Открытый урок русского языка в 5 классе на тему:
«Диалог»
Цели урока:
Формироватьумение
Самостоятельно добывать знания позаданной теме;
сравнивать,анализировать,формулировать вопросы,делать выводы;
правильно ставить знаки препинания при диалоге;
составлять диалоги на заданную тему, вести диалог, интонационно правильно читать диа- логи.
Развивать умение
Самостоятельно определять свои знания-нез нания по изучаемой теме. 3.Воспитывать
желание переосмысления собственных знаний по изучаемой теме и их практическое при- менение;
интерес к интеллектуальной деятельности;
нравственно-этическую культуру;
умение слушать,работать вместе.
Тип урока-изучение нового материала.
Организационный момент.
Ход урока:
От чистого сердца, Простыми словами
Давайте, друзья, Потолкуем о маме.
Мы любим её,
Как хорошего друга, За то, что у нас
С нею всё сообща, За то, что, когда
Нам приходиться туго, Мы можем всплакнуть У родного плеча.
-Здравствуйте,ребята.Я неслучайно начала урок со слов о маме.Как выдумаете,почему?
Правильно,приближается большой праздник,посвященный всем мамам.
А кем для вас является мама?Что она значит для вас?(ответы детей)
Домашним аданием у вас было приготовить проект на тему«Письмо маме».Предлагаюпо- слушать одну работу (Ходяков А.)
Сегодня у нас будет не совсем обычный урок. Вы попробуете себя в роли актёров, экспертов по русскому языку и даже редакторов.
Откройте,пожалуйста,тетради,запишите дату…,классная работа.
Оставьте строчку для темы.
Актуализация знаний.
1–Индивидуальная работа по карточкам.
Карточка №1. Подчеркните грам.основу предложений. Укажите часть речи. (Шелепова А.)
Слыш…тся пение птиц.
Серебристый иней искр…тся и та…т на солнце.
Собака–друг человека.
Ветер жгуч и порывист.
Медвежонок неуклюж и смешон.
Они тоже хороши!
Карточка№2.Вставить нужные орфограммы:(Поречный С.) Ч…совой механизм восст…новить было уд…вительно ле…ко. Ч…совой - имя прилагательное, потому что:
а) …
б)…
в)…
Карточка№3.(удоски1человек–...).Произведите полный синтаксический разбор предложения. Объяснить смысл пословицы.
Сердцематерилучшесолнцагреет.
2-Схематический диктант.(1человек работает у доски:...)
-Наслайдезаписаныпредложенияспрямойречью.Вашазадача-начертитьтолькосхемыкэтим предложениям.
Мать признала,наконец,
На сыночка глядя:«Сын и в правду молодец, Здоровенный дядя!»
Мамы сели рядом, Начали вздыхать:
«Слишком много на дом Стали задавать».
Тогда я лёг лицом к стене, И ждал я нахлобучки.
Вдруг мама бросилась ко мне:
«Давай возьму на ручки?»
А я в ответ:«Яне грудной.
Ты просто так побудь со мной».(Агния Барто)
«Мама-первое слово,
Главное слово в каждой судьбе»,-поется в песне ЮрияЭнтина.
Учитель проверяет работающего у доски.Остальные– взаимопроверка.
На слайде: Проверьте друг друга. Сверьте схемы в тетрадях со схемами на слайде.Александра,оцени своюработу.
-1)А:«П!» 2)А:«П». 3) А:«П?» 4)А:«П». 5)«П»,-а.
Критерии оценивания:
Нет ошибок–«5»
ошибка–«4»
ошибки–«3»
Восприятие и усвоение нового материала.
Инсценировка стихотворения Э.Успенского“Всевпорядке”.
Вы, наверное, обратили внимание на то, сколько человек передают мысль при прямой речи (1) А если 2 человека говорят, как называется такая форма разговора? Кто знает?
Сейчас Луиза и Дима проинсценируют небольшое стихотворение Эдуарда Успенского “Все в по- рядке”. Ваша задача будет состоять в следующем: внимательно прослушать стихотворение и отве- тить на вопрос:
Сколько персонажей участвует в разговоре?
(ИсмаиловаЛ.,ДоровскихД.)
Мама приходит с работы, Мама снимает боты.
Мама проходит в дом.
Мама глядит кругом.
Был на квартиру налет?
Нет.
К нам заходил бегемот?
Нет.
Можетбыть,домне наш?
Наш.
Может,не наш этаж?
Наш.
Просто приходил Сережка.Поиграли мы немножко.
Значит,это необвал?
Нет.
Слон у нас не танцевал?
Нет.
Очень рада.
Оказалось,я напрасно волновалась.
Спасибо,Юра и Стас.
Скажите,сколько же действующих лиц участвовало в этом разговоре?(2)
Как называется такая форма речи?(Диалог)
Ребята, а теперь попробуйте самостоятельно сформулировать тему урока. Как вы думаете, что мы будем сегодня изучать?
Ответ и запись темы в тетрадь:«Диалог»
Поставьте,пожалуйста,перед собой задачи на сегодняшний урок.
Задачи(обобщает учитель): Думаю,задачи для всех нас будут общими:мы должны будем узнать:
Что такое диалог;
Где он встречается в речи;
Как выделяется на письме.
Наблюдение.На слайде стих-е«Все в порядке»:
Итак,диалогом называется разговор между двумя людьми.
А кто заметил ещё одно действующее лицо в сценке?(это автор).
Для чего используются слова автора в диалоге? (поясняют, кто говорит, дают оценку происходя- щему, заставляют задуматься над поступками героев).
