Кто, кто в невысоком живёт?
-Никто не ответил лягушке, но войти в теремок сможет лягушка только после задания!
-Устала лягушка, что же ей делать?
-Давайте поможем ей.
ЗАДАНИЕ 1.
Подберите проверочные слова к словам ЗЕЛЕНАЯ, ТРАВА, ХОЛОДНАЯ, ПОЕТ.
( записываем на доске)
- Поставьте ударение, подчеркните безударную гласную.
-Каким способом вы проверили безударные гласные? (изменили форму слова и подобрали однокоренное слово)
-Какое слово является проверочным? (слово с ударным гласным в корне)
- Вдруг откуда, ни возьмись, прибегает АМЫШК( мышка)
-Тук, тук, кто в теремочке живёт, кто в невысоком живёт?
-Я лягушка, а ты кто?
-Пусти меня к себе жить.
-Только выполни сначала моё задание.
ЗАДАНИЕ 2.
( у каждого ребёнка карточки со словами, которые показывают, что умеет делать мышка)
-Вставьте пропущенные буквы, рядом напишите проверочное слово.
К…рмить____________________
стр…чить __________________
т...нцевать ___________________
в…с…лить______________________
(проверка у доски с называнием способа проверки)
-Как подбирали проверочное слово?
(изменяли форму слова, подбирали однокоренное слово)
- Пробегает мимо ( ребус ЗАЯЦ)
-Поставьте ударение в этом слове
-Какое это слово?
Словарная работа
А ну, скажите-ка, друзья,
Решив наш ребус в книжке:
За что так любят букву «Я»
Зайчишки-хвастунишки?
(За то, что она входит в слово ЗАЯЦ)
ЗАДАНИЕ 3
-Подберите родственные слова (устно)
Зайчишка, зайчонок, заюшка
-Составьте предложение с одним из слов по схеме
Какой? Кто? Что делает? Где?
Серенький зайчик прыгает в лесу. Разбор предложения.
- И стал жить заяц в теремке.
-Бежит мимо АЛИС ( лиса)
-Кто в теремочке живёт?
-Кто в невысоком живёт?
Я, лягушка-квакушка, мышка-норушка, зайка-выбегайка. Мы тебя в дом впустим, если выполнишь задание.
4. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Если надо вставить а – руки вверх,
Если надо вставить о – руки вперед,
Если надо вставить е – руки в стороны.
(Сова, трава, лесник, сады, гнездо, мосты, часы, нора, пенек)
- Подошёл к теремку КОВЛ( волк)
-Кто, кто в теремочке живёт?
-Кто, кто в невысоком живёт?
-Ребята, помогите волку.
ЗАДАНИЕ 4
Дополните предложения, запишите подходящие по смыслу слова, разделяя чёрточками для переноса
1 Чайка свила….
2.В лесу собирают разные …..
3. В нору заползла ….
-Какое слово нельзя переносить?
-Почему?
ЗАДАНИЕ 5.
-Идёт МДВЕЬДЕД
-Не пускают его жители теремка, опять просят выполнить задание.
-Кто быстрее?
Работа по электронному приложению к учебнику «Русский язык» («Школа России»)
-Впустили медведя и стали они жить поживать, да добра наживать.
5. Итог. - А мы с вами вспомним, как же проверять безударную гласную?
1. подобрать родственные слова, что бы гласная была под ударением.
2.если гласную нельзя проверить – нужно слово запомнить.
6. Рефлексия.
Самодиагностика учебных умений
Насколько уверенно ты чувствуешь себя в следующих ситуациях | Очень уверенно | Уверенно | Неуверенно |
Я знаю какие гласные нужно проверять в безударном слоге | | | |
Я знаю какое слово называют проверяемым, а какое проверочным | | | |
Я умею подбирать проверочное слово | | | |
Я знаю, как можно проверить безударный гласный в корне слова | | | |
Кто? Где?
З..леная, но не тр..ва. Х..лодная,
но не лед. П..ет, но не
птица-
Вот такая небылица.
К...рмить -
стр…чить-
т...нцевать-
в...с…лить-