СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок русского языка в 5 классе на тему: «Диалог»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

  1. Формироватьумение
    • Самостоятельно добывать знания позаданной теме;
    • сравнивать,анализировать,формулировать вопросы,делать выводы;
    • правильно ставить знаки препинания при диалоге;
    • составлять диалоги на заданную тему, вести диалог, интонационно правильно читать диа- логи.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок русского языка в 5 классе на тему: «Диалог»»

Открытый урок русского языка в 5 классе на тему:

«Диалог»

Цели урока:

  1. Формироватьумение

    • Самостоятельно добывать знания позаданной теме;

    • сравнивать,анализировать,формулировать вопросы,делать выводы;

    • правильно ставить знаки препинания при диалоге;

    • составлять диалоги на заданную тему, вести диалог, интонационно правильно читать диа- логи.

  2. Развивать умение

    • Самостоятельно определять свои знания-нез нания по изучаемой теме. 3.Воспитывать

    • желание переосмысления собственных знаний по изучаемой теме и их практическое при- менение;

    • интерес к интеллектуальной деятельности;

    • нравственно-этическую культуру;

    • умение слушать,работать вместе.

Тип урока-изучение нового материала.


  1. Организационный момент.

Ход урока:


От чистого сердца, Простыми словами

Давайте, друзья, Потолкуем о маме.

Мы любим её,

Как хорошего друга, За то, что у нас

С нею всё сообща, За то, что, когда

Нам приходиться туго, Мы можем всплакнуть У родного плеча.


-Здравствуйте,ребята.Я неслучайно начала урок со слов о маме.Как выдумаете,почему?

Правильно,приближается большой праздник,посвященный всем мамам.

    • А кем для вас является мама?Что она значит для вас?(ответы детей)

    • Домашним аданием у вас было приготовить проект на тему«Письмо маме».Предлагаюпо- слушать одну работу (Ходяков А.)

    • Сегодня у нас будет не совсем обычный урок. Вы попробуете себя в роли актёров, экспертов по русскому языку и даже редакторов.

    • Откройте,пожалуйста,тетради,запишите дату…,классная работа.

Оставьте строчку для темы.

  1. Актуализация знаний.

    • Начнем урок с повторения изученной темы. Какую тему мы изучали на прошлом уроке? (Пря- мая речь)

1–Индивидуальная работа по карточкам.

Карточка №1. Подчеркните грам.основу предложений. Укажите часть речи. (Шелепова А.)

  1. Слыш…тся пение птиц.

  2. Серебристый иней искр…тся и та…т на солнце.

  3. Собака–друг человека.

  4. Ветер жгуч и порывист.

  5. Медвежонок неуклюж и смешон.

  6. Они тоже хороши!

Карточка№2.Вставить нужные орфограммы:(Поречный С.) Ч…совой механизм восст…новить было уд…вительно ле…ко. Ч…совой - имя прилагательное, потому что:

а) …

б)…

в)…

Карточка№3.(удоски1человек–...).Произведите полный синтаксический разбор предложения. Объяснить смысл пословицы.

Сердцематерилучшесолнцагреет.

2-Схематический диктант.(1человек работает у доски:...)

-Наслайдезаписаныпредложенияспрямойречью.Вашазадача-начертитьтолькосхемыкэтим предложениям.

  1. Мать признала,наконец,

На сыночка глядя:«Сын и в правду молодец, Здоровенный дядя!»

  1. Мамы сели рядом, Начали вздыхать:

«Слишком много на дом Стали задавать».

  1. Тогда я лёг лицом к стене, И ждал я нахлобучки.

Вдруг мама бросилась ко мне:

«Давай возьму на ручки?»

  1. А я в ответ:«Яне грудной.

Ты просто так побудь со мной».(Агния Барто)

  1. «Мама-первое слово,

Главное слово в каждой судьбе»,-поется в песне ЮрияЭнтина.

Учитель проверяет работающего у доски.Остальные– взаимопроверка.

    • На слайде:
    • Проверьте друг друга. Сверьте схемы в тетрадях со схемами на слайде.Александра,оцени своюработу.

-1)А:«П!» 2)А:«П». 3) А:«П?» 4)А:«П». 5)«П»,-а.