Посмотритевнимательнонаслайдискажите,какжеоформляетсядиалогнаписьме?
А как вы думаете, в каком стиле речи чаще всего используется диалог? (в разговорном стиле, в обыденной, повседневной речи: в школе, на улице, дома, мы сталкиваемся с элементами диалога каждый день).
Работасучебником.Самостоятельноеизучениетеоретическогоматериала.
Прочитайте, что говорится о диалоге в учебнике. Откройте его на странице 103, найдите параграф 48, изучите его и скажите, что вы узнали о диалоге? О чем мы еще не сказали?
Ответыдетей.
Учитель обобщает все сказанное. На слайде:
Диалог–разговордвухилинесколькихлиц.
Диалог состоит из реплик и слов автора. Слова каждого из участников диалога называются репли- кой.
Каждаярепликапишется сновойстрочкичерез тире.
Знакипрепинанияставятсятакже,какиприпрямойречи,нодиалогкавычкамине выделяется.
Еслисловарассказчикастоятпередрепликой,посленихставитсядвоеточие.
- Хочу обратить ваше внимание на то, что лишний раз не нужно употреблять в диалоге слова автора. Необходимость в них возникает лишь тогда, когда мы указываем, кому принадлежат слова.
ФИЗКУЛЬТ МИНУТКА. Закрепление.
Длятого чтобыхорошо усвоить тему, мызакрепимнапрактикевсе, что сказали о диалоге. Запиши- те в тетрадях:
Объяснительная работа. Как вы думаете, какое будет задание? Задание: правильно оформить диалог.
Тыпирогсъел?
Тыпирог съел?
Нет,нея!
Аещехочешь? Хочу!
Надоскеученица:(ТучкинаД.)
Тыпирог съел?
Нет,нея!
Аещехочешь?
Хочу!
Оценивание.
Работа в парах. – А сейчас поработайте в парах. Вы получаете карточку с незаконченным тек- стом. Прочитайте его. Можно ли назвать это диалогом? Что здесь отсутствует? (есть только вопро- сы, но нет ответов).
Атеперьдружнопоработайтевпарахивосстановите диалог.
Какоелюбимоеблюдоготовиттвоямама?–спросил Андрей.
,-сказал Витя.
Акакимблюдомтыеерадуешь?–поинтересовался Андрей.
,-ответил Витя.
Атеперьзапишитеотредактированныйтекствформедиалогавтетрадях,соблюдаявсезнаки препинания.
Ответыпар.
Работастекстом(текстнаслайдеинапартах)
Двеженщиныбраливодуизколодца.Подошлакнимтретья.Истаренькийстаричокнакамушек отдохнуть присел.
Вотговоритоднаженщинадругой:
Мойсынокловокдасилен,никтоснимне сладит.
Амойпоёт,каксоловей.Ниукогоголосатакогонет,-говоритдругая.
Атретья молчит.
Чтожетыпросвоегосынанескажешь?-спрашиваютеёсоседки.
Чтожсказать?-говоритженщина.-Ничегов нёмособенногонет.
Вотнабралиженщиныполныевёдраипошли.Астаричок -заними.Идутженщины,останавли- ваются. Болят руки, плещется в..да, ломит спину.
Вдругнавстречутримальчикавыб...гают.
Одинчерезголовукувыркается,колесомходит -любуютсяимженщины.Другойпеснюпоёт, соловьём заливается - заслушались его женщины. А третий к матери подб..жал, взял унеё вёдра тяжёлые и пот..щил их.
Спрашиваютженщиныстаричка:
Нучто?Каковынаши сыновья?
Агдежеони? -отвечаетстарик.-Ятолькоодногосынавижу! Задания:
–Ктознает,чтоэтозарассказ?Ктоегоавтор?Каковсмыслэтоготекста?(ВалентиныОсеевой
«Сыновья»)
–Устноопределитетипистильтекста(повествование, художественный)
– Выпишите выделенные слова, обозначьте орфограммуна месте пропуска букв.(1 у доски. Оцен- ка)
–Лексическая работа.
Ответыдетей.
Варяпоработалас толковымсловаремисейчаснамскажет,какоезначениеимеетэтослово.
Колодец-1.Узкая и глубокая,защищенная от обвалов яма для добывания воды из водоносных слоев земли.
2.Глубокаяяма,вертикальнаяскважина,служащаядляразличныхтехническихцелей. 4 -Кто разговаривает в данном тексте?
- Что вы заметили? Как оформляется диалог со словами автора и без них? (как прямая речь, но без кавычек).Молодцы!
Итоги урока:
Итак,что мы сегодня узнали о диалоге?
Диалог–разговор двух или нескольких лиц.
Диалог состоит из реплики слов автора.
Каждая реплика пишется с новой строчки через тире.
Знаки препинания ставятся так же,как и при прямой речи,но диалог кавычками не выделяется.
Нужноправильноиспользоватьсловаавторапридиалоге,избегаяслов-сорнякови повторов.
Рефлексия.Оценивая свою деятельность на сегодняшнем уроке,выберите фразу и продолжите ее:
Мне удалось…
Я могу себя похвалить… Мне было интересно… Мне было трудно…
Домашнее задание. (разноуровневое):
На«5»: составить и разыграть в паре диалог.
На«4»:упражнение.230
. Мама всегда помнит о своем ребенке, где бы он ни находился. Вот только мы — дети — не всегда это понимаем и не всегда должным образом благодарим за сделанное ими для нас.
Закончить урок мне бы хотелось такими словами:
На свете добрых слов немало, Но всех добрее и важней одно:
Из двух слогов простое слово“мама” И нету слов дороже, чем оно…
Музыка.