Критерии оценивания:

Нет ошибок–«5»

  1. ошибка–«4»

  2. ошибки–«3»

  1. Восприятие и усвоение нового материала.

  1. Инсценировка стихотворения Э.Успенского“Всевпорядке”.

    • Вы, наверное, обратили внимание на то, сколько человек передают мысль при прямой речи (1) А если 2 человека говорят, как называется такая форма разговора? Кто знает?

    • Сейчас Луиза и Дима проинсценируют небольшое стихотворение Эдуарда Успенского “Все в по- рядке”. Ваша задача будет состоять в следующем: внимательно прослушать стихотворение и отве- тить на вопрос:

    • Сколько персонажей участвует в разговоре?

(ИсмаиловаЛ.,ДоровскихД.)

Мама приходит с работы, Мама снимает боты.

Мама проходит в дом.

Мама глядит кругом.

    • Был на квартиру налет?

    • Нет.

    • К нам заходил бегемот?

    • Нет.

    • Можетбыть,домне наш?

    • Наш.

    • Может,не наш этаж?

    • Наш.

    • Просто приходил Сережка.Поиграли мы немножко.

    • Значит,это необвал?

    • Нет.

    • Слон у нас не танцевал?

    • Нет.

    • Очень рада.

    • Оказалось,я напрасно волновалась.


    • Спасибо,Юра и Стас.

    • Скажите,сколько же действующих лиц участвовало в этом разговоре?(2)

    • Как называется такая форма речи?(Диалог)

    • Ребята, а теперь попробуйте самостоятельно сформулировать тему урока. Как вы думаете, что мы будем сегодня изучать?

Ответ и запись темы в тетрадь:«Диалог»
    • Поставьте,пожалуйста,перед собой задачи на сегодняшний урок.

Задачи(обобщает учитель): Думаю,задачи для всех нас будут общими:мы должны будем узнать:

    • Что такое диалог;

    • Где он встречается в речи;

    • Как выделяется на письме.

  1. Наблюдение.На слайде стих-е«Все в порядке»:

    • Итак,диалогом называется разговор между двумя людьми.

    • А кто заметил ещё одно действующее лицо в сценке?(это автор).

    • Для чего используются слова автора в диалоге? (поясняют, кто говорит, дают оценку происходя- щему, заставляют задуматься над поступками героев).

    • Посмотритевнимательнонаслайдискажите,какжеоформляетсядиалогнаписьме?

    • А как вы думаете, в каком стиле речи чаще всего используется диалог? (в разговорном стиле, в обыденной, повседневной речи: в школе, на улице, дома, мы сталкиваемся с элементами диалога каждый день).

  2. Работасучебником.Самостоятельноеизучениетеоретическогоматериала.

    • Прочитайте, что говорится о диалоге в учебнике. Откройте его на странице 103, найдите параграф 48, изучите его и скажите, что вы узнали о диалоге? О чем мы еще не сказали?

Ответыдетей.

Учитель обобщает все сказанное. На слайде:

  1. Диалог–разговордвухилинесколькихлиц.

  2. Диалог состоит из реплик и слов автора. Слова каждого из участников диалога называются репли- кой.

  3. Каждаярепликапишется сновойстрочкичерез тире.

  4. Знакипрепинанияставятсятакже,какиприпрямойречи,нодиалогкавычкамине выделяется.

  5. Еслисловарассказчикастоятпередрепликой,посленихставитсядвоеточие.

- Хочу обратить ваше внимание на то, что лишний раз не нужно употреблять в диалоге слова автора. Необходимость в них возникает лишь тогда, когда мы указываем, кому принадлежат слова.

  1. ФИЗКУЛЬТ МИНУТКА.
  2. Закрепление.

    • Длятого чтобыхорошо усвоить тему, мызакрепимнапрактикевсе, что сказали о диалоге. Запиши- те в тетрадях:

  1. Объяснительная работа. Как вы думаете, какое будет задание? Задание: правильно оформить диалог.

Тыпирогсъел?

Тыпирог съел?

Нет,нея!

Аещехочешь? Хочу!

Надоскеученица:(ТучкинаД.)

  • Тыпирог съел?

  • Нет,нея!

  • Аещехочешь?

  • Хочу!

Оценивание.

  1. Работа в парах. – А сейчас поработайте в парах. Вы получаете карточку с незаконченным тек- стом. Прочитайте его. Можно ли назвать это диалогом? Что здесь отсутствует? (есть только вопро- сы, но нет ответов).

Атеперьдружнопоработайтевпарахивосстановите диалог.

    • Какоелюбимоеблюдоготовиттвоямама?–спросил Андрей.

    • ,-сказал Витя.

    • Акакимблюдомтыеерадуешь?–поинтересовался Андрей.

    • ,-ответил Витя.

    • Атеперьзапишитеотредактированныйтекствформедиалогавтетрадях,соблюдаявсезнаки препинания.

Ответыпар.

  1. Работастекстом(текстнаслайдеинапартах)

Двеженщиныбраливодуизколодца.Подошлакнимтретья.Истаренькийстаричокнакамушек отдохнуть присел.

Вотговоритоднаженщинадругой:

    • Мойсынокловокдасилен,никтоснимне сладит.

    • Амойпоёт,каксоловей.Ниукогоголосатакогонет,-говоритдругая.

Атретья молчит.

    • Чтожетыпросвоегосынанескажешь?-спрашиваютеёсоседки.

    • Чтожсказать?-говоритженщина.-Ничегов нёмособенногонет.

Вотнабралиженщиныполныевёдраипошли.Астаричок -заними.Идутженщины,останавли- ваются. Болят руки, плещется в..да, ломит спину.

Вдругнавстречутримальчикавыб...гают.

Одинчерезголовукувыркается,колесомходит -любуютсяимженщины.Другойпеснюпоёт, соловьём заливается - заслушались его женщины. А третий к матери подб..жал, взял унеё вёдра тяжёлые и пот..щил их.

Спрашиваютженщиныстаричка:

    • Нучто?Каковынаши сыновья?

    • Агдежеони? -отвечаетстарик.-Ятолькоодногосынавижу! Задания:

  1. Ктознает,чтоэтозарассказ?Ктоегоавтор?Каковсмыслэтоготекста?(ВалентиныОсеевой

«Сыновья»)

  1. Устноопределитетипистильтекста(повествование, художественный)

  1. Выпишите выделенные слова, обозначьте орфограммуна месте пропуска букв.(1 у доски. Оцен- ка)

  2. –Лексическая работа.
    • Втекстенамвстретилосьслово«колодец». Чтоэто такое?

Ответыдетей.

    • Варяпоработалас толковымсловаремисейчаснамскажет,какоезначениеимеетэтослово.

Колодец-1.Узкая и глубокая,защищенная от обвалов яма для добывания воды из водоносных слоев земли.

2.Глубокаяяма,вертикальнаяскважина,служащаядляразличныхтехническихцелей. 4 -Кто разговаривает в данном тексте?

- Что вы заметили? Как оформляется диалог со словами автора и без них? (как прямая речь, но без кавычек).Молодцы!

  1. Итоги урока:

    • Итак,что мы сегодня узнали о диалоге?

  1. Диалог–разговор двух или нескольких лиц.

  2. Диалог состоит из реплики слов автора.

  3. Каждая реплика пишется с новой строчки через тире.

  4. Знаки препинания ставятся так же,как и при прямой речи,но диалог кавычками не выделяется.

  5. Нужноправильноиспользоватьсловаавторапридиалоге,избегаяслов-сорнякови повторов.

  1. Рефлексия.Оценивая свою деятельность на сегодняшнем уроке,выберите фразу и продолжите ее:

Мне удалось…

Я могу себя похвалить… Мне было интересно… Мне было трудно…

  1. Домашнее задание. (разноуровневое):

  1. На«5»: составить и разыграть в паре диалог.

  2. На«4»:упражнение.230

. Мама всегда помнит о своем ребенке, где бы он ни находился. Вот только мы — дети — не всегда это понимаем и не всегда должным образом благодарим за сделанное ими для нас.

Закончить урок мне бы хотелось такими словами:

На свете добрых слов немало, Но всех добрее и важней одно:

Из двух слогов простое слово“мама” И нету слов дороже, чем оно…

Музыка.